Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе по теме: «Мы – исследователи»
план-конспект занятия по окружающему миру на тему
Цель: Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с песком и камнем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_issledovateli_2.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности
с элементами экспериментирования
по образовательной области «Познавательное развитие»
в средней группе по теме: «Мы – исследователи»
Цель: Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с песком и камнем.
Задачи:
Образовательные:
-создать условия для получения детьми знаний о свойствах песка и камня;
-обогащать чувственный опыт детей через организацию опытно-экспериментальной деятельности, умение фиксировать полученные впечатления в речи.
Развивающие:
-формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования;
- продолжать развивать любознательность, умение анализировать и делать выводы по проведенному опыту;
- привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.
Воспитательные:
-воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, интерес к окружающему миру.
Оборудование:
Демонстрационный материал: воздушный шар, стилизованный под профессора, две коробочки с песком и камнями, слайды с рисунками по теме.
Раздаточный материал: тарелочка с песком и камнями, трубочки, тарелочка, стаканчик, пластмассовая ложка, бутылка с водой, лист бумаги, простой карандаш на каждого ребёнка.
Мультимедийное оборудование: проектор, экран, компьютер.
Предварительная работа:
-игры с песком, камешками;
-беседа о правилах поведения при проведении опытов;
-работа с энциклопедиями;
-чтение произведений Н. А. Рыжова «Не просто сказки», О. В. Дыбина «Неизведанное рядом».
Словарная работа:
Обогащение словаря:«сыпучий»;
Активизация словаря:«липкий», «сухой», «мокрый», «песчинки».
Методы и приемы:
Словесные: вопросы, загадывание загадки, использование художественного слова, пояснения, уточнения.
Практические: детское экспериментирование: опыт «Что тяжелее?», «Взаимодействие с водой».
Игровые: Игровые упражнения «По каменистым дорожкам», «Камень-песок».
Организация и методика проведения ООД
1.Мотивационный этап
Воспитатель обращается к детям:
- Мои юные друзья, сегодня к нам пришли гости. Вы, наверно, заметили, что один гость очень необычный (обращает внимание на воздушный шарик, стилизованный под человеческое лицо). Это знаменитый профессор Шар Шарыч. Он летает по всему миру и узнаёт много интересных вещей. И, наверно, неспроста появился у нас. Посмотрим, какой сюрприз он приготовил (достаёт 2 коробочки).
2. Постановка проблемы
Воспитатель: Интересно, кто отгадает, что в коробочках? (варианты ответов детей). Дети встают в круг, передавая друг другу коробочки, встряхивают их, слушают как они звучат, затем проверяют, имеют ли они запах. Пробуют догадаться, что там находится.
Можно загадать загадки:
Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий-
В ладошке лежать.
Тяжёлый, большой-
Одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Воспитатель: Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали.
( Дети открывают коробочки, рассматривают, что там находится).
Воспитатель:Как вы думаете, где в природе можно увидеть много песка и камней? (В пустыне, в горах). (Показ слайдов).
Воспитатель: Интересно, а для чего Шар Шарыч принёс нам песок и камни? (Ответы детей). Сегодня мы, как настоящие учёные будем исследовать эти объекты неживой природы. Как вы думаете, где учёные проводят свои исследования? (Ответы детей).
Воспитатель: Шар Шарыч поможет нам очутиться в лаборатории.
Дети берутся за ленточки, идут по кругу:
Ты лети, лети, лети,
И меня с собой неси…
2. Профессор помог добраться в лабораторию. Дети вместе с профессором прилетают в лабораторию, где их встречают родители.
Родитель: Здравствуйте, юные исследователи, мы рады вас видеть в нашей лаборатории. Чтоб стать настоящими лаборантами вам надо одеть белые халаты (дети одевают халаты, садятся за столы).
Р. Скажите, пожалуйста, а вы знаете правила поведения в лаборатории? (ответы детей)
Р. Какие вы молодцы. Сегодня мы с вами будем исследовать камни и песок. Давайте рассмотрим песок. (дети насыпают песок в тарелочки) Цель: показать, что песок состоит из отдельных песчинок. Какой песок? (Ответы детей) А теперь рассмотрите камни – берут их в руки, гладят, жмут. Приходят к выводу, что камень тяжелый, гладкий и т.д.
Р. Мы вам предлагаем провести опыт: «Что тяжелее?»
С помощью трубочек создадим сильный поток воздуха и подуем на песок. Что происходит с песчинками? (Они улетают, сдуваются, легко двигаются)
А теперь попробуем подуть на камень. Что происходит? (Камешек не двигается) Почему? (Потому что он тяжелый)
Вывод: Песчинки маленькие, легкие, камни – тяжелые.
Р. А не хотите ли, зарисовать проведенный опыт? (Дети зарисовывают)
Р. Молодцы. Замечательно справились.
Р. Юные исследователи, а хотите провести еще один опыт? (ответы детей) Опыт: «Взаимосвязь с водой».
Р. Аккуратно нальем воды в тарелку с песком. Потрогайте песок, каким он стал? (Влажным, мокрым) А куда исчезла вода? (спряталась в песок, песок быстро впитывает воду).
А теперь положим камень в стакан и нальем воды. Камень впитал воду? (нет) Почему? (Потому что камень твердый и не впитывает воду, он воду не пропускает.)
Давайте зарисуем проведенный опыт.
Посмотрите на свои рисунки. Что вы можете сказать о песке и о камне (1.песчинки маленькие, легкие; камни- большие, тяжелые. 2.песок быстро впитывает воду, камень не впитывает воду.)
Воспитатель: А профессор приглашает вас продолжить путешествие.
Дети берутся за ленточки, идут по кругу:
Ты лети, лети, лети,
И меня с собой неси…
Воспитатель: Шар Шарыч принёс нас туда, где можно встретить и камни, и песок в большом количестве. Конечно же это берег моря. (Звучит шум прибоя)
Давайте прогуляемся по галечному пляжу.
Дети по очереди проходят по гальке.
Воспитатель: Что вы можете сказать о своих ощущениях? (ответы детей).
-А хотите побыть песком и камнями. Превратимся в песок. Песок сыпучий, каждая песчинка отдельно и мы с вами будем бегать врассыпную. А сейчас мы превратимся в камень. Камень твёрдый, тяжёлый, поэтому мы крепко прижимаемся друг к другу.
-Нам пора возвращаться в детский сад.
Дети берутся за ленточки, идут по кругу:
Ты лети, лети, лети,
И меня с собой неси…
-Мы вернулись в детский сад. Понравилось вам путешествие? Спасибо Шар Шарычу.
Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (Изучали свойства песка и камня, проводили опыты)
-Расскажите, что вы узнали нового? (Песок мягкий, лёгкий, состоит из отдельных песчинок, хорошо впитывает влагу. Камень тяжёлый, твёрдый)
-Шар Шарычу пора отправляться дальше. А давайте сделаем подарок для других ребят. Украсим камни рисунками и положим их в корзинку Шар Шарычу. Пусть он и другим детям сделает такой же интересный сюрприз как нам.
Дети рисуют на камнях. Прощаются с Шар Шарычем.