Главные вкладки

    Проект: «Традиции моей семьи» (старшая группа)
    проект (старшая группа)

    Павлова Тамара Владимировна

    Проект: «Традиции моей семьи»
    (старшая группа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_traditsii_moey_semi.docx45.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект: «Традиции моей семьи»
    (старшая группа
    )

     

    Проект: «Традиции моей семьи»

     

    В семейном кругу мы с вами растём

    Основа основ – родительский дом.

    В семейном кругу все корни твои,

    И в жизнь ты входишь из семьи.

    В семейном кругу мы жизнь создаём,

    Основа основ – родительский дом.

    В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно. Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но, после 7 ноября 1917 года, дня октябрьской революции, многие традиции были упразднены, как народные, так и семейные. Часть, конечно, осталось, трансформировавшись. Часть – канули в небытие. Ну и, конечно появились новые.  Изменились и взгляды на понятие  «семьи», на верность в семье, на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью – семьёй, были потеряны. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крышей, при этом, не имея ничего общего,  даже порою, не зная друг друга. А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта. Традиции – это основа уклада семьи, семьи – дружной, крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать традиции, семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей. Дети воспитываются не только родителями как таковыми,  а ещё и той семейной жизнью,  которая складывается. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей. Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентации в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы.

    Функция детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. Наш детский сад посещают дети разных национальностей: русские, украинцы, татары, армяне  и т.д. Акцент делается на том, что все мы разные, но у нас общие интересы, мы нужны друг другу для содержательной, интересной, доброй совместной жизни.

    В детском саду на занятиях окружающего мира,   мы часто говорим о семейных ценностях, традициях. Мне была очень интересна эта тема, потому что семья – это самое важное для человека.

    Когда меня спросили, есть ли у нас в семье традиции, я задумалась. У меня возникли вопросы:

    • Что такое семейные традиции?
    • Есть ли традиции в моей семье?
    • Какое значение имеют традиции в моей семье?
    • Действительно ли традиции могут сделать семью крепче?

    Цель моей работы: Выяснить роль традиций в становлении крепкой и дружной семьи.

    Задачи: узнать

    1) что такое семейные традиции;

    2) какие традиции есть в моей семье;

    3) как традиции влияют на взаимоотношения в семье.

    Гипотеза: мы предполагаем, что: хорошие традиции делают семью крепкой и дружной; в такой семье вырастают достойные люди.

    Получить ответы на вопросы мне помогли методы исследования: наблюдение, опрос, работа  со словарями, поиск информации в сети Интернет.

    Основная часть

    Что же такое семейные традиции?

    В одной из статей я прочитала: «Семейные традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи, взгляды, которые передаются из поколения в поколение». Если закрыть глаза и мысленно произнести слово «детство», то на память приходит что-то такое, что присуще только вашей семье. Вот именно это «что-то» и можно назвать семейной традицией.

    Семейные традиции – это духовная атмосфера дома.

    Мне очень нравится стихотворение  о семье Татьяны Бульковской, которое я нашла в интернете.

    Что может быть семьи дороже?
    Теплом встречает отчий дом,
    Здесь ждут тебя всегда с любовью
    И провожают в путь с добром!

    Отец и мать, и дети дружно
    Сидят за праздничным столом,
    И вместе им совсем не скучно,
    А интересно впятером.

    Малыш для старших как любимец.
    Родители – во всём мудрей,
    Любимый папа – друг, кормилец,
    А мама ближе всех, родней.

    Любите! И цените счастье!
    Оно рождается в семье,
    Что может быть её дороже
    На этой сказочной земле!

    Такие красивые, тёплые слова о семье мог написать человек, любящий свою семью. В этом стихотворении  тоже описаны традиции: совместное проведение праздников, уважение к отцу и матери, тёплые взаимоотношения.

    В другой статье я нашла ещё и такое определение: «Семейные традиции – это повторяющиеся, понятные окружающим совместные действия, обряды, ритуалы, передающиеся из поколения в поколение». 

    Если так, то я могу с уверенностью сказать, что традиции – это верные спутники нашей семьи, они тесно переплетаются со всеми событиями нашей жизни.

    Семейные традиции

    Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

    Традиции семьи – понятие широкое. В него входят семейные праздники, семейные обеды и многое другое, объединяющее всех членов ячейки общества.

    Семья собирается за столом в семейные праздники, все дарят друг другу смешные подарки на Новый год. Милые семейные традиции, без которых никак нельзя, без которых нет семьи, возникают только в том доме, где любят и уважают друг друга.

    Все, что у нас в жизни было доброго, хорошего, веселого, мы связываем с семьей. Мы надолго запоминаем, как ходили с отцом на рыбалку, с дедом на качели. Помним, как с бабушкой пекли пироги, а с мамой выбирали свою первую косметику. Как на майские праздники ездили в гости к родственникам или ходили на каток в новогодние каникулы.

    В семье мы учимся общаться с другими людьми, в том числе обходиться или избегать конфликтов и преодолевать возникающие проблемы. Традиции – это то, что скрепляет семью, учит ребенка правилам поведения с близкими и в обществе. Есть понятия, которые должны быть присущи всем без исключения – взаимная вежливость, благодарность. Если в семье принято благодарить друг друга, то дети обязательно будут говорить эти слова и потом, когда станут взрослыми. Если дети растут воспитанными, достойными, это значит, что в семье высокий уровень культуры.

    Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но они дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи.

    Домашние праздники

    Домашние праздники – то, что сплачивает семью, собирая за одним столом представителей всех поколений. Участвуют все: готовят закуски, накрывают стол. Дети очень любят участвовать в подготовке праздника. Традиция семейных воскресных обедов возвращается. Беседы во время совместного обеда, решение общих семейных проблем, общение – это отдых. Человек в окружении родных и друзей чувствует себя в безопасности.

    Очень сплачивают семью и укрепляют семейные традиции маленькие знаки внимания друг к другу – можно купить игру «Мафия» для досуга, игрушку ребенку, или дедушке новые очки. Главное – не забывать о днях рождения и поздравлять хотя бы телефонным звонком. Так рождаются и укрепляются семейные традиции, объединяя семью в одно целое.

    Заключением этой части  хочется написать стихотворение (к сожалению, не могу указать автора)

    «Это важное слово – СЕМЬЯ!»

    Не жалейте время для детей,
    Разглядите взрослых в них людей,
    перестаньте ссориться и злиться,
    Попытайтесь с ними подружиться.

    Постарайтесь их не упрекать,
    Научитесь слушать, понимать.
    Обогрейте их своим теплом,
    Крепостью для них пусть станет дом.

    Вместе с ними пробуйте, ищите,
    Обо всем на свете говорите
    ,
    Их всегда незримо направляйте
    И во всех делах им помогайте.

    Научитесь детям доверять –
    Каждый шаг не нужно проверять,
    Мненье и совет их уважайте,
    Дети – мудрецы, не забывайте.

    Взрослые, надейтесь на детей
    И любите их душою всей
    Так, как невозможно описать.
    Вам тогда детей не потерять!

    Пословица недаром молвится

    Множество пословиц и поговорок сложено о семье. Семья - это наше самое первое окружение – наши родители, бабушки и дедушки, близкие родственники. В семье каждый человек узнает мир, чувствует защиту и поддержку, узнает первые радости и огорчения. Хорошую семью ничто не может заменить, потому что родные, необходимы каждому, даже повзрослевшему человеку.

    Известно, что в пословицах и поговорках – кратких изречениях заключен многолетний опыт народов. В пословицах подчеркивается авторитет мамы в семье, особо отмечается её важная роль в создании и сохранении семейного очага, проявление заботы и любви к своим детям и мужу.  Мама - родной человек, безгранично любящий свое дитя, независимо от его поступков, мнения окружающих, состояния его здоровья. Пословица несёт в себе кладезь сводов и правил, исполняя которые, человек всегда будет чувствовать себя сильным, нужным, любимым.

    В пословицах о семье подчеркивается умение ладить, прощать, ценить друг друга. Вот только некоторые из их огромного количества:

    Добрая семья прибавит разума-ума.

    Вся семья вместе, так и душа на месте.

    В родной семье и каша гуще.

    На что и клад, коли в семье лад.

    Любовь да совет — так и горя нет.

    Согласье в семье - достаток в дому, раздоры в семье - пропадать всему.

    Семья сильна, когда над ней крыша одна.

    За общим семейным столом еда вкуснее.

    В гостях хорошо, а дома лучше.

    В дружной семье и в холод тепло.

    В недружной семье добра не бывает.

    В семье согласно, так идет дело прекрасно.

    В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

    Дерево держится корнями, а человек семьей.

    Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

    Дружная семья не знает печали.

    Когда нет семьи, так и дома нет.

    Не будет добра, коли в семье вражда.

    Семейное согласие всего дороже.

    Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

    Семьей дорожить — счастливым быть.

    Семья — опора счастья.

    Семья в куче, не страшна и туча.

    Семья дает человеку путевку в жизнь.

    Семья крепка ладом.

    Согласье в семье — богатство.

    Тому не о чем тужить, кто умеет домом жить.

    Хоть тесно, да лучше вместе.

    Вдумываясь в смысл пословицы, лучше понимаешь, как нужно строить отношения в семье, что является главным в жизни. Пословицы учат нас быть терпимыми, добрыми по отношению друг к другу.

    Изучая литературу по вопросу «Семейные традиции», мы пришли к выводу, что семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. В него входят семейные праздники, семейные обеды и многое другое, объединяющее всех членов ячейки общества. Милые семейные традиции, без которых никак нельзя, без которых нет семьи, возникают только в том доме, где любят и уважают друг друга.

    Обратившись к пословицам, мы уточнили, что в пословицах подчеркивается авторитет мамы в семье, особо отмечается её важная роль в создании и сохранении семейного очага, проявление заботы и любви к своим детям и мужу. Мы уточнили, что пословица несёт в себе кладезь сводов и правил, исполняя которые, человек всегда будет чувствовать себя сильным, нужным, любимым.

    Нами было проведено анкетирование воспитанников, в ходе которого, мы выяснили, что многие ребята живут с мамой и папой, дедушкой или бабушкой, в некоторых семьях есть младшие дети. Главными традициями семей являются совместные праздники: дни рождения и гражданские праздники. Более половины семей к традициям отнесли совместные спортивные мероприятия, походы, экскурсии, поездки на природу, праздники, а также посещение кино, театра, концертов. К совместным увлечениям ребята отнесли: заботу о домашних животных (уход, дрессировка), коллекционирование, рыбалку, шитьё (вышивку, вязание). Общим трудом, объединяющим семьи являются: уборка квартиры, работа в саду, на даче. Результаты анкетирования выявили, что совместно семьи собираются, как правило, для распределения работы по дому, а треть опрошенных детей указали, что семейные проблемы решаются в рабочем порядке, без специальных семейных советов.

    По результатам анкетирования родителей выявлено, что в семьях хорошие или отличные взаимоотношения, все семьи дружные. Главным образом укреплению семьи способствуют праздники, совместный труд, отдых, поездки, семейные традиции. Собираясь вместе семьи: общаются, занимаются всем понемногу, шутят, смеются, отдыхают.  

          Анкета для родителей «Традиции моей семьи»

    1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:

    хорошие        

    14 чел.

    66,6%

    отличные

    7 чел.

    33,3%

    нормальные

    2 чел.

    9,5%

    не очень хорошие

    0 чел.

    0%

    2. Считаете ли вы свою семью дружной?

    да

    21 чел.

    100%

    не совсем

    0 чел.

    0%

    3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?

    праздники

    9 чел.

    42,8%

    ужин в кругу семьи

    8 чел.

    38,1%

    поездки

    9 чел.

    42,8%

    всё, многое

    6 чел.

    28,6%

    праздники и поездки

    7 чел.

    33,3%

    не знаю

    0 чел.

    0%

    выезд на природу, просмотр ТV, ужин

    8 чел.

    38,1%

    школьные праздники

    12 чел.

    57,1%

    4. Как часто ваша семья собирается вместе?

    ежедневно

    7 чел.

    33,3%

    часто

    6 чел.

    28,6%

    как получится

    1 чел.

    4,7%

    когда как

    2 чел.

    9,4%

    редко

    2 чел.

    9,4%

    всегда

    7 чел.

    33,3%

    5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?

    каждый занимается своим делом

    0 чел.

    0%

    всё (всё понемногу, всем, много чем)

    11 чел.

    52,4%

    обсуждаем учёбу

    7 чел.

    33,3%

    занимаемся трудом и ходим летом на участок

    2 чел.

    9,4%

    смотрим TV, обсуждаем жизненные проблемы

    7 чел.

    33,3%

    занимаемся семейно – бытовым трудом

    7 чел.

    33,3%

    делимся впечатлениями

    7 чел.

    33,3%

    смотрим TV передачи

    5 чел.

    28,6%

    общаемся

    13 чел.

    61,9%

    вместе проводим досуг

    3 чел.

    14,3%

    читаем

    1 чел.

    4,7%

    шутим, смеёмся

    9 чел.

    42,8%

    отдыхаем

    8 чел.

    38,1%

    6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?

    редко

    10 чел.

    47,6%

    иногда

    11 чел.

    52,4%

    нет

    2 чел.

    9,4%

     

    Выводы

    Подводя итог нашей работы, можно сделать заключение:

    Целью нашего проекта – выяснить, что является традициями семьи, достигнута. В ходе работы мы выяснили, что к традициям можно отнести совместные праздники: дни рождения и гражданские праздники, совместные спортивные мероприятия, походы, экскурсии, поездки на природу, праздники, а также посещение кино, театра, концертов. Мы уточнили понятие «традиция». С помощью пословиц уточнили, что пословица несёт в себе кладезь сводов и правил, исполняя которые, человек всегда будет чувствовать себя сильным, нужным, любимым.

    Гипотеза нашего проекта, что подготовленный успех семьи может стать традицией и ведёт к её укреплению, подтвердилась. Продуктом проекта является презентация «Традиции семьи».

    Анализируя проделанную работу, мы пришли к выводу, что традиции укрепляют семью, делают её дружной, сплоченной. Каждый член семьи чувствует себя любимым и защищенным. Очень важно сохранять традиции семьи, потому что именно традиции объединяют поколения, способствуют передаче опыта и взаимодействия с людьми. Семья – это не только удовольствие, но и ежедневный труд и забота друг о друге.

    В заключение своей работы хочется поблагодарить   маму, Бутову Татьяну Игоревну, за помощь в подборе материала, фотографий. Так же хочу выразить благодарность маме Денисова Даниила, за помощь в оформлении работы, поддержку, отзывчивость, готовность прийти на помощь в любую минуту, в ходе работы над проектом и ещё больше укрепить наши отношения. Создавая проект, мы всей семьёй, коллективом родителей и детей группы подбирали пословицы, фотографии, переживали приятные моменты жизни нашей большой и дружной семьи.

     

    Библиография:

    1. Даль В., Пословицы русского народа. Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок. прибауток, загадок, поверий и проч. М., 1862; изд. 2-е. СПб., 1879; изд. 3-е, СПб., 1904.
    2. Рогозянский А. Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей. М., 2001.
    3. Титов В. Игра в жизни. – М., 1998.

     

    проект «Традиции моей семьи»

    Творческое название проекта «Традиции моей семьи»

    Тип проекта: информационно – практико - ориентированный

    Возраст детей: старший дошкольный возраст

    Исполнители : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители. Продолжительность : долгосрочный

    Тематическое поле: Семья. Взаимоотношение в семье. Семейные традиции и обычаи.

    Актуальность :1) В дошкольном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентаций.

     2) Семья есть важнейший институт воспитания  духовно-нравственных качеств ребёнка.

    3)У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи.

    4) В МАДОУ отсутствуют условия для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.

    5) Родители недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей.

    Проблема: Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в МАДОУ не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере.

     Цель: Формирование нравственных и патриотических  качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

     Задачи:

     1) Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.

    2) Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей. 3) Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.

     4) Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

    5) Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

     6) Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

     7) Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.

    Этапы реализации проекта

    1 этап – организационно - диагностический (сентябрь).

     2 этап - формирующий (октябрь - апрель)

     3 этап - обобщающий (май)

     Результат 1) Организовать выставки творческих работ детей и семейной гостиной в группе детского сада.

     2)Повысить качество образовательного процесса, процесс обучения становится более увлекательным, эмоционально-насыщенным.

     3)Создать методическую копилку по данной проблеме.

    4)Повысить уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей. Возрастает уверенность родителей в их педагогических возможностях.

    Презентация проекта Семейная гостиная: «Цветок семейного счастья», посвящённая  Дню семьи.

    Обоснование актуальности проблемы

    Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности духовно- нравственного воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ  нравственной культуры потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни». Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально- исторического опыта. В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания патриотических и нравственных  качеств ребенка. Патриотизм применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы; наличие у детей таких качеств, как сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Анализируя работы современных исследователей (Л.В. Кокуевой, Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой и др.), можно говорить о том, что формирование основ патриотизма охватывает более широкий круг задач: - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), родной природе, культурному наследию своего народа; - воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям; - воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям. Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: - корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; - семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей. Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства. Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него. К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи. В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи.

    Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Семья» была обусловлена выше перечисленными факторами. Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью приобщения детей к семейным традициям и обычаям, повышению интереса к ценностям семьи и отсутствием в МАДОУ педагогических условий, способствующих патриотическому и нравственному воспитанию в полной мере.

    Практическая значимость.

     - Повышение качества образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.

     - Создание методической копилки по нравственно-патриотическому воспитанию.

    - Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.    - Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.

     - Укрепление связи семьи и МАДОУ.

    -Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.

    Теоретическая значимость.

     Заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.

    Цель: Формирование  нравственно-патриотических  качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

    Задачи:

    - Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.                                  

    - Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.

    - Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.

    - Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

    - Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

    - Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

    - Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом. Гипотезы исследования: предполагаю, что процесс воспитания патриотизма будет более эффективным в том случае, если:

    - Формировать представления о родном доме, семейных традициях и чувства сопричастности к ним не только в семье, но и в МАДОУ.

    - Воспитание патриотизма  и нравственности будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей.

    - Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.

    - Деятельность детей по формированию семейных ценностей осуществляется систематически и планомерно.

    Новизна заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по воспитанию ребёнка в условиях МАДОУ. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций.

    Этапы реализации 1 этап – организационно - диагностический (сентябрь). Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. На первом этапе разрабатывается паспорт проекта, определяются его цель и основные задачи, участники проекта.

    В ходе реализации группового проекта участниками стали воспитанники старшей группы, педагоги, родители. Определяется содержание проекта, разрабатывается перспективное планирование по работе с детьми, составляется план взаимодействия с родителями.

     2 этап - формирующий (октябрь - апрель)

     Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.

    Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого ведется работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводятся занятия по проекту, организуется совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого организуется работа, которая включает в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых объяснить актуальность, важность проводимой работы по духовно- нравственному  воспитанию детей в МАДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.

    Вся работа по проекту строится по темам: «Моя семья», «Члены моей семьи», «Наши имена и фамилии», «Родительский дом - начало начал», «Мой папа Защитник Отечества», «Моя мама», «Профессии моих родителей», «Мы помощники».

    3 этап - обобщающий (май)

     Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.

    Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходит в форме семейной гостиной «Цветок семейного счастья», посвящённой Дню семьи. В рамках семейной гостиной организуются стендовая презентация и выставки творческих работ детей.

    Формы работы с детьми: Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Семья» в МАДОУ; дидактические и сюжетно- ролевые игры по проекту «Семья»; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения; конкурсы; театрализованная деятельность; сочинение рассказов и сказок о семье; создание мини-проектов; видео просмотры с родителями.

    Наглядная пропаганда; беседы и консультации; анкетирование; дни открытых дверей; круглый стол; звездный час; педагогическая лаборатория; конкурсы; семейная гостиная; семейные мини – проекты.

    Методы и приёмы: 1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

     - метод сравнения, элементарный анализ.

     - метод моделирования и конструирования, метод проектной деятельности - метод вопросов

    - постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.

     - метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.

    2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:  игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств, сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.

    3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:  прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании,  беседа – является связующим звеном.

    4.Методы коррекции и уточнения:  повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний, метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия

    Результативность.

     Внедрение проекта обеспечивает оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрастает интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появляется желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).

    Самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов МАДОУ с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.

    Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей. Повышению психолого-педагогической культуры родителей. Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности. Созданию системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок – педагог» и «ребёнок – родитель» по данной проблеме.

    Оснащению предметно – развивающей среды в группе. Созданию уголка (стенда) по патриотическому воспитанию. Организации выставки и семейной гостиной в группе детского сада.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Традиции моей семьи"

    Семья – это источник первичного воспитания и образования ребёнка. Сохраняя традиции – мы сохраняем множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической...

    Проект "Тайна моего имени" (старшая группа №4)

    Данный проект был реализован в старшей группе "Землянички"....

    Проект: «Традиции моей семьи»

    Проект: «Традиции моей семьи»...

    Проект на тему: «Герб моей семьи» (старшая группа/ краткосрочный)

    Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в фо...