Проект "Времена года А.Вивальди"
проект (старшая группа)

Елена Сергеевна Дьяконова

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл А.Вивальди "Времена года"26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Времена года Антонио Вивальди»

по приобщению дошкольников к классической музыке

Классическая музыка — основа цивилизованного общества.

 И признак утонченного ума.

 Генри Морган

Особое место в жизни ребёнка старшего дошкольного возраста занимает приобщение его к миру музыки, развитию ценностно-смыслового восприятия и понимания им произведений музыкального искусства. Музыка способствует всестороннему развитию ребёнка. Вопросы методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста рассматривались исследователями — Д. Б. Кабалевским, Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой, Н. А. Метловым, Е. В. Назайкинским, Б. В. Асафьевым, М. Б. Зацепиной и другими. Многие учёные (Б. М. Теплов, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, и др.) считают, что музыкальные способности присутствуют у всех детей, но их уровень разный в силу особенностей физиологического развития. Доминирующую роль в развитии музыкальных способностей дошкольника играет окружающая его среда и систематические занятия данной деятельностью. Именно, в деятельности развиваются способности. В настоящее время любая программа музыкального развития дошкольников строится на основе ФГОС ДО. В связи с этим для реализации целей ФГОС ДО (социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста) перед ДОО ставится несколько новых ориентиров: – формирование ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; – эстетического отношения к окружающему миру; – углубление элементарных сведений о музыкальных видах искусства; – развитие восприятия и сопереживания художественным образам произведений; обеспечение реализации самостоятельной творческой деятельности. Помочь реализовать выше приведённые цели может лишь высокохудожественная музыка, какой является классическая музыка. Радынова О. П. рекомендует слушать с детьми классические произведения разного времени — старинную музыку Вивальди, Генделя, Баха, произведения Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шумана, Шопена, Глинки и других композиторов — классиков, что формирует у детей старшего дошкольного возраста эталоны красоты. Актуальность проекта: 4 марта 2018 года исполнилось 340 лет со дня рождения Антонио Вивальди, итальянского композитора, скрипача-виртуоза, педагога, дирижёра, католического священника. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе. Вивальди в основном, известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является цикл из четырёх скрипичных концертов «Времена года». Классическая музыка укрепляет память человека. К такому выводу пришли исследователи из университета итальянского города Кьети. Они открыли так называемый «эффект Вивальди», доказав, что регулярное прослушивание его знаменитого симфонического сочинения «Времена года» улучшает свойства памяти у людей. В настоящее время многие дети в семье слышат, как правило, к сожалению, лишь развлекательную поп-музыку. Данный проект поможет расширить музыкальный мир детей старшего дошкольного возраста, повысить компетентность родителей и педагогов в области музыкальной культуры. Аннотация проекта: Проект посвящён 340-летию со дня рождения выдающегося композитора, скрипача-виртуоза, дирижера и музыкального педагога А. Вивальди, рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и носит долгосрочный характер. Данный проект формирует основы музыкальной культуры дошкольников на основе знакомства с классической музыкой композитора А. Вивальди, развивает интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на неё, развивает мышление, музыкальную память, внимание, воображение, воспитывает художественный вкус, обогащает музыкальные впечатления, что играет важную роль в подготовке детей к школе. Проектом предусмотрено не только проведение занятий, мероприятий с дошкольниками, а также совместная деятельность родителей с детьми, просветительская работа с педагогами и родителями, создание окружающей музыкально-художественной среды.

Проект будет осуществлён детьми 5–6 лет.

 Сроки реализации: 9 месяцев (долгосрочный) – Начало реализации — сентябрь 2018 года – Окончание реализации — май 2019 года

Участники проекта: – воспитанники старшей группы ; воспитатели групп.

 Постановка проблемы: Современные дети живут и развиваются в эпоху активной агрессивной, шумной музыки. Практически не слышат звуки классической музыки, в том числе и в семье, которая оказывает огромное негативное воздействие на человека. В результате у детей искажается представление о музыкальной культуре. Успех музыкального развития дошкольников во многом зависит от их музыкального опыта, компетентности педагога, родителей (законных представителей). Одним из важнейших аспектов формирования музыкального вкуса у детей является качество используемого музыкального репертуара, как на занятии в ДОО, так и в семье. Важно использовать в работе с детьми высокохудожественную музыку, а это, прежде всего — классическая музыка. К сожалению, в настоящее время по ряду причин не каждый родитель уделяет время для прослушивания с ребёнком классической музыки.

Гипотеза: знакомство с классической музыкой А. Вивальди позволит сформировать музыкальный вкус, развить образное мышление, способность к творческому осмыслению и восприятию музыкальной культуры, обогатить содержание музыкального воспитания ДОУ

Цель проекта: – формировать основы музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста через призму музыкального восприятия произведений зарубежного композитора А. Вивальди.

Задачи проекта:

 – продолжать расширять представления детей о классической музыке

— знакомить с творчеством зарубежного композитора А. Вивальди; – развивать у детей эмоциональную сферу, творческую активность, познавательный интерес к музыке, умение слушать и воспринимать, понимать, анализировать музыкальное произведение;

 – привлекать родителей к участию в совместной деятельности с детьми;

– воспитывать у детей художественный вкус через слушание и восприятие классической музыки.

Планируемые результаты: Воспитанники: – положительная динамика в развитии интереса к классическим музыкальным произведениям, к музыкальной деятельности; – обозначение предпочтений в музыке, развитие художественного и эстетического вкуса; – развитие творческих способностей, умение слушать и воспринимать, понимать, анализировать музыкальное произведение – развитие у воспитанников таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, креативность.

Музыкальный руководитель: – организация работы с учетом интересов и возможностей воспитанников; – помощь в создании «Музыкального фонда» детского сада и группы; – помощь воспитателю в подборе классического репертуара для организации режимных моментов и педагогического процесса.

Критерии результативности проекта: Обновление репертуара произведениями классической музыки А. Вивальди в группах старшего возраста. Использование данного репертуара в образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности воспитанников.

Этапы реализации проекта. 1 этап : предварительный. Мониторинг знаний детей в области классической музыки; – подготовка материала к проекту.

2 этап: основной. Организационные формы работы над проектом: работа с детьми, работа с педагогами. Знакомство с творчеством композитора А. Вивальди. Цикл музыкальных гостиных «Времена года». Образовательный салон по циклу «Времена года» А. Вивальди. Просветительские беседы «Поговори, послушай со мною мама музыку А. Вивальди», папка – передвижка «Классическая музыка в повседневной жизни ребёнка», «Творчество А. Вивальди», «Значение классической музыки в развитии дошкольника».

Знакомство с симфоническим оркестром. «Времена года» А. Вивальди. Создание фонотеки в группах (классическая музыка А. Вивальди, включения в режимные моменты.) Развлечение «Отгадай музыкальный инструмент». Консультация «Как развить способность ребёнка слышать музыкальные инструменты в симфоническом оркестре». Знакомство с загадками о музыкальных инструментах. Рассматривание иллюстраций к циклу «Времена года» А. Вивальди. Совместная изобразительная деятельность с детьми на тему «Времена года. А. Вивальди» Помощь в организации выставки рисунков «Музыка А. Вивальди». Просмотр мультфильма «Антонио Вивальди» из серии мультфильмов «Сказки старого пианино» Просмотр мультфильма «Вивальди 4 сезона» Просмотр мультфильма «Времена года», муз. А. Вивальди.  Выступление с презентацией проекта на педагогическом совете.

Литература: Арнонкур Н. Программная музыка — концерты Вивальди ор. 8 [Текст] / Н. Арнокур // Советская музыка. — 1991. — № 11. — С. 92–94. Барбье П. Венеция Вивальди: Музыка и праздники эпохи барокко = LaVenisedeVivaldi: Musiqueetfêtesbaroques. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2009. — С. 280. — ISBN 978–5-89059–140–1.

Времена года в классической музыке Вивальди http://www.prostosound.com.u Зацепина М. Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности.

Обзор программ дошкольного образования. — М., 2010. — 128 с.

Кирнарская Д. К. Секреты популярности Антонио Вивальди //Музыка и публика. № 3 (61), 2013, С. 2–9. Классическая музыка. История музыки, биографии великих композиторов и музыкантов / ответственный редактор Ю. Орлова. — М.: Издательство «Э», 2015. — С. 45–47. — ISBN 5457942228. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей: В 2 частях. — М., 1997. Ч. 1–608с.

Радынова О. П. Музыкальное развитие детей: В 2 частях. — М., 1997. Ч. 2. — 400 с.

Концерт, оп. 8 № 1 «Весна». Часть 1 Аллегро (инф.) Концерт, оп. 8 № 1 «Весна». Часть 2 Ларго (инф.) Концерт, оп. 8 № 1 «Весна». Часть 3 Аллегро (инф.) Концерт, оп. 8 № 2 «Лето». Часть 1 Аллегро нон мольто (инф.)

Концерт, оп. 8 № 2 «Лето». Часть 2 Адажио (инф.) Концерт, оп. 8 № 2 «Лето». Часть 3 Престо (инф.)

Концерт, оп. 8 № 3 «Осень». Часть 1 Аллегро (инф.) Концерт, оп. 8 № 3 «Осень». Часть 2 Адажио мольто (инф.) Концерт, оп. 8 № 3 «Осень». Часть 3 Аллегро (инф.)

Концерт, оп. 8 № 4 «Зима». Часть 1 Аллегро нон мольто (инф.) Концерт, оп. 8 № 4 «Зима». Часть 2 Ларго (инф.) Концерт, оп. 8 № 4 «Зима». Часть 3 Аллегро (инф.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осень" А. Вивальди из цикла "Времена года".

Ознакомление детей с музыкальным произдение Вивальди " Осень".Обобщение и систематитизация знаний детей об осени....

Цикл занятий "Времена года" А.Вивальди

Цикл тематических музыкальных занятий для детей 6-7лет"Музыка зимы"Программное содержание: Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки; учить различать выражение настроений, с...

25-29 мая Тематическая неделя "Лето" подг.гр. Слушание А.Вивальди "Лето" из цикла "Времена года"

Продолжать  учить  слушать   внимательно  классическую музыку....

Технологическая карта конспекта музыкального занятия "Путешествие по временам года Антонио Вивальди"

Дети отправляются к временам года, что бы найти месяц Днекабрь, помочь наступить Зиме....

Цикл "Времена года" А.Вивальди

Вечная музыка вечного цикла природы...