Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе по теме: «Мы – исследователи»
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Семенищева Ульяна Валерьевна

Цель:  Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с песком и камнем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_issledovateli_2.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  организованной образовательной деятельности  

с элементами экспериментирования

по образовательной области «Познавательное  развитие»

в средней группе по теме: «Мы – исследователи»

Цель:  Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с песком и камнем.

Задачи:

Образовательные:

-создать условия для получения детьми  знаний о свойствах песка и камня;

-обогащать чувственный опыт детей через организацию опытно-экспериментальной деятельности, умение фиксировать полученные впечатления в речи.

Развивающие:

-формировать умение получать сведения о  новом объекте в процессе его практического исследования;

- продолжать развивать любознательность, умение анализировать и делать выводы по проведенному опыту;

- привлекать  родителей к участию в исследовательской деятельности детей.

 Воспитательные:

-воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми,  интерес к окружающему миру.

Оборудование:
Демонстрационный материал: воздушный шар, стилизованный под профессора, две коробочки с песком и камнями, слайды с рисунками по теме.
Раздаточный материал: тарелочка с песком и камнями, трубочки, тарелочка, стаканчик, пластмассовая ложка, бутылка с водой, лист бумаги, простой карандаш на каждого ребёнка.

Мультимедийное оборудование: проектор, экран, компьютер.

Предварительная работа:
-игры с песком, камешками; 
-беседа о правилах поведения при проведении опытов; 
-работа с энциклопедиями; 
-чтение произведений Н. А. Рыжова «Не просто сказки», О. В. Дыбина «Неизведанное рядом». 

Словарная работа:

 Обогащение словаря:«сыпучий»;

Активизация словаря:«липкий», «сухой», «мокрый», «песчинки».

Методы и приемы:

Словесные: вопросы,  загадывание загадки, использование художественного слова, пояснения, уточнения.

Практические: детское экспериментирование: опыт «Что тяжелее?», «Взаимодействие с водой».

Игровые: Игровые упражнения   «По каменистым дорожкам», «Камень-песок».

 

                             Организация и методика проведения ООД

 

1.Мотивационный этап

Воспитатель обращается к детям:

 - Мои юные друзья, сегодня к нам пришли гости. Вы, наверно, заметили, что один гость очень необычный  (обращает внимание на воздушный шарик, стилизованный под человеческое лицо). Это знаменитый профессор Шар Шарыч. Он летает по всему миру и узнаёт много интересных вещей. И, наверно, неспроста появился у нас. Посмотрим, какой сюрприз он приготовил (достаёт 2 коробочки).

2. Постановка проблемы  

Воспитатель: Интересно, кто отгадает, что в коробочках? (варианты ответов детей). Дети встают в круг,  передавая друг другу коробочки, встряхивают их, слушают как они звучат, затем проверяют, имеют ли они запах. Пробуют догадаться, что там находится.

Можно загадать загадки: 
Он очень нужен детворе 
Он на дорожках во дворе. 
Он и на стройке, и на пляже, 
И он в стекле расплавлен даже. 

В серёжках у мамы огнём он горит. 
В пыли на дороге ненужным лежит. 
Меняет он форму, меняет он цвет, 
А в стройке годится на тысячу лет. 
Он может быть мелкий- 
В ладошке лежать. 
Тяжёлый, большой- 
Одному не поднять. 
Кто, дети, загадку мою отгадал? 
Кто этот предмет по приметам узнал? 
Воспитатель: Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали. 
( Дети открывают коробочки, рассматривают, что там находится).
Воспитатель:Как вы думаете, где в природе можно увидеть много песка и камней? (В пустыне, в горах). (Показ слайдов).
Воспитатель: Интересно, а для чего Шар Шарыч принёс нам песок и камни? (Ответы детей). Сегодня мы, как настоящие учёные будем исследовать эти объекты неживой природы. Как вы думаете, где учёные проводят свои исследования? (Ответы детей).
Воспитатель: Шар Шарыч поможет нам очутиться в лаборатории. 
Дети берутся за ленточки, идут по кругу: 
Ты лети, лети, лети, 
И меня с собой неси… 
2. Профессор помог добраться в лабораторию. Дети вместе с профессором прилетают в лабораторию, где их встречают родители.

Родитель: Здравствуйте, юные исследователи, мы рады вас видеть в нашей лаборатории. Чтоб стать настоящими лаборантами вам надо одеть белые халаты (дети одевают халаты, садятся за столы).

Р. Скажите, пожалуйста, а вы знаете правила поведения в лаборатории? (ответы детей)

Р. Какие вы молодцы. Сегодня мы с вами будем исследовать камни и песок. Давайте рассмотрим песок. (дети насыпают песок в тарелочки) Цель: показать, что песок состоит из отдельных песчинок. Какой песок? (Ответы детей)  А теперь рассмотрите камни – берут их в руки, гладят, жмут. Приходят к выводу,  что камень тяжелый, гладкий и т.д.

Р. Мы вам предлагаем провести опыт: «Что тяжелее?»

С помощью трубочек создадим сильный поток воздуха и подуем на песок. Что происходит с песчинками? (Они улетают, сдуваются, легко двигаются)

А теперь попробуем подуть на камень. Что происходит? (Камешек не двигается) Почему? (Потому что он тяжелый)

Вывод: Песчинки маленькие, легкие, камни – тяжелые.

Р. А не хотите ли, зарисовать проведенный опыт? (Дети зарисовывают)

Р. Молодцы. Замечательно справились.

Р. Юные исследователи, а хотите провести еще один опыт? (ответы детей) Опыт: «Взаимосвязь с водой».

Р. Аккуратно нальем воды в тарелку с песком. Потрогайте песок, каким он стал? (Влажным, мокрым) А куда исчезла вода? (спряталась в песок, песок быстро впитывает воду).

А теперь положим камень в стакан и нальем воды. Камень впитал воду? (нет) Почему? (Потому что камень твердый и не впитывает воду, он воду не пропускает.)

Давайте зарисуем проведенный опыт.

Посмотрите на свои рисунки. Что вы можете сказать о песке и о камне (1.песчинки маленькие, легкие; камни- большие, тяжелые. 2.песок быстро впитывает воду, камень не впитывает воду.)

Воспитатель: А профессор приглашает вас продолжить путешествие. 
Дети берутся за ленточки, идут по кругу: 
Ты лети, лети, лети, 
И меня с собой неси… 

Воспитатель: Шар Шарыч принёс нас туда, где можно встретить и камни, и песок в большом количестве. Конечно же это берег моря. (Звучит шум прибоя) 
Давайте прогуляемся по галечному пляжу. 
Дети по очереди проходят по гальке.
Воспитатель: Что вы можете сказать о своих ощущениях? (ответы детей).
-А хотите побыть песком и камнями. Превратимся в песок. Песок сыпучий, каждая песчинка отдельно и мы с вами будем бегать врассыпную. А сейчас мы превратимся в камень. Камень твёрдый, тяжёлый, поэтому мы крепко прижимаемся друг к другу. 
-Нам пора возвращаться в детский сад. 
Дети берутся за ленточки, идут по кругу: 
Ты лети, лети, лети, 
И меня с собой неси… 
-Мы вернулись в детский сад. Понравилось вам путешествие? Спасибо Шар Шарычу. 
Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (Изучали свойства песка и камня, проводили опыты) 
-Расскажите, что вы узнали нового? (Песок мягкий, лёгкий, состоит из отдельных песчинок, хорошо впитывает влагу. Камень тяжёлый, твёрдый)
-Шар Шарычу пора отправляться дальше. А давайте сделаем подарок для других ребят. Украсим камни рисунками и положим их в корзинку Шар Шарычу. Пусть он и другим детям сделает такой же интересный сюрприз как нам. 
Дети рисуют на камнях. Прощаются с Шар Шарычем.