"Кукла как средство приобщения дошкольников 4-6 лет к истории и культуре".
статья

Юлия Борисовна Барда

Основным видом деятельности для дошкольников является игровая деятельность. Она позволяет решать различные образовательные программы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukla_kak_sredstvo_priobshcheniya_doshkolnikov_5.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Кукла как средство приобщения дошкольников 5-7 лет к истории и культуре».

Актуальность: «Страна, забывшая свою культуру, историю, традицию и национальных  героев – обречена на вымирание». Л.Н.Толстой

       Ключевые слова: дощкольник, игровая деятельность, духовно-нравственное воспитание, кукла, история.

       Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – образовательная деятельность осуществляется путем сочетания различных видов детской деятельности: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической  и физической.

       Основным видом деятельности для дошкольников является игровая деятельность. Она позволяет решать различные образовательные программы. Как показала игровая практика, все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая обучающая ситуация, а то  или иное конкретное содержание, которое специально вносит в нее педагог.  Именно в дошкольном возрасте закладывается социализация и индивидуализация развития личности ребенка, его культурные, нравственные и духовные ценности. Пример реализации такого комплексного подхода к воспитанию мы находим в русской народной традиции. Воспитание детей в духе русской народной культуры  - это не только становление личности в духовном и интеллектуальном развитии, но и профилактика  от характерных для нашего времени личностных деформаций – вещизм, эгоцентризм, замыкание в себе,  уход от реальности и проживание жизни в компьютерном мире.

       Народные игрушки – часть культурного национального наследия. У каждого народа игрушки имеют свои характерные особенности, которые зависят от национально-психологических черт и культуры народа. Вековой опыт народной педагогики показывает,  что игрушки становились первыми средствами воспитания. Исследователи народного творчества Грибовская А.А., Усова А.П., отмечали особое эстетическое воздействие народной игрушки на эмоциональный мир ребенка, на развитие его эстетического вкуса и переживаний, на становление личности в целом. Воспитательная ценность игрушки в том, что «только в народной игрушке заключена теплота, которая выражается в заботливом, ее любовном исполнении». (Флерина Е.А.).

У кукол душа людей. Это только кажется, что куклой движет рука. На самом деле, куклой движут разум и сердце. Марта Цифринович «У кукол все, как у людей».

     С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игры в куклы поощрялись взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

     Возможность сделать куклу из лоскутков, тесьмы, ниток создавая яркие и понятные образы, отражает неиссякаемое желание детей фантазировать. А через эти милые, дорогие сердцу «авторов» создания дети начинают постигать – а лучше сказать, вспоминать свои корни. А значит есть надежда, что в стремительно меняющемся мире останется память предков, которая не даст нам забыть историю – к ней, к генетической памяти, можно обратиться за помощью в самый трудных случаях жизни.

      В куклы не только играли - они помогали человеку на протяжении всей его жизни: с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную погоду, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они были рядом на свадьбах или при рождении младенцев, придумывали о них сказки, делились радостями и невзгодами.

       Что видел малыш, открывая глаза в колыбельке? Куколку, которую сделали любящие руки матери. А значит ее любовь оберегала ребенка с момента рождения, она отгоняла от него злых духов, в которых верили наши предки, помогала ребенку заснуть. Чтобы малыш хорошо спал, мама укладывала к нему в кроватку куклу. И сейчас дети берут с собой в постель куклу.

       Кукла - это часть культурного наследия Росси, которое незаслуженно забыто. Это обычаи и обряды, связанные с самодельными куклами. Играя в куклы, дети определенным образом «проигрывают» взрослую жизнь. Поэтому народная, в частности русская, культурная традиция дает нам, проверенную веками методологию воспитания и образования, умение за разными конкретными предметами и явлениями видеть их духовную и душевную сторону. Без этого не может быть гармоничной личности.

       Традиционная народная игрушка универсальна, она открывает перед ребенком большие возможности для творчества.

       Играя с разными куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить себя на месте мамы или бабушки, пеленать и одевать кукол, заботиться о них, придумывать  различные ситуации, научаться шить, вышивать. Дети «вынуждено» работают пальчиками, перебирая украшения куклы,  тем самым не осознано укрепляя, моторику руки. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества. Потребность в общении четко выражалась в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которых  старшее поколение передавало, а младшее принимало, сохраняло и передавало дальше важную часть накопленного жизненного опыта.

      Традиционную народную куклы делали из различных материалов: соломы, лыка, веточек, палочек, бересты даже из полена и конечно, из лоскутков старой одежды.

      В русской  деревне больше всего любили тряпичную куклу. Она была  в каждом крестьянском доме, и крутили куколок и стар и млад.

      Крутить кукол дети начинали с 4-5 лет. Сначала делали самых простых – из 2-3 лоскутков, без ножниц и иголок. Первых кукол малыши делали с мамой или старшими  сестрами, а потом и самостоятельно. Часто мастерили их из доступных материалов прямо во время игр.

      Кода-то изготовление ткани было трудоемким делом, и дети донашивали одежду взрослых. На куклы оставалась изношенная ткань. Ее легко можно было разорвать руками, что важно в обережных куклах.  Существовало поверье, что при использовании нельзя применять железные, колющие и режущие предметы. Считалось,  что сама по себе ношенная одежда уже является обережной, так как хранит тепло души человека, который ее носил.

      Делали кукол также из новой ткани – для свадеб и на подарки. В богатых домах куклы была похожа на одежду их обитателей – она была из богатых тканей, с вышивкой и украшениями. Такие куклы были очень дорогими, они даже имели свои комнаты.

      Куклы часто помогают людям выйти из сложных ситуаций. В сказке А.Н. Толстого «Девочка и разбойники» пленница смастерила куклу из соломы, нарядила в свою одежду и посадила у окна. Пока разбойники догадались, что это не девочка, а кукла, та успела убежать из леса домой.

      Часто куклы бывают единственными друзьями. Так  например, в книге Чарльза Диккенса «Холодный дом» героине некому было пожаловаться, кроме свой куклы: « Я поднялась в сою комнату, забралась в постель, прижалась мокрой от слез щекой к щечке куклы и, обнимая свою единственную подругу, плакала, пока не уснула. Хоть я и плохо понимала  причины своего горя, мне теперь стало ясно, что никому на свете я не принесла радости, и никто меня не любит так, как я люблю свою куклу».

       В народной русской традиции были куклы и для мальчиков – бойцовые куклы. Он помогали мальчишкам лучше владеть своим телом. Помогали готовить воинов. Давали желанную возможность поиграть в кулачные бои, пока сил для настоящих мало.

      Известны такие  куклы – кулачники. Куклаками играли и девочки, особенно когда шла игра «в свадьбу», где без куклы-парня не обойтись. Были куклаки: богач и пастушок, мужик и мальчик-столбик.

       Кукла помогала в воспитании детей в семье. Для девочек от 5-7 лет любимым развлечение были игры с куклами. На окне избы, в амбаре или на улице девочки воспроизводили обрядовые, праздничные  и бытовые сцены, которые они наблюдали в жизни.

     Самой любимой игрой была игра в свадьбу, в которой разыгрывались отдельные эпизоды свадебного обряда: сватовство, девичник, свадебный пир. Девочки воспроизводили настоящие свадебные приговоры, диалоги, песни и даже «причитания в голос». К свадьбе готовились с детства: шили и вышивали одежду, ткали пояса, изучали все тонкости свадебного, обряда, играя в куклы.

     Дети сами изготавливали кукол из лоскутков или получали их в наследство от матерей и старших сестер. Куклы получали имена, отчества и фамилии. Игры с куклой оказывались своеобразной формой передачи коллективного опыта и подготовки детей к будущей жизни.

    Участие в игровой деятельности позволяет детям активно взаимодействовать, и,  тем самым, взаимно влиять друг на друга, обогащая нравственные представления  (обмениваться мнениями, выбирать водящего, распределять игровые роли, определять сюжет или содержание игры, решать многие другие организационные вопросы, дошкольникам необходимо договариваться и достаточно лояльно относиться к идеям и мнениям участников).

      Основополагающим направлением  в развитии культурно, духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста является приобщение их к национальной культуре, к историко-культурным ценностям народа. Эту работу не возможно, осуществлять без опоры на материально и духовное наследие русского народа. Включение элементов русского народного творчества (сказки, потешки…) при совместной деятельности детей дошкольного возраста дает возможность не только для развития речевой выразительности, но и развивает мнемонические процессы, открывает дорогу к творческим проявлениям, наблюдательности, обогащению  и активизации словаря, внутренней раскованности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Ознакомление с тряпичной куклой, как средством приобщения дошкольников к народной культуре"

Изучение народной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики....

Консультация для педагогов "Тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре"

Тема "Приобщение дошкольников к народной культуре" актуальна на современном этапе. В ФГОС ДО говорится о необходимости приобщения дошкольников к общечеловеческим ценностям....

«Ознакомление с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к народной культуре»

Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколени...

Консультация для воспитателей: «Ознакомление с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к народной культуре»

Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики. веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколени...

"Ознакомление с тряпичной куклой как средством приобщения дошкольников к народной культуре" (из опыта работы)

Все дети любят играть. В наше современное время игрушек – многообразие. Но как среди такого многообразия найти что-то необычное, полезное, увлекательное, развивающее и не очень дорогое в финансо...

Методическая разработка "Народная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной русской культуре."

Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой кризиса в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, что связано с появлением новых “идеалов”. В такой ситуаци...

Знакомство с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к истории русского народа

Опыт работы в подготовительной группе. Знакомство с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к истории русского народа.Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные т...