Психологическая подготовка детей к школе.
материал (подготовительная группа)
Целенаправленная систематическая работа по психоэмоциональной подготовке детей к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_psih_got_k_shkole.docx | 32.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая готовность ребенка к школе состоит из четырех составляющих: мотивационная, коммуникативная, эмоционально-волевая и интеллектуальная.
Мотивационная готовность - понимание ребенком и принятие на себя роли ученика, новых обязанностей, выполнение предъявляемых к нему новых требований. Желание учиться, узнавать новое помогает ребенку справляться с возможными трудностями.
Для этого необходимо:
- поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы,
- знакомить с основными атрибутами школьной жизни, рассказывать о своей школьной жизни, останавливаясь на приятных моментах.
Интеллектуальная готовность требует развития психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи, познавательных способностей.
Коммуникативная готовность - умение ребенка общаться, строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, налаживать контакты с разными детьми, разрешать спорные вопросы, договариваться и выполнять совместные задания.
Для этого у ребенка должны быть сформированы такие качества: общительность, доброжелательность, уважение к старшим, сочувствие.
Эмоционально-волевая готовность - это умение регулировать свое поведение и эмоции, т.е. умение слушать и слышать, подчинять своё поведение заданным правилам, сдерживать свои эмоциональные порывы, умение поставить цель, предвидеть результаты, наметить план действий и реализовать его, проявив определенные усилия при преодолении препятствий, способность оценить результаты своих действий.
Это необходимо, чтобы ребенок умел управлять собой, усидеть на уроке, внимательно слушать учителя, понимать все объяснения и правильно выполнять задания, а также мог справляться со своими переживаниями в ситуации неудачи, ссоры, конфликта и выражать свои эмоции и чувства адекватно ситуации.
Практика показывает, что основная трудность в обучении шестилетних детей заключается не в том, что они недостаточно умственно развиты или не хотят учиться, а в том, что у них отсутствуют (или недостаточно развиты) произвольные формы поведения: ребята не могут спокойно сидеть на уроке, постоянно отвлекаются. Часто детям тяжело доделать начатое дело, интерес ко всему, связанному с необходимостью кропотливо работать, ко всему эмоционально не окрашенному, требующему определённых навыков быстро угасает. Но, в тоже время, малыши способны спокойно и продолжительное время смотреть мультики, слушать сказку, заниматься интересной игрой.
Поэтому, одно из важнейших качеств личности, которое необходимо интенсивно развивать в дошкольном возрасте, это – произвольность, то есть способность владеть и управлять своим поведением. Произвольность поведения (волевая регуляция) – решающее условие готовности ребенка к школьному обучению.
Произвольность внимания – это умение направлять свое внимание и удерживать его на необходимых в данный момент предметах и явлениях, не отвлекаясь на более яркие, броские.
Произвольность восприятия – умение самостоятельно, целенаправленно наблюдать, выделять наблюдаемый объект, событие из массы других.
Произвольность памяти – умение самостоятельно поставить цель, запомнить и вспомнить.
Произвольность поведения – умение управлять своими поступками, стремлениями, настроением.
Произвольное действие направлено на себя, на средства и способы своей внешней и внутренней деятельности и требует осознанности своих действий. Именно осознанность, или сознательность, – основная черта произвольного поведения. Произвольное действие отличается от непроизвольного как раз тем, что человек сознательно, по своей воле управляет им сам, знает, что, как и зачем он что-либо делает.
Сформированность такого качества, как произвольность, говорит об эмоционально-волевой зрелости дошкольника.
Помочь детям достигнуть эмоционально-волевой зрелости, избежать психологических проблем, которые чаще всего являются причиной школьной неуспеваемости и девиантного поведения, помогают эмоционально-психологические тренинги.
Цель тренинговой программы: формирование у ребенка знаний, умений, навыков, отношений, способствующих успешности в будущем школьном обучении, предупреждающих отрицательное воздействие на соматическое и психическое здоровье ребенка требований школьного режима жизни, а также оказание своевременной психологической поддержки детям перед поступлением в школу.
Задачи работы с детьми:
- формирование положительной мотивации к школьному обучению;
- развитие познавательной сферы и творческого потенциала;
- формирование коммуникативных умений;
- развитие эмоционально-нравственных отношений, способствующих успешности самопроявления и взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- тренировка волевой регуляции и самоконтроля.
Организация и структура занятий.
Задачи психологической подготовки к школе решаются только в групповой форме работы с детьми. Именно во взаимодействии и общении друг с другом дети естественно и непринуждённо социализируются. В условиях группового тренинга им легче усвоить навыки саморегуляции действий и поведения, приобрести уверенность в своих силах, умение сотрудничать с другими, а также скорректировать невротические проявления и нежелательные состояния (тревожность, страхи, неуверенность, замкнутость, агрессию и т.п.).
Для решения этих задач на занятиях наиболее оптимальна игровая форма. Через реальные действия и отношения в игровых ситуациях, свободных от предметов и условий «взрослой» жизни, осваивается окружающий мир - прежде всего, социальный. По закону интеграции умений и переноса навыков из одной психической функции в другие, на игровом материале тренинга отрабатываются важные жизненные и общеучебные навыки.
Каждое занятие представляет собой ряд игр, связанных единым сюжетом и композицией их чередования, темы выбираются педагогом или зависят от желания детей: «Уроки в Лесной школе», «Волшебный остров», «В Волшебном лесу», «Превращения». Развивающее значение игр повышается включением в занятия разно-стилевых, сюжетно-ролевых (в том числе - народных) игр, в которых дети в группе самостоятельно развивают намеченные сценарии, а также заданий на самостоятельные, творческие решения.
В тренинг включены психогимнастические и ролевые упражнения, мнемические и пантомимические этюды, релаксационные упражнения, пальчиковая гимнастика (в том числе, связанная с вербальным сопровождением), а также изобразительная деятельность: свободное тематическое рисование, «дорисовка». Таким образом на игровых занятиях используются возможности художественных, музыкальных, изобразительных, актёрских способностей детей и детской психомоторики.
Обязательным условием проведения тренинга является музыкальное сопровождение игр, которое может быть на инструменте или в записи, но обязательно из детской популярной и классической музыки. Музыкально-ритмические движения организуют поведение и действия детей, они не только структурируют деятельность, но и способствуют ритмизации психических процессов, вызывают необходимые эмоции.
Тренинг состоит из 24 занятий, каждое по 30 минут, с группами детей по 10-14 человек. Каждое занятие строится по определённой схеме:
- контакт в общении (невербальный и вербальный),
- эмоциональная тренировка,
- формирование мотивационной направленности,
- тренировка коммуникативности, сотрудничества во взаимодействии,
- упражнения на развитие памяти, внимания, мышления, креативное I
- упражнения на развитие волевой регуляции и самоконтроля,
- релаксация (являясь сама по себе важным элементом психорегуляции, оказывается необходимой ещё и для того, чтобы дети успокоились в условиях эмоциональной эйфории от тренинговой обстановки и подвижных игр),
- положительная самооценка в конце занятия.
Эта схема, повторяющаяся в течение всего цикла занятий, через сквозные моменты игровых тем и приёмов, формирует ожидания, способствующие организации, дисциплинированности детей на занятиях.
Чёткая организация заданий, постоянная занятость всех детей в заданиях, а также использование правил детских игр, очень важных в этом возрасте, поможет поддерживать дисциплину детей на занятиях в условиях эмоционального раскрепощения и игровой активности.
Но такая структура занятий не должна мешать импровизации и самостоятельным проявлениям детей. Они сами предлагают свои игры, образы, темы для обсуждения, но вводить их стоит постепенно, сохраняя дисциплину в работе. В одном занятии спокойные задания чередуются с подвижными. Желательно повторять некоторые полюбившиеся детям упражнения, игры и занятия через определённый промежуток времени, это развивает творческое самовыражение, закрепляет навыки общения, познавательные умения, произвольность и самоконтроль действий и поведения.
Тренинг отличает техническая простота проведения, минимум дополнительных атрибутов. Дети занимаются или в освобождённой от мебели стороне помещения, или сидя за столами.
В силу возрастных особенностей дошкольники очень подвержены суггестивным влияниям, то есть прямому и косвенному внушению, исходящему от окружающей социальной среды, поэтому при проведении тренинга необходимо соблюдать следующие правила:
- постоянное использование показа ведущим нужных действий (подражания);
- утвердительное наклонение (не отрицательное) и краткость в речевых сообщениях;
- подтверждение желаемых образов и действий: успешных, организованных, активных, дружных детей, эмоциональной защищённости в группе, позитивных решений, интереса к заданиям;
- обязательное выведение в реальность из придуманных образов в заданиях на «превращение» в конце игровой ситуации («Вы снова становитесь мальчиками и девочками»);
- педагогическая положительная суггестия, особенно в отношениях с проблемными детьми («у тебя интересная идея. .., это умный вопрос..., хорошо получилось..., согласен с тобой в том, что. .., я понял твою мысль..., очень интересно сказал.. ., умно сделал. ..»).
Поддерживать дисциплину детей на занятиях в условиях эмоционального раскрепощения и игровой активности помогает чёткая организация заданий, постоянная занятость всех детей в заданиях, а также использование правил детских игр, очень важных в этом возрасте.
Дети-дошкольники, в силу возрастных особенностей, очень подвержены суггестивным влияниям, то есть прямому и косвенному внушению, исходящему от окружающей социальной среды, поэтому при проведении тренинга необходимо соблюдать следующие правила:
- постоянное использование показа ведущим нужных действий (подражания);
- утвердительное наклонение (не отрицательное) и краткость в речевых сообщениях;
- подтверждение желаемых образов и действий: успешных, организованных, активных, дружных учеников, эмоциональной защищённости в школе, позитивных решений, интереса к заданиям;
- обязательное выведение в реальность из придуманных образов в заданиях на «превращение» в конце игровой ситуации («ВЫ снова становитесь учениками нашей школы»);
- педагогическая положительная суггестия, особенно в отношениях с проблемными детьми («у тебя интересная идея. .., это умный вопрос..., хорошо получилось..., согласен с тобой в том, что. .., я понял твою мысль..., очень интересно сказал.. ., умно сделал. ..»).
Возможностей при выборе заданий, составляющих занятия, множество - вот только некоторые:
" - Ведущий или кто-то из детей рассказывает сюжетный стишок («Потеряли котятки перчатки...»), другие показывают сюжет пантомимически.
- Провести занятие с куклами, включив в него праздничный концерт кукол, разговор с куклой, конфликт с котом Васькой, превращение в кукол, колыбельную куклам.
- Релаксационные задания со стихами («Шалтай-болтай», «Белый гвоздь», «Пылесос» и др.).
- Ролевая и сюжетная «скульптура» (дети изображают скульптуры друзей, поссорившихся людей, учителя и ученика и т.п.) — лучше, если кто-то из детей «лепит» эти скульптуры.
Пример занятия.
Цели занятия: развитие познавательных способностей, воображения, способности выражения эмоций.
Материалы: цветные фломастеры, лист бумаги, музыкальное сопровождение (И. Гайдн «Тема из симфонии до-мажор», И. Штраус «Трик-трак», Р. Шуман «Первая утрата», Робер «Марш», А. Островский «Новогодний хоровод»).
I. Контакт «Гномики».
Дети стоят в кругу: «Сегодня мы оказались в волшебной стране, где живут маленькие, забавные человечки-гномики. Как они могут поздороваться?
...Они вот такие маленькие (показать рукой высоту от пола - все повторяют), а меньше покажете? А ещё меньше?
.. .У них вот такие длинные-предлинные бороды, какие?
.. .Они носят деревянные башмаки, которые громко стучат, как?
...На головках у них забавные колпачки с колокольчиками, которые звенят «динь-динь», как?
.. .Живут они в лесной пещере (встали и присели вдоль стены)». Звучит мелодия Гайдна.
2. Внимание: «Дедушка».
«Пришёл к гномикам их дедушка (ведущий) и стал с ними играть:
- хлопну в ладоши — шагаете ко мне,
- запою ля-ля-ля — прыгаете (звучит полька «Трик-трак»),
- под медленную музыку (Гайдн) гуськом вразвалочку идёте, под весёлую (полька) быстро друг за другом бежите ко мне.
3. Произвольность действий: «Забавы гномиков».
«Прибежали гномики на лесную полянку и стали хвастаться, у кого колокольчики на колпачках звонче:
- «дзинь-дзинь» - головкой покачать в стороны,
- «дили-дили» - головкой качать вперёд и назад,
- «дон-дон» — головкой повертеть.
Подбежали к озеру, присели, опустили руки в прозрачную воду:
- стали ручки полоскать,
- встряхнули водичку с рук,
- начали кулачками по воде молотить быстро-быстро и устали, еле-еле плещут ручками,
- ласково друг друга вытерли (плечики, ручки, спинку),
- подпрыгнули, встряхнулись от воды - сухие!
Вдруг подул сильный-сильный ветер, свалил гномиков на землю, поползли они на четвереньках против сильного ветра, потом встали (ножки пошире, вперёд головки наклоните!), прикрылись руками и пошли навстречу ветру. Только бы до леса ДОЙТИ! (марш) ДОШЛИ!»
4. Выражение эмоций: «Медведь».
«Идут по тропинке в лесу, видят: медведь разлёгся прямо на тропе, спит и храпит даже (кто-то изображает спящего медведя) — что делать, как пройти?
- сжались в комочек, застыли, глаза открыты широко, рот приоткрыт, голова втянута в плечи, и зубы стучат от страха;
- сняли колпачки, чтоб бубенчики не звенели, тихонько на цыпочках иду";
- как скажу «ку-ку» — значит, медведь зашевелился, надо застыть, а КАК махну рукой, можете идти, перешагните через мишку, пока он спит;
- взялись крепко за руки и бегом в пещеру (у стены). Ура! Подняли руки вверх радостно».
5. Эмоции, общение: «Утешение».
«Один гномик потерял колпачок с колокольчиками — плачет. Присядем около него на корточках, погорюем вместе («Первая утрата»). Пожалеем его, погладим тихонько, прислонимся.
Давайте колокольчиками весело позвеним, чтобы развеселить его, подарим ему, кто что хочет... Потанцуем все вместе в хороводе и споём («Новогодний хоровод»):
Хоровод, хоровод, пишет маленький народ,
Танцевать — дзинь-динь, ля-ля-ля,
Мы готовы целый год!
Дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля,
Вот так песенка моя,
Мы споём и мы попляшем,
Колпачками все помашем!»
6. Самооценка.
«Снова мы — мальчики и девочки...»
Ожидаемые результаты.
Таким образом, в наиболее естественной для ребёнка 6-7 лет форме игровых тренинговых занятий целенаправленно развиваются адекватная положи- тельная самооценка, произвольность и самоконтроль деятельности и поведения, вербальность познавательной сферы, эмоциональные и коммуникативные навыки, необходимые для психологической готовности к школе, вырабатываются положительные черты характера (уверенность, самостоятельность, доброта), положительная мотивация к обучению в школе, а также корректируются невротические проявления (страхи, тревожность) и нежелательные состояния (неуверенность, замкнутость, повышенная агрессивность).
Способы проверки результатов - психодиагностические, включённые и развивающие занятия, в том числе, наблюдение.
Формы подведения итогов, кроме психодиагностических, - выставки детских работ на занятиях, соревнования в играх, занятия-обобщения, интегрированные занятия совместно с другими педагогами, психолого-педагогические семинары, беседы с родителями.
Использованная литература:
Дмитриева И.Р. Психологическая подготовка детей 6-7 лет к обучению в школе ( практическое пособие по проведению тренинга ).- СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)
Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...
Тематическое планирование занятий по психологической подготовке детей к школе
Тематическое планирование занятий с детьми подготовительных группы (Программа рассчитана 8 мес. - 1 занятие в неделю)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по психологической подготовке детей к школе « Психологическая азбука»
Рабочая программа, учебно-тематическое планирование на год. Примерный конспект занятия....
«Психологическая подготовка детей к школе. Я — первоклассник»
План-конспекторганизации совместной непосредственной образовательной деятельности по подготовке детей к школе в рамках реализации ФГОС ДОО. Тема: «Психологическая подготовка детей к школе. Я...
Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе. «В школу с радостью!»
Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включает соответствующие разделы: «Тонкая моторика руки», «Внимание»...
Проект «Скоро в школу» (Психологическая подготовка детей к школе).
Проект «Скоро в школу» (Психологическая подготовка детей к школе)...
Психологическая подготовка детей к школе «Скоро в школу»
Игровые приемы в работе с детьми....