Главные вкладки

    методическая разработка по пластилинографии
    методическая разработка (старшая группа)

    Макомова Марина Анатольевна

    Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причем делает это самым эффективным и безотказным способом - все нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб. Ребенок узнает мир с помощью действий с различными предметами. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. А стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребенка, мы закладываем базу для развития интеллекта.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskaya_razrabotka_po_plastilinografii.docx29.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка по пластилинографии

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Кугесьский детский сад «Крепыш»

    Методическая разработка из цикла занятий по пластилинографии для детей 5-7 лет

    Содержание

    Введение………………………………………………………………..2

    Глава 1. Пластилинография, как вид детского творчества………….4

    1.1Нетрадиционная техника лепки-пластилиногафия………….4

    1.2 Влияние мелких движений пальцев на речевое развитие детей с

    общим недоразвитием речи…………………………………………………5

    Глава 2.Пластилинография как эффективное средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста………………………………8

    Выводы………………………………………………………………..12

    Список литературы…………………………………………………..13

    Введение

    В настоящее время отмечается рост числа детей с разнообразными речевыми нарушениями, эмоционально-волевыми расстройствами (слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, вспыльчивость, неуверенность в себе, проблемы коммуникации), дефицитом внимания. Объективные клинические исследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии, и фиксируют вариант развития в пределах ниже нормативных границ. Между тем, проблемы обучения и воспитания этих детей практически неразрешимы.

    У таких детей наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Отмечаются и нарушения речи, которые сказывается и в отставании в развитии двигательной сферы: отмечается плохая координация, снижение скорости и ловкости общих движений, а также недостаточная координация пальцев, кистей рук, недоразвитие мелкой моторики.

    Поэтому, проблема речевого развития очень актуальна в настоящее время. Для ее решения необходимо использовать различные виды деятельности. Одна из них - продуктивная. На этих занятиях интенсивно идет формирование умения ориентироваться в пространстве, развитие общей и мелкой моторики, координации движений, воображения, памяти, мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать, т.к. тактильные ощущения являются главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, а особенно связной речи.

    В связи с вышесказанным, возникло решение использовать в работе с детьми нетрадиционную технику лепки - пластилинографию.

    Цель: формирование связной речи детей 5-7 лет через технику пластилинография

    Задачи:

    • Познакомить детей с приемами лепки в технике пластилинография;
    • Способствовать познавательно-речевому развитию
    • Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений кисти руки, синхронизировать движения обеих рук.
    • Развивать фантазию, воображение, пространственное мышление.
    • Развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности.
    • Формировать эмоционально-волевую сферу детей, развивать навыки самоконтроля за выполняемыми действиями.

    Глава 1. Пластилинография, как вид детского творчества.

    1.1Нетрадиционная техника лепки-пластилиногафия

    Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным и безотказным способом - всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб. Ребёнок узнаёт мир с помощью действий с различными предметами. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. А стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, мы закладываем базу для развития его интеллекта.

    Пластилинография— это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.

    Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

    Пластилинографию иначе называют «Живопись с помощью пальцев», такой вид живописи очень благотворно влияет на развитие костно-мышечного аппарата ребенка, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания и на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет его.

    Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний.

    Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.).

    В воспитании ребёнка нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы он вырос всесторонне развитым.

    Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

    1.2 Влияние мелких движений пальцев на речевое развитие детей с общим недоразвитием речи

    Чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования.

    К сожалению, в наши дни, у детей становится все больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.

    Общее недоразвитие речи (ОНР) относится к такой форме патологии речи детей, с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия. Общее недоразвитие речи сказывается и в отставании в развитии двигательной сферы: отмечается плохая координация, снижение скорости и ловкости общих движений, а также недостаточная координация пальцев, кистей рук, недоразвитие мелкой моторики. Своевременная коррекция нарушений моторной сферы может предупредить трудности освоения письма. Особое внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики. Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата (М.М. Кольцова, А.В. Антакова - Фомина), а практикой подтверждено, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении речи всех детей, в том числе с ОНР (Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева).

    Фактически руки в дошкольный период жизни являются для ребенка дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае, если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, Таким образом, уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развитости тонких движений пальцев рук. Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. Взаимосвязь мелкой и речевой моторики так же изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых (И.П.Павлов, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев).

    Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет о том, что развитие функций руки и речи у людей идет параллельно. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

    Таким образом, подчеркивает М.М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Рекомендуется стимулировать (Е.М. Мастюкова, М.И.Ипполитова, Л.А. Данилова) речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности (Т.Н.

    Доронова, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, А.И.Савенков, Е.А.Флёрина,

    Н.Б.Халезова, Б.П.Юсов, С.Г.Якобсон, Н.П.Сакулина).

    Следовательно, с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, целесообразно проводить работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик. Одной из таких методик является «пластилинография».

    Поэтому рисование пластилином благотворно сказывается и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка. В процессе занятий с пластилином ребёнок начинает проявлять творческие способности, значение которых для формирования здоровой и гармонично развитой личности трудно переоценить. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии являются обе руки, следовательно, стимулируется развитие и речевой зоны коры головного мозга.

    Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.

    Глава 2. Пластилинография как эффективное средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

    Основная работа в рамках данной программы состоит из трех этапов:

    • этап – подготовительный.
    • этап – основной.
    • этап – заключительный.

    Подготовительный этап предполагает зрительно-тактильное обследование предмета, то есть определение особенностей его строения, частей и деталей, из которых он состоит. Параллельно идет проговаривание, составление описательного рассказа.

    Основной этап включает непосредственное создание пластилинографического изображения используя приемы и техники пластилинографии с проговариванием последовательности действий.

    Заключительный этап включает сочинение и разыгрывание детьми сказки с готовыми пластилиновыми героями.

    Предварительная работа на подготовительном этапе была направлена на подготовку детей к восприятию сказочных образов героев мультфильма «Три богатыря», описание внешности, характера и поступков богатырей и злодеев. Проводились игры по развитию речи « Узнай по описанию», «Загадай загадку», «Расскажи товарищу».

    Во время основного этапа работы значительное внимание уделялось основным приемам, используемых при лепке.

    Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

    Скатывание - кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик.

    Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием - можно из оттянутого материала сформировать часть изображения.

    Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, которое выполняется кончиками пальцев.

    Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки.

    Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п.

    Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

    Так же я использовала прием выдавливания пластилина из шприца без иглы, для создания ровных одинаковых полосок.

    На заключительном этапе детям было предложено придумать свою сказку о трех богатырях и используя выполненные работы из пластилина показать ее детям из младшей группы.

    При реализации данной программы я опиралась на соблюдение следующих принципов:

    1.Принцип обогащения обогащение активного и пассивного словаря детей, сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы.

    2.Принцип развивающего обучения.

    «Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»

    Л. С. Выгодский

    Придерживаясь данного принципа, я стараюсь дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.

    3. Принцип воспитывающего обучения.

    Обучая технике «Пластилинография» воспитываю у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность.

    Закрепляем у детей знания по цветовосприятию, развиваю эстетический вкус.

    4.Принцип свободы выбора.

    Я предоставляю детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляю им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. Может быть, поэтому все поделки получаются разными, красивыми, интересными.

    При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.

    5.Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям.

    В соответствии с этим, научила детей с различным уровнем творческого развития, следующим важным умениям:

    -самостоятельно приобретать новые и творчески использовать имеющиеся знания;

    • принимать самостоятельные и ответственные решения;
    • строить с детьми отношения сотрудничества.

    -планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты, т.е. рефлексировать свою деятельность;

    Работая по личностно-ориентированной методике, стремлюсь научить каждого ребенка ощущать себя частью коллектива, уважительно относиться к индивидуальным интересам и потребностям других детей. Все это реализую через различные формы работы на непосредственно организованной и свободной деятельности, что позволяет достичь высокой плотности взаимодействия детей между собой, вовлеченности в деятельность каждого ребенка.

    6.Принцип интеграции.

    Художественная деятельность взаимосвязана:

    -с различными видами изобразительного искусства (жанрами живописи, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, архитектурой);

    -с разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала).

    Я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ к развитию творческих способностей, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

    Выводы:

    В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирует и активизирует словарь, понимание ребенком речи окружающих. В интересной игровой форме обогащается активный словарь. Дети ощутят тактильные и термические чувства подушечками пальцев.

    Но главный результат занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце цикла дети стали более уверенными в своих силах, создадут своими руками картины.

    Список литературы

    • Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2.3.4 – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
    • Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997

    – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)

    • Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
    • Анищенкова .Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника.-М.АСТ.АСтрель2006.

    5.Бондоренкою.А.К.Словесные игры в детском саду.-Просвещение.1997.

    6.Фролова.Г.А.Физкультминутка..Дмитров. Издательский дом «Карапуз».1998.

    7.Ляхов.П.Р.Я познаю мир.Животные.Дет.энциклопедия-М.2003.

    8.Ткаченко.Т.Б.Сторадуп К.И.Лепим из пластилина.-Ростов-нД.Издательство» Феникс» 2003.

    • Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М., «Скрипторий»2003, 2006г.
    • Давыдова Г. Н «Цветочные мотивы» пластилинография М. :
    • Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. – М., 2004
    • Http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya roditeley/2015/01/19/plastilinografiya-v-detskom-sadu.
    • Http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/11/13/samoobrazovanie plastilinografiya.
    • Https://infourok.ru/rabochaya-programma-stupeni-dlya-raboti-s odaryonnimi-detmi-hudozhestvennaya-odaryonnost-1071865.html.

    «Скрипторий» 2003г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка на тему "Консультация для педагогов и родителей. Пластилинография – рисование пластилином".

    В данном материале описана нетрадиционная  художественная техника изобразительного исскуства - пластилинография, её актуальность использования. Рассмотрены: методика рисования пластилином, принцы...

    Методическая разработка: конспект занятия по пластилинографии «Дымковский чудо-цветок».

    Конспект занятия по пластилинографии в старшей группе «Дымковский чудо-цветок»...

    Методическая разработка: конспект занятия по пластилинографии «Украшение разделочной доски городецкими птицами, цветами».

    Конспект занятия по пластилинографии в подготовительной группе «Украшение разделочной доски городецкими птицами, цветами»....

    Методическая разработка: конспект занятия по пластилинографии «Уточка с утятами» (по мотивам дымковской игрушки).

    Конспект занятия по пластилинографии в старшей группе «Уточка с утятами» (по мотивам дымковской игрушки)....

    Методическая разработка: конспект занятия по пластилинографии «Букет в подарок маме».

    Конспект занятия в подготовительной группе по пластилинографии «Букет в подарок маме»....

    Методическая разработка «Использование пластилинографии в работе с детьми старшего дошкольного возраста».

    Рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. Каждый ребёнок знает такой мягкий и податливый материал...

    Методическая разработка по пластилинографии

    Тема: «Русская народная сказка - Колобок»...