«Методическая разработка по организации совместной работы музыкального руководителя и педагогов ДОО» Тема: «Зимушка - зима!»
методическая разработка (старшая группа)

Каурцева Нина Николаевна

Методическая разработка направлена для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности с логопедическим заключением- ОНР (III уровень речевого развития). Раскрывает вопросы взоимодействия музыкального руководителя и педагога через игровые моменты для достижения эффективного высокого результата.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования   «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое»»

664528, Иркутская область, Иркутский р-он, р.п. Маркова, ул. Изумрудная, 8

тел.8(3952)488174

«Методическая разработка по организации совместной         работы музыкального руководителя и педагогов ДОО»

Тема: «Зимушка - зима!»

                                                                                   Выполнила работу:

Музыкальный руководитель:

                                                                          Каурцева Нина Николаевна

Аннотация

Методическая разработка направлена для воспитанников  старшей группы компенсирующей направленности  с логопедическим заключением: ОНР (III уровень речевого развития).

Раскрывает вопросы взаимодействия музыкального руководителя и педагога через игровые моменты для  достижения эффективного, высокого результата.  

Содержание

  1. Аннотация………………………………………………………...
  2. Введение…………………………………………………………..
  3. Основная часть……………………………………………………6-10стр.
  4. Заключение………………………………………………………..
  5. Список литературы………………………………………………

Введение

Реализация коррекционно-развивающих задач именно на интегрированных занятиях является для нас актуальной. Это связано с тем, что мы можем одновременно реализовывать следующие

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

- обогащать словарь детей, формировать грамматические категории;

- формировать умение слушать и слышать музыкальное произведение;

- совершенствовать умение двигаться в соответствии с характером музыки.

Коррекционно - развивающие:

- способствовать развитию динамической координации движений, пространственной организации движений, общей, мелкой  и артикуляционной моторики;

- развивать чувство ритма и темпа;

- развивать объем физиологического и речевого дыхания, силу, выразительность и высоту голоса;

-развивать произвольное внимание, фонематический слух, двигательную память.

Коррекционно - воспитательные:

- создавать условия для хорошего настроения детей;

- воспитывать любовь к музыке;

- воспитывать эмоционально – волевую сферу.

Музыкальный руководитель и педагоги ДОО являются взаимодополняющими пазлами в учебном процессе. Это взаимодействие  комплексных и системных подходов к решению проблем, связанных с речевыми и познавательными нарушениями у детей.

 В нашем дошкольном учреждении постоянно работает группа компенсирующей направленности  с логопедическим заключением: ОНР.

Педагоги нашего детского сада нашли оптимальное решение в работе с такими детьми – проведение интегрированных занятий. Такие занятия решают многие задачи развития детей, строятся на разных видах деятельности и позволяют не превышать допустимый объем учебной нагрузки.

 В организации и проведении интегрированных занятий  музыкальный руководитель участвует совместно с учителем-логопедом,  воспитателями, педагогом-психологом, педагогом по физической культуре. Тема занятия определяется исходя из тем, которые выделены в образовательной программе.

В данной методической  разработке мы увидим проведение интегрированного занятия с учителем–логопедом.

Важно отметить, что любая образовательная деятельность строится с учетом возрастных особенностей детей. В связи с этим временные рамки варьируются от 20 минут до 30 минут.  Взаимодействие музыкального руководителя и участников воспитательно-образовательного процесса осуществляется по разработанной модели занятия, которая позволяет скоординировать деятельность взрослых по отношению к воспитанникам и спрогнозировать положительные результаты:

1. Приветствие (своеобразный ритуал, который позволяет настроиться на совместную деятельность).

2. Введение в тему («сказочный» момент, создание проблемной ситуации).

3. Игры и упражнения по теме занятия (выполняют всю смысловую нагрузку, позволяют сконцентрироваться на основном и раскрыться внутреннему потенциалу каждого ребенка).

4. Физкультминутка (подбирается по теме занятия, может проводиться между играми и упражнениями).

5. Творческое задание (позволяет раскрыть каждому ребенку свои творческие способности, воображение).

6. Решение проблемной ситуации, прощание (ритуал окончания занятия.

 Основная цель: создание условий для формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Профилактика и коррекция речевых нарушений у детей посредством ритмо-музыкальных игр и упражнений, сопровождающихся речью.

       В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игровая деятельность. Отсюда и выбор метода – игра, которая включает в себя элементы сказкотерапии, арттерапии, музыкотерапии. В игровой форме ребенок знакомится с окружающим миром, обогащает словарный запас, развивает мыслительные операции и речь, учится общаться со сверстниками и взрослыми, повышает уверенность в себе, сохраняет свое эмоциональное благополучие.

Основная часть.

Вашему вниманию предоставляется одна из разработок интегрированного занятия музыкального руководителя и педагога-логопеда. В данной разработке  мы будем прослеживать алгоритм или схему занятия, которая была указана «Введении».

  1. Организационно - мотивационный этап, приветствие:

Звучит музыка № 1(Папка оптимальная подборка дидактических средств), дети с учителем-логопедом входят в музыкальный зал, проходят на стульчики. (слайд № 1)

Муз. руководитель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга по музыкальному.

С добрым утром!

С добрым днем!

С новым солнцем за окном!

Утро доброе встречай,

День хороший начинай!

Здравствуйте, ребята! Здравствуйтеее!  

Вдруг кто-то стучится в дверь.

Уч. логопед: Ребята слышите, кто-то стучится. Я посмотрю (открывает дверь). Это был почтальон, загадочное письмо передал для нас (показывает «загадочное письмо», которое принес почтальон) Прочтём письмо? (и предлагает его прочитать).

Муз. руководитель:  Ребята, здесь загадка, но не простая, а про времена года! Давайте отгадаем! (слайд № 2)

С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла... (Зима)

  1. Основной этап.

2.1 Этап постановки проблемы.

Муз. руководитель:  Ребята, посмотрите, в конверте ещё есть снежинки. А что с ними делать мы узнаем позже.

      2.2 Этап ознакомление с материалом.

Уч. логопед: Ребята! Вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить? (Ответы детей.) Да, правильно, сегодня мы будем говорить о замечательное времени года, о зиме.

- Игра с  картинками времён года. (слайд № 3)

Уч. логопед: Вот и наступила Зимушка - зима! Вы ей рады? (Ответы детей) Ребята, посмотрите, перед вами сюжетные картинки с изображением времен года (на интерактивном комплексе 4 сюжетных картинки: весна, осень, зима, лета). Определите, на какой по счету картинке изображена зима. И расскажите, почему вы так думаете? (Дети отвечают, в зависимости от изображения на картинке, называют признаки зимы,  логопед  добивается полного ответа). А после какого вмени года наступает зима (Ответы детей), а после зимы какое время года (Ответы детей), а после весны (Ответы детей), после лета? ((Ответы детей) Дети определяют последовательность сюжетных картинок времён года).

- Упражнение: «Подбирай, называй, запоминай». (слайд № 4) 

Уч. логопед: - А зима (она какая?)

Дети:  Холодная, морозная, волшебная, сказочная, снежная, …

- Артикуляционная гимнастика: «История весёлого язычка»

Уч. логопед: Ребята, а у нас для вас есть зимняя история называется «История веселого язычка». Поиграем с язычком? (Ответы детей)

Уч. логопед: Наступила зима «Улыбка» Мы во двор пошли гулять «Лошадка»
Раз, два, три, четыре, пять  «Лошадка». Бабу снежную лепили «Надувание щёк». На качелях веселились «Качели». А потом с горы катались «Горка». А еще в снегу валялись «Футбол». Тучи снежные пришли «Спокойное открывание и закрывание рта». Посмотрели на часы «Часики». Все в снегу домой пошли «Лошадка». Чай попили «Чашечка» и отдыхать пошли «Улыбка».

- Развитие чувство ритма и темпа музыка № 2(Папка оптимальная подборка дидактических средств)   Звучит фонограмма «метели».

Муз. руководитель: Ребята, нам  метель принесла снежные тучи, а в месте с ними и снежинки.  Давайте поиграем со снежинками.

Логоритмическая танец  . П. И. Чайковский« Щелкунчик» (Папка оптимальная подборка дидактических средств)  (под стульчиками, дети берут декоративные снежинки для  исполнения танца при помощи рук).

- Развитие  физиологического и речевого дыхания. (слайд № 5)

 Уч. логопед: Со снежинками мы поиграли, к сожалению снежным тучам  пора лететь дальше. Что нужно тучам, чтоб они полетели?  (Ответы детей). Давайте мы подуем вместо ветра.

Упражнение на физиологическое дыхание «Ветерок»: Вдох глубокий через нос – длительный выдох через рот - губы трубочкой (3 раза)

Упражнение на речевое  дыхание «Песня ветерка»

А какую песенку поёт ветер: Вдох глубокий через нос – длительный выдох через рот - губы трубочкой произносим звук: уууу УУУУУУ, ууууу….(3 раза). Молодцы! 

- Звучит фонограмма «метели». музыка № 2(Папка оптимальная подборка дидактических средств)  (слайд № 6)

Уч. логопед: Ребята, что это за звук, слышите?.(Ответы детей). Метель приглашает нас побывать на зимней лесной поляне. Полетели!? (Ответ детей) (Дети встают в круг)

«Глаза закрывайте, немного помечтайте.

С метелью  я подружусь, на поляне окажусь!»

Муз. руководитель: Ребята! Посмотрите, какая замечательная зимняя, лесная поляна! Музыка № 2(2) (Папка оптимальная подборка дидактических средств)

Настроение волшебное. Зимушка – зима пришла в наш край, тепло и солнышко уводит,  стужу – холод приводит.

- Развитие общей моторике.  

Уч. логопед: А давайте вспомним, какие дикие животные живут в зимнем лесу? (Ответы детей).  А кто из диких животных зимой спит? (Ответы детей) Молодцы!

Разминка «Животные в зимнем лесу»   (слайд № 7) 

Мы сейчас будем называть диких животных, а вы будите их изображать.

Белка                        (Изображают белку и прыгают прыг-прыг-прыг)

Медведь                   («Спят»)

Волк                         (Изображают волка и рычат)

Заяц                          (Изображают зайца и прыгают скок-скок-скок)

Ёж                            («Спят»)

Хитрая лиса            (Изображают лису)

- Уч. логопед: Прекрасное время года – зима! А как она красива!  

- Муз. Руководитель: Зима своей красотой всегда вдохновляла поэтов, художников, композиторов. Поэты сочиняли прекрасные стихи. Композиторы описывали восхищение с помощью музыки. Давайте и мы послушаем музыкальное произведение и увидим зимние пейзажи родного края.

Слушание: «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковский (Папка оптимальная подборка дидактических средств), видео ролик.

( Дети сидят на стульчиках. Просмотр слайдов на тему «Зимняя природа»

- Уч. логопед: Какое настроение передает музыка? (Ответы детей). Действительно, в музыке слышно, как, набирая силу, зима вступает в свои права.

- (Фоновая музыка пение птиц) музыка № 5 (Папка оптимальная подборка дидактических средств)   (слайд № 8)

Уч. логопед: Ребята, слышите! Птицы чирикают. А какие птицы  живут с нами зимой? (Ответы детей).  Значит они какие?  (Ответы детей).

- Развитие мелкой моторики.

Логоритмическое  упражнение «Зимующие птицы» (Повтор упражнения 2 раза).

Муз. Руководитель и уч. логопед:

Птицы зёрнышки клевали (Пальцы правой руки соединить  изображая клюв стучать о левою ладонь изображая как птицы клюют зернышки в кормушке)

Птицы зёрнышки клевали (Пальцы левой руки соединить  изображая клюв стучать о правою ладонь  изображая как птицы клюют зернышки в кармушке)

И вокруг зернышек летали. (Кисти рук - «птицы» дети  медленно вращают кистями)

- Упражнение: «Зимний».

Уч. логопед: Как морозно стало вокруг, чувствуется  Зима! Так и хочется поиграть!

У нас есть веселые снежки (нежный ком), сейчас мы будем вам называть слова, а вы ловите снежный ком, повторяете наши слова, но перед ними поставьте нужное слово «Зимний» (дети встают в круг.)

Проводится игра со словами (по очереди уч. логопед и муз.  руководитель): день, погода, настроение, месяц,  лес, деревья, забавы, природа, узор, дорога.

       2.3 Этап практического решения проблемы.

- Подвижная игра «Снежки » музыка № 1(Папка оптимальная подборка дидактических средств)

Муз. руководитель: А во что ещё можно поиграть со снежками? (Ответы детей). Ребята мы  вас приглашаю на зимний лесной поляне поиграть в снежки, делимся на две команды (детям дается корзина снежков и под музыкальное сопровождение играем в снежки)  (дети собирают снежки в корзину и остаются стоять в кругу).

Ребята, а помните, что в конверте нам прислали снежинки. (Ответы детей). Молодцы!

-  Упражнение «Лепим снеговика» (слайд № 9)

Уч. логопед: Давайте из снежинок кого-нибудь слепим. Кого можно слепить из много, много снежинок? (Ответы детей) (Дети из снежинок лепят снеговика).

Какие вы молодцы! Какой снеговик получился у нас? (Ответы детей).

Поскольку снеговик сказочный, по волшебству он может превратиться в ….., как вы думаете в… (Даётся подсказка: в ёлочную игрушку, в снеговика наклейку, в мягкую игрушку… )? (Ответы детей). А давайте скажем волшебные слова и вернемся в зал со снежной лесной поляны и сами увидим в кого же превратиться наш снеговик.

«Глаза закрывайте, немного помечтайте.

Со снеговиком я подружусь, и в детском саду я окажусь!»

(Дети открывают глаза и видят, что снеговик превратился в декоративную наклейку- картинку «Снеговик»)

Уч. логопед: Ребята, посмотрите скорей, в кого же превратился наш снеговик? (Ответы детей). Совершенно верно, наш снеговик превратился в зимнее украшение наклейку-картинку «Снеговик». Здорово? (Ответы детей)

  1. Заключительный этап.

Муз. руководитель: Ребята, и мы хотим подарить каждому из вас этих снеговиков. Чтобы они напоминали вам о нашей зимней встречи. А в замен вы расскажете нам, что вам сегодня больше всего понравилось! (Ответы детей). (Уч. логопед и муз. руководитель раздаёт наклейки- картинки «Снеговик» воспитанникам). (Дети занимают свои места).

Уч. логопед: А о каком времени года мы говорили? (Ответы детей). Молодцы!

Муз. руководитель: Как хорошо, что мы с вами встретились и прекрасно провели время!

Уч. логопед:

Ну, а нам пора прощаться,            

В путь-дорогу отправляться.

Детский сад уж ждет в группе своих ребят!    

 (Завершение ОД по музыкальному (ДО-СВИ-ДА-НИЕ) (слайд № 10)                                                            

Заключение.

   Человек с момента своего рождения окружен различными звуками. Он слышит голоса родителей, шумы природы и, конечно же, музыку. Музыка начинается с песенок, напеваемых мамой, затем приходят музыкальные увлечения. И, в итоге, музыка настолько прочно входит в жизнь человека, что без нее он себя уже не мыслит.   Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее почувствовать. Актуальность темы заключается в том, что музыка является важным компонентом в интегрированном занятии. В данной разработке считаю что поставленная цель достигнута, задачи выполнены.

Наблюдается положительная динамика:

1. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей воспитанников.

2. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка.

3. Повышение уровня речевого развития.

4. Стабильность физической и умственной работоспособности.

Результативность музыкально-коррекционных и интегрированных занятий наглядно прослеживается на динамике психического и речевого развития воспитанников:  в формировании у них чувства уверенности в своих силах, гармонизации эмоционально-личностной сферы через общение с музыкой. Здесь в полной мере срабатывает принцип: музыка радует, музыка лечит, музыка воспитывает.

В безбрежном звуковом море музыкальные звуки особенно влекут детей, и не следует нам проходить мимо благодарной задачи: помочь ребенку сделать верные, нужные шаги к тому, чтобы музыка стала богатейшим достоянием его жизни. Воспитание чувств – одна из важнейших задач гармонического развития личности. И с точки зрения этой задачи главным на первом этапе может быть и не музыка сама по себе, а музыка как замечательное воспитательное средство; постигая мир музыкальных звуков, ребенок учится слушать и слышать окружающий мир.

                        

                                                      Список    литература.

1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981

2.Постоева Л.Д., Лукина Г.А. Интегрированные развивающие занятия для дошкольников. – М.: Национальный книжный центр, 2011 г.

3.Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании. Психологическая наука и образование . –  №3 2013г.

4.Миронцева С.М. Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития дошкольников. – СПб.: ООО «Детство-пресс», 2012 г.

5.Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. «Учитель», 2013г

6. Каплунова И.,Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм» изд. «Композитор» Санкт – Петербург 2007г.

7.  АнтиповаА.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду» Москва «Сфера» 2003г.

8. Программа музыкального  воспитания «Старшая группа» «Ладушки»  И. М. Каплуновой,  И. А. Новоскольцевой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной работы музыкального руководителя и специалистов ДОУ

Формы  приемственности  в организации пед. процесса...

Методическая разработка: «Инновационные методы в работе музыкального руководителя ДОУ»

При создании развивающей предметно‐пространственной среды для музыкального развития дошкольников учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспитан...

Методическая разработка: Инновационные методы в работе Музыкального руководителя ДОУ

При создании развивающей предметно-пространственной среды для музыкального развития дошкольника учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспитани...

Методическая разработка «Использование ИКТ в работе музыкального руководителя ДОУ»

Использование информационно-компьютерных технологий  в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения....

«Организация совместной деятельности музыкального руководителя и педагогов ДОУ», консультация. 30.05.2019 г.

Организация совместной деятельности музыкального руководителя и педагогов...

Методическая разработка: Инновационные методы в работе Музыкального руководителя ДОУ

Методическая разработка: Инновационные методы в работеМузыкального руководителя ДОУОрлова Анна Александровна - музыкальный руководительДетский сад г. Рыбинска №51 При создании развивающей предмет...