Статья "К СЛОВУ ОБ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ"
статья

Алексеева Татьяна Васильевна

СТАТЬЯ ОБ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_slovu_ob_otsenke_kachestva.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель

Воспитатель ГБДОУ 15 Пушкинского района СПб

Алексеева Т.В.

К СЛОВУ ОБ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Одним из основных критериев успешной творческой деятельности каждого педагога является результативная  деятельность методических объединений как процесс освоения новых средств, методов, методик, технологий, программ, позволяющих развиваться, добиваться качественно новых результатов и становиться необходимыми для детей, родителей, общества.

В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы дается возможность на  поддержку сетевых методических объединений и их дополнительное финансирование.

При этом совершенно очевидно, что возникновение, функционирование и развитие деятельности сетевых методических объединений обусловлено в первую очередь наличием у педагогических коллективов опыта создания и работы методических объединений на уровне образовательной организации, района, города.

Между тем, возникает трудность в создании методического объединения, так как в статье 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015), признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

Наряду с этим, следует отметить, что функционирование методических объединений педагогов не является обязательным в системе образования, что объясняет их частичное присутствие или отсутствие в дошкольных образовательных организациях и в отдельных районах города.

Тем не менее, результаты исследований (В.Г.Воронцовой, Г.В.Галкиной, Г.В.Глинкиной,  Н.Е.Елжовой, О.В. Рыбиной, Н.В.Соловой) подтверждают целесообразность и необходимость функционирования методических объединений педагогов.

Н.Е.Елжова определяет деятельность методических объединений, как структурное подразделение образовательной организации, способствующее совершенствованию методического обеспечения образовательных программ и росту профессионального мастерства педагогов на основании указанных приоритетов.

В то время как В.И.Ерошина определяет методическое объединение, как форма методической работы в профессиональной деятельности педагога.

В целом, деятельность методического объединения регламентируется  Законом  РФ «Об образовании в РФ», нормативными документами Министерства образования, локальными документами, определяющими цели и задачи методической работы в целом.

В науке предпринята попытка раскрыть основное назначение методических объединений как способа осуществления методического сопровождения деятельности педагогов (Н.Н.Бояринцева, С.Н.Митин, В.А. Новицкая, П.И.Третьяков); как содействие в полноценном личностном и профессиональном развитии педагогов (И.В.Волгина, О.В.Жукова, Н.В.Панова, Г.П.Чепуренко и др.); как средства внедрения в практику образования новых педагогических технологий (И.Т.Богдан, Н.А.Воробьева, О.Ф.Рудой и др.); как возможность повышения квалификации педагогов на рабочем месте (А.И.Жилина, П.Г.Постников, Л.Ф.Савинова и др.). Г.В.Глинкина определяет  цель методических объединений как эффективное использование и развитие профессионального потенциала педагогов, организация методической работы, направленной на достижение и поддержания высокого качества воспитательного процесса. Л.Н.Галкина, раскрывает функции методических объединений: аналитическая - направленная на выявление актуальных проблем вызывающих особые затруднения педагогов для дальнейшей их проработки; информационная - изучение нормативной и методической документации; организационно-методическая - организация и проведение конкурсов, открытых мероприятий с целью ознакомления с педагогическим опытом);  консультационная - оказание необходимой помощи педагогов в вопросах использования нормативной и методической документации, организации опытно-экспериментальной работы, повышение квалификации.  

В положении о методическом объединении педагогов организации отмечается, что деятельность методических объединений может осуществляться с использованием следующих технологий: круглые столы, совещания и семинары; открытые мероприятия; лекции, доклады, сообщения, дискуссии; проведение методических недель.

В исследовании Н.В.Соловой, результатом методического объединения является  использование новых методик и технологий  в процессе работы педагога. По словам В.Г.Воронцовой, преимущество  деятельность методических объединений педагогов в повышение квалификации на рабочем месте.

Е.Н. Елжова указывает, что, несмотря на значимость деятельности методических объединений, появляется ряд проблем: ориентация  педагога на методическое совершенствование, а не на обновление содержание образования;  многие педагоги сталкиваются с большим объемом бумажной работы; ни один федеральный закон не требует обязательной организации деятельности методических объединений, создать данный вид деятельности возможно с использованием локального документа «Приказ о создании методической деятельности».

В исследованиях И.Т.Богдан, Н.А.Воробьевой раскрываются определенные предпосылки необходимости  оценки качества деятельности методических объединений, но при этом не четко обозначены критерии для ее проведения.

Повышение качества образования по прежнему остается одной из ключевых задач развития образования и приоритетной задачей, требующей поиска средств ее достижения. Обеспечение качества является важной задачей в условиях рынка, конкуренции и демократических перемен. По мнению Л.А.Громовой, С.Ю.Трапицын качество становится важнейшим фактором повышения уровня жизни, моделью развития общества.

Рассматривая деятельность методических объединений, как один из способов повышения качества деятельности дошкольной образовательной организации, следует изучить лучший опыт функционирования методических объединений, условия эффективности их работы для последующего описания и его распространения.

Таким образом, очевидно, что одной из актуальных исследовательских задач может быть разработка механизмов оценки качества деятельности методических объединений. Но на сегодняшний день нет выработанного подхода к процедуре оценки деятельности методических объединений.

Исследования проблемы оценки качества образования уверенно лидирует в информационном пространстве в последние несколько лет (И.Н.Есенина, Л.Н.Гулкина, О.А.Шиян, Е.Г.Юдина и др.) Феноменологический анализ понятия «оценка качества деятельности» изучался различными авторами (Л.А.Громова, С.Ю.Трапицин, В.В. Тимченко и др.). В трудах Е.Г. Юдиной отмечается важность использования оценки качества дошкольного образования, подчеркивается характер экспертизы «Процесс экспертизы должен носить характер не столько контроля, сколько средства профессионального развития участников деятельности».

Е.В.Чернышова и О.И.Пятковский определяют оценку качества деятельности педагогов как обязательное условие обеспечивающее функционирование системы управление качеством образования, так как позволяет контролировать изменения и активность работы, выявлять и поддерживать положительные тенденции в работе педагогического состава.

Накоплен богатый исследовательский материал, обращенный к проблемам создания механизма оценки качества (И.В.Григоров, А.А.Коваленко, С.В.Королева, Л.А.Повеле, Н.П.Пучков,  В.А.Самойлов, С.И.Тормасин). Проблема оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников исследуются в ряде научных и диссертационных работ: анализ качества педагогической деятельности и педагогического мастерства ( Л.А.Беляева, М.С.Гвоздева, Н.Л.Киселева, Ю.А.Конаржевский, В.Д.Семенов, А.И.Субетто, Л.П.Тихонова и др.), исследование деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения (Ю.К.Бабанский, Н.И.Лапин, И.И.Митина, Т.А.Павленко, А.И.Пригожин и др.), оценка педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения (К.Ю.Белая, Л.М.Денякина, А.Н.Морозова, Т.И.Оверчук, Л.В.Поздняк, Р.Б.Стеркина, Л.И.Фалюшина и др.). Однако механизм оценки качества деятельности методических объединений педагогов дошкольной образовательной организации в этих работах не рассматривался.

Ориентируясь на анализ психолого-педагогической литературы, можно отметить, что с одной стороны имеется незначительный теоретический и эмпирический материал отражающий формирование оценки деятельности методических объединений педагогов, с другой стороны недостаточно выявленные компоненты критериев и показателей оценки качества деятельности методических объединений педагогов дошкольных образовательных организаций. Разработка механизма оценки качества деятельности методических объединений педагогов дошкольных образовательных организаций выступает как объективная необходимость, обусловленная запросами современного образования и недостаточным уровнем теоретической разработки данной проблемы.

Мы поставили перед собой цель разработать механизм оценки   качества деятельности методических объединений педагогов дошкольных образовательных организаций. Механизм поможет администрации и педагогическому коллективу выявить качества деятельности методических объединений педагогов дошкольных образовательных организаций, для  необходимости проведения эффективных управленческих решений (определения причин затруднений, сильных сторон деятельности методических объединений, ресурсов развития). При эффективной деятельности методических объединений педагогов дошкольных образовательных организаций будет отмечаться рост профессионального мастерства, совершенствования методического обеспечения, в частности образовательных программ, удовлетворенность педагогов в деятельности методических объединений, результативность. При разработке механизма оценки   качества деятельности методических объединений педагогов дошкольных образовательных организаций необходимо учитывать следующие требования, которые представлены Л.Ф.Медведниковой:

1. Необходимо строить механизм оценки качества деятельности методических объединений педагогов дошкольных образовательных организаций с учетом принципов. Например, существуют принципы разработанные Т.Казарицкой, И.Головановой, Л.Каплич, И.Уваровой, Т.Цветковой. Разберем некоторые из них.

-принцип систематичности. При предлагаемом подходе, деятельность методических объединений педагогов оценивается с момента его внедрения в дошкольные образовательные организации и оценивается регулярно, циклично;

-принципы комплексности, всесторонности. В основе системы принципов лежит  целостная структура компетентности педагога, учитывающая все компоненты деятельности методических объединений педагога;

-принцип относительной объективности. Данная особенность обусловлена комплексным характером оценки качества, наличием четких дифференцированных критериев и возможность оценить качество деятельности методических объединений в количественном отношении (формы оценки снабжены соответственными шкалами, позволяющими оперативно и относительно подсчитывать результаты);

-принципы прозрачности и партнерства участников. Педагог вовлекается в процесс оценки деятельности методических объединений. Это достигается за счет открытости и доступности материала оценки качества и за счет регулярной самооценки.

2. При разработке механизма оценки качества деятельности методических объединений педагогов необходимо учесть, то, что данная оценка может быть как внутренней (локальный уровень – администрация, педагоги), так и внешней (муниципальный и региональный уровни – органы управления образованием, контроля и надзора).

3. Механизм оценки   качества деятельности методических объединений педагогов дошкольных образовательных организаций может включать в себя сочетание нормативно-ориентированного, содержательно-целевого, организационно-технического, мотивационно-личностного, контрольно-диагностического и коррекционно-аналитического компонентов с учетом которых необходимо определить критерии и показатели.

По данным требованиям выстроена модель оценки качества профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений (Л.Ф.Медведникова). В данной модели приведены в пример критерии и показатели. Например, критерий – нормативно-правовое обеспечение, показатели – выполнение законодательных актов, применение на практике положение педагогики и педиатрии, культура делопроизводства; критерий – соответствие содержание целям дошкольного образования, показатели – педагогические знания соответствующие стандартам; критерий – деловые и личностные качества педагогов, критерии – интерес к педагогической профессии, ответственность, повышение квалификации и др. Модель не соответствует заявленной теме, так как задача исследователя обозначается созданием модели оценки качества профессиональной деятельности педагогов, которая позволит охарактеризовать все этапы работы педагога. В случае разработки механизма оценки качества деятельности методических объединений, необходимо ориентироваться только на данную деятельность.

Механизм оценки качества деятельности методических объединений педагогов дошкольных образовательных организаций предполагает использовать следующие критерии и к нему ряд показателей:

I Критерий - оценка результативности деятельности методических объединений педагогов ДОО

Показатели:

- как оцениваются особенности уровня образования, стража, профессиональные потребности организации деятельности методических объединений (не учитывается, учитывается частично, учитывается полностью);

- каковы профессиональные достижения педагогов после деятельности методических объединений (отсутствует, по отдельным направлениям, по всем направлениям);

- каким образом данные показатели уровня профессиональной компетентности педагога соотносятся со среднестатистическими по микрорайону, по городу, по области и др. (ниже, идентичны, привышают);

- удовлетворены ли педагоги результатами деятельности методических объединений (формой организации, технологией вовлечения, взаимодействие с другими педагогами, уровнем компетентности методистов, созданием условий) (неудовлетворенны, удовлетворены частично, удовлетворены полностью);

-имеет ли место наличие социальных связей и совместных проектов, позволяющих повысить качество деятельности методических объединений (не имеет, имеет);

-какова степень открытости информации о деятельности методических объединений (низкая, средняя для целевых групп, общая для общества).

II критерий - оценка организации процесса деятельности методических объединений педагогов ДОО

Показатель:

-обновляется ли содержание и формы работы с педагогами в работе методических объединений (не обновляются, обновляются частично, обновляются систематически);

III критерий - оценка условий деятельности методических объединений педагогов ДОО

Показатели:

-повышается ли педагогическая компетентность педагогов ДОО (нет, да);

-обобщается ли, распространяется и каким образом опыт педагогов в условиях работы методических объединений (нет, да);

-насколько рационально используются финансовые, кадровые, материально-технические, научно-методические, временные средства ДОО (нерационально, рационально).

Оценка качества деятельности методических объединений педагогов предположительно проходит в пять этапов (Л.Ф.Медведникова):

Первый этап – подготовительный. Обеспечение нормативно-правовой базой, материально - техническими условиями, подготовка необходимых оценочных материалов.

Второй этап - организационный. Определение регламента работы с оценочно - измерительными материалами, содержания и методов оценки качества деятельности методических объединений педагогов дошкольных образовательных организаций.

Третий этап – исследовательский. Оценка полноты и достоверности представленных материалов.

Четвертый этап – обработка полученных данных. Составление протоколов, заключений, информирование педагогов, планирование мероприятий по коррекции деятельности методических объединений педагогов.

Пятый этап – принятие решения. Анализ хода и результатов оценки качества деятельности методических объединений педагогов.

Подведя итог, хочется отметить, что в статье представлен примерный механизм оценки качества деятельности методических объединений педагогов ДОО. С помощью оценки качества деятельности методических объединений можно выявить исходный уровень данной деятельности в ДОО, установить причинно-следственные связи, определить имеющиеся трудности и проблемы, наметить пути их решения. В дальнейшем механизм сможет подвести к коррекционным мерам, эффективным управленческим решением и позволит достичь эффективную деятельность методических объединений педагогов ДОО.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городское методическое объединение специалистов дошкольных образовательных организаций: учителей-логопедов, учителей-дефектологов

Тема методического объединения: «Совершенствование профессиональной компетентности учителей-логопедов, учителей-дефектологов ДОУ при работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Перспективы работ...

Приказ УО от 22.05.2015г. №791 "Об итогах проведения заседаний районных методических объединений педагогов дошкольных образовательных организаций в мае 2015 года"

Приказ УО от 22.05.2015г. №791 "Об итогах проведения заседаний районных методических объединений педагогов дошкольных образовательных организаций в мае 2015 года"...

Развитие волевых качеств дошкольника. Методические рекомендации педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям.

В данной статье описываются особености эмоционально -волевой сферы дошкольников, а также даны рекомендации  педагогам и родителям по развитию волевых качеств у детей....

Методические рекомендации педагогам дошкольных образовательных организаций и родителям детей дошкольного возраста на период предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции

Авторы-составители:Лапшина Т.В. – заведующий Центром развития дошкольного и начального образования ГБОУ ДПО РК КРИППО;Кемилева Э.Ф. – методист Центра развития дошкольного и начального обра...