ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ
статья

Грезнева Александра Васильевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grezneva_intellekt_karty_v_obrazov_protsesse.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ

 

Умение структурировать информацию становится необходимым в современном мире, поскольку способствует отбору и систематизации информации. Для того, чтобы справляться с постоянно растущим потоком информации и при этом не тратить много времени на обработку информации, а также принимать правильные решения, сегодня все больше и больше применяются инновационные методы. Для усвоения увеличивающегося объема учебного материала за ограниченное время необходима интенсификация образовательного процесса за счет систематизации, структурирoвания информации. Выбор новых методов и активных средств также позволяет решить указанную проблему. Одной из современных методик структурирования информации является использование интеллект карт [1].

Интеллект карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме. По своей сути, интеллект карта – это инструмент визуального представления и записи информации, отличный от привычного линейного способа. Это особый вид творчества, который развивает наше мышление и память. Примеры создания интеллект карт можно встретить в научных трудах, написанных более столетия назад. Более широкое их применение началось благодаря английскому психологу Тони Бьюзену, который начал разрабатывать концепцию ментальных карт в семидесятые годы двадцатого века [2].

Строение интеллек-карт основывается на радиантом мышлении. Каждый битинформации, поступающей в мозг, каждое  ощущение,  воспоминание или мысль (включая каждое слово, число, вкус, запах, линию, цвет, ритмический удар, ноту, тактильное ощущение от прикосновения к объекту) – может быть представлен в виде центрального сферического  объекта, от  которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллиона

«крючков».  Каждый «крючок» представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою  очередь, располагает  практически  бесконечным  множеством связей с другими ассоциациями. Количеств использованных ассоциаций, можно считатьтем, что называют памятью, т. е. базой данных или архивом.

 В результате использования этой много канальной системы обработки и хранения информации мозг в любой   момент времени содержит «информационные карты».

Обработка информации в интеллект-картах следует принцип уработы мозга. Интеллект-карта всегда строится вокруг центрального объекта. Каждое слово и графическое изображение становятся по определению центром очередной ассоциации, а весьпроцесс построения карты представляет собой потенциально бесконечную цепь ответ вляющихся ассоциаций, исходящих изобщего центра или сходящихся к нему. Хотя интеллект – карта строится наплоскости, например; листе бумаги, она представляет собой трехмерную реальность в пространстве, времени и цвете.

Интеллект-карта имеет четыре существенные отличительные черты:

         объект внимания/изучения          кристаллизован          в

центральном образе;

 основные темы, связанные с объектом внимания/изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;

 ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т. д.;

 ветви формируют связанную узловую систему.

Качество интеллект - карт можно улучшать с помощью цвета, рисунков, закодированных выражений (например, общепринятых аббревиатур), а также посредством придания карте трехмерной глубины, что в сумме служит тому, чтобы повысить занимательность, привлекательность и оригинальность интеллект - карт. И то, и другое, и третье помогает усовершенствовать творческий запал при создании и дальнейшем использовании интеллект - карт, а равно лучше запомнить содержащуюся в них информацию [3].

Метод ментальных карт может найти применение в любой сфере жизни. Они помогают планировать собственную жизнь, принять правильное решение, анализировать и разрешить проблемные ситуации, вести дневник для эффективного создания годовых, месячных, ежедневных планов. А в процессе обучения интеллект - карты используются для следующих целей: конспектирование лекций и книг, подготовка материала по определенной теме, презентации, мозговой штурм, написание курсовых работ (рефератов, дипломов, диссертаций), подготовка к экзаменам.

Основные принципы построения интеллект - карт:

  1. Графическое представление информации. Это является главной отличающей от конспекта особенностью интеллект - карты. В интеллект - картах информацию представляют в виде схемы вместо того, чтобы писать логически связанный текст. Основные значимые мысли связываются между собой направленными стрелками.
  2. Использование пиктограмм. Использование пиктограмм в интеллект - картах является обязательным.  В этих картах пиктограммами могут быть разные знаки, позволяющие невербальным способом передать отношение автора к узлам карты или косвенно указать на происхождение и назначение узлов.
  3. Активное использование цвета. При рисовании интеллект - карт обязательно использование нескольких (не менее трех) цветов.  Цвет - это мощный инструмент восприятия, и использование его в целях выделения и структурирования мыслей обязательно.  
  4. Для создания карт  используются  только  цветные  карандаши,  маркеры и т. д.
  5. Основная идея, проблема, объект внимания (изучения) располагается в центре. Это одно из ключевых  понятий  в создании интеллект - карт.
  6. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  7. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными  ветвями.
  8. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева), живыми, гибкими – в общем, органическими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее интеллект - карт. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых  объектов.
  9. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому «склеивание» словуменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
  10. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
  11. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Использование этих принципов при создании интеллект - карты служит тому, чтобы повысить занимательность,  привлекательность  и  оригинальность  ментальных к арт [4].

 

Интеллект - карты могут применяться как индивидуально, так и в группе.  

Важным звеном в процессе составления интеллект - карты является алгоритм выполнения задания. Он сводится к следующим шагам:

  1. Демонстрация образца интеллект-карты.  
  2. Формулировка задания.
  3. Разработка интеллект-карты.
  4. Рефлексия (самоанализ).

Немаловажное значение имеют и критерии оценивания интеллект-карты преподавателем:

  1. Соответствие алгоритму.
  2. Глубина / поверхностность изучения понятия.
  3. Наличие рефлексии (выражение своего отношения к заданию, самоанализ).
  4. Креативность.
  5. Аккуратность.

Преимущества  преподавания с помощью интеллект - карт

  1. Приковывают внимание аудитории, тем самым делая ее более восприимчивой и готовой к сотрудничеству.
  2. Делают занятия и презентации более органичными, вдохновенными и доставляющими радость как учителю, так и учащимся.
  3. Вместо того чтобы оставаться неизменным из года в год, лекционный материал на основе интеллект - карт является гибким и легко приспосабливаемым к меняющимся условиям. В наше время стремительных  перемен  и  развития всех сфер жизни  преподаватель должен с легкостью и без  значительных  затрат  времени   вносить   коррективы  в свои лекции.
  4. Поскольку интеллект - карты  иллюстрируют  лишь  непосредственно относящуюся к предмету  лекции  информацию,  учащиеся лучше усваивают материал и добиваются более высоких результатов на экзаменах.
  5. В отличие от линейного текста, интеллект - карты не только излагают факты, но и демонстрируют взаимоотношения между последними, тем самым обеспечивая более глубокое понимание  предмета  учащимися.
  6. Физический  объем  лекционного   материала  преподавателя  значительно  уменьшается.
  7. Интеллект - карты  особенно  полезны  для  детей с «неспособностью» того или иного рода к учебе, особенно это касается дислексии[3].

Стандартная система конспектирования имеет ряд недостатков. Ключевые слова теряются в массе менее важных слов. Это в свою очередь затрудняет  формирование необходимых ассоциаций, связывающих  ключевые  понятия и концепты. Однообразие в построении приводит к потере остроты восприятия мозга. Теряется много времени на поиск ключевых слов и прочтение ненужной информации. При линейном представлении информации не обеспечивается стимулирование творческих сил мозга, замедляется и сковывается мыслительный процесс. А интеллект - карты  позволяет проще работать с информацией: запоминать, понимать, восстанавливать логику, удобно использовать для презентации материала и наглядного объяснения своей позиции собеседникам. Позволяет проще принимать  решения,  создавать  планы,  разрабатывать  проекты.

Отличительной характеристикой интеллект-карт является тот факт, что любая интеллект-карта способна к практически безграничному росту. С учетом их радиантной природы любое ключевое слово или образ, включенные в состав интеллект - карты,  увеличивают вероятность новой и более множественной  совокупности ассоциаций,  которые, в свою очередь,  обуславливают возникновение дальнейших  новых и еще более множественных ассоциаций,  и так до бесконечности.  Это лишний раз доказывает безграничную по природе ассоциативно - творческую природу любого нормального человеческого мозга.  В любой интеллект - карте  базовые порядковые идеи являются теми словами или образами, которые, отличаясь простотой и очевидностью, служат цели упорядочения хода мыслительного процесса. Являясь ключевыми концепциями, они концентрируют вокруг себя основную массу ассоциаций.

Таким образом,  мы видим,  что в своей основе интеллект - карта является схемой,  используемой для представления слов, идей, задач, связанных и располагающихся вокруг ключевого слова или идеи. Наиболее часто визуальные схемы и интеллект -  карты используются для генерирования, структурирования и классификации информации, которая впоследствии может быть с легкостью воспроизведена из памяти  при  помощи  ассоциативных  связей и  визуальных образов.

 

Литература и примечания:

  1. Балан И.В. Использование ментальных карт в обучении // Молодой ученый. – 2015. – №11.1. – С. 58-59.
  2. Липская М.К. Ментальные карты и их применение в учебном процессе // Инновационные процессы и корпоративное управление :материалы VI Международной заочной  научнопрактической  конференции, 14–28 марта 2014 г., Минск. - Минск, 2014. – С.142-1447.
  3. Бьюзен Т. и Б. Супермышление.-Попурри, 2003.-

Ст.58,224.

  1. Московский  центр  технологической   модернизации  образования. Эффективное  использование  метода  интеллект – карт  на  уроках: методическое пособие.-М.,2013.-11с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества образовательного процесса через использование проектного метода в работе с детьми и родителями.

В статье  представлен  опыт работы воспитателей ДОУ по теме "Проектный метод в работе с детьми и родителями"...

"Повышение качества образовательного процесса через использование проектного метода в работе с детьми и родителями"

Важнейшими средствами развития детей дошкольного возраста выступают содержание и технологии обучения. Одна из эффективных педагогических технологий - метод проектов - направлен на развитие творческого...

Использование интеллект - карт для развития познавательных способностей старших дошкольников

Использование интеллект - карт для развития познавательных способностей старших дошкольников в рамках проекта "Хочу все знать"...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2016-2018 учебный год. «Использование интеллект-карт в работе педагога ДОУ».

ПЛАН  ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2017-2019 учебный год.«Использование интеллект-карт в работе педагога ДОУ»....

Мастер – класс для педагогов на тему: "Использование интеллект-карт в работе с детьми в образовательном процессе"

Мастер – класс для педагогов на тему:  «Использование интеллект-карт в работе с детьми в образовательном процессе»...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по автоматизации звука [Р] с использованием интеллект-карты. «Карта для тигренка».

ull; Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений.•Учить правильно произносить звук [Р] в словах, предложениях....

Технологическая карта с детьми дошкольного возраста (6 – 7(8) лет) "Мир комнатных растений" с использованием интеллект - карты

ОД с детьми  дошкольного возраста (6- 7 (8) лет)«Мир комнатных растений» с использованием интеллект - картыО...