«Сборник малых фольклорных жанров устного народного творчества».
картотека (младшая группа)

Ломакина Наталья Александровна

Потешки.

 

Они, как правило, сопровождали игры с малышом (с его пальцами,

руками, ногами).

Хорошо использовать различные потешки во время адаптационного

периода. Правильно подобранная потешка порой помогает установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию

к пока ещё малознакомому человеку – воспитателю.

Малые формы фольклора используют и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Удачно подобранная потешка помогает во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием. Произнесённые же на распев,

ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poteshki.docx1.67 МБ
Файл ooo.docx1.37 МБ
Файл pribautki.docx245.74 КБ
Файл igrovye.docx174.79 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Фольклорная прибаутка.

Наши уточки с утра —

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда —

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора —

Бал-бал-бал! Балды-балды!

Наши гуленьки вверху —

Гру – гру – гру!

Наши курочки в окно —

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним рано поутру

Нам споет — ку-ка-ре-ку!

*  *  *

Курочка-тараторочка

По двору ходит,

Хохолок раздувает,

Своих деток подзывает:

— Куд-куда, куд-куда!

*  *  *

Идет петушок,

Красный гребешок,

Хвост — узорами,

Сапоги со шпорами,

Двойная бородка,

Частая походка.

Рано утром встает,

Красны песенки поет.

*  *  *

Петушок, петушок,

Золотой гребешок.

Ты подай голосок

Через тёмный лесок.

Через лес, за реку

Покричи:

- Ку-ка-ре-ку!

Как у наших у ворот

Петух зернышки клюет,

Петух зернышки клюет,

К себе курочек зовет:

- Вы, хохлушечки!

Вы, пеструшечки!

Я нашел для вас орех,

Разделю его на всех

По крупиночке,

По осьминочке.

*  *  *

- Курочка-рябушечка,

Куда ты пошла?

- На речку.
- Курочка-рябушечка,
Зачем ты пошла?

- За водичкой.
- Зачем тебе водичка?

- Цыпляток поить!

                                                             

*  *  *

Курочка моя,

Умница моя,

Вот пшено, водичка,

Дай ты мне яичко,

Умница моя!

*  *  *

В нашей избушке петух поёт,

Мышка-норушка избушку метёт.

Кошка на окошке штанишки шьёт,

Курочка на печке горшки скребёт.

*  *  *

Ой, люли, люли, люли,

Прилетели журавли.

Как они летели —

Все на них глядели.

Журавли курлыкали,

Киски мурлыкали.

*  *  *

Сова-совушка,

Белая головушка.

Сова умывалась.

В лапти обувалась,

В лапти, в тряпички,

В теплы рукавички.

*  *  *

Галки, вороны,

Все ли вы здоровы?


Одна галка нездорова,

Себе ножку наколола.

Мы поедем во Торжок,

Купим галке сапожок.

*  *  *

Прочь, гусята, от водицы,

Прочь, гусята, от воды!

Не мочите белых перьев,

Не наделайте беды.

Непослушные гусята

Не выходят из пруда,

Замочили пух и перья.

Ах, беда, беда, беда.

*  *  *

Синичка, синичка,

Воробью сестричка.

Воробей – воришка

Залез в амбаришко.

Клевать просо -

Тупым носом.

*  *  *

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому — в платок,

Кому — в зубок,

Кому — в лапочку.

*  *  *

Как у нашего кота шубка очень хороша.

Как у котика усы удивительной красы,

Глаза смелые, зубки белые.

*  *  *

А коток, коток, коток,

Кучерявенький лобок,

Украл у бабушки клубок

И запрятал в уголок.

А бабушка догнала

И за ушко отодрала.

Кот на печку пошел,

Горшок каши нашел.

На печи калачи,

Как огонь, горячи.

Пряники пекутся,

Коту в лапки не даются.

*  *  *

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку — на донышко!

Ждут меня котята,

Малые ребята.

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко.

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

*  *  *


Как у нашего соседа

Весела была беседа:

Гуси – в гусли,

Утки - в дудки,

Овцы – в донцы,

Тараканы – в барабаны.

Ай, качи-качи-качи!

Глянь - баранки-калачи,

Глянь — баранки-калачи!

С пылу, с жару, из печи.

С пылу, с жару, из печи –

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи,

Нам осталися Бара-а-а-ночки!

*  *  *

Заинька, походи,

Серенький, походи,

Вот так, вот сяк походи.

Заинька, подбодрись.

Серенький, подбодрись.

Вот так, вот сяк подбодрись.

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так, вот сяк топни ножкой.

Заинька, повернись,

Серенький, повернись,

Вот так, вот сяк повернись.

Заинька, попляши,

Серенький, попляши,

Вот так, вот сяк попляши.

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись,

Вот так, вот сяк поклонись!

*  *  *

Улитка, улитка!

Покажи свои рога,

Дам кусок пирога,

Пышки, ватрушки,

Сдобной лепёшки,

Высуни рожки!

*  *  *

Топ-топ! Топотушки!

Пляшет зайка на опушке,

Пляшет ежик на пеньке,

Пляшет чижик на сучке,

Пляшет песик на крылечке,

Пляшет котик возле печки.

Пляшет мышка возле норки,

Пляшет козочка на горке,

Пляшет утка на реке,

Черепаха - на песке.

*  *  *

Сосна, сосна,

Отчего ты красна?

Оттого я красна,

Что под солнышком росла!

*  *  *

Дождик, дождик, поливай!


Будет хлеба каравай.

Дождик, дождик, припусти,

Дай капустке подрасти.

*  *  *

Дождик, дождик, пуще,

Травка будет гуще.

Дождик, дождик, посильней,

Огород ты наш полей.

*  *  *

Ой ты зимушка-зима,

Ты с морозами пришла.

Ветер воет, вьюга вьет,

Вдоль по улице метет.

Как по этой по метели

Трое саночек летели.

И шумят, и гремят,

Колокольчики звенят.

*  *  *

Солнышко – ведрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей –

Телят да ягнят,

Еще маленьких ребят!

*  *  *

Закатилось красно солнышко

За темные леса.

В лесу пташки приумолкли,

Все садились по местам,


По таким же по местечкам, —

По ракитовым кустам.

*  *  *

— Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи —

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще.

*  *  *

Ой, ребята, тa-pa-pa!

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах,

Черный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точеная,

Позолоченная,

Труба ладная.

Песня складная!



Предварительный просмотр:

Игровые потешки.

Водят мыши хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод.

*  *  *

Сорока – ворона

Кашу варила,

На порог скакала,

Деток скликала:

«Детки за стол, кашка на стол».

Этому дала — он дрова рубил,

Этому дала — он воду носил,

Этому дала — он печку топил,

Этому дала — он кашеварил,

Этому дала — он зерно толок,

Этому дала — он муку молол,

А этому нет ничего — он ничего не делал.

— Ты, седьмой, у ворот постой,

тебе горшок пустой.

*  *  *

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

Ножками — топ-топ,

Глазками — хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьет

— Забодает, забодает!

*  *  *

Уходи с дороги, кот,

Наша Танечка идет.

Топ – топ – топ – топ,

Никогда не упадет.

*  *  *

По кочкам, по кочкам,

По маленьким дорожкам,

В ямку – бух!

Провалился петух. 

*  *  *

Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ.

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

*  *  *

Чики – чики – чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня на тележке

Щелкает орешки.

Поехали, поехали,


С орехами, с орехами,

К дедке по репку,

По пареньку,

По сладеньку.

*  *  *

    Еду, еду к бабе, к деду

На лошадке в красной шапке.

По ровной дорожке

На одной ножке,

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам.

Все прямо и прямо,

А потом вдруг

В ямку — бух!

*  *  *

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж заснул,

Хотят все пальчики спать.

Этот пальчик крепко спит!

Тише, тише, не шумите!

Пальчиков вы не будите.

Утро ясное придет.

Солнце красное взойдет.

Будут пальчики вставать,

Наших деток одевать.

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы мы считать.

Пять на правой, пять на левой,
Знают это Таня с Севой.

*  *  *

Дружных, крепеньких ребяток.
Дел у каждого – сполна!
Мы дадим им имена.

Вот – большой, или Большак.
Помогать он всем мастак!
Живет отдельно от других.
Работать может за троих!

За ним стоит Указка.
Его конек – подсказка.
Он нам без промедленья,
Укажет путь к варенью.

Вот – Середняк, иль средний,
Он третий, не последний.
Спокойный, очень сильный,
Как богатырь былинный.

Четвертый – Сиротинка,
Без имени детинка,
С наперстком оловянным
Зовется безымянным.

А пятый – Коротышка,
Проказливый мальчишка,
Шалун и привереда,
Мизинчик – непоседа!

*  *  *

Сорока-белобока
Кашку варила,
Детишек кормила.

Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.

Этому не дала:
Ты воды не носил,
 
Дров не рубил,
Каши не варил -
Тебе ничего нет!

Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

*  *  *

Идут четыре братца,
Навстречу Большаку:
- Здорово, Большак!
- Здравствуй, Васька-указка,
Мишка-середка,
Гришка-сиротка,
И ты, крошка-Тимошка!

*  *  *

Раз, два – шли цыплята,
Три, четыре – погулять,
А за ними прыгал пятый.
Позади бежал шестой,
А седьмой уже устал,
А восьмой совсем отстал,
А девятый всех догнал,


        А десятый испугался,
Очень громко запищал:
- Пи-пи-пи! - Ты не бойся, не пищи,
Мы здесь рядом, поищи.


*  *  *

Сидит белка на тележке,
Раздает она орешки.
Мишке - толстопятому,
 
Заиньке усатому,
Лисичке-сестричке,
Воробью,
Синичке.
Кому в роток,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

*  *  *

Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик —

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

*  *  *

Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну а этот взял и съел,
Потому и потолстел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие детей по средствам малых фольклорных форм устного народного творчества.

Описание опыта работы по теме "Познавательное развитие детей третьего года жизни по средствам млых фольклорных форм устного народного творчества" ...

Малые жанры устного народного творчества в режиме дня дошкольника.

Особую педагогическую ценность имеет детский фольклор, который отражает традиционную русскую народную культуру. Произведения устного народного творчества помогают формировать любовь...

Конспект НОД в младшей группе «Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчества (закличка, песенка-потешка, загадка, чистоговорка)»

Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми младшей группы по ознакомлению с художественной литературой Тема: «Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчест...

Конспект НОД «Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчества»

Тема: «Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчества (закличка, песенка-потешка, загадка, чистоговорка)»Задачи:·        Образовательн...

Познавательное развитие детей по средствам малых фольклорных форм устного народного творчества.

Детство — начало жизни, её заря, рассвет... И как рассвет может многое рассказать о наступающем дне, так и детство во многом определяет дальнейшую жизнь ребенка. Что может помочь педагогу расцветить э...

Сборник малых фольклорных жанров устного народного творчества

Сборник малых фольклорных жанров устного народного творчества»....

Методические рекомендации для воспитателя "Сборник малых жанров устного народного творчества на бурятском языке"

Методические рекомендации для воспитателя "Сборник малых жанров устного народного творчества на бурятском языке для детей дошкольного возраста"....