Сообщение на педсовет на тему: «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания»
консультация (средняя группа)

Голышева Любовь Леонидовна

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким. С развитием речи связано формирование всех основных психических процессов и личности в целом. Для развития речи ребёнка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, общественной жизни, игры, а также мира природы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Гимназия им. Н.В.Пушкова» ДО №2

Сообщение на педсовет на тему:

«Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания»

Подготовила воспитатель высшей категории Голышева Л.Л.

Москва, г.Троицк

Декабрь 2019г.

    СЛАЙД 2

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким. С развитием речи связано формирование всех основных психических процессов и личности в целом. Для развития речи ребёнка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, общественной жизни, игры, а также мира природы.

      Природа окружает ребёнка с ранних лет. Умение наблюдать рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи. Познание природы способствует развитию творчества и самостоятельности. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребёнка. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает речь, их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие природы. Размышляя о природе, ребёнок обогащает свою связную речь, слуховое внимание, учится правильно произносить звуки.

      СЛАЙД 3

Для развития речи в процессе экологического воспитания используют как традиционные, так и инновационные методы обучения.

Традиционные методы это:

- наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривания иллюстраций, просмотр мультфильмов о природе) картины о природе, произведения живописи, игровой материал;

- словесные (беседы, чтение худ. литературы, заучивание стихов, использование фольклорного материала: пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе, стихи, сказки);

- практические (экологические игры, опыты и эксперименты, труд в природе);

Инновационные методы:

- интегрированный (комплексные НОД, проектная деятельность).

- Использование элементов ТРИЗ, отдельные приёмы мнемотехники (мнемотаблицы, пиктограммы).

СЛАЙД 4

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются:

- для обогащения словарного запаса;

- при обучении составления рассказов;

- при пересказах произведений художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов.

    СЛАЙД 5

  В своей работе  по развитию речи детей я использую такие методы, как игровое, проблемное обучение и наглядное моделирование. На моих НОД обязательно присутствует игровой персонаж, который просит детей помочь ему разрешить проблему. Например, НОД по теме «Экологическая тропа» нам  помогал  проводить сказочный Лесовик. Этот метод позволяет превратить обучение в увлекательную игру, а в ней ребёнок учится говорить и общаться.

    СЛАЙД 6

 Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, прогулке, я намечаю для себя слова, которые будут для детей новыми. Каждое слово чётко и многократно проговариваю, а дети затем его  повторяют. Я   стараюсь так поставить вопросы, чтобы ответы на них детей требовали обязательного употребления данного слова.  Новые слова закрепляются в процессе беседы при рассматривании картин и на других занятиях.

     Для того, чтобы ребёнок составил сложное предложение, он должен понимать связь, закономерность, которую хочет передать в речи, например: «Когда снег мокрый, из него можно лепить», «Когда мороз, снег сухой и скрипит», «Зимой, если тепло, снег идёт хлопьями», «Когда наступает осень, листья опадают, это листопад». Так разнообразные наблюдения за явлениями природы создают возможность для совершенствования детской речи.

   СЛАЙД 7

   Диалогическую речь детей мы развиваем при проведении бесед, рассматривании картин о природе, чтении художественной литературы («Заюшкина избушка» «Мешок яблок», «Под грибком», «Рукавичка»), театрализованной деятельности, драматизиции сказок.

     Во время первых бесед по новому материалу предлагаю детям повторять речевой образец. Например, «Почему зимой река покрыта льдом?», дети отвечают: «Холодно», или «Потому что холодно». А я предлагаю  им свою фразу и прошу повторить её: «Зимой река покрыта льдом, потому что холодно», «Вода от холода замерзает,  река покрывается льдом». Такое повторение не будет механическим, если строится на основе непосредственного восприятия  явления.  Для повышения интереса у детей во время беседы использую  загадки, речевые логические задачи, пословицы и поговорки о данном времени года, предмете или явлении природы.

    СЛАЙД 8

 Работа  по развитию монологической речи детей на основе ознакомления  с природой  строю как обучение их следующим видам рассказов:

  1. Сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы кормили птиц», «Как мы убирали участок»);
  2. Сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной» и т.д.);
  3. Описательный рассказ, построенный на сравнении разных времён года («Наш участок зимой и летом», «Берёзы весной и осенью»;
  4. Описательный рассказ о сезоне в целом («Расскажи о весне», «Моё любимое время года»)
  5. Описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Анютины глазки», «Ветка сирени», «Осенний букет»)

Указанная последовательность видов рассказов идёт по типу от простого к сложному.

     Сюжетный рассказ о природе доступен детям пятого-шестого годов жизни, поскольку в нём должны быть отражены конкретные знакомые им ситуации. Наименьшую трудность вызывают описательны рассказы, построенные на сравнении разных времён года, т.к. дети описывают предметы и явления, которые они неоднократно наблюдали на прогулках и экскурсиях. При  составлении такого рассказа,  можно использовать пейзажные картины.

     

СЛАЙД 9

  Для правильной дикции и чёткого произношения на НОД по экологическому воспитанию разучиваем с детьми скороговорки, потешки, чистоговорки. Также широко используем пальчиковые игры и игры-имитации, которые являются уникальным средством для развитии мелкой моторики. При заучивании стихотворений используем пальчиковый, настольный театр, «театр игрушек» и фланелеграф, схемы с символами к новому стихотворению, т.к. они совершенствуют звуковую культуру речи, развивают память.

  СЛАЙД 10

  В развитии речи старших дошкольников важное значение имеют экологические сказки («Как человек огонь и воду помирил», «Волшебное пёрышко», «Путешествие капельки», «Почему у земли платье зелёное»), которые развивают  умение детей мыслить системно  и из которых ребёнок узнаёт много новых слов и новых выражений.

     Для повышения эффективности экологического воспитания мы используем экологические игры, которые способствуют активному развитию словаря. Экологические игры бывают:

СЛАЙД 11

- дидактические (в играх и на занятиях использую свою дидактическую разработку «Чудо-книгу»;«Съедобное - несъедобное», «Узнай на вкус», «Кто где живёт», «Узнай по голосу животное», «Когда это бывает», «Что опасно  для природы», «С какой ветки детки»);

- имитационные;

- соревновательные (конкурсы, экологические викторины «Зимушка-зима»  и т.д.);

- игры-путешествия (дети попадают на Северный полюс, в жаркие страны).

     Особую роль в развитии детей отводится экспериментально-познавательной деятельности.  Во время наблюдений и экспериментов обогащается память, речь, активизируются мыслительные процессы.  В младшей группе мы проводили эксперимент с таянием снега и замораживанием воды.

       СЛАЙД 12

В своей работе мы используем интегрированный метод обучения, который направлен на развитие личности, его познавательных и творческих способностей. Интегрированный метод включает  в себя проектную деятельность. В младшей группе мы провели проект «Домашние животные». В средней группе готовим проект «Природа – наш общий дом».

   СЛАЙД 13   Работу по развитию речи  дошкольников в процессе экологического воспитания проводим совместно с родителями.  В связи с этим подготовила материал для родителей: сделала подборку рассказов, стихов о природе, с помощью которых родители смогут позаниматься дома с детьми. Подготовила консультацию «Экологические игры на  развитие речи». Организовали выставку дидактических игр и литературы по развитию речи.  Совместно с родителями провели внутри группы семейный конкурс- смотр «Мы кормушки смастерили - для птиц столовую открыли». Дети с удовольствием с помощью воспитателя ежедневно в зимнее время насыпают корм для птиц в кормушки. Фотографии детей с кормушками были отправлены на V городской экологический фестиваль «Бережём планету вместе», дети были награждены сертификатами участников.  Родители активно помогали в создании макета – сенсорной коробки «Домашние животные».  Работу с родителями будем продолжать.

     СЛАЙД 14

   Развитие речи самый сложный момент в воспитании школьников. И проводить его надо постоянно, во всех видах деятельности, в течение всего педагогического процесса. Эта работа требует от педагога огромных знаний, умений, усилий, терпения. Всегда надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. Работу в этом направлении буду продолжать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сообщение на педсовет на тему: «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания» Подготовила воспитатель средней группы Голышева Л.Л.

Слайд 2

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким. С развитием речи связано формирование всех основных психических процессов и личности в целом. Для развития речи ребёнка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, общественной жизни, игры, а также мира природы. Природа окружает ребёнка с ранних лет. Умение наблюдать рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи. Познание природы способствует развитию творчества и самостоятельности. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребёнка. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает речь, их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие природы. Размышляя о природе, ребёнок обогащает свою связную речь, слуховое внимание, учится правильно произносить звуки.

Слайд 3

Для развития речи в процессе экологического воспитания используют как традиционные, так и инновационные методы обучения. Традиционные методы это: - наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривания иллюстраций, просмотр мультфильмов о природе) картины о природе, произведения живописи, игровой материал; - словесные (беседы, чтение худ. литературы, заучивание стихов, использование фольклорного материала: пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе, стихи, сказки); - практические (экологические игры, опыты и эксперименты, труд в природе); Инновационные методы: - интегрированный (комплексные НОД, проектная деятельность). - Использование элементов ТРИЗ, отдельные приёмы мнемотехники ( мнемотаблицы , пиктограммы ).

Слайд 4

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей

Слайд 5

В своей работе по развитию речи детей я использую такие методы, как игровое, проблемное обучение и наглядное моделирование. На моих НОД обязательно присутствует игровой персонаж, который просит детей помочь ему разрешить проблему. Например, НОД по теме «Экологическая тропа» нам помогал проводить сказочный Лесовик. Этот метод позволяет превратить обучение в увлекательную игру, а в ней ребёнок учится говорить и общаться.

Слайд 6

Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, прогулке, я намечаю для себя слова, которые будут для детей новыми. Каждое слово чётко и многократно проговариваю, а дети затем его повторяют. Я стараюсь так поставить вопросы, чтобы ответы на них детей требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова закрепляются в процессе беседы при рассматривании картин и на других занятиях.

Слайд 7

Диалогическую речь детей мы развиваем при проведении бесед, рассматривании картин о природе, чтении художественной литературы (« Заюшкина избушка» «Мешок яблок», «Под грибком», «Рукавичка»), театрализованной деятельности, драматизиции сказок.

Слайд 8

Работа по развитию монологической речи детей на основе ознакомления с природой строю как обучение их следующим видам рассказов: Сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы кормили птиц», «Как мы убирали участок »); Сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной» и т.д.); Описательный рассказ, построенный на сравнении разных времён года («Наш участок зимой и летом», «Берёзы весной и осенью»; Описательный рассказ о сезоне в целом («Расскажи о весне», «Моё любимое время года») Описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Анютины глазки», «Ветка сирени», «Осенний букет»)

Слайд 9

Для правильной дикции и чёткого произношения на НОД по экологическому воспитанию разучиваем с детьми скороговорки, потешки , чистоговорки . Также широко используем пальчиковые игры и игры-имитации, которые являются уникальным средством для развитии мелкой моторики. При заучивании стихотворений используем пальчиковый, настольный театр, «театр игрушек» и фланелеграф , схемы с символами к новому стихотворению, т.к. они совершенствуют звуковую культуру речи, развивают память.

Слайд 10

В развитии речи старших дошкольников важное значение имеют экологические сказки («Как человек огонь и воду помирил», «Волшебное пёрышко», «Путешествие капельки», «Почему у земли платье зелёное»), которые развивают умение детей мыслить системно и из которых ребёнок узнаёт много новых слов и новых выражений. Для повышения эффективности экологического воспитания мы используем экологические игры, которые способствуют активному развитию словаря. Экологические игры бывают:

Слайд 11

-дидактические (в играх и на занятиях использую свою дидактическую разработку «Чудо-книгу» ; « Съедобное - несъедобное», «Узнай на вкус», «Кто где живёт», «Узнай по голосу животное», «Когда это бывает», «Что опасно для природы», «С какой ветки детки»); - имитационные; - соревновательные (конкурсы, экологические викторины «Зимушка-зима» и т.д.); - игры-путешествия (дети попадают на Северный полюс, в жаркие страны).

Слайд 12

В своей работе мы используем интегрированный метод обучения, который направлен на развитие личности, его познавательных и творческих способностей. Интегрированный метод включает в себя проектную деятельность. В младшей группе мы провели проект «Домашние животные ». В средней группе готовим проект «Природа – наш общий дом».

Слайд 13

Работу по развитию речи дошкольников в процессе экологического воспитания проводим совместно с родителями. В связи с этим подготовила материал для родителей: сделала подборку рассказов, стихов о природе, с помощью которых родители смогут позаниматься дома с детьми. Подготовила консультацию «Экологические игры на развитие речи». Организовали выставку дидактических игр и литературы по развитию речи. Совместно с родителями провели внутри группы семейный конкурс- смотр «Мы кормушки смастерили - для птиц столовую открыли». Дети с удовольствием с помощью воспитателя ежедневно в зимнее время насыпают корм для птиц в кормушки. Фотографии детей с кормушками были отправлены на V городской экологический фестиваль «Бережём планету вместе», дети были награждены сертификатами участников. Родители активно помогали в создании макета – сенсорной коробки «Домашние животные».

Слайд 14

Развитие речи самый сложный момент в воспитании школьников. И проводить его надо постоянно, во всех видах деятельности, в течение всего педагогического процесса. Эта работа требует от педагога огромных знаний, умений, усилий, терпения. Всегда надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. Работу в этом направлении буду продолжать.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания"

Статья расчитана на воспитателей, может быть использована для сообщения на педсовете или для консультаций воспитателей....

Развитие речи детей в процессе экологического воспитания "Говори правильно"

Для развития мышления речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов мира природы, общественной жизни....

Представление педагогического опыта на тему: «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания»

Н.Ф.Виноградова утверждает, что природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития словаря дошкольника и эстетических переживаний ребёнка. В процессе созерцания...

Развитие речи детей в процессе экологического воспитания "Говори правильно"

На современном этапе развитие речи и мышления является одной из основных задач воспитания дошкольников. Мышление и речь взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на ее...

Сообщение на тему: «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания»

Природа окружает ребенка с ранних лет. К. Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…сост...

Доклад к педсовету на тему: "Развитие речи детей в процессе работы над сказкой"

Сказка для ребенка – это не что иное, как средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества....

Выступление на педсовете на тему: «Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» (из опыта работы)

Выступление на педсовете на тему:«Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников»(из опыта работы)...