Роль сказки в развитии ребенка дошкольного возраста
учебно-методический материал

Родители и мы воспитатели всегда озабочены: как сделать так, чтобы действительно маленький ребенок, только что пришедший в этот мир, стал счастливым, удачливым, умным, добрым…

В этом сложном процессе развития Человека (умным, добрым…) нам поможет сказка. Да, та самая сказка, которая к нам пришла от наших предков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Роль сказки в развитии ребенка

дошкольного возраста

Г.М. Логинова

МБДОУ 10

«Теремок»

Воспитатель

«Сказка – ложь, да в ней намек:

Добрым молодцам урок!»

Все мы взрослые хотим, чтобы наши дети выросли счастливыми, умными, честными, трудолюбивыми, отзывчивыми, удачливыми, добрыми.… Все только хорошее, что можно пожелать любимому человеку.

Родители и мы воспитатели всегда озабочены: как сделать так, чтобы действительно маленький ребенок, только что пришедший в этот мир, стал счастливым, удачливым, умным, добрым…

В этом сложном процессе развития Человека (умным, добрым…) нам поможет сказка. Да, та самая сказка, которая к нам пришла от наших предков.

В сказке ребенок учится тому, что злым быть очень плохо, а добрым хорошо. Он узнает, что играть и трудиться всем вместе радостно и весело.

Небольшие по объему, забавные, доступные сказки интересны тем, что открывают мир ребенку с необычной стороны, активизируют  у него фантазию и мысль.

Но не все родители понимают роль сказок, и не придают им значение.

Предпочтение отдается раннему обучению: родители хотят, чтобы еще до школы ребенок научился читать и писать. Либо наоборот: родителей устраивает, если ребенок часто и подолгу смотрят телевизор, тем самым не требуя к себе внимания взрослых.

И напрасно. Всему свое время.

Сказки – источник детского мышления, чувств, стремлений. Дети, лишенные игр и сказок, могут потерять способность к воображению и фантазии.

Я считаю, что роль сказок велика. Уж очень они близки детям с их чудесными и волшебными превращениями.

Сказки несут себе нравственные понятия и чувства не в виде голой морали или нудной проповеди. А в доступной, ясной по смыслу, прелестной, захватывающей и забавной форме. Они знакомят наших маленьких детей со сложной и противоречивой  жизнью.

Благодаря чему сказка воспитывает наших ребятишек? Прежде всего, она действует на чувства, а затем на ум. Слушая ее, малыш сливается с героями, если они ему симпатичны. Вместе с ними малыш проявляет доброту, благородство, становятся отзывчивым, трудолюбивым.

Слушает ребенок сказку и у него появляется «дивная способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою», писал К. Чуковский.

«Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не знаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае, с педагогическим гением народа».

Чтобы «педагогический гений народа» не сдавал своих позиций, а прочно обосновался в жизни детей, я поставила перед собой цель: развивать и поддерживать у детей интерес к сказкам.

         Задачи:

  1. Прививать любовь к сказке. Читать знакомые и малознакомые произведения, проводить познавательные беседы.
  2. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.  Создавать условия для участия детей в коллективном разговоре. Учить детей отвечать на вопросы, употреблять формы вежливой речи.
  3. Расширять представления детей о сказочных героях, развивать фантазию, мышление, воспитывать доброту, отзывчивость. Поощрять положительные поступки детей.
  4. Создавать условия для свободной деятельности: изготовление и подбор атрибутов, костюмов, игрушек, кукол.

        Сказки на Руси известны с давних времен. Рассказывание сказок – старый русский обычай.

Древнее название сказок было слово «басень» - от глагола «баять» - говорить. Само слово «сказка» в современном значении стало встречаться XVIIв.

В Древней Руси никто никогда не записывал сказки, книжность была достоянием господствующих классов.

Царь Алексей Михайлович в своем Указе в 1649 году строго запрещал колядовать, загадывать загадки и рассказывать сказки.

Изменения в отношении к сказке пришли с реформами Петра I. Церковная культура утрачивает свое влияние, появляется новая светская культура. Она создавалась заново, опираясь на базу словесного искусства народа.

Сказка – живой рассказ, обязательно предполагает аудиторию слушателей, для которых она рассказывается. Для каждого возраста имеются свои сказки. Сказки с небольшим сюжетом – для самых маленьких, например такие, как: «Волк и семеро козлят», «Кот, Петух и Лиса". Здесь отдается предпочтение сказкам о животных, кумулятивным сказкам. С возрастом объём информации увеличивается и в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются волшебные сказки, такие, как: «Царевна – Лягушка», «Сивка – Бурка».

С каким увлечением дети слушают музыку! «Сказку детям не просто сказывают,  - писал П.А.Бессонов, - а поговорят да попоют: тогда дети и слушают, и заучивают, и сами подпевают». Я придерживаюсь этому.

Язык сказки прост и доступен, сюжет прозрачен, но и загадочен. Только начинаешь: «В некотором царстве…» и дети, затаив дыхание, слушают, уносятся в мир фантазии.

Удивительно, что дети просят одну и ту же сказку рассказать по нескольку раз, они обожают многократные, бесконечные чтения одного и того же произведения.

Сказка не учит напрямую, и очень хорошо, потому что дети не любят наставлений. Но обязательно отметят, кто в сказке хороший, а кто плохой. Себя дети отождествляют только с положительными героями, а любая сказка преподносит, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро.

При подборе сказок для детей я опираюсь на возраст детей, интересы детей и предлагаю что-то своё.

Что бы сказка завораживала, зазывала к себе, использую игровые моменты.

Надеваю колпак скомороха, в руках игрушка медведь.

Скоморох: «Здравствуй люд честной!

Старый и молодой!

А вот мой медведь.

Он любит реветь!

Хозяин лесной, совсем не злой.

Может сказку сказать

Иль загадку загадать.»

Для чтения беру самый разнообразный материал: знакомые и мало знакомые сказки. Дети сами очень часто просят почитать, слушают с удовольствием. Приносят из дома любимые книжки. Я поддерживаю этот интерес.

После чтения обязательно с детьми беседуем. Мне интересно их мнение, как они рассуждают, переживают о героях.

Что бы узнать, как дети запомнили и поняли сказку, я подбирала игрушки, предметы и просила детей помочь разобрать, из какой сказки они к нам пришли. И началась беседа, дети вспоминали события сказки, поступки её героев, выявлялось отношение детей к поступкам героев.

Нравятся детям игры – драматизации, желающих очень много поучаствовать в мини – сказках. Особенно радует, когда дети сами, по собственной инициативе, организуют представление. Здесь у них проявляется полная свобода действий. Они сами создают сказочные ситуации, используют атрибуты и декорации, договариваются между собой.

А что бы дети играли ярко, передавали характер героя, знакомлю их с пиктограммами.

Стараюсь поддерживать у детей интерес к сказке, развиваю и создаю необходимые условия для воплощения этого интереса в самостоятельной деятельности: изготавливаю атрибуты (здесь мне помогают дети), шью элементы костюмов, вяжу игрушки животных.

Мои единомышленники и помощники – это родители моих детей.

Что за диво! Неужели сказка закончилась? Ладно, уж, расскажу ещё, только другую!...

        Нет, сказка не утратила своей значимости, не изжила себя. Наши дети любят сказку; охотно слушают, драматизируют сказку. Чтение сказки привлекает и завораживает детей, перед их взором возникают образы родной природы, люди с их характером быта.

        Дети не перестают удивляться и не теряют интерес к сказке.

        Наибольшие сюжетные произведения с «небыличным» содержанием развивают фантазию, несут определенную дозу информации, подают основы нравственности. Народ – умело использовал сказку для воспитательных целей. Давайте использовать сказку будем и мы.

«Прекрасен сказок мир воздушный –

к нему с младенчества привык,

мне мил и дорог простодушный,

животворящий их язык»

К.М. Фофанов

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста

Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, необходимой для воспитания в будущем своих собственных детей,...

Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста

Семья -  первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно пре...

Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста

Развитие ребенка, его социализация......

РОЛЬ ЧТЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения....

РОЛЬ ЧТЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Роль сказки в развитии детей дошкольного возраста"

И нельзя без сказки нам прожить , друзья,Ведь со сказкой проще верить в чудеса.Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.В маленькое сердце, дверцу распахнуть....

Роль сказки в развитии ребенка дошкольного возраста

В данной статье раскрывается влияние сказки на развитие ребёнка дошкольного  возраста....