Главные вкладки

    Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе по теме: «Мы – исследователи»
    план-конспект занятия по окружающему миру на тему

    Семенищева Ульяна Валерьевна

    Цель:  Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с песком и камнем. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл my_issledovateli_2.docx22.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  организованной образовательной деятельности  

    с элементами экспериментирования

    по образовательной области «Познавательное  развитие»

    в средней группе по теме: «Мы – исследователи»

    Цель:  Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с песком и камнем.

    Задачи:

    Образовательные:

    -создать условия для получения детьми  знаний о свойствах песка и камня;

    -обогащать чувственный опыт детей через организацию опытно-экспериментальной деятельности, умение фиксировать полученные впечатления в речи.

    Развивающие:

    -формировать умение получать сведения о  новом объекте в процессе его практического исследования;

    - продолжать развивать любознательность, умение анализировать и делать выводы по проведенному опыту;

    - привлекать  родителей к участию в исследовательской деятельности детей.

     Воспитательные:

    -воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми,  интерес к окружающему миру.

    Оборудование:
    Демонстрационный материал: воздушный шар, стилизованный под профессора, две коробочки с песком и камнями, слайды с рисунками по теме.
    Раздаточный материал: тарелочка с песком и камнями, трубочки, тарелочка, стаканчик, пластмассовая ложка, бутылка с водой, лист бумаги, простой карандаш на каждого ребёнка.

    Мультимедийное оборудование: проектор, экран, компьютер.

    Предварительная работа:
    -игры с песком, камешками; 
    -беседа о правилах поведения при проведении опытов; 
    -работа с энциклопедиями; 
    -чтение произведений Н. А. Рыжова «Не просто сказки», О. В. Дыбина «Неизведанное рядом». 

    Словарная работа:

     Обогащение словаря:«сыпучий»;

    Активизация словаря:«липкий», «сухой», «мокрый», «песчинки».

    Методы и приемы:

    Словесные: вопросы,  загадывание загадки, использование художественного слова, пояснения, уточнения.

    Практические: детское экспериментирование: опыт «Что тяжелее?», «Взаимодействие с водой».

    Игровые: Игровые упражнения   «По каменистым дорожкам», «Камень-песок».

     

                                 Организация и методика проведения ООД

     

    1.Мотивационный этап

    Воспитатель обращается к детям:

     - Мои юные друзья, сегодня к нам пришли гости. Вы, наверно, заметили, что один гость очень необычный  (обращает внимание на воздушный шарик, стилизованный под человеческое лицо). Это знаменитый профессор Шар Шарыч. Он летает по всему миру и узнаёт много интересных вещей. И, наверно, неспроста появился у нас. Посмотрим, какой сюрприз он приготовил (достаёт 2 коробочки).

    2. Постановка проблемы  

    Воспитатель: Интересно, кто отгадает, что в коробочках? (варианты ответов детей). Дети встают в круг,  передавая друг другу коробочки, встряхивают их, слушают как они звучат, затем проверяют, имеют ли они запах. Пробуют догадаться, что там находится.

    Можно загадать загадки: 
    Он очень нужен детворе 
    Он на дорожках во дворе. 
    Он и на стройке, и на пляже, 
    И он в стекле расплавлен даже. 

    В серёжках у мамы огнём он горит. 
    В пыли на дороге ненужным лежит. 
    Меняет он форму, меняет он цвет, 
    А в стройке годится на тысячу лет. 
    Он может быть мелкий- 
    В ладошке лежать. 
    Тяжёлый, большой- 
    Одному не поднять. 
    Кто, дети, загадку мою отгадал? 
    Кто этот предмет по приметам узнал? 
    Воспитатель: Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали. 
    ( Дети открывают коробочки, рассматривают, что там находится).
    Воспитатель:Как вы думаете, где в природе можно увидеть много песка и камней? (В пустыне, в горах). (Показ слайдов).
    Воспитатель: Интересно, а для чего Шар Шарыч принёс нам песок и камни? (Ответы детей). Сегодня мы, как настоящие учёные будем исследовать эти объекты неживой природы. Как вы думаете, где учёные проводят свои исследования? (Ответы детей).
    Воспитатель: Шар Шарыч поможет нам очутиться в лаборатории. 
    Дети берутся за ленточки, идут по кругу: 
    Ты лети, лети, лети, 
    И меня с собой неси… 
    2. Профессор помог добраться в лабораторию. Дети вместе с профессором прилетают в лабораторию, где их встречают родители.

    Родитель: Здравствуйте, юные исследователи, мы рады вас видеть в нашей лаборатории. Чтоб стать настоящими лаборантами вам надо одеть белые халаты (дети одевают халаты, садятся за столы).

    Р. Скажите, пожалуйста, а вы знаете правила поведения в лаборатории? (ответы детей)

    Р. Какие вы молодцы. Сегодня мы с вами будем исследовать камни и песок. Давайте рассмотрим песок. (дети насыпают песок в тарелочки) Цель: показать, что песок состоит из отдельных песчинок. Какой песок? (Ответы детей)  А теперь рассмотрите камни – берут их в руки, гладят, жмут. Приходят к выводу,  что камень тяжелый, гладкий и т.д.

    Р. Мы вам предлагаем провести опыт: «Что тяжелее?»

    С помощью трубочек создадим сильный поток воздуха и подуем на песок. Что происходит с песчинками? (Они улетают, сдуваются, легко двигаются)

    А теперь попробуем подуть на камень. Что происходит? (Камешек не двигается) Почему? (Потому что он тяжелый)

    Вывод: Песчинки маленькие, легкие, камни – тяжелые.

    Р. А не хотите ли, зарисовать проведенный опыт? (Дети зарисовывают)

    Р. Молодцы. Замечательно справились.

    Р. Юные исследователи, а хотите провести еще один опыт? (ответы детей) Опыт: «Взаимосвязь с водой».

    Р. Аккуратно нальем воды в тарелку с песком. Потрогайте песок, каким он стал? (Влажным, мокрым) А куда исчезла вода? (спряталась в песок, песок быстро впитывает воду).

    А теперь положим камень в стакан и нальем воды. Камень впитал воду? (нет) Почему? (Потому что камень твердый и не впитывает воду, он воду не пропускает.)

    Давайте зарисуем проведенный опыт.

    Посмотрите на свои рисунки. Что вы можете сказать о песке и о камне (1.песчинки маленькие, легкие; камни- большие, тяжелые. 2.песок быстро впитывает воду, камень не впитывает воду.)

    Воспитатель: А профессор приглашает вас продолжить путешествие. 
    Дети берутся за ленточки, идут по кругу: 
    Ты лети, лети, лети, 
    И меня с собой неси… 

    Воспитатель: Шар Шарыч принёс нас туда, где можно встретить и камни, и песок в большом количестве. Конечно же это берег моря. (Звучит шум прибоя) 
    Давайте прогуляемся по галечному пляжу. 
    Дети по очереди проходят по гальке.
    Воспитатель: Что вы можете сказать о своих ощущениях? (ответы детей).
    -А хотите побыть песком и камнями. Превратимся в песок. Песок сыпучий, каждая песчинка отдельно и мы с вами будем бегать врассыпную. А сейчас мы превратимся в камень. Камень твёрдый, тяжёлый, поэтому мы крепко прижимаемся друг к другу. 
    -Нам пора возвращаться в детский сад. 
    Дети берутся за ленточки, идут по кругу: 
    Ты лети, лети, лети, 
    И меня с собой неси… 
    -Мы вернулись в детский сад. Понравилось вам путешествие? Спасибо Шар Шарычу. 
    Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (Изучали свойства песка и камня, проводили опыты) 
    -Расскажите, что вы узнали нового? (Песок мягкий, лёгкий, состоит из отдельных песчинок, хорошо впитывает влагу. Камень тяжёлый, твёрдый)
    -Шар Шарычу пора отправляться дальше. А давайте сделаем подарок для других ребят. Украсим камни рисунками и положим их в корзинку Шар Шарычу. Пусть он и другим детям сделает такой же интересный сюрприз как нам. 
    Дети рисуют на камнях. Прощаются с Шар Шарычем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности c элементами квеста по образовательным областям «Физическое развитие» и «Познавательное развитие» для детей старшей группы на тему: «Подарок Сарпике»

     Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, спереди, сзади) и на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа....

    К О Н С П Е К Т непрерывной образовательной деятельности с элементами квест- игры по познавательному развитию в средней группе по теме «Волшебная страна сказок»

    Задачи:Образовательные:1. Продолжать учить считать в пределах 5, отвечать на вопросы «Сколько?»;2. совершенствовать умение выкладывать определённое количество предметов в со...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Забавный звукоцирк» Образовательная область: «Речевое развитие» (средняя группа)

    Цель: Формировать знания детей о гласных звуках Задачи: Образовательные: 1. Познакомить детей с гласными звуками: А, О, У, Ы, Э, И 2. Учить выделять и четко произносить гласные звуки в словах.Развиваю...