Главные вкладки

    Доклад "Особенности ролевой игры дошкольника"
    консультация

    Хлысталова Вера Анатольевна

    В данном материале раскрывается сущность ролевой игры, её содержание, особенности, влияние на формирование лмчности ребёнка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedsov_vystupl_osob_rol_igry.docx17.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ Школа №281 (д/о №4)

    г. Москва 

    Особенности ролевой игры дошкольника

    Воспитатель: Хлысталова В.А.

    Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человек ("Я - космонавт", "Я- мама", "Я- доктор"), но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим как бы отождествляет себя с ним. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает в себе связь ребёнка с миром взрослых. Наиболее характерным моментом роли является то, что она невозможна без практического игрового действия. Роль всадника, доктора или шофёра невозможно выполнять только в уме, без реальных, практических игровых действий.

    Принято различать сюжет и содержание игры.

    Сюжет игры - это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, война, магазин и пр.). Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребёнка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребёнка и его знакомством с окружающим. Основным источником ролевых игр является знакомство ребёнка с жизнью и деятельностью взрослых. Если дети, плохо знакомы с окружающим миром людей, они играют мало, их игры однообразны и ограничены. В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников.

    Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-видимому, связано с тем, что дети всё более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие игрушек, им не во что играть. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов и брать на себя роли телевизионных героев. Это говорит о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмом, чем окружающих их реальных взрослых. Однако, это не меняет сути игры: при всём многообразии сюжетов, за ними скрывается принципиально одно и то же содержание - деятельность людей, их поступки и отношения.

    Содержание игры - это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального момента в человеческих отношениях. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети воссоздают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребёнка. Одна и та же по своему сюжету игра(например в семью) может иметь совершенно разное содержание: одна "мама" будет бить и ругать своих "детей", другая - краситься перед зеркалом и торопиться в гости, третья - постоянно стирать и готовить, четвёртая - читать детям книжки и заниматься с ними и пр. Все эти варианты отражают то, что "вливается" в ребёнка из окружающей жизни. То, что делает мама со своей дочкой, дочка будет проделывать со своей куклой (или подружкой по игре). Человеческие отношения и условия, в которых живёт ребёнок, определяют не только сюжеты, но прежде всего содержание детских игр. Таким образом, игра возникает из условий жизни ребёнка и отражает, воспроизводит эти условия.

    Возраст

    Характер игровых действий

    Выполнение роли

    Развитие сюжета в воображаемой ситуации

    3 – 4 года

    Отдельные игровые действия, носящие условный характер

    Роль осуществляется фактически, но не называется

    Сюжет – цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый

    4 -5 лет

    Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер

    Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль

    Цепочка из 3 -4 взаимосвязанных действий/ дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию

    5 – 6 лет

    Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей

    Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры

    Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых

    6 – 7 лет

    Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество).Техника игровых действий условна

    Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала

    Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми

    **********************************************************

    (


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Сюжетно-ролевая игра дошкольника"

    Дошкольное детство - большой отpезок жизни pебенка. Условия жизни в это вpемя стpемительно pасшиpяются: pамки семьи pаздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок отк...

    СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Материал содержит информацию об особенностях сюжетно-ролевой игры детей раннего возраста (предпосылках ее возникновения). Материал содержит рекомендации  для воспитателя по организации игры с дет...

    Сюжетно ролевая игра дошкольника

    Планирование сюжетной игры во второй младшей группе детского сада...

    Методика руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников.Теоретические основы.

    В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. Однако попытки обучать детей намеченному воспитателем сюжету игры, разыгрывание роли по показу приводят к скучному шабло...

    Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

      Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

    Сюжетно – ролевая игра дошкольников.

    Структура сюжетно – ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты:      -  сюжет; - содержание; - роль [17]....