Главные вкладки

    «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
    статья (старшая группа)

    Черечукина Наталья Сергеевна

    Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

    Формула безопасности гласит: предвидеть опасность, при возможности избегать, при необходимости действовать.

    Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

    Зачастую спички, лекарственные средства, иглы, ножницы, ножи и т. д. хранятся в доступных для детей местах. Они нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, печам, газовым плитам.

    Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности мы осуществляем в дошкольном образовательном учреждении. Выбрав разные виды деятельности, учитываем то, что они будут в разной степени воздействовать на развитие разных сторон личности ребенка, а так же облегчит восприятие излагаемых проблем и знаний. Вооружая детей определенными знаниями, навыками, умениями, воспитывая определенные полезные привычки, среди которых определяющее значение имеет воспитание привычки к здоровому образу жизни, мы - педагоги делаем первые шаги в воспитании здорового ребенка. В работе с детьми мы воспитываем привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Прививаем детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формируем у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считаем необходимым создавать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

    Содержание работы по ОБЖ должно проводиться не только в ДОУ, но и в семье.

    Содержание знаний о безопасности жизнедеятельности отражено в образовательных программах, рекомендованных министерством образования и науки для реализации в дошкольных образовательных учреждениях. Таким образом, проблема создания условий для усвоения этих знаний детьми дошкольного возраста является одной из первостепенных в педагогической деятельности воспитателей ДОУ.

    Цель: формирование у детей старшего возраста основ пожарной безопасности. 

    Задачи: Обучающие:

     - Познакомить детей с историей возникновения огня.

     - Формировать навыки безопасного обращения с огнем.

     - Систематизировать знания детей о бытовых причинах возникновения пожаров.

     - Познакомить детей с правилами поведения во время пожара.

     - Познакомить с профессией пожарного, раскрыть значимость труда, показать его опасность.

     - Познакомить со средствами пожаротушения, боевой одеждой пожарного, пожарной машиной.

     - Формировать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.

     - Познакомить с номером пожарной службы "01".

    -Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.

    • Развивающие
    • - Развивать познавательные процессы: мышление, восприятие, память, внимание, воображение посредством дидактических игр.
    •  - развивать интерес к дидактическим играм.
    •  Воспитывающие:
    •  - Воспитывать чувство осторожности и самосохранения. - Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
    •  - Воспитывать чувство благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
    •  - Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

    Формы и методы работы по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности, используемые в работе:

    --комплексные и интегрированные занятия («Службы 01, 02, 03 всегда на страже», «Опасные предметы дома», «Где работает огонь? ») ;

    --практическое занятие Игровое занятие "Юный пожарный", «Чтобы не было беды», цель - обучить конкретным навыкам тушения начинающегося пожара и спасения себя от огня и дыма, познакомить детей с правилами пожарной безопасности дома и в детском саду;

    --игры-соревнования, подвижные игры, дидактические игры, («Азбука пожарных», «Если возник пожар», «Огнеопасные предметы», цель научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. «Причины пожаров», цель игры - закрепить знание основных причин пожара), сюжетно-ролевые  «Юные пожарные», «Спортивно-пожарная эстафета»;

    --беседы ( «Огонь добрый - огонь злой». «Эта спичка – невеличка», «В жизни всегда есть место подвигу», цель - рассказать детям о людях, которые рискуя своей жизнью, спасают других, вытаскивают из огня и дыма; «Что может испортить новогодний праздник? ») ;

    --знакомство с художественной литературой (К. И. Чуковского «Путаница»; сказки «Как человек подружился с огнём», », «Как огонь воду замуж взял»; С. Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом»; Л. Н. Толстой «Пожарные собаки»; Б. Жидков «Пожар») ;

    Весь материал носит познавательный, информационный и обучающий характер и помогает формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через решение проблемных ситуаций, через художественное слово и игру.

    Все виды деятельности способствуют поддержанию устойчивого интереса к занятиям по основам безопасности жизнедеятельности,--Проявляется самостоятельность, ответственность и осознанное отношение к правилам и нормам безопасного поведения в различных сложных ситуациях в быту и на улице.

    • Перспектива на будущее: Продолжать работу по формированию основ пожарной безопасности. Продолжать работу по привлечению родителей по данной проблеме.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ  СОСТАВЛЕНА ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ. В НЕЙ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ.ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА. ПРОГРАММОЙ МОГУТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПЕДАГОГИ И СРЕДНЕЙ ГРУППЫ-СЛЕДУЕТ УПРОСТИТЬ МЕРО...

    Сообщение из опыта работы.Тема"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

    Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность""Самое дорогое у человека-это жизнь"Н.А.ОстровскийНа современном этапе развити...

    СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

    СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

    Консультация "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. История развития в России"

    Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений....

    Технология по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста (обучение детей правилам дорожного движения)

    Работа педагога по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и навыками правильного поведения на улицах города, во дворах и в городском транспорте....