Конспект организованной образовательной деятельности «Семейные традиции» для воспитанников дошкольной группы общеразвивающей направленности 7-го года жизни
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Николашина Оксана Анатольевна

В материале представлен конспект ООД на тему: "Семейные традиции" для воспитанников дошкольной группы общеразвивающей направленности 7-го года жизни.

Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании его мировоззрения, нравственных норм поведения. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях. Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

Семейные традиции – это великая ценность, их надо беречь! Роль семейных традиций очень важна для воспитания детей. Традиции оказывают положительное влияние на всестороннее формирование личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_semeynye_traditsii.docx42.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Конспект

 организованной образовательной деятельности

 «Семейные традиции»

для воспитанников дошкольной группы

общеразвивающей направленности 7-го года жизни

(открытый показ)

Выполнила: Николашина

Оксана Анатольевна,

воспитатель

        Излучинск, 2018        

Тема: «Семейные традиции».

Форма организованной образовательной деятельности: путешествие.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Систематизация знаний детей о семье и семейных традициях.

Задачи:

Образовательные: формировать представление о семье, как о людях, хранящих семейные традиции.

Развивающие: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о старинных семейных традициях. Развивать связную речь, внимание, память, мышление. Расширять кругозор и словарный запас детей.

Воспитательные: прививать любовь к русским народным традициям.

Словарная работа: семья, традиции, изба, горница, светлица, прялка, чугунок, ухват, кочерга, сундук, сарафан, лапти, предметы русского быта.

Приемы, используемые для руководства деятельностью детей: сюрпризный момент, использование игр, показ иллюстраций, комментирование.

Активизация детской деятельности: путешествие на «тройке лошадей»; беседа; создание развивающей предметно-пространственной среды; дидактические игры; показ иллюстраций.

Организация практической деятельности: показ иллюстраций; комментирование; использование дидактических игр «Занятия наших предков», «Найди и назови предмет».

Мотивация и поддержание интереса: сюрпризный момент, ситуация успеха, ситуация выбора, использование музыкальных композиций (русских народных песен, хороводов, фоновой музыки), физ.минутка, смена видов деятельности.

Оценка деятельности детей, активизация самооценки: похвала, поощрение, взаимопомощь детей.

Развивающая предметно-пространственная среда для ООД: стилизация русской избы, макет «Русской тройки».

Виды деятельности детей в ООД: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Предварительная работа: Знакомство детей с предметами русского быта, с традициями семьи, с семейными реликвиями. Разучивание пословиц и поговорок о труде, отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр, хороводов.  

Ход организованной образовательной деятельности

Зал оформлен старинными предметами быта в стиле «Русская горница».

I. Мотивационная (вводная) часть.

Звучит русская народная музыка. Дети входят в зал.

Воспитатель в русском народном костюме встречает детей, одетых в русские народные костюмы, ведет их в центр и ставит полукругом:

Здравствуйте, гости дорогие!

Гости званные и желанные,

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые.

Воспитатель: Наше государство раньше называлось Русь.

Воспитатель: И одевались на Руси, как мы сейчас с вами одеты. С давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном, низко кланяясь в пояс.

Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю!

(Все здороваются): Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!

Сюрпризный момент. (воспитатель обращает внимание детей на сундук, накрытый старинной скатертью).

Воспитатель: Ребята, здесь какой-то предмет. Кто знает, что это за предмет?

Дети: Сундук.

Воспитатель: Да, верно, это - старинный сундук. Как вы думаете, для чего предназначался сундук? Что в нем хранили?

Дети: В нем хранили одежду.

Воспитатель: В заветный бабушкин сундук

Ты загляни, мой милый друг.

Любая вещь из сундука

Истории родной строка. (Дети подходят к сундуку).

Звучит песня «Бабушкин сундук».

Воспитатель: Что хранили в сундуке узнаем, когда загадки отгадаем.

  1. Носят женщины старушки,

Носят малые девчушки –

К уголочку уголок, сложен красочный (платок)

  1. Русская красавица стоит на поляне, 

В зеленой кофточке, в белом ...(сарафане)

  1. Рукав длинный и короткий,

Планка иль косоворотка,

На груди - кармашки.

Что это?...(рубашка)

  1. Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати у печи оставят (лапти)

Дети достают из сундука поочередно элементы одежды.

Воспитатель: Старинный сундук – это хранитель традиций нескольких поколений. Время оставило в нем самое дорогое!

Звучит фоновая музыка.

Голосовое письмо. Здравствуйте дети! Здравствуйте, гости званные и желанные. Я – бабушка Маланья. Вижу вы нашли мой старинный сундук. Молодцы, интересуетесь историей, русской народной культурой, традициями семьи и бытом нашего народа?! Тогда приглашаю вас ко мне в гости. Я хочу показать вам как раньше, в старину жили люди, как берегли свой очаг и хранили семейные ценности. А живу я в старинной русской избе. Приезжайте, жду с нетерпением! До встречи!

Воспитатель: Ребята, вы хотите побывать в старинной русской избе? (ответ детей). Тогда, отправимся в гости к бабушке Маланье, в прошлое, во времена наших предков, узнаем что-то новое, встретимся с уже знакомыми вам вещами и предметами.

Воспитатель: Только вот пешком идти далеко, а на чем же нам отправиться в старинную русскую деревню? Ребята, а в старину на Руси не было машин и самолетов! На чем же тогда передвигались люди? На лошадях и в повозках.

II. Основная часть.

Звучит музыка (звон колокольчика).

Воспитатель: Что звучит?        

Воспитатель: Да, ребята, это звучит колокольчик и вешали эти колокольчики на тройку лошадей. Скачет Тройка по дороге – нежный звон колокольчика далеко был слышен и радовал людей своим переливом.  

Воспитатель: Приглашаю всех на русскую тройку.

Организация подвижной игры «Путешествие к бабушке на тройке».

Все садятся в импровизированную повозку, запряженную тремя лошадьми.

Под музыку Ольги Хохловой «Слышен звон бубенцов издалека» отправляются в путешествие.

На экране появляется фотография русской избы.

Воспитатель: Мы приехали, друзья

Вот видна ее изба!

Звучит песня «Русская изба». Дети входят в горницу, рассматривают убранство, предметы русского быта.

Воспитатель: Ребята, мы попали в самую красивую комнату.

Как, по-вашему, называется комната, в которой мы с вами находимся?

Дети: горница.

Воспитатель: Правильно - горница. Так называли в старину комнату в избе.

В Горнице принимали гостей.

На экране появляется бабушка Маланья.

Здравствуйте, гости дорогие, званные и желанные.

Рада я всем гостям, как добрым вестям!

Всех привечаю, тепло встречаю,

Полюбоваться русской избой приглашаю!

Воспитатель: Спасибо большое за гостеприимство. Ребята, а вы знаете, что гостеприимство – это старинная традиция.

Воспитатель: У русского народа были свои традиции и обычаи. Обычаи передавались от отцов и дедов - детям, внукам и со временем становились традициями.

Воспитатель: Во все время люди любили ходить в гости.

А вы знаете, что означает слово «гость»? (ответы детей). Слово «гость» - тот, кто навещает кого-нибудь с целью повидаться, побеседовать, вместе провести время.

На Руси не только ходили в гости, но и любили встречать гостей.  Как вы думаете из каких слов образовано слово «гостеприимство»? Правильно от слов «гость» и «принимать».

Хозяева красиво наряжались, когда встречали гостей, украшали свою избу, готовили подарки и угощения. Встречали хлебом-солью. Усаживали в красный угол- самое красивое и удобное место.

Воспитатель: Садитесь на лавки за стол – он объединит нас в одно целое, настоящий семейный круг – ведь вместе - мы большая дружная семья.

Звучит музыка. Дети садятся на лавки.

Воспитатель: Раньше, вот за таким вот столом собиралась вся семья. У каждого было свое место. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу.

Воспитатель: Дети, вы заметили мы часто слышим слово «семья». Замечательное, доброе, теплое слово «семья». У каждого из вас есть своя семья. А что такое семья?

Дети: Это – мама, папа, брат, сестра, бабушка и дедушка.

Воспитатель: Правильно. Это ваша семья, родная, близкая, любимая.

А что означает это слово? Если разделить его на слоги, то получится два слога: семь и я. Семь я – означало семеро детей, то есть большая дружная семья. Раньше на Руси в семьях было много детей – и десять, и даже пятнадцать. Все жили вместе, помогая друг другу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь старинный семейный альбом. Так это же семейная реликвия!

Воспитатель: (воспитатель, листая альбом, ведет повествование) В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Как например, вот эти старинные фотографии. У каждой семьи есть вещи, которые дороги, как память о родных людях. Они бережно хранятся, передаются из поколения в поколение и имеют свои историю.

У меня есть брошь, которую передала мне мама, а маме передала бабушка и мы бережно храним эту вещь, которая передается из поколения в поколение.

В некоторых семьях хранятся ордена и медали дедушек и бабушек, которые воевали в ВОВ. Кто-то хранит деревянную ложку, которая также передалась по наследству.

Воспитатель: Хранить семейные реликвии – это тоже замечательная традиция, которая есть во многих семьях.

Воспитатель: А у вас хранятся дома семейные реликвии? (ответы детей).

Воспитатель обращает внимание детей на старинный семейный альбом и старинную семейную фотографию.

Воспитатель: Вы знаете, в старину в семьях обязательной семейной традицией было уважение старших. Их слушались, уважали, почитали, не смели их перебивать. Дети обращались к своим родителям на «Вы», с почтением, уважительно, ласково. Отца величали батюшкой, мать –матушкой. Самые уважаемые в семье – бабушки и дедушки.

Воспитатель: Чему учили бабушки и дедушки своих детей и внуков?

Дети: Уважать старших, быть трудолюбивыми, дружными, гостеприимными, обращаться друг к другу ласково с уважением, помогать друг другу.

Воспитатель: Да, бабушки и дедушки помогали воспитывать внуков, рассказывали им сказки, разучивали с ними пословицы и поговорки, так они передавали им традиции своих предков. Раньше ведь не было ни книг, ни телевизора и радио, даже электричества и вся семья вечерами собиралась в светлице и слушала рассказы бабушек и дедушек. А еще в праздники или в свободное время любили хороводы водить.

Физминутка. Хороводная игра «Бабушка Маланья».

Выбирается в центр круга водящая – бабушка Маланья, если водящий, то дядя Трифон. Все остальные ходят по кругу и поют.

У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки)

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей. (останавливаются)

Все без бровей, (закрывают руками брови)

Вот с такими ушами, (показывают «большие уши»)

Вот с такими носами, (показывают «большой нос»)

Вот с такими усами, (показывают усы)

С такой головой, (показывают «большую голову»)

С такой бородой. (показывают бороду)

Ничего не ели,

Целый день сидели, (присаживаются на корточки)

На нее глядели,

Разом делали вот так…

Звучит плясовая, дети повторяют движения за Маланьей.

(Кто лучше всех повторил, того Маланья выбирает и ставит в центр круга). 

Воспитатель: Садитесь на лавки.

Звучит музыка. Дети садятся на лавки за стол.

Воспитатель: В старину семьи жили в основном в одном большом доме.  Бабушки и дедушки, их дети и внуки жили одной семьей. Так поддерживалась связь времен, продолжение традиции.

Воспитатель: Еще одной прекрасной традицией было трудолюбие. Родители воспитывали в детях привычку к труду, трудолюбие. Мальчиков с 9 лет учили лошадь запрягать, скотину во двор загонять.  В 13 лет мальчики уже умели пахать поле, траву косить, да и отцу становились постепенно первыми помощниками.

Девочки с 7 лет начинали заниматься рукоделием. А к 14 годам они уже и пряли, и вязали, и на покосе помогали, и тесто ставили, да пироги пекли.

Воспитатель: Перед вами лежат иллюстрации, на которых изображены занятия наших предков. Возьмите себе по одной иллюстрации. Посмотрите внимательно и попробуйте самостоятельно определить, чем занимались они. Вам необходимо найти тот предмет, действие которого он обозначает.

Дидактическая игра «Занятия наших предков».

Дидактическая игра «Найди и назови предмет» (дети находят предметы русского быта в стилизованной избе: прялку, веретено, чугунок, ухват, пробуют их в действии).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы знаете, каждый предмет имеет свою ценность, потому что рассказывает о жизни в давние времена.

Игра «Что было, что стало»

Воспитатель задает вопросы, дети отвечают:

1.Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги).

2.Раньше в печи готовили, а теперь (на плите).

3.Раньше на лавках спали, а теперь (на кровати).

4.Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас (в шкафу).

5.Раньше воду из колодца носили, а теперь (из водопровода льется).

Воспитатель: Да, издавна русский народ славился трудолюбием, об этом говорили пословицы, которые придумали люди.

Воспитатель: Какие пословицы о труде вы знаете?

Дети:

- Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

- Рабочие руки не знают скуки.

- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

- Терпение и труд все перетрут.

- Труд человека кормит, а лень портит.

- Умелые руки не знают скуки.

- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

- Терпенье и труд все перетрут.

- Кончил дело, гуляй смело.

Воспитатель: Какие замечательные традиции были у наших предков, и мы стараемся им следовать, поддерживать их.

Воспитатель: Дети, а какие традиции сложились в вашей семье? (ответы детей).

Воспитатель: Замечательные традиции. Предлагаю вам составить семейное древо традиций. Вам необходимо выбрать те традиции, которые есть в вашей семье, взять по одной иллюстрации и прикрепить к нашему древу традиций (макет дерева).

Звучит фоновая музыка. На экране появляется бабушка Маланья. 

Молодцы, ребята. Знаете, семейные традиции. Не забывайте их поддерживать. Но, как говорят: «Не красна изба углами, а красна пирогами».

Я для вас пирожки испекла на дорожку и в корзиночку сложила. Угощайтесь! Рецепт этих пирожков передаётся в нашей семье из поколения в поколение. Их пекла моя бабушка и мама, а мама научила меня. Эта наша семейная традиция.

До свидания, гости дорогие! Не забывайте меня, приезжайте в гости. Низкий вам поклон!

Воспитатель достает из печи пирожки.

Воспитатель: Изба. В ней все так интересно. Мы побывали там. Чудесно!

III. Рефлексия.

Ребята, вам понравилось в гостях у бабушки Маланьи?

Что вы узнали?

Что было самым интересным?

Что было самым трудным?

А какие семейные традиции вы сегодня вспомнили?

Воспитатель: Я благодарю вас за интересное путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад. Садимся в тройку лошадей.

Под музыку Ольги Хохловой «Слышен звон бубенцов издалека» отправляются в детский сад.

Воспитатель: Прошлое уходит, но его нужно знать и беречь. Дети, я желаю вам никогда не забывать своих традиций!

Звучит музыка. Все прощаются и уходят.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа группы общеразвивающей направленности 6-го года жизни

Рабочая образовательная  программа группы общеразвивающей направленности разработанная на основе по программе "Детство", на 2014 - 2015 учебный год....

Отчёт по книге «Светлая Надежда» дошкольной группы общеразвивающей направленности 6-го года жизни

в данной разработке показан отчет о работе с детьми по книге   социокультурные истоки "Светлая надежда"...

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности 3-4 года жизни

Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации и обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ориентирована на общечеловеческие, гуманистические ценности, предусматривае...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в группе общеразвивающей направленности детей седьмого года жизни «Опасные предметы»

Сформировать у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими....

Конспект образовательной деятельности на прогулке в дошкольной группе общеразвивающей направленности 7-го года жизни

В данном мтериале представлен конспект образовательной деятельности на прогулке в дошкольной группе общеразвивающей направленности 7-го года жизни на тему: "Здравствуй, гостья-зима!"...

Фотоотчет по итогам проведения открытого показа ООД по подготовке к обучению грамоте на тему: «Путешествие в космос» для воспитанников дошкольной группы общеразвивающей направленности 7-го года жизни

В материале представлен фотоотчёт по итогам проведения организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с воспитанниками дошкольной группы общеразвивающей направленности 7-...

Фотоотчет об экскурсии воспитанников дошкольной группы общеразвивающей направленности 6-го года жизни в музей МБУ ДО РЦТДиМ «Спектр»

В материале представлен фотоотёт об экскурсии дошкольников старшей группы в музей МБУ ДО РЦТДиМ "Спектр", где представлена экспозиция "Русская изба"....