Аннотированный каталог
консультация

Аннотированный каталог литературы по педагогической диагностике

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotirovannyy_katalog.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотированный каталог

Шестернева Н.Н., Шестернева Т.И. Педагогическая диагностика и мониторинг исследовательского потенциала учащихся (методическое пособие) // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 9. – С. 53-54;

Методическое пособие предназначено для педагогов образовательных учреждений разного уровня – ВУЗов, средних образовательных школ, учреждений дополнительного образования. Пособие выполнено по результатам совместного научно-исследовательского проекта Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (кафедра «Городского строительства», руководитель - зав. каф., проф. Клиорина Г.И.) и студии «Архитектурного моделирования» (ДДТ «Измайловский», рук. студии – Шестернева Т.И.).

С 2008 года совместные педагогические исследования получили от Министерства Образования и науки РФ официальный статус научно-исследовательской г/б темы № 3.1.2/6023 «Формирование научного потенциала учащихся в учреждениях дополнительного образования путем интеграции вузовских исследовательских программ в образовательные программы учреждений детского творчества». С этого момента в рамках проекта проводятся многочисленные мероприятия (научные конференции, молодежные конкурсы, молодежные исследовательские проекты) с целью всестороннего изучения и обсуждения проблем диагностики исследовательского потенциала учащихся.

В пособии изложены основные теоретические аспекты формирования научно-исследовательского потенциала учащихся, рассмотрены традиционные и новаторские методы педагогической диагностики исследовательского потенциала, в качестве отдельного раздела сформированы авторские наработки педагогов студии «Архитектурного моделирования» для диагностики и мониторинга не только базовых качеств учащихся, но и динамики развития этих качеств во время обучения. Большое внимание в пособии уделено возможностям использования метода проектов как педагогической идеи, значительно расширяющей возможности развития исследовательских способностей учащихся.

Пособие является результатом уникального педагогического проекта, впервые реализующего образовательные связи между ВУЗом и учреждением дополнительного образования – это дает возможность формировать базовые принципы дальнейшего развития системы непрерывного образования, что является неотъемлемой частью реализации идей Болонского процесса в Российской Федерации. Данное пособие транслирует только часть результатов исследовательского проекта, в задачи которого входит создание учебно-методического комплекса для корректировки учебных планов и образовательных программ с целью их применения для поощрения и развития научно-исследовательского потенциала учащихся всех возрастов.

Юдина, О.И. Педагогическая диагностика: практикум / О.И. Юдина. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2014. – 112 с.

Пособие является элементом учебно-методического комплекса по курсу «Педагогическая диагностика».

Предназначен для организации и контроля самостоятельной работы магистрантов, содержит различного рода задания, позволяющие формировать диагностические умения и навыки, необходимые педагогу в педагогической деятельности.

Практикум (учебное пособие) предназначено для магистрантов по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование Практикум включает в себя вопросы теоретической и практической организации диагностической деятельности педагога в образовательном процессе. Содержание представлено следующими разделами: «Диагностика как специфический вид познания», «Специфика педагогической диагностики», «Основные формы измерения в педагогической диагностике», «Методы педагогической диагностики», «Диагностика обученности личности», «Диагностика уровней воспитанности личности», «Диагностика сформированности педагогического мастерства».

В пособии представлен материал, направленный на формирование знаний и умений по основным вопросам диагностической деятельности: педагогическая диагностика, подходы и принципы организации диагностической деятельности, как определять педагогическую проблему, планировать, подбирать методы, методики, организовывать диагностическую деятельность по выявлению уровней обученности, воспитанности личности, как определить уровень сформированности педагогического мастерства, а также анализировать и интерпретировать полученные результаты.

Практикум (учебное пособие) составлен в соответствии с требованиями нового ФГОС ВПО. Материал представлен в строгой логичности и последовательности, характеризуется по своим теоретическим и педагогическим свойствам новизной и оригинальностью, соответствует существующим требованиям к учебной литературе по наукам в сфере информационной безопасности. Практикум (учебное пособие) содержит практические задания, выполнение которых направлено: на закрепление теоретических знаний по проблемам педагогической диагностики; на самостоятельный поиск информации по данной отрасли педагогического знания; творческое применение теоретической базы знаний планирования педагогической диагностики, в подборе методов и методик для реализации поставленных диагностических целей, что способствует формированию умений, необходимых для организации педагогической диагностики, проведению мониторинга обученности и воспитанности; развитие практических умений и навыков организации и проведения педагогической диагностики, в частности выявление уровней обученности и воспитанности личности, интерпретации полученных результатов; определения степени освоения пройденного материала раздела. Практикум направлен на повышение уровня владения будущими педагогами системным теоретическим и практическим знанием организации и проведения педагогической диагностики, эффективную организацию самостоятельной работы, рациональное использования учебного времени.

Фуряева, Т. В.  Психолого-педагогическая диагностика: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 247 с. — (Авторский учебник).

В пособии рассматриваются распознавание и выявление позитивного внутреннего потенциала ребенка, актуализация его индивидуальных проблем в процессе взаимодействия с миром людей и предметов. Автор впервые в отечественной сравнительной педагогике делает попытку осмысления и описания наиболее известных диагностических педагогических практик в западных странах. Данная книга является результатом тщательного изучения данных психолого-педагогических исследований диагностического плана, а также практического ознакомления с опытом педагогического наблюдения, участия в специальных курсах-тренингах и получения сертификатов, дающих право на использование наблюдательных технологий в педагогической деятельности.

В педагогической диагностике базовым методом является педагогическое наблюдение, трактовка которого в литературе имеет зачастую теоретико-методологический формат. Вместе с тем именно наблюдение позволяет максимально приблизить диагностику к естественным жизненным условиям, сделать воспитательную деятельность адекватной реальным ожиданиям и смыслам детей. Сама воспитательная ситуация является чрезвычайно сложным полем интеракции, поведения. В ней нет жестких правил. Она представляет собой всегда «деятельность в незнакомом», проявление профессионального педагогического мышления в практических связях и контекстах. В воспитательной деятельности, по сути, мало рутинной работы, поскольку сама педагогическая реальность полна неожиданностей, разрывов и неопределенностей. Вместе с тем воспитателю необходимо владение разными педагогическими техниками наблюдения, которые должны в обязательной степени опираться на четко отрефлексированные теоретические основания.

В этой связи особую актуальность представляют разнообразные педагогические подходы в организации педагогического наблюдения, получившие значительное развитие в настоящее время в зарубежной педагогической практике, связанной с воспитанием, поддержкой, сопровождением детей и подростков с разными потребностями и возможностями здоровья.

Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. -64 с.

В пособии представлены диагностические задания для выявления уровня сформированности компетентностей детей 5–7 лет; даны качественные характеристики уровней сформированности технологической, информационной и социально-коммуникативной компетентностей.

Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, учителям начальных классов, а также студентам III–V курсов дневного и заочного отделений педагогических вузов.

Рекомендовано кафедрой эстетического воспитания факультета дошкольного воспитания Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова.=

Введение

Оценка качества образования чаще всего проводится с помощью диагностики. Диагностика представляет собой анализ состояния, установление состояния, диагноза. Известны психологическая и педагогическая диагностики.

Психологическая диагностика в нашей стране долгое время находилась в периоде становления, выработки исходных принципов и способов их реализации. Психологическая диагностика включает диагностические методы, позволяющие при помощи относительно кратких испытаний определить сравнительный уровень развития ребенка, то есть его соответствие некоторому среднему уровню, установленному для детей данной возрастной группы, или отклонения от среднего уровня в ту или другую сторону. Ценность диагностических методик, возможности и границы истолкования полученных с их помощью результатов зависят, прежде всего, от их содержания и от того, какие стороны развития ребенка они затрагивают.

Психодиагностика – один из основных видов работы практического психолога, который устанавливает психологический диагноз. Психодиагностика связана с количественными оценками и точным качественным анализом психологических свойств и состояний ребенка и группы детей.

Педагогическая диагностика включает в себя диагностические задания. Существует несколько типов диагностических заданий. Задания первого типа направлены на определение уровня овладения способами действий. Задания второго типа направлены на определение уровня овладения основными знаниями и умениями, необходимыми детям при изучении материалов каждого раздела программы. Задания третьего типа направлены на определение способности к реализации своего опыта в новых, нестандартных условиях для ребенка, непривычных. Выполнение этих заданий предполагает освоение детьми на определенном уровне содержания разделов программы, возможности его реализации в новых условиях.

По всем заданиям определены и описаны три уровня его выполнения: низкий, средний, высокий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком диагностического задания. За единицу измерения взята самостоятельность, потому что самостоятельность рассматривается как интегральное качество личности ребенка, отражающее все сферы его личности.

Анализ полученных результатов позволяет выявить особенности освоения программы группой в целом и отдельными детьми, наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям.

Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений : [6-7 лет] / [Т. С. Комарова и др.] ; под ред. Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой. - Москва : Мозаика-Синтез, 2013. - 93, [2] с. : табл.; 24 см. - (Библиотека программы от рождения до школы. Современный образовательный стандарт)

В книге представлены диагностические методики по основным направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста на пороге школы, адаптированные для использования в массовой педагогической практике.

Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений, школьным психологам, студентам педагогических колледжей и вузов.

Диагностика имеет большое значение для эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) получить данные о развитии детей по основным направлениям воспитательно-образовательной работы и по образовательным областям в соответствии с ФГОС, а затем своевременно скорректировать педагогический процесс с учетом индивидуальных показателей каждого ребенка.

Создание диагностических методик – дело непростое и не ограничивается разработкой диагностических заданий. Чтобы правильно разработать и применять диагностику, важно знать, что она собой представляет. Одно из определений диагностики дается в работе ученых С. Н. Глазачева и С. С. Кашлева: «Педагогическая диагностика – процесс изучения состояния, изменения состояния участников педагогического процесса, педагогической деятельности, педагогического взаимодействия»; также авторы выделяют функции диагностики, сущность педагогического диагностирования и ее составляющие[1 - Кашлев С.С., Глазачев С.Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся. Пособие для учителя. – М.: Горизонт, 2000.]. Данное определение достаточно четко и понятно характеризует цель диагностики

Диагностика – очень ответственное мероприятие, которое требует продуманного отбора научно обоснованных критериев и показателей, а не случайно пришедших в голову тому или иному специалисту заданий. И ни в коем случае задания не должны выходить за рамки знаний и умений, усваиваемых дошкольниками в определенный возрастной период.

Оценка должна быть представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) – необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе методик, специально разработанных диагностических заданий, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей и анализа их выполнения.

Проводить диагностическое обследование целесообразно в конце учебного года (апрель – май). Это позволит получить представления о том, чего достигли дети в своем развитии в процессе систематической воспитательно-образовательной работы и скорректировать обнаруженные пробелы. Знание педагогами своих воспитанников, особенно тех, которые посещали детский сад не один год, позволяет достаточно точно определить степень их готовности к школе.

Книга подготовлена кафедрой дошкольного образования Педагогической академии последипломного образования Московской области. Авторы надеются, что педагоги смогут грамотно применить предложенные диагностические методики и определить уровень развития воспитанников, что, в свою очередь, позволит скорректировать и усовершенствовать воспитательно-образовательную работу с детьми на пороге школы.

Шаталова, О.А. Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы: метод. пособие /О.А.Шаталова. – М.: Русское слово, 2012. – 168 с.

Данное пособие является частью учебно-методического комплекта «Начальная инновационная школа». В книге даны рекомендации к проведению диагностической работы с младшими школьниками по выявлению уровня сформированности универсальных учебных действий. 

Материал составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
Книга предназначена учителям начальных классов, школьным психологам, методистам и преподавателям учреждений системы повышения квалификации педагогов.

Диагностика исследовательского поведения детей дошкольного возраста

Полякова Марина Николаевна, РГПУ имени А.И. Герцена

В статье раскрывается актуальность поддержки воспитателем детского сада исследовательского поведения детей дошкольного возраста и основные условия для стимулирования детских познавательных инициатив. Основное внимание уделено проблеме диагностики исследовательского поведения дошкольников как основы для проектирования работы с ними.

Представлена авторская диагностика изучения проявлений исследовательского поведения детей дошкольного возраста. Ключевые слова. Дошкольники, поисково-исследовательская деятельность, исследовательское поведение, диагностика исследовательского поведения дошкольников

Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе.

Полякова Марина Николаевна, РГПУ имени А.И. Герцена

Начало школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигший определенного возраста, идет в школу. Протекание адаптационного периода и успешность обучения ребенка в школе в высокой степени связаны с уровнем его готовности к школе.

Обычно под готовностью к школе понимают общую и специальную готовность ребенка к школе (Т.И. Бабаева, Н.И. Гуткина, В.Г. Каменская, М.М. Безруких, Е.Г. Кравцова и др.). К общей готовности относят физическую и психологическую, в свою очередь, включающую интеллектуальную, социально-личностную и мотивационную готовность к школе. Под специальной готовностью понимается готовность к освоению специфических видов учебной деятельности (письмо, чтение, вычисления).

Ребенок, поступающий в школу, должен быть подготовлен к новому образу жизни, к новой системе взаимоотношений с людьми, к активной умственной деятельности, к осознанию себя в новой, первой общественно значимой социальной роли.

Мендубаева, З. А. Педагогическая диагностика. Критерии и показатели экспертизы учебной книги / З. А. Мендубаева. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2012. — № 7 (42). — С. 291-299.

Педагогическая диагностика обеспечивает изучение учебно-воспитательного процесса, способствует выявлению предпосылок, условий и результатов педагогического процесса в целях его оптимизации и обоснования его результатов для развития общества (К. Ингекамп, 1968г).

При этом под педагогической диагностической деятельностью он предлагает понимать процесс, в ходе которого, соблюдая необходимые научные критерии, педагог наблюдает за обучаемыми и проводит анкетирование, обрабатывает данные наблюдений и опросов и сообщает о полученных результатах с целью описать поведение, объяснить его мотивы или предсказать поведение в будущем [8].

Шрифт: 

- 100% +

Л.Н. Лаврова, И.В. Чеботарева
Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО / Л.Н. Лаврова. -  ТЦ Сфера, 2017

Авторы предлагают свой вариант педагогической диагностики на основе системного и деятельностного подходов. Система оценки индивидуального развития детей разработана с учетом содержания образовательных областей, видов детской деятельности, задач развития детей и в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО. Представлен подробный диагностический инструментарий, описана процедура проведения педагогической диагностики, предложены диагностические карты.

Методическое пособие разработано на кафедре дошкольного и начального общего образования ГАУДПО Липецкой области «Институт развития образования» и адресовано воспитателям и руководителям детских садов, специалистам (методистам) муниципальных органов управления образованием, курирующим дошкольное образование, преподавателям и студентам педагогических вузов факультета дошкольного образования.

 

В данном методическом пособии будет рассматриваться только педагогическая диагностика (далее – диагностика) развития детей раннего и дошкольного возраста, которая опирается на основные положения системного и деятельностного подходов. Сделана попытка создать систему оценки индивидуального развития детей с учетом целевых ориентиров, образовательных областей, видов детской деятельности, задач развития, а также возрастных особенностей детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотированный каталог интернет - ресурсов для воспитателя дошкольного образовательного учреждения

В каталоге представлены результаты анализа ресурсов, размещённых в Интернет, интересных для воспитателя дошкольного образовательного учреждения.Показано более 150 Интернет-ресурсов, в том числе ...

Аннотированный список сайтов

Аннотированный список сайтов для дошкольных работников...

Аннотированный список сайтов по психологии

В помощь психологам и педагогом: сайты, на которые можно обратиться по определенным вопросам....

Аннотированный каталог репродукций картин,рекомендованных программой воспитания и обучения

В аннотации четко представлено, о чем картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создал данное произведение, какие художественные средства использовал, где используется репродукция. Испо...

АННОТИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

аННОТИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ  ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ...

Аннотированный каталог по освоению элементов математической логики и комбинаторики детьми дошкольного возраста Для педагогов, воспитателей и родителей

Данный  каталог предполагает аннотацию  по освоению элементов математической логики и комбинаторики детьми дошкольного возраста. Составлен для работы педагогов, воспитателей и родителей....

Аннотированный список информационных ресурсов для педагогов по взаимодействию с "трудными" родителями

Материал будет полезен для всего педагогического состава в целях установления качественного взаимодествия с "трудными" родителями...