Коврограф " Ларчик"
учебно-методическое пособие

Анна Михайловна Карева

Коврограф "Ларчик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл larchik.docx658.89 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие « Коврограф Ларчик»                                                                                                  Данное методическое пособие раскрывает специфику использования универсальных   средств -игрового комплекса «Коврограф Ларчик» и игрового комплекса « МиниЛарчик», разработанных В.В. Воскобовичем ,в практике дошкольного образования ,в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья ,в контексте ФГОС дошкольного образования ,а также в аспекте преемственности с ФГОС начального образования. Описываемые универсальные игровые средства относятся к категории развивающего  обучения.                                                                                                                                                                                                                                                                          

Целью данного методического пособия являются раскрытие особенностей, возможностей универсальных средств  В.В. Воскобовича -игрового комплекса « Коврограф Ларчик» и игрового комплекса « МиниЛарчик»,способов работы с ними в детских образовательных учреждениях (детский садах ,развивающих центрах, школах) и семье.                                                                                                                                                                              

Данные универсальные средства обладают рядом особенностей:

Многофункциональность – каждый из них решает множество образовательных задач.

Широкий возрастной диапазон участников игры- от самых маленьких(3-4 года) до младших школьников.

Образность и мотивация- « Коврограф Ларчик» и « МиниЛарчик» сопровождают    неповторимые образцы –персонажи ,с которыми ребенок «проживает всю игровую ситуацию: Слон Лип -Лип, Слоник Ляп-Ляп и др. Они являются прекрасными психологическими  мотиваторами к выполнению игровых и учебных действий.                                                                                                                               Образность и универсальность -игровые задания сопровождаются добрыми сказочными образами, что помогает детям постигать математику ,логику ,начала знакомства со звуками буквами, осваивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми ,овладевать образностью речи.                                                                                                                                                    Сказочность – все игровые ситуации сопровождают сказочный сюжет ,путешествия, преодоление трудностей, разрешение сложных ситуаций, нахождением верного решения.                                                                    Вариативность – наличие в каждом игровом задании множества вариаций проигрывания ситуаций, возможностью придумывания все новых и новых способов их разрешения.                                                                     Незавершенность игровых действий -использование разнообразных игровых заданий, задач, требующих все новых неоднозначных решений.                                                                                                                 Творческий потенциал - реализациях всех задумок составление множества образов, соединение их в истории и сказки, обыгрывание.                                                                                                     Возможность разнообразного использования- как в группах образовательных учреждений, детских центров, так и индивидуальной работе с детьми, а также в домашних условиях.                                                

 Рассматривая данные универсальные средства с точки зрения  основных направленностей работы с ними , хочется выделить главные из них:                                                                                                                                                    Во-первых, соответствие ФГОС ДО  и  раскрытие каждой из образовательных областей: социально-                                                                                                                                       коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие и физическое развитие. Немаловажен аспект именно интеграции данных областей при использовании игрового комплекта                                 « Коврограф Ларчик» и комплект « МиниЛарчик».Например при использовании пространственных карточек « Лев-Павлин-Пони и Лань» педагог учит детей общаться друг с другом посредством использования сказочных персонажей                             ( социально-коммуникативное развитие);знакомит  детей с основными пространственными  областями: правая верхняя, правая нижняя, левая верхняя, левая нижняя (познавательное развитие);мотивирует придумывать продолжение сказки о приключениях героев  ( речевое развитие); побуждает детей построить для главных героев сказки дома из разноцветных веревочек ( художественно-эстетическое развитие);расположить угощения для животных возле                                                 « колодца»,используя набор « Разноцветные кружки» ( физическое развитие).                                                                                    Во –вторых, данные универсальные средства способствуют проведению комплексной работы по развитию у ребенка психических процессов( внимания, памяти ,мышления и воображения), осуществлению целенаправленного сенсорного развития ( цвет, форма, величина),логико-математического развития ребенка (классификация, пространственные отношения и др.) ознакомлению с окружающим миром, совершенствованию речи и обучению чтению, а также развитию творчества.                                                                                                                                      В-третьих , детальный анализ и результаты работы практиков показывают , что                                            « Коврограф Ларчик» и  « МиниЛарчик» применимы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (нарушение опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, речи, интеллекта и пр.)   Специалисты  дефектологического профиля успешно используют « Коврограф Ларчик и « МиниЛарчик» в работе с детьми с нарушениями речи, задержкой психического развития, интеллекта, детским церебральным параличом и пр.

Учителя-логопеды характеризуют « Ларчик» как своеобразную доску ,необходимую при постановке или дифференциации звуков. Наборы букв на картонной и прозрачной основах, держатели  и веревочки разных цветов,  кармашки помогают обучать детей с речевой недостаточностью звукобуквенному, слоговому анализу и синтезу слов, содействовать преодолению нарушений чтения и письма в младшем школьном возрасте.

Педагоги,  работающие с детьми с детским церебральным параличом , используют «Коврограф Ларчик» как средство развития через сказочный сюжет мелкой моторики, ориентировки в пространстве, развития внимания, памяти, мышления, речи, творческих способностей, тактильной чувствительности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

В работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью (умственная отсталость)    « Коврограф» может использоваться для формирования временных представлений .Так, можно предложить детям выложить дорожку из «Разноцветных квадратов»: весна-зеленый квадрат, лето- красный квадрат, осень- желтый квадрат, зима -белый. С помощью комплекса  « Разноцветные веревочки»  на   « Коврографе» можно изобразить предмет или объект , относящийся к определенному времени года. Игры ,описанные в методических рекомендациях расписаны по определенному шаблону: задачи, материалы и оборудование, игровая ситуация и задание.

Игровая ситуация «Назови правильно» (речевое развитие)                                                                                            

Задачи:                                                                                                                                                                           - формирование у детей умения составлять предложения с простыми предлогами перед,  после, между.                                                                                                                                                          Материалы и оборудование: игровое поле « Коврограф Ларчик», пособие                         « Разноцветные квадраты», персонаж « Медвежонок Мишик».                                                                                              Игровая ситуация: Однажды Медвежонок Мишик забрел в Город Разноцветных домов.(Цветные квадраты располагаются на « Коврографе» следующим образом: три ряда по три квадрата в каждом, между ними Медвежонок Мишик.                                                                                                Задание: Называть, где находится Мишик, его местоположение между домами составляя предложения с предлогами перед, после, между. Например: Медвежонок стоит между красным и зеленым квадратом.

Игровая ситуация «Спаси королеву Мурану» (физическое развитие)                                                                     Задачи:                                                                                                                                                                           - развитие основных движений;                                                                                                                                 -развитие мелкой моторики;                                                                                                                                                - развитие зрительного и слухового внимания;                                                                                                            -воспитывать чувство сопереживания.                                                                                                 Материалы и оборудование: игровое поле «Коврограф Ларчик»,набор « Разноцветные кружки»,комплект «Карточки отрицания»,схема башни.                                                                     Игровая ситуация: Далеко- далеко, в одной сказочной стране злой дракон похитил королеву Мурану и не отпускал ее. Королева очень скучала по своим родным. Просила, чтобы дракон ее отпустил. Но он решил согласиться только в том случае, если ему построят такую же башню , как у королевы. Королева просит ей помочь. Вы сможете?                                                                                                                    Задание: Нужно добежать до  « Коврографа «,прикрепить кружок и вернуться обратно. Усложнение: « Игра на отрицание»:нельзя ставить рядом круги того или иного цвета и размера.    Играть можно индивидуально с ребенком или с группой детей. «Коврограф» можно использовать дома и в учреждении, играть можно с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. C:\Users\анна\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20171016_161627.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного образования «Коврограф ЛАРЧИК» Пособие В.В. Воскобовича.

Мастер- класс.Игровая технологияинтеллектуально-творческого развития детей дошкольного образования«Коврограф ЛАРЧИК» Пособие В.В. Воскобовича....

Картотека игр к коврографу "Ларчик " В.В.Воскобовича

Картотека игр к коврографу "Ларчик " В.В.Воскобовича...

Презентация опыта работы с коврографом "Ларчик"

В презентации продемонстрированы методы и приемы работы  с коврографом "Ларчик"  в ДОУ....

"Коврограф Ларчик" В.В.Воскобовича.

Призентация "Коврограф Ларчик"...

МАСТЕР_КЛАСС Тема: «Развитие речи дошкольников посредством коврографа «Ларчик» В.В.Воскобовича ».

МАСТЕР_КЛАССТема: «Развитие речи дошкольников посредством коврографа «Ларчик» В.В.Воскобовича »....

«Использование развивающих игр В.В. Воскобовича («Коврограф Ларчик», предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес») при взаимодействии с дошкольниками».

Презентация мастер-класса для педагогов на тему: «Использование развивающих игр В.В. Воскобовича («Коврограф Ларчик», предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес»)...

«Коврограф Ларчик» и «Мини Ларчик» в образовательной деятельности с детьми»

Использовании развивающих игр В.В.Воскобовича по художественно - эстетическому направлению...