«Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьёй ребёнка ОВЗ. Создание алгоритма».
статья

Сокова Антонина Брониславовна

Аннотация. В статье рассматриваются результаты совместной деятельности педагогов, специалистов  по созданию алгоритма профессионального взаимодействия с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Показаны этапы сотрудничества, позволяющие значительно повысить качество взаимодействия с родителями и эффективно создавать условия реализации прав воспитанников с ОВЗ на полноценное развитие.                                                                                                                 Ключевые слова. Семья, ребёнок с ОВЗ, алгоритм, взаимодействие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самообразование 2019-2020 учебный год                             (статья в СМИ, май 2020г.)

«Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьёй ребёнка ОВЗ. Создание алгоритма».

(набор инструкций и последовательность действий педагогического коллектива для достижения определённого результата).

Аннотация. В статье рассматриваются результаты совместной деятельности педагогов, специалистов  по созданию алгоритма профессионального взаимодействия с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Показаны этапы сотрудничества, позволяющие значительно повысить качество взаимодействия с родителями и эффективно создавать условия реализации прав воспитанников с ОВЗ на полноценное развитие.                                                                                                                 Ключевые слова. Семья, ребёнок с ОВЗ, алгоритм, взаимодействие.

Педагог-психолог: Сокова А.Б.

В соответствии с Законом «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед детским садом является обеспечение благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка (в том числе и ребёнка с ОВЗ), формирование основ полноценной, гармонической личности, следовательно, необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада, семьи и социума.

Как отмечают Т.Н. Винтаева и др. успешному личностному и социальному развитию детей с ОВЗ способствует активное участие в воспитательнообразовательном процессе родителей воспитанников, поэтому «сотрудничество с родителями – важнейшее звено концепции современного образования… невозможно обеспечить становление социальноадаптивной личности ребёнка, если родители не являются союзниками педагогов в достижении этой цели».

И.А. Петрова и  др. обосновали, что семейное благополучие в большой степени оказывает влияние на развитие ребёнка с ОВЗ. Развитие ребёнка с особыми образовательными потребностями в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздействий.                                                                                          

Необходимо отметить, что часто сами родители детей с ОВЗ, имеют различные психологические и личностные проблемы:                                                           - родители стесняются неполноценности своего ребёнка, не посещают общественные места, лишая его жизненных впечатлений;                                       - родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребёнка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребёнка, не приносят ему никакой пользы;                                     - не желая примириться с неполноценностью ребёнка, родители преувеличивают его возможности, предъявляют к нему завышенные требования;                                                                                                                         - в других семьях отрицают само наличие у ребёнка ОВЗ, не считают, что у них есть какието проблемы;                                                                                            - некоторая часть родителей «ищет виноватых», занимая позицию, что «у них дома все хорошо», а остальное – педагогические проблемы воспитателей;                    - есть семьи, в которых родители пытаются «откупиться» от проблемы ребёнка, тратя средства на занятия со специалистами в различных центрах и медицинских учреждениях, не пытаясь взаимодействовать с собственным ребёнком и участвовать в его воспитании и развитии;                                                 - часть родителей в результате наличия семейных проблем имеют эмоциональное истощение и не могут, а иногда и не хотят позитивно и конструктивно сотрудничать с педагогами.                                                          

Опыт работы нашего детского сада показал необходимость социально-педагогической и психологической поддержки родителей. 

Учитывая имеющиеся проблемы родителей детей с ОВЗ, в дошкольном учреждении необходимо создание системы профессионального, компетентного и адекватного взаимодействия с семьёй ребёнка и повышения качества воспитательнообразовательного процесса в работе с такими детьми.

1й этап. Круглый стол со специалистами и воспитателями. Изучение нормативноправовой базы, регламентирующей деятельность дошкольного учреждения по обеспечению прав ребёнка с ОВЗ. Особое значение имеет понимание сотрудниками детского сада законодательно закреплённого понятия «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые центральной психологомедикопедагогической комиссией (ЦПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий» (ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 2). Данная статья подчёркивает необходимость наличия у воспитанника соответствующих документов, подтверждающих его статус «ОВЗ».                                                                                                                                      

2й этап. Составление списка документов с родителями по проведению с ребёнком с ОВЗ специфической корреционно-развивающей  работы:                                                                                                                                                                        - ознакомление и подписание графика занятий;                                                                  - заявления о работе со специалистами;                                                                                                                                                                                                      - ознакомление и подписание индивидуального образовательного маршрута;                                                                                               - ознакомление с адаптированными программами (сайт образовательного учреждения)

 3й этап. Определение запросов и позитивных ресурсов семьи, выявление зон ответственности каждого родителя, степени заинтересованности семьи в сотрудничестве с медицинскими, педагогическими, спортивными и иными организациями.

4й этап. Изучение психофизических особенностей ребёнка и определение зоны ближайшего развития для создания адаптированной образовательной программы.

5й этап. Составление плана работы с воспитанниками с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей. Обеспечение коррекции нарушений развития и социальной адаптации данного контингента детей.

6й этап. Мониторинг взаимодействия педагогов с семьёй ребёнка с ОВЗ. При работе с такими семьями мы решаем следующие задачи:                                            - формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;                        - развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров;                     - развитие детско-родительских отношений;                                                                         - совершенствование коммуникативных форм поведения;                                                         - формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.                               

Главной целью нашей работы является создание благоприятного эмоционального климата в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии, формирование педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.

7й этап. Согласование результатов работы с семьёй ребёнка с ОВЗ, получение обратной связи. Определение уровня понимания родителями проблем, успехов и достижений их ребёнка, а также формы, методы, виды оценки результатов.                                                                                                            

Считаем результатом профессионального взаимодействия педагогов с семьёй ребёнка позитивное социальное партнёрство детского сада и родителей (законных представителей). А также об эффективности работы с родителями детей с ОВЗ проводимой в дошкольном учреждении свидетельствуют:                                                                                                                                           - проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;                                                                                                                                       - возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;                                                               - ответы на вопросы родителей возникающими в ходе встреч ими самими приведение примеров из собственного опыта;                                                                     - увеличение количества вопросов к педагогам, касающихся личности ребёнка, его особенностей;                                                                                                               - повышение их активности в проведении совместных мероприятий.

Данный вид взаимодействия является эффективным способом выхода из имеющихся проблем и создаёт полноценные условия реализации каждым ребёнком с ОВЗ своего образовательного и творческого потенциала, помогает родителям более внимательно относиться к потребностям и запросам своего ребёнка, что в конечном итоге значительно повышает качество воспитательнообразовательного процесса.

Источники:                                                                                                                 1.Винтаева Т.Н., Вареницина Г.Г., Тарабыкина А.А. Формирование педагогической компетентности родителей как условие развития социальноадаптивной личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 4.                                         2.Петрова Е.А., Козьяков Р.В., Поташова И.И. Со временные технологии работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья // Сб. материалов Ежегодной международной научнопрактической конференции «Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста». 2016. № 5.                                                                                                                               3.Шабас С.Г. Профессиональный стандарт как условие психологопедагогической компетентности педагогов в работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду // Обучение. Воспитание. Развитие: Сб. материалов Всероссийского психологического форума. Сочи: АВК Пресс, 2015.                                                                        4.Госпорьян А., Новикова М. Тенденции развития семьи в России. // Социальное обеспечение. – 2005. – № 24. – с.4-7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы» консультация для педагогов

Слаженность в работе - залог хорошего результата, данное правило действует в любом коллективе, в т ч. пе­дагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена на ...

Информационно-практическое занятие для педагогов ДОУ «Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьей»

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря к широким во...

Информационно-практическое занятие для педагогов ДОУ. Презентация. «Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьей»

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря к широким во...

Консультация для педагогов "Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно- оздоровительной работы"

quot;Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно- оздоровительной работы"...

Консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы»

Как показывает практика, многие воспитатели не знают, чем они могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Между тем от активного участия воспитателя, его взаимоп...

Консультация для педагогов "Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы"

Слаженность в работе - залог хорошего результата, данное правило действует в любом коллективе, в т ч. пе­дагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена ...