Проект "Юные исследователи" в средней группе
проект (средняя группа)

Борошко Алина Алимовна

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам» Ральф  У. Эмерсон

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_yunye_issledovateli_ispr.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Юные исследователи» в средней группе.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

Ральф  У. Эмерсон

Актуальность проекта.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок видит и делает сам. В этом актуальность детского экспериментирования. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Сроки реализации: 4 недели.

Участники: воспитатели группы, дети средней группы, родители.

Цель проекта: развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности, создание условий для исследовательской деятельности детей.

Задачи проекта:

1. Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

2. Расширять представления детей об окружающем мире.

3. Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, делать выводы.

4. Развивать наблюдательность детей через экспериментирование.

5. Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

6. Заинтересовать и привлекать родителей воспитанников в процессы экспериментирования в ДОУ и дома.

Формы работы и методы работы.

Экспериментальная деятельность; непосредственная образовательная деятельность; наблюдения на прогулках; чтение художественной литературы; беседы; работа с родителями; рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.

Этапы реализации проекта:

I Подготовительный.

1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.

2. Пополнить развивающую среду:

- подбор художественной литературы по теме;

- подбор наглядно-иллюстрированного материала;

- создание предметно-развивающей среды для проведения простейших опытов и экспериментов (ёмкости для воды разного размера, воздушные шарики, мыльные пузыри, пакеты, коктейльные трубочки, резиновые и надувные игрушки, пластиковые бутылки с узким и широким горлышком разного размера, салфетки, султанчики, воронки).

3. Разработать цикл мероприятий по теме проекта.

II Основной. Реализация проекта.

Исследовательская и практическая деятельность детей по ознакомлению с объектами неживой природы.

III Итоговый. 

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности.

Создание картотеки «Эксперименты и опыты с водой и воздухом».

Предполагаемый результат.

Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, принятие активного участия в продуктивной деятельности, проявление эмоциональной отзывчивости.

Содержание проекта.

Тема «Воздух»

Познавательная деятельность:

- Беседа с детьми «Откуда берется воздух, ветер»

- Беседа «Явления природы в произведениях поэтов и художников».

- Беседа по картине «Охрана воздуха от загрязнения»

- Рассматривание иллюстраций с изображением ветра.

- Разгадывание загадок о ветре.

Чем мы дышим?

Что мы не видим? (Воздух)

Через нос проходит в грудь

и обратный держит путь.

Он невидимый, и все же,

без него мы жить не можем. (Воздух)

Чего ни в комнате,

ни на улице не увидишь? (Воздух)

Чтение художественной литературы: 

- Чтение сказки «Морозко» и беседа по ней.

- «Дуйте, дуйте, ветры, в поле,

Чтобы мельницы мололи,

Чтобы завтра из муки,

Испекли нами пирожки!» (С. Маршак)

- «Ветерок»

«Ветерок к нам в окошко влетел,

По шуршал, позвенел, поскрипел.

Лист бумаги смахнул,

 Рядом с кошкой уснул.

За секунду все сразу успел». (Е. Елова)

- «Ветрено»

«Ветрено, ветрено,

Вся земля Проветрена!

Ветер листья с веток,

Разогнал по свету.» (И. Токмакова)

- «Ветер»

«Ветер, ветерок, ветрище,

Ты чего по свету рыщешь?

Лучше улицы мети,

Или мельницы крути». (Я. Аким)

- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.» (А. С. Пушкин)

- «Ветерок»

«Видел я, как ветерок,

К нам летел на огонек!

Скрипнул он оконной рамой,

Тихо форточку толкнул,

Поиграл моей панамой, повозился и уснул». (Г. Ладзынь)

- «Сказка о царе Салтане»

«Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.» (А. С. Пушкин)

Развитие речи: 

- Речевые упражнения «Свечка», «Погреем руки», «Насосик».

-  Дыхательное упражнение «Ветерок»

(дуют на ладошку, стараясь вдыхать носом, шумно выдыхать ртом с вытянутыми в трубочку губами).

«Мы подуем высоко: - с-с-с (подняться на носочки). 

Мы подуем низко: - с-с-с (присесть). 

Мы подуем близко: - с-с-с (руки ко рту). 

«Мы, листики осенние, на веточках сидели.

Дунул ветер - полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял,

Повертел их, покрутил и на землю опустил».

- «Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше».

Вместе с детьми имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками.

На словах «тише, тише» - присесть. 

На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.

- Игра «Ветер-ветерок»

Цель: развивать координацию, учить четко, произносить звук (ш). 

Воспитатель предлагает детям встать около стульчиков. На слово «Ветер» дети поднимают руки вверх, покачивают ими из стороны в сторону (как деревья качаются от ветра) и громко петь песенку ветра — ш-ш-ш. На слово «Ветерок» дети приседают, тихонько поют песенку ветерка — ш-ш-ш, слегка покачивают руками (как качается травка от слабого ветерка).

Игровая деятельность: 

- Дидактическая игра «Хорошо-плохо» (когда воздух поступает как помощник, а когда приносит вред).

- Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями.

- Пускание парусных корабликов по воде.

- Подвижная игра «Самолеты».

- Подвижная игра «Воздушный шар»

Цель: развивать координацию, умение ходить по кругу. Дети стоят по кругу, взявшись за руки, и выполняют движения в соответствии с текстом и по показу педагога.

«С мамой в магазин ходили, (Идут по кругу) 

Шар воздушный там купили.

Будем шар там надувать,

Будем с шариком играть. (Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, держатся за руки, выполняют «пружинку») 

Шар воздушный надувайся,

Шар воздушный, раздувайся. (Идут назад мелкими шагами, надувая шар) 

Надувайся большой

Да не лопайся!

Шар летел, летел, летел,

Да за веточку задел,

И лопнул!» (Хлопают в ладоши)

Поднимают руки вверх, покачивают ими из стороны в сторону.

Руки ставят на пояс, медленно приседают, произносят (ш-ш-ш).

- Подвижная игра «Ветер»

Цель: развивать внимание, учить выполнению подражательных упражнений.

«Я ветер сильный,

Я лечу, лечу, куда хочу (руки опущены, вдох через нос)

Хочу – налево посвищу, (дуют налево)

Могу подуть направо, (дуют направо) 

Могу подуть вверх – в облака, (дуют вверх)

А пока – я тучи разгоню» (круговые движения руками).

- Подвижная игра «Пузырь».

Цель: учить детей вставать в круг, водить хоровод. Все берутся за руки и встают в маленький круг. Воспитатель рассказывает стишок и не спеша отступает назад. Дети повторяют за ним.

«Надувайся пузырь,

Надувайся большой.

Оставайся такой

Да не лопайся».

Круг расширяется. Пока педагог не скажет: «Лопнул пузырь». Все хлопают в ладоши, хором говорят: «Хлоп».

Продуктивная деятельность:

Рисование на тему: «Какой бывает ветер»

Рисование на тему: «Выдувание кляксы»

Лепка рельефная: «Парашют»

Конструирование из бумаги корабликов, изготовление вееров.

Уголок безопасности:

Беседа с детьми о правилах поведения в уголке экспериментирования и с материалами.

Музыкальная деятельность:

Слушание мелодий, передающих шум ветра.

Вивальди «Ветер»

Наблюдения на прогулке:

Наблюдение за полетом птиц.

Наблюдение за движением облаков.

Наблюдение за ветром.

Опытно-экспериментальная деятельность с воздухом.

Опыт № 1 «Что такое воздух?».

Воспитатель: Давайте проведем опыт. Сомнем лист бумаги и затолкаем его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Теперь нужно погрузить стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаем стакан. Проверяем, намокла ли в нем бумага? 

Дети: Бумага в стакане остается сухой.

Воспитатель: Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух - не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.

Вывод: Воздух существует.

Воспитатель: Ребята, а вы видели, этот воздух? 

Дети: Нет.

Воспитатель: Если мы его не видим, значит, он какой? Как иначе можно сказать.

Дети: Невидимый.

Воспитатель: А какого он цвета?

Дети: бесцветный, прозрачный.

Вывод: Он бесцветный.

Опыт № 2 «Воздух в человеке».

Предложить детям подуть на полоску бумаги, а затем приложить полоску ко рту и втянуть воздух в себя. Почему полоска бумаги в первом случае отодвигается от губ, а во втором прикрепляется плотно? Это делает воздух, в первом случае он выдыхается, во втором – вдыхается. Значит, воздух живёт внутри людей.

Опыт № 3 «Можно ли поймать воздух?».

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.

Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Опыт № 4. «Какого цвета воздух?».

Воспитатель: Сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?

Дети: Свет фонарика проходит через пакет.

Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т.е. он какой?

Дети: прозрачный.

Воздух с вами мы искали

И в пакет его поймали!

Посмотрели, посветили

И на волю отпустили!

Опыт № 5 «Раздуй каплю» (рисование воздухом).

Воспитатель: Сегодня я научу вас рисовать необычным способом. Этот способ называется «кляксография».

Воздух очень много может!

Он нам рисовать поможет!

В трубочки подуем –

Капельки раздуем!

На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!

Опыт № 6 «Увидим воздух».

Воспитатель: Чтобы увидеть воздух, нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой тихонько подуть.

Что вы увидели? (Пузырьки воздуха)

Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет)

Почему? (дули с разной силой)

Что такое пузырьки? (это воздух)

Вывод: Значит, мы можем его увидеть?

А сейчас мы пойдём на прогулку и увидим воздух с помощью вертушек.

Воспитатель: Посмотрите, что происходит с нашими вертушками на ветру? (они вращаются)

Воспитатель: А давайте подуем на вертушки. Что происходит? (они стали вращаться ещё сильнее)

Вывод: Воздух можно увидеть.

Опыт № 7 «Слышим воздух».

Воспитатель: Возьмите по свистку и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук воздуха).

Воспитатель(показывает музыкальные инструменты)

А вот это что ребята? Попробуйте на них поиграть. Что вы слышите? (Звук). С помощью чего звучат инструменты? (С помощью воздуха). Это духовые инструменты. Одинаковый звук получается? (Нет, воздух может звучать по-разному.)

Воспитатель: А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки«л»«м»«а»«у». Что вы чувствуете пальцами? (Горлышко дрожит.) Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Воспитатель: А как в природе мы слышим воздух? Когда дует ветер, он гонит воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой, шелест листвы) Давайте послушаем записанные звуки природы (запись)

Воспитатель: Мы с вами тоже можем сделать небольшой ветерок просто подув ртом (дуют) и при помощи веера (машут веерами)

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

Опыт № 8 «Воздух в мячике».

Воспитатель: Поиграем с мячиком в прятки? Но сначала давайте рассмотрим его. Какой он? (круглый, упругий, мягкий)

Воспитатель: Давайте опустим его в ванночку с водой. Что происходит с мячиком? Почему он не тонет? (мяч плавает; он лёгкий).

Воспитатель: Давайте погрузим мяч на дно ванночки, придержите его рукой, а теперь резко отпустите. Что произошло с ним? (мячик выскакивает на поверхность воды)

Вывод: Мяч заполнен воздухом, он лёгкий - лёгкие предметы не тонут, вода выталкивает лёгкие предметы на поверхность.

Воспитатель: А теперь давайте сравним, какой из мячей – надутый или спущенный будет лучше прыгать.

Воспитатель: Есть ли разница?

Воспитатель: В чём причина того, что один легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?

Вывод: Чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

Тема «Вода»

Познавательная деятельность:

- Беседа с детьми «Путешествие капельки»

- Беседа «Вода вокруг нас»

- Беседа «Вода нужна всем»

- НОД «Роль воды в жизни людей, животных и растений».

- Рассматривание иллюстраций с изображением водоемов Земли.

- Разгадывание загадок о воде.

Чтение художественной литературы: 

Чтение произведений: Э. Мошковская «Речка», Е.Н. Успенский. «Если был бы я девчонкой», К.И. Чуковский. «Федорино горе», Б.В. Заходер. «Кит и Кот», М.Д. Перина «Живая вода», Е. Благина «Снег», И. Бунин «Льет дождь, холодный, точно лед», А. Дэви «Зима», «Снежинка», Т. Новицкая «Белый снег пушистый», Николай Сладков «Под снегом», К. Ушинский «Проказы старухи зимы», Л. Воронкова «Снег идёт», Д. Тихомиров «Снежные узоры на окнах».
Песенки и потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико»; «Ай, лады, лады, лады»; «Дождик, дождик не дожди!», «Дождик, дождик, пуще!».

Загадки о воде.

Развитие речи: 

Речевые упражнения «Насосик», «Эхо».

Пословицы и поговорки о воде.

Игровая деятельность: 

Д.и. «Для чего нужна вода», «Найди отражение», «Найди снежинке пару»

Игры со снегом «Сделай, как я», «Попади в цель»

Подвижные игры «Снежинки», «Заморожу», «Ручеёк», «Море волнуется»

Продуктивная деятельность:

Рисование на тему: «Дождливый день»

Рисование на тему: «Снежинка»

Аппликация: «Кораблик»

Уголок безопасности:

Беседа с детьми о правилах поведения в уголке экспериментирования и с материалами.

Музыкальная деятельность:

Слушание мелодий, передающих журчание воды,  капель, шум дождя, водопада, классических музыкальных произведений о воде.

Наблюдения на прогулке:

Наблюдение за дождем, «Куда исчезла лужа»

Наблюдение за первым снегом, «Рождение сосульки», «Лёд».

Трудовая деятельность:

Опрыскивание, полив растений.

Опытно-экспериментальная деятельность с водой.

Опыт №1 «Вода – это жидкость».

Предложить детям два стакана с водой. Попросить их попробовать перелить воду с одного стакана в другой.

Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать

Опыт № 2 «Вода бесцветная».

Берем стакан с молоком, стакан с водой и ложки. В оба стакана опустить ложки. В стакане, где вода - ложка видна, а в стакане, где молоко – ложка не видна.

Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (нет)

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.

Опыт № 3 «Вода может изменять свой цвет».

Берем стаканы с водой и краски гуашь. Добавляем в стаканы с водой гуашь, что произошло? Вода изменила свой цвет.

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

Опыт № 4 «Вода не имеет вкус».

Предложить детям стаканчики с молоком, водой и соком. Попросить детей попробовать воду. Есть ли у нее вкус? Нет. А теперь попробуйте молоко. Есть ли вкус у молока? Да. А теперь попробуйте сок. У него тоже есть вкус.

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная

Опыт № 5 «Вода может менять вкус».

Детям раздаются тарелочки с солью или сахаром, ложечки, стаканчики с водой.

Предложить детям положить в стаканчик с водой вещество, которое находится у них на столе. Попросить размешать, а потом попробовать воду. Какая она стала на вкус? Как вы думаете, что вы добавили в воду?

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили

Опыт № 6 «Вода не имеет формы».

Предложить детям рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот кусочек? (прямоугольной) Давайте опустим его в стакан, в миску, положим на стол. Что произошло со льдом.

Вывод: Лед не изменил формы, пока не растаял.

Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан. Что мы видим? (Вода принимает форму того предмета, в котором находится.)

Вывод: Лед – это твердая вода и имеет форму, а жидкая вода формы не имеет.

Работа с родителями

Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Рекомендации для родителей «Экспериментируйте вместе с детьми».

Заключение.

В итоге проекта нам удалось расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире, развить познавательные умения через экспериментальную деятельность, а именно узнать о свойствах воды, воздуха.

Мы считаем, что проект удался, так как дети активны, тянутся всё больше и больше к новым знаниям, приводят примеры, делают свои выводы из увиденного и сказанного и могут рассказать об этом.

У родителей воспитанников группы сформирован положительный интерес к познавательно-исследовательской деятельности детей.

Продуктом нашей проектной деятельности стали оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом и водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Маленькие исследователи» (средняя группа)

Исследовательская деятельность является условием развития любознательности, познавательных интересов ребёнка, активизирует мыслительные процессы. Для воспитания этой любознательной и деятельной личнос...

Дополнительная образовательная программа «Я – исследователь» (средняя группа)

Цель программы: создание условий для успешного освоения дошкольниками основ исследовательской деятельности. Задачи программы:  формировать представление об исследовательском обучении как ведущем спос...

Конспект НОД в средней группе "Мы исследователи"

В конспекте созданы условия для развития познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности....

Программа кружка по познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группы "Мы - исследователи"

Данный материал содержит программу кружка и тематическое планирование на год....

Кружок по экологии с элементами экспериментальной деятельности «Маленькие исследователи» средняя группа

Актуальность и значимость Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском по...

Рабочая программа "Юные исследователи" средняя группа

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практическ...