Методическая разработка на тему "Развитие эмоционального интеллекта у детей 3-4 лет"
методическая разработка (младшая группа)

Зотова Ольга Александровна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

Название раздела

Стр.

Содержание …………………………………………………………………………

1

Введение …………………………………………………………………………….

2

Методика развития эмоционального интеллекта детей 3-4 лет в ДОУ …………

3

Заключение ………………………………………………………………………….

5

Литература …………………………………………………………………………..

6

Приложение № 1. План работы по развитию эмоционального интеллекта дошкольников 3-4 лет в ДОУ ……………………………………………………...

       7

Приложение № 2. Паспорт лэпбука «Наши эмоции» ……………………………..

8


Введение

Дошкольное детство — уникальный период жизни ребёнка, когда у него формируются взаимоотношения с окружающими. Работая в детском саду, мной было отмечено, как не просто маленьким детям выстраивать отношения со сверстниками, а иногда и взрослыми. Малыша предостерегает много непонятных ситуаций, выход из которых для него не очевиден. Что делать, если отбирают игрушку? Стоит ли отобрать самому, если очень хочется? Как помириться, если ссора произошла? Как выбрать водящего? Как договорится и начать игру? Дети пробуют разные модели поведения, с которыми они знакомы (ударить, нажаловаться, поменяться, отойти в сторону и др.). Успешность формирования социально-коммуникативных навыков зависит не только от семьи, в которой воспитывается ребенок, но и от того, насколько методически грамотно педагоги дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) направляют социально-коммуникативное развитие малыша в коллективе детского сада. Особенно если речь идёт о ребятах младшего дошкольного возраста, которые ещё не имеют опыта общения в коллективе детского сада. А ведь именно такой опыт во многом определяет дальнейшее самосознание человека, его отношение к миру, людям и самому себе. Тот факт, что ребенок младшего дошкольного возраста восприимчив, неопытен, но уже стремиться к общению с окружающими людьми, обуславливает актуальность темы «Развитие эмоционального интеллекта у детей 3-4 лет».

Приступая к работе по данной теме, я поставила для себя следующие цели:

  • позитивная социализация детей второй младшей группы (развитие эмоционального интеллекта, развитие навыков общения с детьми и взрослыми, ознакомление с социально-приемлемыми способами разрешения конфликтов)
  • обобщение накопленного педагогического опыта по данной теме.

Для достижения данных целей, мной были сформулированы следующие задачи:

  • Расширить свои педагогические знания в области развития эмоционального интеллекта детей 3-4 лет;
  • Создать развивающую среду в группе для успешного развития социально-коммуникативных навыков;
  • Создать картотеки по теме (считалки, мирилки, картотека игра для «Утра радостных встреч»);
  • Систематически проводить с детьми работу по развитию социально-коммуникативных навыков, путем проведения бесед, чтения терапевтических сказок, оказания детям помощи в разрешении конфликтов экологичным способом для обоих сторон;

              Данная педагогическая разработка предназначена для педагогов дошкольного образования,

Методика развития эмоционального интеллекта

детей 3-4 лет в ДОУ

В период с сентября 2019 г. по май 2020 г.  Мной были изучены теоретические аспекты социально-коммуникативного развития дошкольников, а также методика формирования у детей дошкольного возраста социальных навыков, необходимых для успешного формирования эмоционального интеллекта.

После изучения теоретических вопросов, мной был составлен план бесед, которые были включены в полдневное планирование второй младшей группы. Мной были запланированы беседы по следующим темам: беседа «Мы такие разные», «Настроение», «Настроение бывает разным», «Забота о близких» (Приложение № 1). Проведение бесед позволило развивать понимание своих эмоций, а также формировать навык озвучивания своих эмоций (мне грустно, мне весело и т.п.). Также беседа «Забота о близких» способствовала развитию эмпатии у детей по отношению к родным.

Также мной была проведена работа по обогащению развивающей среды нашей группы, способствующей развитию коммуникативных навыков. Мной был создан стен «Здравствуйте, я пришел!». Стенд представлял собой магнитную доску, к которой крепились цветочки на магнитах с фотографией ребенка в центре. У мальчиков были синие цветочки, у девочек – красные. Приходя в группу, дети находили свой цветочек и крепили его к доске. Данной действие напоминало ребенку, о том, что необходимо поприветствовать детей и воспитателей. Ребенок чувствовал, что ему рады в группе, его ждали. Детей очень увлекла работа со стендом и сгладила неприятные переживания от расставания с родителями. Необходимо отметить, что без подсказки воспитателя дети стали использовать стенд «Здравствуйте, я пришел!» как макет социальных связей в группе. Они прикрепляли рядом цветочки детей, которые дружат друг с другом, или убирали свой цветочек подальше от обидчиков. Данная форма работы была занимательной и полезной и для детей, и для воспитателей, поэтому я планирую использовать ее и в следующем году. Стенд «Здравствуйте, я пришел!» станет хорошей традицией нашей группы.

Также мной был создан «Уголок дружбы», где были собраны правила дружбы, цветочек-мирилка, картотека мирилок и считалок. В процессе возникновению конфликтных ситуаций в группе по поводу выбора водящего, когда было сложно поделить игрушки, я приводила детей к мысли, что будет удобно воспользоваться считалочкой. Совместно с детьми выбирали считалку из картотеки и считались. Конечно, сначала проигравшим было сложно справиться с поражением, возникали обиды, но в течение учебного года дети привыкли к использованию считалок. Таким образом, дети не только познакомились с экологичным способом разрешения конфликтов, но и была создана зона ближайшего развития для перехода к играм с правилами в старшем дошкольном возрасте. Когда же между детьми происходила ссора, я предлагала детям воспользоваться мирилкой (специальным стишком типа «Мирись, мирись, и больше не дерись…»), иногда мы прибегали к помощи цветочка-мирилки. Необходимо отметить, что, примиряя детей, я сначала разбиралась в причинах конфликта, помогала детям договориться, установить очередность. И, когда конфликт, по сути, был разрешен, мы ставили точку в нем в виде мирилки. К концу учебного года я отметила, что дети стали самостоятельно мириться при помощи мирилок, и даже извиняться, если обидели своего одногруппника.

Уголок дружбы также был дополнен альбомом «Моя семья» с фотографиями семей воспитанников. Наличие такого альбома в группе позволяет не только снизить стресс от расставания с родителями, но и способствует созданию речевых навыков детей, т.к. стимулирует детей рассказывать друг другу о своих семьях.

Также в группе был создан уголок «Наши эмоции». Ребятам предлагалась прикрепить прищепку со своей фотографией на один из трех смайликов, отражающих основные эмоции человека: веселый, грустный, спокойный. Необходимо отметить, что детям данная форма работы показалась интересной, но на первых порах вызывала затруднение. Было отмечено, что детям сложно было не только озвучить, но и понять свои эмоции, прислушаться к себе.

Помимо этого, в нашей группе был изготовлен лэпбук на тему «Наши эмоции». (Приложение № 2). Работа с лэпбуком позволила развить представления детей о физиогномическом выражении эмоций, познакомила детей с необходимым набором вежливых слов и выражений, стимулировала развитие речи детей, а также способствовала созданию положительного эмоционального фона. В лэпбуке также были предусмотрены задания на развития мелкой моторики, такие как рисование карандашами эмоций по шаблонам, скатывание ленточки-«языка» в трубочку.

Необходимо отметить, что согласно ФГОС ДО вся работа с детьми по формированию эмоционального интеллекта велась в игровой форме, с использованием сюрпризных моментов и проблемных ситуаций. В свиязи с этим дети приобрели свой опыт по собственному побуждению (без давления взрослых). Объединённые общими эмоциональными проживаниями, дети сближались, налаживали коммуникацию. Также росла заинтересованность и активность детей.


Заключение

В результате проведенной работы во второй младшей группе детского сада отмечена положительная динамика по составляющим эмоционального интеллекта: самовосприятие, управление собой, социальная восприимчивость, управление отношениями.

В направлении самовосприятия дети познакомились с названиями основных эмоций, поупражнялись в осознании эмоций, а также учились делиться ими с окружающими. Этому способствовали беседы «Настроение», «Настроение бывает разным», работа с лэпбуком «Наши эмоции», работа в уголке «Наше настроение». Осознание и озвучивание эмоций позволило детям не только лучше понимать себя, но и снять эмоциональное напряжение, а также управлять собой.  Непосредственно со способами управления собой дети были ознакомлены в процессе восприятия ими терапевтических сказок.

Также в формировании самовосприятия, восприятия себя как отдельного человека в группе, и как части детского коллектива способствовала работа в уголке «Здравствуйте, я пришел!».

К концу учебного года было отмечено, что повысилась социальная восприимчивость детей, эмпатия. Для формирования данных качеств была проведена беседы «Мы такие разны», «Забота о близких», а также велась работа в «Уголке дружбы». Положительно сказалась на развитии эмпатии детей и совместное рассматривание фотографий в альбоме «Моя семья».

Также дети ознакомились с экологичными способами управлениями отношениями в детском коллективе, а именно научились бесконфликтному выстраиванию очередности в игре при помощи считалок, разрешать конфликты при помощи мирилок. Развитию навыков управления отношений способствовала работа в «Уголке дружбы», а также терапевтические сказки, разрешение проблемных ситуаций в игровой форме. Осознать социальные связи в группе, определиться со своими симпатиями в детском коллективе также способствовала работа в уголке «Здравствуйте, я пришёл!».

Таким образом, мной была отмечена положительная динамика в развитии эмоциональн6ого интеллекта детей второй младшей группы.


Литература

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с. (Правовая библиотека образования)
  • Н.В. Микляева, О.А. Тихонова, Т.А. Чудесникова, О.А. Шакирова «Развитие эмоционального и социального интеллекта у дошкольников». – М: «Аркти», 2019 г. – 160 с.
  • Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. «Занятия для детей 3-5 лет по социально коммуникативному развитию». – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 176 с.
  • Мосалова Л.Л. «Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста». – СПб.: «Детство-Пресс», 2011. – 80 с.
  • Интернет-ресурсы www.nsportal.ru, www.maam.ru 



Предварительный просмотр:

Приложение  № 1

Месяц

Мероприятие для детей

Мероприятия для родителей

Развивающая среда

Сентябрь

Создание альбома «Я и моя семья»

Октябрь

Беседа «Мы такие разные», Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова «Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию», стр. 26

Создание уголка дружбы (внесение в него картотеки считалок, мирилок, цветочка – мирилки, кубика-эмоций)

Ноябрь

Беседа «Настроение», Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова «Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию», стр. 28

Внесение лэпбука «Наши эмоции», Оформление уголка «Здравствуйте, я пришел!»

Декабрь

Дидактические игры на развитие эмоционального интеллекта

Январь

Дидактические игры на развитие эмоционального интеллекта, беседа «Настроение бывает разным», Мосалова Л.Л. «Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста», стр. 23

Февраль

Дидактические игры на развитие эмоционального интеллекта

Создание дидактической игры «Мое настроение»

Март

Дидактические игры на развитие эмоционального интеллекта , «Забота о близких», Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова «Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию», стр. 48

Папка-передвижка для родителей на тему «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста».

Создание картотеки игр на развитие эмоционального интеллекта, изготовление атрибутов для театра эмоций, подготовка спектакля по терапевтическим сказкам

Апрель

Работа над спектаклем по терапевтическим сказкам

Пополнение картотеки релаксирующих мелодий

Май

Работа с альбомом «Вот он я!»

Изготовление альбома «Вот он я!»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"

Методические рекомендации содержат краткую характеристику понятия - эмоциональный интеллект, компетенции эмоционального интеллекта, методы формирования эмоционального интеллекта у детей дошкольного во...

Медодическая разработка «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

Эмоциональный интеллект играет важнейшую роль в жизни и карьере каждого человека. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявился и сработал, он должен развиваться не путем тренингов и...

Методические рекомендации "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"

Понятие эмоционального интеллектаПроблема эмоциональной культуры человека оставалась актуальной на протяжении всей истории человеческого общества.Современные  философы вслед за мыслителями д...

Методическая разработка коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоционального интеллекта для детей с ОВЗ (ТНР) «Путешествуем вместе».

Способность распознавать свои эмоции и эмоции окружающий, понимать и учитывать мотивацию и желание собеседников являтся залогом успешной адаптации в окружающем мире. Представленные материалы направлен...

«Лучшая разработка занятия педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

laquo;Лучшая разработка занятия педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»«Мама солнышко родное»...

Методические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

В методических рекомендациях представлены теоретические основы и предложены практические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.  Также, в качестве пример...

Методическая разработка в образовательной области «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»

Пояснительная запискаЭмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность человека распознавать, понимать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей. Он включает в себя умение распозна...