Малые жанры устного народного творчества в режиме дня дошкольника.
методическая разработка по развитию речи на тему

    Особую педагогическую ценность имеет детский фольклор, который отражает традиционную русскую народную культуру. Произведения устного народного творчества помогают формировать любовь к семье, к родной земле и красоте ее природы, то есть пробуждают в ребенке начало чувств патриотизма. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, дает прекрасные образцы русской речи. Через устное народное творчество ребенок приобщается к культуре своего народа, получая о ней первые представления, устанавливает связь между прошлым и современностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Малые жанры устного народного творчества в режиме дня       дошкольника.

     Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор.

                                                                      Г. С. Виноградов

    Важной задачей нашего общества в настоящее время является духовное и нравственное возрождение, которое возможно осуществить, усваивая культурно-исторический опыт народа. Создавался и закреплялся он в произведениях искусства и устного народного творчества. Особую педагогическую ценность имеет детский фольклор, который отражает традиционную русскую народную культуру. Произведения устного народного творчества помогают формировать любовь к семье, к родной земле и красоте ее природы, то есть пробуждают в ребенке начало чувств патриотизма. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, дает прекрасные образцы русской речи. Через устное народное творчество ребенок приобщается к культуре своего народа, получая о ней первые представления, устанавливает связь между прошлым и современностью. В.А.Сухомлинский считал песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, яркой индивидуальности. Произведения устного народного творчества обладают огромными воспитательными возможностями. Успешность реализации этих возможностей во многом зависит от продуманности педагогических условий введения произведений фольклора в жизнь детей.  

     В начале своей работы я ставила следующие задачи:

 · Подобрать доступные произведения устного народного творчества с учетом возрастных особенностей детей.

 · Систематично использовать данные произведения на практике, начиная с младших групп.

· Применять фольклор в различных видах деятельности: игровой, бытовой, трудовой.

· Обновить и пополнить дидактический материал, предметы быта, народные игрушки.

· Проводить итоговые фольклорные праздники совместно с родителями.  

      Хочу подчеркнуть, что особую важность детский фольклор имеет в работе с детьми младших групп. Основными задачами являются:

 · Донести до детей смысловое содержание сказок, потешек, приговорок, колыбельных.

· Научить понимать игровое взаимодействие со взрослым, вызвать интерес.

 · Поддерживать внимание детей с помощью эмоциональности.

 · Использовать принцип наглядности дидактического материала.

 · Поддерживать желание читать наизусть небольшие потешки, прибаутки, колыбельные.

     Для заучивания с детьми стараюсь подобрать доступный для понимания материал о мире предметов, игрушек, вещей. Интонация, с которой произносятся потешки, приговорки, помогают установить тесный контакт с ребенком. Детям очень нравится, когда их имя вставляют в потешку, не изменяя содержания, они просят ее повторения, это доставляет большое удовольствие, смех и забаву. Удачно подобранные малые формы фольклора помогают в адаптационный период в работе с детьми, а также в режимных моментах: во время кормления, засыпания, умывания и одевания детей.    Принцип поэтапности и цикличности в методике фольклорных занятий помогают осуществить живое общение, учитывая особенности возрастного восприятия и индивидуального реагирования.

      Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором – принцип познавательной выразительности, и достигнуть его можно с помощью эмоциональности. Этим и поддерживается внимание детей во время хороводных игр.

     Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приучается к самобытности слова. Песни-пестушки развлекают детей, создают радостное настроение. С их помощью развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетание, наигрыш. Особая ритмическая организация заключается в колыбельных. Они учат понимать красоту родного языка, закладывая основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому, способствуют освоению грамматического строя речи.

      Смешные и остроумные прибаутки и пестушки легко запоминаются, вносят радость в детский быт, веселят и развивают детей. Приговорки про насекомых, явления природы используются в основном на прогулках. Много времени уделяется русским народным сказкам, которые, являясь произведениями народного творчества, несут в себе особый духовный заряд. В них заключено богатое содержание, много сравнений, эпитетов, синонимов и антонимов: например красна девица, ясный сокол. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами.

     Таким образом, малые формы фольклора формируют у детей первоначальные навыки художественно-речевой деятельности, вызывают интерес к нему.

      Произведения устного народного творчества для детей старшей и подготовительной групп отбираются более тщательно, их диапазон более широк и глубок по содержанию, так как они обладают огромными воспитательными возможностями. Задачи:

· Продолжать знакомить детей с различными формами фольклора: загадками, пословицами, поговорками, небылицами, докучными сказками.

 · Формировать интерес к произведениям устного народного творчества.

 · Создавать благоприятные условия для усвоения детьми доступного языка фольклорных произведений.

· Через устное народное творчество воспитывать у детей любовь к семье, к родному городу, Родине.

     Для осуществления поставленных задач в своей работе я органично включаю различные формы фольклора во все виды детской деятельности. В педагогическом процессе использую такие жанры устного народного творчества, как народные загадки, докучные сказки, заклички, скороговорки.

ПРИЕМ ДЕТЕЙ

   Продуманное и хорошо организованное проведение утреннего приема детей имеет большое значение в режиме дня. Приветливая встреча их воспитателем влияет на настроение, работоспособность, дисциплинированность. Если дети знают, что их ждут, что им будут рады, они с большим желанием идут в детский сад.

Вместе с солнышком встаю,

Вместе с птицами пою:

- С добрым утром!

- С ясным днем! –

Вот как славно мы поем!

- С добрым утром! – я пою

Маме, папе, бабушке,

И дождю, и воробью,

И траве-муравушке.

- С добрым утром! – я кричу,

Чтоб погромче вышло,

Чтоб по всей стране, хочу,

Людям было слышно.

ГИМНАСТИКА

Приглашение на гимнастику

А сейчас все по порядку

Встали дружно на зарядку.

Рано солнышко встает,

На зарядку всех зовет.

А наши-то ребятки

На утренней зарядке

Все делают как нужно,

Шагают в ногу дружно!

    Дети маршируют стоя на месте или идут по комнате и под маршировку произносят текст игры:

Раз, два, раз, два,

Замелькали пятки.

Как чудесно босиком

Бегать на зарядке.

Раз, два, раз, два,

Бегать на зарядке.

            Игровые комплексы для общеразвивающих упражнений

   Для разнообразия форм проведения гимнастики, с учетом возраста детей, рекомендовано использовать стихотворные тексты в сопровождении с выполнением физических упражнений.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем

И бегаем кругом!

Вверх-вниз,

Вверх-вниз,

В стороны - накрест,

В стороны - вниз!

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимаем и на бочок!

   Тексты, игры, соответствующие тексту движения, выполняются одновременно всей группой.

Раз-два, раз-два,

Замелькали пятки.

Как чудесно босиком

Бегать на зарядке.

Раз-два, раз-два,

Бегать на зарядке.

Ножки вместе,

Ножки врозь,

Ножки прямо,

Ножки вкось.

Ручки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

На полянке перед домом

Скачет зайка выше всех:

Будет скоро чемпионом,

Ждет его большой успех.

                 Речевки для заключительной части гимнастики

Если спортом заниматься,

Бегать, прыгать, отжиматься,

Не лениться никогда –

Будешь сильным ты всегда!

Всем зарядку делать надо,

Много пользы от нее.

А здоровье – вот награда

За усердие твое.

- Здоровье в порядке?

- Спасибо зарядке!

УМЫВАНИЕ

    Проводится организация умывания постепенно, небольшими группами детей. Детям можно напомнить правила поведения - они должны закатать рукава, намыливание рук и прочие процедуры должны проводиться над раковиной, дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту в умывальной комнате. Нужно следить за тем, чтобы дети пользовались только своим полотенцем и аккуратно вешали его на свое место после процедуры умывания.

Теплая водичка

Моет Тане личико,

Сашеньке ладошки,

Пальчики Антошке.

Водичка-водичка

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки розовели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Тили-тили-тили-тили,

Мы по воду не ходили,

Приходил Егорка,

Приносил ведерко.

Мыли-мыли-мыли-мыли,

Бело-набело отмыли,

Лишь головка одна

Все черным-черна!

- С какой горы ты бежишь сюда,

Водичка моя прохладная?

- С той высокой горы, - отвечала вода, -

Где снежная шапка громадная.

- Ответь мне скорей: побежишь ты куда,

Водичка моя прохладная?

- На луг побегу, - отвечала вода, -

Туда, где цветы нарядные.

От водички, от водицы

Все улыбками искрится.

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы.

Катя умывается,

Солнцу улыбается.

О КУЛЬТУРЕ ЕДЫ

      Воспитатель должен отразить следующее: как накрыты столы к завтраку (дать оценку детям-дежурным). В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд. Стоит отметить заботу няни и поваров о детях. Подготовить детей к еде, создав у них хорошее настроение. В процессе еды воспитатель должен постоянно контролировать осанку детей, стараться, чтобы дети съели всю предложенную пищу. Воспитывать культурно-гигиенические навыки приёма пищи.

Поведение за столом

За столом тихо сидят,

На еду не глядят, а едят.

- Рая, Машенька и Женька,

Мойте руки хорошенько,

Не жалейте мыла!

Я уж стол накрыла.

Всем поставила приборы,

Всем салфетки раздала,

Прекращайте разговоры –

Я вам супу налила.

Хлеб в солонку не макайте

И друг дружку не толкайте.

Пообедали? Ну вот!

Что должны сказать?

- Спасибо!

Прием пищи

Завтрак

Утром завтрак у людей

И у птиц, и у людей.

Молоко из крынки пьют

Ваня и Егорка,

Зайцы овощи грызут,

А мышата корку.

У котенка в чашке

Было много кашки.

Две тетери прилетели,

Две тетери кашку съели.

И кричат они котенку:

- Ротозей ты, ротозей!

Если дали тебе кашку

Надо съесть ее скорей!

Кашка масленая,

Ложка крашеная!

Мы Аленку никогда

Не упрашиваем.

Никогда,

Никогда,

Право слово,

Никогда!

Бегемот с утра хлопочет,

Накормить детишек хочет.

Поварешкою стучит, -

- Кушать подано! – кричит.

Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли!

Не ворчите вы, кастрюли!

Не ворчите, не шипите,

Кашу сладкую варите,

Кашу сладкую варите,

Наших деток накормите.

Обед

Наш повар очень вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты!

Суп сегодня очень вкусный

В нем картошка и капуста.

Очень нравится он нам,

Вот, спасибо, поварам!

Тот, кто много ест морковки

Станет сильным, крепким, ловким.

А кто ест, ребята, лук,

Вырастает быстро вдруг.

Кто капусту очень любит,

Тот всегда здоровым будет.

За столы все дети сели,

Без остатка все поели,

С аппетитом все поели.

Молодцы!

Глубоко не мелко

Корабли в тарелках,

Луку головка,

Красная морковка,

Петрушка, картошка

И крупки немножко.

Вот кораблик плывет

Заплывает прямо в рот!

Полдник

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайка – за капустку,

Мышка за корку,

Детки – за молоко.

Занятия

    Проводится занятие согласно перспективному плану, программное содержание и цели занятия указываются в плане. Знания полученные на занятии могут быть закреплены на последующей прогулке - в виде наблюдения или беседы.

Забавные чистоговорки со звучным словом

На соседа, на грача,

Накричал грач сгоряча.

Грач кричал, грач горячился…

Сосед очень огорчился.

Жук-жучок,

Желтый бочок,

На лугу не лежи –

Полетай, пожужжи.

Марина любила малину.

Малина манила Марину.

Три дня по малину ходила,

С собою Ирину водила.

Индивидуальное общение со звучным словом

(пальчиковые игры)

- Я пальчик первый. Я - Большой.

Указательный – второй.

Третий пальчик – Средний.

Четвертый – Безымянный.

А пятый – Мизинчик,

Маленький, румяный.

Вот помощники мои, их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять, не сидится им опять.

Постучали, повертели и работать расхотели.

Этот пальчик хочет спать, этот пальчик прыг в кровать,

Этот рядом прикорнул, этот пальчик уж заснул,

А другой давненько спит.

Кто у нас еще шумит?

Тише, тише, не шумите, пальчики не разбудите.

Утро ясное придет, солнце красное взойдет.

Станут птички распевать, станут пальчики вставать.

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Мы во двор пришли гулять.

(«идут» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили,

(«лепят « комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(«крошат хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,

(ведут указательным пальчиком одной руки по ладошке другой руки)

А еще в снегу валялись

(поворачивают ладошки то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли,

(отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли.

(движения воображаемой ложкой; руки под щеку)

Подготовка к занятиям

    Рисование, лепка, аппликация занимают особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет  свои восприятия, учится выражать свои эмоции – и все это легко, радостно в игре.

Я открою свой альбом,

Нарисую кошкин дом:

Старый дом сгорел вчера –

Кошке в новом жить пора.

Писать красиво не легко:

«Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко»

За буквой буква, к слогу слог.

Ну, хоть бы кто-нибудь помог!

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Мы немного отдохнем

Рисовать опять начнем!

Заиграл пастушок

В свой пастушеский рожок.

А коровки помолчали,

А потом вдруг замычали:

- Му-му-му, - они запели,-

Много мы травы поели.

А теперь веселый час,

Му-му-музыка у нас!

Подготовка к прогулке

    Методика и содержание работы с детьми по воспитанию у них навыков одевания и культуры поведения при этом процессе должны быть прописаны в плане. Детям дается подробная установка на предстоящую деятельность - группа должна быть приведена в порядок перед выходом; напомнить детям правила поведения в раздевальной комнате.

А теперь за дело дружно,

Убирать игрушки нужно.

Я, как мама, не люблю

В доме беспорядка.

Одеяло расстелю

Ровненько да гладко.

На пуховые подушки

Я накину кисею.

Полюбуйтесь-ка, игрушки,

На работу на мою!

Когда я играю, я убираю.

Когда убираю, я в это играю!

Мою, стираю и пыль вытираю.

Такую игру я себе выбираю!

Игрушки надо убирать,

Не придется их искать.

Пусть игрушки дружат с нами,

Обижать мы их не станем.

Сами мы себе поможем,

По местам мы их разложим.

Игрушки не люди,

Но всё понимают.

И очень не любят, когда их ломают.

Собираемся на прогулку

    Воспитатель должен контролировать последовательность одевания, перед выходом на прогулку стоит обратить внимание детей на их внешний вид. Воспитатель устраняет ошибки очевидные детей в процессе одевания.

                                                 Набежала тучка.

Прокатился гром,

Хлынул дождик теплый

Звонким серебром.

Позвенел над нами

И пропал вдали…

Дома не сидится –

Мы гулять пошли!

Ночью выпал первый снег,

Мы оделись раньше всех.

Я санки качу – гулять хочу.

Барабанщик

Сильно занят,

Барабанщик

Барабанит:

- Та-ра-ра,

Та-ра-ра,

На прогулку

Нам пора!

Если прогулка отменена из-за непогоды

Дождик, дождик, кап, кап, кап,

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять

Мы промочим ножки.

Дождик, дождик

Что ты льешь,

Погулять нам не даешь?

Дождик, дождик

Полно лить.

Малых детушек мочить.

За окошком плачет дождик,

Дождик не кончается…

Раз он плачет, это значит

С летом он прощается.

Дождик лей, дождик лей!

Лей водицы, не жалей!

Щедрый дождь в начале лета –

Это радость для полей!

Одевание

Как у Маши маленькой

Чесаные валенки.

А шубка багряная,

А личико румяное.

Вот какая Маша –

Красавица наша!

Я умею  обуваться,

Если только захочу,

Я и маленького братца

Обуваться научу.

Вот они – сапожки,

Этот – с правой ножки,

Этот – с левой ножки.

Если дождичек пойдет,

Оденем галошки,

Эта – с правой ножки.

Эта – с левой ножки.

Вот как хорошо!

Вот они, сандалики,

У нашей Кати маленькой:

Этот с правой ножки.

Этот с левой ножки.

Оденем на ножки.

Пустим по дорожке.

Посчитаем  в первый раз

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Сережки,

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А эти сандалики

Для малышки Галеньки.

Наблюдение на прогулке.

  В процессе прогулки воспитатель наблюдает за содержанием игр и взаимоотношением детей в этих играх, а также следит за сменой видов деятельности - дети не должны слишком возбуждаться или перегреваться. Организовать с детьми наблюдения за живой или неживой природой.

Весна

С крыши капели,

Грачи прилетели.

Воробьи чирикают,

Они весну кликают!

О чем поют воробышки

В последний день зимы?

- Мы выжили!

- Мы дожили!

- Мы живы, живы мы!

Воробей по лужице

Прыгает и кружится.

Перышки взъерошил он,

Хвостик распушил –

Погода хорошая,

Чив-чив-чил!

Лето

Девочка-ромашка –

Полевой цветок.

Белый, как бумажка,

Каждый лепесток.

Солнце в серединке

Желтеньким глазком,

По утрам росинки

Греются на нем.

Вот улитка на тропинке,

Домик свой везет на спинке.

Скачет между травками

Быстроногий зайчик.

Смял своими лапками

Белый одуванчик.

Полетели высоко

Белые пушинки,

Скачет зайчик далеко

По лесной тропинке.

Носит одуванчик желтый сарафанчик.

Подрастет, нарядится в беленькое платьице –

Легкое, воздушное, ветерку послушное.

Осень

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Листья желтые летят –

Скоро голым будет сад.

Рябина-рябина, кого ты любила?

Всех я любила, всех ублажала,

Ягодкой спелой всех угощала,

Сорви ягодку и ты, не бойся!

Потемнели ветки,

От воды туман.

Гонит тучи ветер

Из холодных стран.

Зима

Морозы жестокие

В этом году!

Тревожно за яблоньки

В нашем саду.

У нас приготовлено

Все для зимы:

Рогожей укутаем

Яблоньки мы.

Как на горке – снег, снег,

И под горкой – снег, снег,

И на елке – снег, снег,

И под елкой – снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише…  Не шуметь!

Всюду снег, в снегу дома,

Привезла его зима.

К нам спешила поскорей,

Привезла к нам снегирей.

От зари и до зари

Славят зиму снегири.

Игры на прогулке

  Детей легче организовать на игру, на труд, если призыв к этому будет в интересной для них форме. 

Созыв на игру

Игр много есть на свете,

Поиграть хотите, дети?

Озорные ребятишки,

Все девчонки и мальчишки,

Все дела свои бросайте,

И играть вы прибегайте.

Делай круг,

Шире круг!

Справа друг,

Слева друг.

Мы идем по кругу,

Песенки поем:

- Группа наша дружная,

Хорошо живем!

Считалки

На поляне у реки

Жили майские жуки.

Дочка, сын, отец и мать.

Кто успел их сосчитать?

Как у нас на сеновале

Две лягушки ночевали.

Утром встали, щей поели.

А тебе водить велели.

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей,

Воробушек-пташка,

Серая рубашка,

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка, не робей!

Подвижные игры на прогулке

   

Под ногой скрепит снежок,

Раз шажок, два шажок.

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки.

Хлоп-хлоп-хлоп!

Мы потопаем ногами

Топ-топ-топ!

Из пушистого снежка

Слепим мы снеговика.

В белой шубке меховой,

С угольками вместо глаз,

Улыбаясь как живой,

Снеговик глядит на нас.

Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители,

Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит!

И не важно, что пока

Этот домик из песка.

На зеленой горке

Домик у Егорки.

- Ой, Егорушка, дружок,

Поиграй ты нам в рожок,

Мы поводим хоровод,

Будем помнить целый год!

Игра игрой кончается,

Сменяется игра!

А дружба не кончается.

Ура! Ура! Ура!

Труд детей на прогулке

Посадили мы в саду

Цвет душистый – резеду,

У крыльца для тени –

Два куста сирени.

Вдоль аллейки – ноготки,

Ярко-рыжие цветки,

А на главной грядке –

Астры в беспорядке.

А на самом на виду

Будут георгины…

Посадили мы в саду

Деревце рябины.

Зеленеет милый сад,

Расцветает пышно.

Птицы в нем поют, свистят,

Далеко их слышно.

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

Подметаю я свой двор,

Собираю в кучу сор.

Будут все меня хвалить:

«Молодец», -  мне говорить.

Метлу взяла,

И двор подмела.

Всюду нос метла совала,

Но и я не отставала –

От сарая до крыльца

Танцевала без конца.

Приходите, поглядите,

Хоть сориночку найдите!

Возвращение с прогулки

   За 30 минут до конца прогулки воспитатель переводит детей на более спокойную деятельность - проводятся наблюдения, словесные игры или беседы. Перед уходом с прогулки детям дается указание на предстоящую деятельность - от приведения участка в порядок до входа в группу. Дети должны ноги перед входом в детский сад, передвигаться тихо. В раздевалке воспитатель следит процессом переодевания и прививает детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.

Почему так хороши

В нашей группе малыши?

Губки – алы,

Зубки – белы,

Щечки – розовы.

- Да с мороза мы!

Загадки на тему «Одежда, обувь»

Дали братьям теплый дом,

Чтобы дружно жили в нем.

Старший брат не согласился

И отдельно поселился.

(перчатки)

Все в шерсти,

А кожи нет.

(валенки)

Подготовка к сну, дневной сон

   Переключить детей на сон, в состояние покоя можно с помощью напевных, спокойных песенок. В процессе подготовки ко сну воспитатель следит за дисциплиной: дети не должны отвлекаться лишними играми, разговорами, не должны шуметь. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Воспитываются - бережное отношение к вещам, аккуратность, положительное отношение к дневному сну. Проверить: удобно ли дети расположились в своих кроватях, следить за положением рук - руки должны находиться поверх одеяла.

Дальний лес стоит стеной.

А в лесу, в глуши лесной,

На суку сидит сова.

Там растет усни-трава.

Говорят, усни-трава

Знает сонные слова;

Как шепнет свои слова,

Сразу никнет голова.

Я сегодня у совы

Попрошу такой травы.

Пусть тебе усни-трава

Скажет сонные слова.

Баю, баю, надо спать,

Все придут сынка качать,

Приди, конь,

Успокой.

Приди, щука,

Убаюкай.

Дай нам, сом,

Сладкий сон.

Дай, несушка,

Нам подушку.

Все к сыночку придут.

По подарку дадут.

А как станет дремать,

Будем дверь запирать.

Ходит, бродит Дрема

От дома до дома.

А за нею ходит Сон,

Потихоньку шепчет он,

Притаившись у дверей:

- Засыпайте, засыпайте,

Засыпайте поскорей!

 Подъем, воздушные, водные процедуры

   Воспитатель следит за дисциплиной и порядком одевания детей в спальне: дети не должны отвлекаться лишними играми, разговорами, не должны громко шуметь. Обстановка в спальне должна быть спокойной. Воспитатель помогает детям в случае затруднений. Воспитывается самостоятельность и аккуратность.

Дети, просыпайтесь,

Дети, поднимайтесь!

День на улице стоит,

Спать ребятам не велит.

Моем шею, моем уши.

Вытираемся посуше,

Не спеша, не спеша.

Чистота всего дороже.

Мы и зубы чистим тоже

Порошком, порошком.

Если б дали березе расческу,

Изменила б береза прическу:

В речку, как в зеркало глядя,

Расчесала б кудрявые пряди,

И вошло б у нее в привычку

По утрам заплетать косичку.

Как растаял месяц,

Золотые рожки,

Как у нашей Тани

Солнышко в окошке,

Яркие у солнышка

Лучики горят;

Русые у Танюшки

Косыньки висят.

Чешу, чешу волосыньки,

Расчесываю косыньки.

Расти, косынька, до пят,

Все волосыньки ряд!

Расти, коса, не путайся!

Маму, дочка, слушайся!

Развлекательные игры с детьми

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.

    Наверное, не стоит напоминать, что развитие мелкой моторики – очень важное и нужное занятие. Работа пальчиков малыша напрямую связана с деятельностью головного мозга, стимулирует ее. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше и быстрее развивается ребенок. Рассказывайте стишки с самого раннего возраста и загибайте пальчики малыша. Очень скоро он и сам научится это делать.

 

(Развитие мелкой моторики, загадки)

Кошечка Мурка,

Серенькая шкурка.

(ладошки лежат на столе)

Мягкие лапки –

(зажимаем ладошки в кулачки)

А в лапках царапки.

(скребем пальчиками по столу)

Ежик маленький замерз

(ладошки прижаты друг к другу; пальчики смотрят вверх, крест накрест)

И в клубок свернулся.

(опускаем пальчики)

Солнце ежика согрело –

Ежик развернулся!

(поднимаем скрещенные пальчики наверх)

Дети должны повторять движения и последние две строчки

Зайка серенький сидит,

И ушами шевелит.

Вот так, вот так!

И ушами шевелит!

(поднимите кисти рук к голове и пошевелите пальцами, поворачиваясь то вправо, то влево)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки согреть.

Вот так, вот так!

Лапки серые согреть!

(дети хлопают в ладоши)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так!

Что есть силы поскакать!

(дети прыгают на месте, руки на поясе)

Волк зайчишку напугал

(взрослый издает громкое рычание)

И зайчишка убежал!

( дети бросаются в рассыпную и прячутся)

Пальчик-мальчик,

Где ты был?
- С этим братцем -
  В лес ходил.
С этим братцем –

Щи варил.
   С этим братцем –

Кашу ел.
      С этим братцем –
Песни пел!

Этот пальчик – дедушка,

этот пальчик – бабушка,

этот пальчик – папа,

этот пальчик – мама,

этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

Этот пальчик хочет спать,

этот пальчик – прыг в кровать,

этот пальчик прикорнул,

этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

             Дарики-дарики,

(хлопаем в ладоши)

Летели комарики,
З-з-з!

(Сложили пальцы рук в щепоть)

Вились, кружились,

(Обе руки совершают круговые движения)

В ушко вцепились!

(«комарики» вцепляются в ушко)
(Если ребенку игра нравится, то можно точно так же знакомить его с другими частями тела, изображая, как комарики вцепились в ручку, в ножку, в ушко, в пятку, в коленку и т.д.)

                                                             Кусь!

                                                 Мыли мылом ушки,

(изображаем, как мы моем ушки)

Мыли мылом ножки,

(изображаем, как мы моем ножки)

Ах, какие ладушки,

(ладошки поднимаем над головой)

Ладушки – ладошки.

(крутим ладошками над головой)

Наварили кашки,
Помешали ложкой,

(как в «сороке-вороне» пальчик крутим по ладошке)

Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Строили ладошки

(ладошки изображают домик над головой)

Домик для матрешки.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Прилегли ладошки

(ладошки ложатся спать под щеку)

Отдохнуть немножко.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.

Что вы знаете, ребятки,

Про мои стихи-загадки?

Где отгадка, там конец.

Кто подскажет - молодец!

Стоят в поле сестрички

Желтые глазки.

Белые реснички.

(ромашки)

На ромашку у ворот

Опустился вертолет,

Золотистые глаза.

Кто же это?

(стрекоза)

Покружила звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке…

(снежинка)

Докучные сказки

(бесконечные песенки)

Синий день тенями двигал,

Шел по стежкам, по тропам.

Желтый луч по елке прыгал

Между игол и… пропал.

Никуда он не пропал,

Просто на траву упал,

Тронул розовые кашки,

Покачался на ромашке,

Одуванчик растрепал,

Поскользнулся и… пропал.

Никуда он не пропал,

Просто в ельничек попал.

Синий день тенями двигал,

Шел по стежкам, по тропам.

Желтый луч на елке прыгал

Между игол и… пропал.

Никуда он не пропал,

Просто на траву упал…

И так дальше – без конца.

Стоит лес,

В лесу избушка,

В избушке печь,

В печи горшок,

В горшке опара.

Начинай сначала…

Дело было вечером,

Делать было нечего,

Жарили картошку,

Ударили Антошку,

Антошка заплакал,

Маму позвал,

Мама прибежала –

- В чем дело? – сказала.

Дело было вечером… и т. д.

        Пришел медведь к броду,

    Влез на колоду

    Бултых в воду!

     Уж он мок, мок, мок,

   Уж он кис, кис, кис!

    Вымок, выкис,

    Вылез, высох,

    Встал на колоду…

    Бултых в воду!

     Уж он мок, мок, мок... и т.д.

Уход домой

    Родители должны быть проинформированы (в присутствии ребенка) об его успехах в группе, демонстрируются работы детей. Воспитатель информирует родителей о проблемах и способах их решения. Отдельно стоит отметить момент ухода - необходимо напомнить ребенку о правилах хорошего тона, ребенок должен попрощаться с детьми и воспитателем. Воспитатель должен положительно настраивать детей на следующие посещения детского сада.

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой,

После – правою ногой,

После – левою ногой.

Вот тогда придешь домой!

Радость – если солнце светит,

Если в небе месяц есть.

Сколько радости на свете

Не измерить и не счесть.

Только радостные слышат

Песню ветра с высоты,

Как тихонько травы дышат,

Как в лугах звенят цветы.

Только тот, кто сильно любит,

Верит в светлую мечту,

Не испортит, не погубит

В этом мире красоту.

До свидания,

Детский сад!

Завтра мы придем опять!

  Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.

  Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

                                                                                                              А.Н. Толстой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в младшей группе «Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчества (закличка, песенка-потешка, загадка, чистоговорка)»

Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми младшей группы по ознакомлению с художественной литературой Тема: «Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчест...

Конспект НОД «Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчества»

Тема: «Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчества (закличка, песенка-потешка, загадка, чистоговорка)»Задачи:·        Образовательн...

КартотекаКартотека малых жанров устного народного творчества

Роль малых жанров устного народного творчества в развитии речи детей и приобщению к чтению....

Малый жанр устного народного творчества в познавательно-речевом развитии детей раннего возраста в рамках ФГОС

Формирование патриотических чувств детей раннего возраста через знакомство с русским народным фольклором....

"Малые жанры устного народного творчества"

Консультация для родителей...

Малые жанры устного народного творчества

laquo;…не один Пушкин учился русскому языку по песенкам и сказкам своей  няньки …и Лесков, и Успенский, и многие дети, впоследствии творцы русского литературного языка, постиг...