Методическая разработка «Использование пластилинографии в работе с детьми старшего дошкольного возраста».
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Рыбакова Раиса Александровна

Рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. Каждый ребёнок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_plastilinografiya.docx85.74 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД № 31 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА

Г. САНКТ - ПЕТЕРБУРГА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Автор:  воспитатель  высшей квалификационной категории

              Рыбакова Р.А.

г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

       2018 год


Содержание

Введение (цели, задачи, проблематика).

Глава I. Теоретические основы развития творчества у детей старшего дошкольного возраста при освоении пластилиновой живописи

1.1 Психолого-педагогические основы развития творчества у дошкольников при освоении техники пластилиновой живописи

1.1.1. Основные цели пластилинографии, как вида продуктивной

деятельности дошкольников:

1.1.2.Задачи по созданию предметов детского творчества

1.1.3.Формы работы

1.1.4. Методы и приемы,  помогающие активизировать детей в процессе изобразительного творчества.

1.2 Психолого-педагогические особенности развития творчества у старших дошкольников

Глава П. Пластилиновая живопись, как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста

2.1. Пластилиновая живопись

2.2. Виды пластилинографии

2.3 Практические рекомендации по методике проведения курса         «пластилинография»

2.3.1.Принципы и условия стимулирования детского творчества

2.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда

2.3.3. Рекомендации по организации работы в технике «пластилинография»

2.4. Технические аспекты работы с пластилином

2.4.1. Особенности используемого материала

2.4.2. Инструменты и материалы, используемые при лепке

2.4.3. Основные приемы работы с пластилином

2.4.4. Используемые в работе принципы

2.4.5. Этапы формирования навыков работы в технике «пластилинография»

2.4.6.Художественные, наглядные, технические средства

Заключение

Список литературы

Приложение №1: Таблица смешивания цветов.

Приложение №2: Конспект непрерывной образовательной деятельности   по нетрадиционной лепке (пластилинографии) «Павлин» с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.


Введение (цели, задачи, проблематика):

Одной из важных задач учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка - ведь именно в детском возрасте

закладываются все основы всего будущего развития человека.  Особое

внимание во многих образовательных программах дошкольных учреждений уделяется охране и укреплению физического и психического здоровья обучающихся; всестороннему (социально-коммуникативному, познавательному, речевому, физическому, художественно- эстетическому) развитию с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; обеспечению единства воспитательных,  развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей  дошкольного возраста.

Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: познавательно-исследовательской, коммуникативной, деятельности по восприятию художественной литературы и фольклора, игровой, конструированию из разного материала, самообслуживанию и элементарному бытовому  труду, музыкальной , изобразительной, двигательной деятельностям.

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию и лепке.  Карандаши и краски помогают ребенку выразить себя, а из пластилина можно вылепить разнообразные фигуры. Сравнительно недавно появилась возможность  совмещать эти два вида деятельности.  Рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. Каждый ребёнок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что пластилиновая живопись не является обязательным компонентом программ дошкольного образования. Пластилинография - один из наиболее редко практикующихся, но приобретающий все большую популярность видов изобразительной деятельности. В связи с этим отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению  совместной деятельности  с детьми старшего дошкольного возраста.  В пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятия окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Основной материал здесь – конечно, пластилин, еще нужны картонки, трафареты, простой карандаш,  руки ребенка, фантазия и хорошее настроение. Эта техника не вызывает затруднений у дошкольников, вносит в их творчество элемент новизны и радует быстрыми результатами.

Целью работы является разработка методики и научное обоснование организационно-педагогических условий развития творческих способностей старших дошкольников.

Методологической основой изучения детского изобразительного искусства является ряд положений эстетического воспитания средствами искусства Б.М. Неменский, Н.А. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной, Н. Казаковой, В.С. Мухиной, Б.Т. Лихачева.

Развитие творческих способностей старших дошкольников при освоении курса пластилиновой живописи будет эффективно, если:

- будет создана творческая атмосфера, способствующая свободному проявлению творческого мышления ребенка;

- будет обеспечено включение всех детей в творческую деятельность, в процессе, которой решаются творческие задачи;

- будет осуществлен  выбор разнообразных методов и приемов, помогающих активизировать детей в процессе изобразительного творчества;

- в творческой жизни дошкольников  будут  принимать  участие родители.

Пластилиновая живопись в совокупности с другими видами художественной и творческой деятельности в детском саду может стать необычным дополнением решения задачи эстетического развития детей.

Глава I. Теоретические основы развития творчества у детей старшего дошкольного возраста при освоении пластилиновой живописи

1.1 Психолого-педагогические основы развития творчества у детей старшего дошкольников при освоении техники пластилиновой живописи

Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим материалом, надо сказать о том, на какие стороны формирующейся личности ребёнка он оказывает своё благотворное влияние. Исследования многих педагогов, в том числе Н.Б. Халезовой, Н.Б. Курочкиной, Г.В. Пантюхиной показывают, что уже в дошкольном возрасте занятия с пластилином открывают для детей большие возможности для развития.

Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии, на развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение. Обратимся к исследованиям психологов. Б.М. Теплов писал: «Воображение - это создание новых образов на материале прошлых восприятий. Нет такой области творчества, где воображение не играло бы значительной роли. Оно необходимо не только в деятельности изобретателя или ученого-экспериментатора, но и в наиболее абстрактных областях науки. Нигде, однако, воображение не имеет такого исключительного значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества».

Многие психологи (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, С.Г. Якобсон, В.С.Мухина, Р.С. Немов, Е.В. Игнатьева, и др.) указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у ребенка фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями, а также связь между активным движением пальцев и формированием речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для малыша дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка.

Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии и воображения ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка. В процессе деятельности  с пластилином дети начинают проявлять творческие способности, значение которых для формирования здоровой и гармонично развитой личности трудно переоценить.

Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Т.С. Комарова, Б.Б. Косминская, Н.П. Сакулина, Н.Б.Халезова и др.), отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и качеством выполнения работы, что, в свою очередь, значительно облегчает подготовку кистей рук к занятию письмом.  Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы, придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Как говорил В.А.Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питает источник творческой мысли.  Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок», другой выдающийся психолог Л.С. Выготский писал: «обучение может дать развивающий эффект лишь при условии, что ребенок усваивает новые знания не пассивно, а активно, в процессе деятельности, прежде всего материальной, практической». У детей необходимо развивать:

- эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов);

- образное мышление (можно выделить наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое мышления);

- воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и, которое развивается на основе воспринимаемых образов;

- эмоциональное отношение к предметам эстетического характера. Эмоциональное отношение к художественной деятельности - важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания: В. А. Сухомлинский подчеркивал: «Эмоциональная насыщенность процесса обучения, особенно восприятие окружающего мира, - это требование, выдвигаемое законами развития детского мышления»;

- композиционные умения: размещать объекты в соответствии с общим творческим замыслом и с учетом особенностей формы, величины, протяженности и динамики составляющих элементов; композицию в зависимости от сюжета (содержания); выделять зрительный центр; планировать работу; использовать наглядные способы планирования (Эскиз, композиционная схема).

- творческие способности, художественный вкус;

 - мелкую моторику рук.

1.1.1. Основные цели пластилинографии, как вида продуктивной деятельности дошкольников:

  • Совершенствование навыков работы с пластилином, стимуляция интереса к изобразительной деятельности.
  • Овладение новыми приемами лепки (надавливание, размазывание, скатывание).
  • Развитие умение ориентироваться на листе бумаги.
  • Совершенствование мелкой моторики, глазомера, координации движений руки.
  • Воспитание таких качеств, как аккуратность, усидчивость, самостоятельность.
  • Развитие фантазии и эстетических чувств.
  • Создание условий для самостоятельного художественного творчества с учетом возрастных и гендерных особенностей, индивидуальных способностей каждого ребенка.
  •  Развитие индивидуальности и творческого потенциала детей посредством овладения техникой пластилиновой живописи;
  • Ознакомление с окружающим миром, развитие эмоций и фантазии.
  • Содействовать свободному экспериментированию с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами.

1.1.2.  Задачи по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография.

Организация работы позволяет решать не только практические, но и воспитательно - образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребёнка.

1) обучающие

- формировать элементарное восприятие художественного слова и искусства;

- закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы;

- в процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение;

- научить передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга; 

- совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности;

- научить создавать образы растений, животных  в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином;

- научить использовать в работе различный по содержанию и структуре бросовый материал;

- формировать желание и совершенствовать умение детей рассматривать сделанные работы, радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений;

- поощрять стремление детей дополнять, улучшать созданные ими изображения.

- формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.

2) развивающие:

- продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности;

- развивать детское творчество при создании и реализации замысла, как источник, доставляющий радость ребенку и всем окружающим его людям;

- развивать творческие способности, пространственно-образное мышление, фантазию;

- повышение интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении;

- стимулировать развитие памяти;

- способствовать развитию координации тонких движений пальцев рук под контролем мозга;

- развивать способности к концентрации внимания;

- развивать творческие способности в процессе игровых моментов, стимулировать создание игровых ситуаций;

- развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное);

- развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира;

- развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени);

- обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание;

- развивать чувство формы, цвета, пропорций.

3) воспитательные:

- воспитывать умение с помощью взрослых находить ответы на возникающие вопросы в ходе выполнения работы;

- воспитывать у детей любовь к труду и сотрудничеству;

- воспитывать аккуратность и точность, способность маленькой деталью, знаком выражать глубокую мысль;

- воспитывать дружеские взаимоотношения, потребность в анализе и самоанализе;

- воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.

- умение работать в коллективе;

- закреплять навыки аккуратной лепки (не разбрасывать кусочки и пластилина, очищать инструменты), не пачкать одежду, тщательно мыть руки по окончании работы);

Организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребёнка.

1.1.3. Формы работы.

- Индивидуальная.  Индивидуальный показ сложного способа и приема. Важно тонко и тактично осуществлять руководство творческой деятельностью с учетом индивидуальных особенностей, научить ребенка самостоятельно находить средства художественной выразительности для передачи образа.

- Коллективная. Эта модель продуктивна при тематике деятельности по мотивам любимых сказок, времен года и т.д.  Участие в конкурсах, выставках. Чтобы пробудить у ребенка желание узнавать и открывать самого себя в творческом художественном процессе, необходимо использовать организационные формы работы: это организация выставки рисунков, создание картинной галереи, участие детей в различных конкурсах детского творчества. Ребенок – зритель, посетивший выставку, с одной стороны, видит и узнает в работах других детей много интересного, близкого, знакомого. А с другой стороны - он вдруг открывает для себя возможность личной интерпретации событий и сюжетов. Персональную выставку может представлять ребенок – автор. Это дает чувство уверенности ребенку, учит его выражать свои мысли, доносить их до других людей.

Фронтальный показ способов деятельности (ограничено) важно сохранить творческие замыслы детей.

1.1.4. Методы и приемы, помогающие активизировать детей в процессе изобразительного творчества:

- Эмоциональный настрой. Музыкальное произведение активизирует внимание. Характер музыки побуждает детей искать возможности самостоятельно передавать своё эмоциональное состояние, затем отображать в художественно-практической деятельности.

- Словесные: наводящие вопросы, советы, беседы, объяснения, познавательные рассказы.

- Художественное слово. Дети эмоционально откликаются на красоту поэтических строк. Художественное слово помогает формировать умение сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведения и настроение живой природы.

- Педагогическая драматургия. По ходу деятельности  дети путешествуют. Они могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Например, «Путешествие в мир природы» «Путешествие по сказкам», «Страна рисования».

- Воспитание сказкой. Занимательный сюжет сказки, сказочные образы, помогают развитию у детей эмоций и воображения.

- Нетрадиционные способы рисования - помогают развить у детей творческое  воображение.

По желанию детские работы вывешиваю на выставочной доске. Часть детей уносят рисунки домой, дарят родным. Дети имеют возможность дорисовать рисунок, снова вывесить и унести домой.

- Наглядные: картины, схемы, образцы, рисунки.  Демонстрация индивидуальной натуры в нужном ракурсе, индивидуальный показ сложного технического способа или приема (обязательное условие – не на работе ребенка).

- Игровые: дидактические, развивающие игры.

- Метод наблюдений: экскурсии, прогулки.

- Метод проблемного обучения: самостоятельный поиск решений.

- Совместный поиск изобразительно-выразительных средств.

1.2 Психолого-педагогические особенности развития творчества у старших дошкольников

Накоплению представлений и развитию воображения должна способствовать вся воспитательно-образовательная работа, весь жизненный опыт ребенка. Уместно вспомнить, что говорил по этому поводу Л.С.Выготский: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение».

Как показывают исследования, на шестом году жизни дети при соответствующем руководстве их деятельностью овладевают основными формообразующими движениями - у них формируются основные параметры регуляции рисовальных движений, позволяющие им изображать довольно большое количество предметов и явлений. Сенсорный опыт детей уже настолько богат, что они могут ограничиться зрительным восприятием предмета без участия других анализаторов.  Далее идет закрепление умения регулировать движения по скорости, размаху и силе, выработка более тонких градаций регуляции.  Обнаружено, что овладевая компонентами ручной умелости, дети приобретают свободу действия, усваивают разнообразные способы рисования разными изобразительными материалами, получают возможность изображать различные предметы, явления окружающей жизни, которые вызвали их интерес.  Дети овладевают такими средствами выразительности, как линия (разной направленности, протяженности, интенсивности), форма разной величины, конфигурации. Они могут регулировать скорость рисовального движения и благодаря этому создавать быстрые наброски и тщательно проработанный рисунок (разумеется, в пределах, доступных детям дошкольного возраста).

Все это дает им свободу творческого решения изобразительных задач. Очень важно, чтобы, осваивая те или иные приемы, ребенок понимал их обобщенный характер (так можно действовать, когда рисуешь целый ряд предметов, сходных по форме и очертаниям). Начинать формирование обобщенных способов изображения следует буквально с первых опытов ребенка в рисовании и лепке, приучая от восприятия предмета, его формы (с включением поочередного движения рук, описывающих контур формы) переходить к изображению. При повторном создании изображения необходимо активизировать работу детей, опираться на те приемы, которые ребенок уже усвоил. Не нужно на каждом занятии показывать, как изобразить тот или иной предмет. Такой подход препятствует развитию воображения и творческих способностей. Дети теряют самостоятельность, становятся пассивными в поисках наиболее выразительных решений. Очень важно предоставлять им больше самостоятельности. К старшему дошкольному возрасту дети способны выделять основные части предполагаемой поделки, а практическая деятельность может осуществляться на основе схемы, технологической карты, по замыслу или по условиям. У детей появляется возможность выполнять композиции в ходе совместной деятельности.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов.

Однако у детей могут остаться трудности при анализе пространственного положения объектов, если они сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д.  Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления.  В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов.  Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, следует использовать игровые мотивации.  Н.В. Пьянкова, исследовавшая развитие воображения у детей, отмечала, что их творческая активность повышается, если вводить опорный материал: темы, направляющие слова или словосочетания. В конце деятельности педагог  может предложить им обыграть свою поделку. Использование в игре диалога позволяет развивать речь дошкольников, коммуникативные и творческие способности, облегчает им общение друг с другом. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Формируется интерес к эстетической стороне окружающей действительности, эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; устойчиво воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности. Продолжается развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.

Глава П.  Пластилиновая живопись,  как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста.

2.1 Пластилиновая живопись.

Пластилин сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. Поделки из этого материала в большой мере удовлетворяют любознательность. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Недаром одним из жанров анимационного фильма является пластилиновая анимация, которая создается при помощи фигур, вылепленных из пластилина.  Рисование пластилином способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека - это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи «рука-мозг». Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение.  

Пластилинография относится к нетрадиционной технике лепки, она представляет собой рисование пластилином на какой-либо плотной основе. Предметы и объекты при этом получаются в большой или меньшей степени рельефными. Кроме того, пластилинография допускает включение в композицию вспомогательных деталей — бисера, бусин, природного, а также бросового материала.

В пластилиновой живописи пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка. Это один из  молодых видов живописи, который стали использовать художники совсем недавно. Такой подход к этому материалу может быть с успехом использован в процессе обучения детей изобразительному искусству. Чем это интересно? Новизной, постоянным экспериментом, творческим подходом. Сочетание этих качеств может способствовать созданию новых неповторимых произведений.

Пластилин - материал объемный, а значит им можно выделить, выразить определенные детали. Для обучающихся  фактура - одно из главных выразительных средств. Изображение не просто воспроизводит внешнее подобие предмета, а создает у зрителя ассоциативный художественный образ.  Привычные качества предметов могут меняться, а красочная фактура часто приобретает самостоятельное значение, вызывая новые ощущения, подчеркивает материальность предметов. Фактура - это характер поверхности художественного произведения. В детских работах - пластилиновых панно - используется фактура пластилина, его рельефность, объемность, позволяющая некоторым элементам композиции отделяться от плоскости и рассматривать себя, как пространственно-плоскостные формы.

Практика пластилиновой живописи требует высокого уровня интеллектуальных, изобразительных и эмоциональных знаний, умений, навыков. При этом она доступна детям различной степени одаренности, способствует развитию биологически активных точек и мелкой моторики пальцев рук - совершенствуются мелкие движения пальчиков, что в свою очередь, влияет на развитие речи, подготовку руки к письму.  К тому же работа с пластилином влияет на нервную систему в целом. К немаловажным особенностям можно отнести то, что при работе с пластилином руки должны быть теплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате чего усиливается кровообращение, развивается и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев. Совокупность этих факторов позволяет рекомендовать эту методику не только, как развивающую, но и как коррекционную - для проведения реабилитационных занятий с детьми после травм или дефектом рук.  Чем глубже познается этот вид изобразительного творчества, тем больше радости приносит он практикующим.

2.2. Виды пластилинографии:

1. Прямая пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.

         В данной технике работы работают в основном все дети, начиная с раннего возраста. Для раннего возраста можно подготовить контурный рисунок более простой, без мелких деталей, а в старшем возрасте дети могут нанести самостоятельно более сложные композиции, с мелкими деталями. Рисунок  заполняется более мягким  пластилином, например восковым. Он хорошо размазывается и прекрасно смешивается. Такую технику нужно выполнять на листе плотного картона, но в таком случае необходимо предварительно оклеить поверхность скотчем. Размазывать пластилин по картону лучше всего руками, так как материал под давлением ложится ровным слоем на поверхность, таким образом достигается эффект мазка масляными красками.

2.Обратная пластилинография – изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности или витражная.

Данный вид пластилинографии используется на стекле, изображение получается с другой стороны, и, поэтому называется обратная пластилинография. Так, как на стекле детям дошкольного возраста работать нельзя, можно использовать пластик или оргстекло. Перенесите рисунок на поверхность при помощи маркера, а затем  заполните элементы рисунка пластилином.  Для этого  нужно подобрать по размерам кусочек пластилина и хорошо размять его в руках, а затем  размазать по стеклу. Размазывать можно пальцами или стеком, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно. По контуру полученную работу можно оклеить полосками, чтобы получилась аккуратная рамка, или вставить в готовую рамку.  

3. Модульная пластилинография – изображение лепной картины с использованием различных элементов - валиков, шариков, дисков.

Данная техника более сложная, так как необходимо владение всеми приемами лепки. Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона и  заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав  краям нужную форму при помощи стеки.

4. Мозаичная пластилинография – изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина.

Такая техника наиболее простая, так как элементы все одинаковые – пластилиновые шарики. Необходимо лишь красиво сочетать цвета и аккуратно заполнить пространство, не выходя за контур

5. Контурная пластилинографиия– изображение предмета при помощи жгутиков.

Данная техника больше походит для старшего возраста, так как требует усидчивости и кропотливой работы. Контурный рисунок заполняется жгутиками, которые предварительно раскатываются самим ребенком или заранее готовятся воспитателем. Для этого необходимо поместить пластилин в шприц, а шприц поместить в горячую воду, чтобы пластилин подтаял. Через 2-3 минуты можно выдавливать пластилин, так можно подготовить совершенно одинаковые жгутики, которыми впоследствии заполняется пространство.

6. Многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины  с последовательным нанесением нескольких слоев.

Преимущества  данной техники в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет. Такая техника подходит для изображения неба, гор, лес и других пейзажных сюжетов, когда один слой сверху закрывается другим. Некоторые детали пластилиновой картины могут иметь сложный контур. В таком случае нужно наложить пластилиновую лепешку и удалить излишек пластилина при помощи стеки. Если в картине представлены элементы, которые трудно вылепить, то их повторяют тонким слоем пластилина на бумаге, вырезают ножницами и прилепляют на основу с помощью тонких пластилиновых валиков, таким образом добиваясь 3-Д эффекта.

7. Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности с более выпуклым изображением ( барельеф, горельеф, контррельеф)

  Барельеф — распространённый вид украшения архитектурных сооружений, разновидность  скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более -  рельеф называется горельефом (высокий рельеф). Картину можно сделать рельефной разными способами – формированием элементов при помощи стека, лепкой отдельных деталей, которые будут выступать на поверхности.  Контррельеф - вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Такой вид углубленного рельефа  можно добиться при помощи валиков с нанесенным рисунком. Необходимо раскатать пластину, предварительно выровнять ее при помощи скалки, а затем нанести узор валиком или штампиком.

8. В технике «граттаж». На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж.

Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато.  Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей.  Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа, ни в коем случае не размокла.  Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты.

2.3 Практические рекомендации по методике проведения курса «пластилинографии»

Основной задачей обучения в курсе «пластилинография» остается задача воспитания устойчивого интереса к пластилиновой живописи, ее процессу, качеству изображения и результату.  Также  необходимо:

- воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.

- дать представление о различном характере рисунка, соотношении изображения предметов в линейной и воздушной перспективе.

- формировать у детей различные способы и приемы техники пластилиновой живописи, используя горельеф, барельеф, различные налепы.

- формировать умения работать с натуры и по памяти.

- развивать речевые навыки в процессе обсуждения изобразительных средств выразительности при создании работы; активизировать художественный словарь дошкольников.

- учить видеть прекрасное вокруг.

- высказывать доказательные суждения и оценку увиденного, включать познанное - через искусство и ознакомление с окружающим - в собственную эстетическую и художественную деятельность.

- формировать образное мышление при восприятии цветового и конструктивного состояния объектов и явлений природы.

Большое внимание нужно  формированию самостоятельного замысла - работе по замыслу ребенка отводится половина всей деятельности.  Задачей этого периода обучения является формирование у детей умения самостоятельно находить способы изображения предметов, творчески применяя полученные ранее знания и навыки. Основное значение приобретает работа над техническими навыками. Дети закрепляют и уточняют технические приемы, полученные в предыдущих группах, и овладевают новыми.  Значительное внимание уделяется работе над произвольностью и качеством движения, закреплению понимания, что для получения различной формы предметов необходима разнообразная сила нажима, вдавливания, раскатывания, сплющивания, вытягивания, прищипывания.

2.3.1.Принципы и условия стимулирования детского творчества.

Можно выделить основные из них:

- Наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.

- Психологические условия. Формирование у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.

- Принцип интегральности. Он заключается в том, что детям предлагаются темы деятельностей, которые могут совместить разные области науки, искусства.

- Интеллектуальные условия создаются путём создания совместно с детьми творческих задач.

- Обязательное использование игровых приёмов, сказочных образов.

- Создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха».

2.3.2. Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной  среды.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.  Уголок изобразительной деятельности можно рассматривать как своеобразный художественно - творческий комплекс, который включает взаимодействие искусств и разных видов художественной деятельности, активизирующих самостоятельную деятельность дошкольников. Цель уголка изобразительной деятельности - формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.  

Оборудование общего назначения:

- Доска для рисования мелом.

- Губка.

- Наборы цветного и белого мела.

- Мольберт односторонний или двусторонний.

- Наборное полотно 60*50 или 80*50.

- Фланелеграф, магнитная доска

- Стенд для рассматривания детских работ по рисованию, демонстрации иллюстративного материала.

 - Подставка для размещения работ по лепке.

 - Указка.

 - Валик для нанесения краски на бумагу.

- Настольная точилка для карандашей.

- Бак с плотно прилегающей крышкой для хранения глины, пластилина.

- Фартук для педагога.

- Фартуки и нарукавники для детей.

Педагогические  требования к развивающей предметно-пространственной среде организации уголка изобразительной деятельности:

 - единый стиль в оформлении, его привлекательность для детей;

- наличие соответствующих декоративных моментов;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка и взрослого;

 - учет возрастных и половых особенностей детей, как в содержательном характере материалов, так и организации пространства.

- количественный состав предметов и материалов (наличие и число соответствующих предметов сопоставляется с нормативом);

- наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость, дополнение, качество, внешний вид;

- педагогическая целесообразность (соответствие назначению и задачам эстетического воспитания);

- доступность материала для детей, удобное расположение.

         В старшем дошкольном возрасте уголок изобразительной деятельности организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединиться в подгруппы по интересам. Дети данного возраста предпочитают чаще работать индивидуально, поэтому мест для занятий должно быть предусмотрено в 1,5 раза больше, чем количества детей в группе. Рабочие места для детей, занятых практической, продуктивной деятельностью должны быть хорошо освещены (находиться около окна или обеспечены дополнительными местным освещением). В старшей и подготовительной группах для рисования используют набор карандашей из 12 и более цветов, гуашь 5-6 цветов, недостающие цвета дети получают сами, путем смешивания ее на палитре.  Рекомендуют использовать акварельные краски, цветные восковые мелки, простые карандаши, пастель. Для лепки: глина, разноцветный пластилин, плотный картон, влажные салфетки.  Для того, чтобы уголок изодеятельности действительно стал центром детского творчества необходимо обратить внимание на условия его оформления и оснащения, а именно:

- зона изобразительного творчества  должна быть безопасной, доступной, эстетичной, универсальной, подвижной, содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной;

- учёт гендерной специфики – предполагает обеспечение среды центра, как общим материалом, так и специфичным материалом для мальчиков и девочек. Это могут быть подборки раскрасок, трафаретов, шаблонов, технологических карт последовательности выполнения изображения и лепки, карточки для индивидуальной работы для мальчиков и девочек.  

-использование детского дизайна в оформлении;

-наличие произведений искусства;

-изобразительный материал: разнообразие, возрастные требования, доступность;

-оборудование для рисования, лепки, аппликации;

-работа с цветом (учебно-наглядный материал, дидактические игры);

-работа и линией (учебно-наглядный материал, дидактические игры); 

-различная техника изобразительного творчества (образцы, схемы);

-развитие композиционных умений (учебно-наглядный материал, дидактические игры);

- знакомство с народно-прикладным искусством (учебно-наглядный материал, дидактические игры);

-жанры живописи - старший дошкольный возраст;

-образцы из глины  (игрушки, предметы народного промысла);

- уголок художественного ручного труда  (образцы тканей, швов и др. материал);

-наличие игрового персонажа.

2.3.3. Рекомендации по организации работы в технике пластилинография

Освещение. В связи с тем, что данная работа связана с цветоразличением, рабочее место ученика должно быть хорошо освещено. Свет должен быть естественным, падать равномерно и не давать бликов на рабочую плоскость.

Одежда. Обязательным атрибутом в данном виде деятельности является фартук или халат и давно забытые нарукавники. Нарукавники легко изготавливаются из ткани.  Для этой же цели можно использовать рукава от старого свитера или гольфы с отрезанной носочной частью, они одеваются резинкой в сторону запястья. Эта спецодежда позволит не испачкаться пластилином в процессе работы.

Посадка. Во время работы необходимо следить за правильной посадкой учащихся. Ребёнок не должен низко наклоняться над столом.  Поскольку при близком рассматривании теряется восприятие цельности работы. Обучающиеся начинают дробить, мельчить детали сюжетной картины. А так же, идет нагрузка на позвоночник, ребенок  быстро устает, испытывает боль и напряжение в области шейных позвонков. Обязательно нужно проводить физкультминутки.

Поддержание чистоты и порядка. При любой творческой деятельности поверхность стола накрывают, для того чтобы она оставалась чистой. Учитывая специфические особенности пластилина, лучше использовать прямоугольник из светлого линолеума, или полиэтилен. Коробка с пластилином должна оставаться чистой, красивой и аккуратной на протяжении всего процесса выполнения сюжетной картины.

Для этого пластилин отрезают ножом или стеком, маленькими порциями. Если образовались неиспользованные кусочки пластилина, их нужно присоединить к куску соответствующего цвета. Особенно следует следить, чтобы пластилин не падал на пол. В конце деятельности необходимо уделить достаточно времени для наведения порядка.  Поверхность стола, покрытая линолеумом, легко очищается  стеком для пластилина. Для достижения идеальной чистоты рабочего места, всё можно протереть тряпочкой смоченной в растительном масле. После чего протирается бумажной салфеткой. Руки протираются тряпкой в растительном масле. Излишки масла смываются мылом и теплой водой.

2.4. Технические аспекты работы с пластилином

Пластилину, как материалу более 100 лет. Состав пластилина был изобретен английским преподавателем школы искусств Вильямом Харбуттом в 1897 году.  Пластилин поступил на рынок в качестве нового материала для детского творчества. Пластилин специально рассчитан на деятельность с детьми. Поэтому его делают многоцветным, но и абсолютно безвредным для здоровья. Даже если ребенок проглотит кусок пластилина, то не отравится – проверено годами. Сейчас в наборах можно встретить пластилин всех цветов радуги, даже есть серебряный и золотой.  В настоящее время выпускаются следующие виды пластилина; парафиновый, восковой, флуоресцентный.  При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость.

2.4.1. Особенности используемого материала.

Пластилин – мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:

- несвежий пластилин становиться твердым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детскими пальчиками;

- в своем составе пластилин имеет  жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.

Пригодность пластилина для применения в детском творчестве можно определить, проведя несложные опыты - качественный пластилин должен:

- легко разрезаться - необходимо пластмассовым ножом отрезать несколько кусочков пластилина, можно от каждого брусочка;

- быстро согреваться - отрезанный пластилин взять в руки и подержать минуту-две в кулаке;

- не крошиться, не размазываться, не таять в руках - двумя пальцами (указательным и большим) размять пластилин, растягивая его во все стороны;

- не прилипать к поверхностям - раскатывая пальцами, можно узнать, пачкается пластилин или нет, для большей уверенности прокатать его по чистому, белому листу бумаги;

- не оставлять жирных пятен - размять пластилин прямо на бумаге и вдавить его в ее поверхность, через пару минут снять пластилин с листа стеком. Если это сделать легко, и на бумаге не осталось жирных пятен и остатков пластилина, то это качественный пластилин;

- должен легко соединяться друг с другом - взять отрезанные ранее кусочки пластилина и соединить их между собой, они должны хорошо приклеиться друг к другу и, впоследствии держаться, не отваливаться;

- достаточно долго находиться на открытом воздухе, не меняя своих качеств - положить открытую коробку с пластилином на стол или другое место и дать постоять ему сутки, изменений с пластилином произойти не должно. Он не должен потерять цвет, пластичность;

- легко отмываться с рук - после работы с пластилином вымыть руки с мылом теплой водой. Руки должны легко отмыться.

Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:

1. Твердый пластилин нужно разогреть перед деятельностью в емкости с горячей водой из – под крана, но не заливать кипятком.

2.Пластилин - материал объемный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.

3.Чтобы картина со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребенок вдруг ошибся в изображении объекта. Если нет возможности покрыть основу скотчем, зарисовка производится простым карандашом.

4.Если работа выполнена в качестве подарка, например «Букет для мамы», или для оформления групповой комнаты рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой пленкой со временем твердеет, изделие становиться более ярким, с лакированной поверхности легко убирать пыль.

5. На рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполнения работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

6. Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.

Важным качеством пластилина, как материала для создания художественных работ, является наличие у него цвета. Цвет - одно из главных выразительных средств в декоративно-прикладном искусстве. Именно о нем, о сочетании его оттенков, стоит подумать прежде, чем начать работу над композицией в детском творчестве.  Основные и составные, теплые и холодные, контрастные и сближенные. Можно сказать о «темных» и «ярких», «тусклых» и «веселых» цветах.  Смешение цветов, а также эмоциональные возможности цвета позволяют выразить с помощью палитры детские переживания. Надо не забывать, что цвет выражает настроение.  Каждый из цветов имеет у детей собственное символическое значение. Выбор цвета отражает психическое и физическое состояние. Обычно ребенок использует 5-6 цветов.  Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, если палитра ограничена, ребенку не хватает положительных эмоций. Необходимо донести до обучающихся  некоторые законы цветоведения, чтобы работая с пластилином,  они сумели с помощью цвета передать характер своих персонажей, создать колорит композиции.

При создании картин в технике пластилинографии ребята учатся смешивать разные цвета пластилина для получения необычных оттенков. Такой трудоемкий, но интересный процесс осуществляется разными способами. Куски пластилина можно размять, а затем перемешать в одном кусочке. Другой вариант — пластилин смешивается непосредственно на основе, мазки накладываются поочередно и размазываются на поверхности.

Таким образом, дошкольники осваивают прием «вливания одного цвета в другой». Смешивание пластилина практически не отличается от смешивания масляных красок (приложение № 1). В обоих случаях нежелательно использовать более трех цветов, так как в противном случае образуется комок неопределенного цвета.  Если смешать пластилин с небольшим количеством черного или темно-синего, добиваются более темного тона того же цвета, и наоборот, смешивая цветной пластилин с белым, получают пастельные тона.   Необходимо помнить, что при смене цвета пластилина на другой, стек необходимо очищать салфеткой, чтобы избежать нежелательных грязных пятен на картине.

Сочетание пластилина с другими материалами: Пластилин сочетается практически со всеми материалами и предметами: пуговицами, бусинами, проволокой, косточками фруктов, пузырьками и баночками, перьями птиц, картоном, тканью и т. д. Используя в поделках спички, необходимо заранее отрезать у них серные головки!

Хранение поделок из пластилина: Как оформить и хранить пластилиновые картины?  Плоские пластилиновые картины лучше всего поместить под стекло в рамку, паспарту или хранить под прозрачной пленкой. Пластилиновые картины не должны деформироваться, подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию. Слепив модель, можно поместить её на время в холодильник, а потом при желании покрыть её  бесцветным лаком.

2.4.2. Инструменты и материалы, используемые при лепке.

Для освоения приёмов лепки пластилином необходимо заготовить инструменты, которые помогут дошкольнику с успехом справиться с поставленными задачами:

- деревянная или пластиковая дощечка - в качестве рабочего стола для раскатывания пластилина и лепки мелких деталей;

- набор стеков и пластмассовых ножей, разной конфигурации и размера, для нарезки, обработки пластилиновой массы (стеки - это небольшие пластмассовые или деревянные ножички для вырезания, выравнивания и деталировки изображаемых предметов);

- стакан с водой (руки необходимо периодически смачивать водой, чтобы пластилин к ним не прилипал);

- различные зубчатые колесики, многогранники, трубочки и другие приспособления для придания поверхности определенной структуры;

- пластиковые медицинские или кондитерские шприцы для выдавливания пластичной массы;

- канцелярский нож для резки картона (у педагога);

- копировальная бумага, для перевода рисунка на поверхность картона;

- эскиз будущей картины, выполненный в масштабе картона;

- простой карандаш;

- пластмассовая и металлическая линейка длиной 40 см;

- флакончик с растительным маслом для облегчения очистки рук и поверхности от налипания пластилина;

- бутылка с теплой водой, для того, чтобы дети могли погреть руки во время лепки, и им было бы легче размягчить пластилин;

- лак для покрытия готовой картины;

- хлопчатобумажная ткань или бумажные салфетки для вытирания рук и рабочего места.

        Овладение рукой, как естественным орудием создает предпосылки для превращения руки в орудие орудий, что дает мощный толчок к дальнейшему развитию ребенка. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию их воображения и фантазии.

Картонная основа для сюжетной картины: Лучше всего подходит многослойный картон от упаковочных коробок, имеющий внутри гофрированный слой. Такой картон не изгибается, а при надавливании немного амортизирует под пальцами, это создает определённый комфорт при намазывании пластилина. Формат картона лучше брать с запасом для возможного оформления картины в рамку.

2.4.3. Основные приемы работы с пластилином.

Развитие детского творчества в любом виде художественной деятельности, в том числе и изобразительной, связано с овладением способами и приемами этой деятельности. Их выделяет и показывает детям педагог. Для того чтобы свободно передавать любые заинтересовавшие предметы и явления в рисунке, аппликации, необходимо учить детей разнообразным приемам рисования.

Нужно уделить внимание обучению дошкольников катать тонкие колбаски. После колбасок нужно научить формировать маленькие шарики - сначала вращательными движениями ладошек, а затем вращательными движениями ладошек по столу.  Для этого раскатанную колбаску разрезают стеком на равные части, из полученных частей получают одинаковые шарики.  Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит, как мозаика.

Раскатывание.  Кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

Скатывание.  Кусочек кругообразными движениями ладоней, либо между поверхностью стола и ладонью, скатывается в шарик.

Оттягивание. Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием - можно из оттянутого материала сформировать часть изображения.

Сплющивание. Наиболее применяемый приём для этого шарик сдавливают до формы лепёшки.

Заглаживание.  Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.

Вдавливание.  Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п.

Прищипывание. Осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь .

Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

Следующие же приемы являются характерными именно для пластилинографии. Это заглаживание, надавливание и размазывание, которые необходимы для создания плоской и гладкой поверхности. Они выполняется усилиями кончиков пальцев. Что касается размазывания, то оно может выполняться сверху вниз либо слева направо.

2.4.4.  Свою работу строю на следующих принципах:

 1.Принцип развивающего обучения. «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития» (Л. С. Выгодский ). Я стараюсь дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.

2. Принцип воспитывающего обучения. Рисуя пластилином, воспитываю у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность, закрепляю знания по цветовосприятию, развиваю эстетический вкус.

3.Принцип свободы выбора. Предоставляю детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, даю им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. Может быть, поэтому все поделки получаются разными, красивыми, интересными. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.

4.Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности. Это позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям. В соответствии с этим, научила детей с различным уровнем творческого развития, следующим важным умениям:

 - самостоятельно приобретать новые и творчески использовать имеющиеся знания;

- принимать самостоятельные и ответственные решения;

 - планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты, т.е. рефлексировать свою деятельность;

- строить с детьми отношения сотрудничества. Работая по личностно-ориентированной методике, стремлюсь научить каждого ребенка ощущать себя частью коллектива, уважительно относиться к индивидуальным интересам и потребностям других детей.  Все это реализую через различные формы работы в непрерывно-образовательной и свободной деятельности, что позволяет достичь высокой плотности взаимодействия детей между собой, вовлеченности в деятельность каждого ребенка.

 5.Принцип интеграции. Художественная деятельность взаимосвязана:

- с различными видами изобразительного искусства (жанрами живописи, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, архитектурой);

- с разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала).

-с использованием музыки и литературы.

Интегрированное построение непрерывно - образовательной деятельности и совместной занимательной деятельности дает ребенку возможность:

- Реализовывать познавательную активность. Материал имеет практическую направленность, опирается на имеющийся у детей жизненный опыт, помогает выделить сущность изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти.

- Обогащать словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином с детьми ведется непрерывный разговор. Такая организация деятельности стимулирует речевую активность детей, речевое подражание, формирование и активизацию словаря, понимание речи окружающих.

 - Развивать сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Нетрадиционная техника рисования пластилином воспитывает тактильные и термические свойства кончиков и подушечек пальцев. Поверхность кожи на пальцах соответствуют определенным участкам коры головного мозга, в которых разделяются и дифференцируются раздражения, приходящие из близко расположенных друг от друга рецепторов кожи. Любая чувствительность путем специальной тренировки может быть повышена; причем в этом процессе основная роль принадлежит не рецепторам, а мозгу.

 - Реализовывать впечатления, знания, эмоциональное состояние в изобразительном творчестве.

6.Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей. Я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ к развитию творческих способностей, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

2.4.5.Работу по формированию навыков по пластилинографии провожу в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставлю определённые задачи. 

1 этап – подготовительный:

- Применение знакомых приемов надавливания, вдавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца, отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками в продуктивной деятельности в виде декора.

- Работа на ограниченном пространстве.

- Освоение правильной постановки пальца.

Особое внимание уделяю и развивающей предметно-пространственной среде: цвет стен, мебель, украшения интерьера, разнообразие игрушек, детские поделки. Ведь всё, что окружает детей, во многом определяет их настроение, эстетические переживания и впечатления. Но самое удивительное то, что в наш творческий процесс присоединились родители. По данным проведенных бесед, анкетирования выяснилось, что у большинства детей дома имеются материалы для самостоятельного художественного творчества (пластилин, краски, цветные карандаши, раскраски). Родители уделяют внимание творчеству, но не все владеют навыками, и не могут научить своих детей работе с изобразительным материалом. Проводимые с родителями различные консультации, мастер – классы, выставки совместного творчества дали свои результаты. Многие из родителей создали уголки творчества в домашних условиях и принимают активное участие в выставках, конкурсах в дошкольной организации.

2 этап – основной: 

Научиться: - Не выходить за контур рисунка.

- Размазывать пальчиком пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Доводить дело до конца.

- Аккуратно, выполнять свои работы.

- Выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми.

- Восстановлению последовательности выполняемых действий.

- Действовать по образцу воспитателя.

- Действовать по словесному указанию воспитателя.

- Использовать несколько цветов пластилина.

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.). 3

 3 этап – итоговый: 

- Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Планирование работы  с учётом реализации межпредметных связей по образовательным областям и использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать их деятельность, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление.

2.4.6. Средства, используемые в работе:

Художественные средства:  разноцветный пластилин;  бросовый и природный материал;  дополнительные предметы для декорирования изображений (бисер, бусины, фантики, палочки, трубочки, колпачки, стержни и др.).

Наглядные средства:  коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин; таблицы с технологическими карточками способов лепки; образцы работ, фотографии; интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и впечатлений (слайд-шоу, презентации).

Технические средства: магнитофон, компьютер. Музыка, видеофильмы, слайд – шоу, презентации. Это позволяет повысить активность и внимание детей, развить их воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к данному виду деятельности.

Вывод: Системность деятельности с использованием нетрадиционной техники «Пластилинографии», способствует формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста. У детей появился повышенный интерес к изотворчеству.  В работах детей преобладают новизна и оригинальность. Дошкольники свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.  У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки.  Хорошо развита координация рук, мелкая моторика.  Они выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца).

Совместно-занимательная деятельность пластилинографией способствуют развитию:

• речи, внимания, памяти, мышления, творческих способностей;

 • восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации;

• умения планировать свою работу и доводить ее до конца;

• интеграции различных образовательных сфер. Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что она способствует развитию тонких движений пальцев и всей руки в целом.

• Движения пальцев дифференцируются (этому способствует мышечная нагрузка на них).

• Дети учатся самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и др.

 • Когда дошкольник вдавливает различные мелкие детали в пластилин, происходит развитие пинцетного хватания, т.е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью.

 • Для работы в технике пластилинографии важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, координации движений обеих рук.

• Рисуя пластилином, ребенок постепенно подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.


Список литературы:

  1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - Самара: Издательский дом «Федоров» , 2009. – 416 с.
  2. Венгер, Л. Пластилиновая груша / Л. Венгер // Дошкольное воспитание.  2007. №8.  С. 45.
  3. Верховкина М.Е. , Атарова А.Н.  «Путеводитель по ФГОС дошкольного образования», СПб.: КАРО, 2014.-112с.
  4. Давыдова, Г.Н. Пластилинография. Детский дизайн / Г.Н. Давыдова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2017. - 80 с.
  5. Давыдова Г.Н. «Пластилинография.  Животные и птицы» . – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015. - 88 с.
  6. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника: Методическое пособие для воспит. и родителей / О.М. Дьяченко. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 128 с.
  7. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст]: Г.Г. Григорьева - Москва 2000. - 342 с.
  8. Кард, В. Сказки из пластилина / В. Кард, С. Петров. - СПБ: ЗАО «Валери СПб», 2010. – 160 с.
  9. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2–7 лет / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 320 с.
  10. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст]: В.А Сухомлинский. - Киев, 1969.- 258 с.
  11. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству [Текст]: С.М Лебедев [и др.] - Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2001. - 220 с.
  12.   Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст]: В.С.Мухина. - М.: Академия, 1999. - 544 с.
  13. Тихомирова, О.Ю. Пластилиновая картина [Текст]: для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / О.Ю. Тихомирова, Г.А. Лебедева; М., изд. «Мозаика-синтез», 2011. - 85 с.
  14.  Чернова, Е.В. Пластилиновые картины [Текст]: Е.В. Чернова - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 48с.

Приложение №1

Таблица смешивания цветов

Розовый (для лепки рук, ног, лица)

1/5 красного

4/5 белого

Темно-серый (для лепки волка)

3/5 черного

2/5 белого

Светло-серый (для лепки зайчика)

7/8 белого

1/8 черного

Оранжевый

1/5 красного

4/5 желтого

Коричневый

1/5 черного

4/5оранжевого

Светло-голубой

 (для лепки облаков)

1/5 синего

4/5 белого

Салатовый (травянистый)

1/2 зеленого

1/2 желтого

Светло-зеленый (для листочков)

1/3 желтого

Если добавить 1/5 белого, можно использовать для выполнения молодых листочков

2/3 зеленого

Охра

1/2 желтого

1/2 коричневого

Фиолетовый

1/3 красного

2/3 синего

Мраморный: валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка перемешивают, не допуская полного поглощения цветов


ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Конспект непрерывной образовательной деятельности   по нетрадиционной лепке (пластилинографии) «Павлин» с детьми подготовительной к школе группы №6 компенсирующей направленности.

Подготовила воспитатель ГБДОУ д/с  №31 Рыбакова Р.А.

Цель:Способствовать развитию у детей эстетического восприятия, умения восхищаться природными формами и красками.

Задачи:

-Развивать пространственные представления,  композиционные навыки, мелкую моторику рук.

-Закреплять использование в творческой деятельности детей технического приема – пластилинографии, комбинированных способов работы с пластилином.

-Воспитывать желание доставлять радость окружающим своей работой.

Материал:

Плотный картон с контуром, размер 1\2 А4.

Пластилин разного цвета

Иллюстрации (слайды) с изображением павлинов и перьев

Салфетка для рук

Доска для лепки

Стека

Глобус

Предварительная работа:

Чтение сказки «Конек – горбунок» П. Ершова. Чтение стихотворений, загадывания загадок, инсценировка сказки К. Чуковского «Топтыгин и лиса»; аппликации «Укрась хвост павлину», рисование «Разрисую хвост павлину».

Ход  деятельности:

1.Организационная часть.

Педагог – «Послушайте загадки и назовите мне, кто в них прячется?».

«Что за птица! Что за диво!

Словно с сказочных страниц!

Ходит важно, горделиво!

Яркий, красочный ….(павлин)!

«Кто ж красавца не узнает.

Хвост, как веер распускает.

Ходит в клетке он один

И гордится: «Я-.» (павлин)

Рассказ педагога: «Ребята, вы знаете, что такое Индия? Это большая и красивая страна. В этой стране свои традиции, обычаи. Населяют страну индусы. Как вы думаете, почему мы заговорили про Индию, после того, как я загадала загадки о павлине? Индия – родина павлинов. Отсюда много лет назад павлинов развезли в разные страны. В Индии павлин считается священной птицей. Никто и никогда не может ее обидеть. Она ходит, где захочет, ее все уважают. Павлины иногда заходят в засаженные огороды людей и кушают там, что пожелают.  Люди считают павлина дорогим гостем, и щедро делятся с ним своим урожаем.  Местные жители часто приручают павлинов, и они живут у них в садах. А еще павлина считают повелителем дождя. Индусы считают, что павлин в крике произносит фразу «Минхау», которая  в переводе на русский язык означает: дождь, начнись! В Индии всегда жарко и все люди ждут дождя. А знаете, что интересно. Павлины действительно кричат перед сезоном дожей. Просто павлины в это время играют свадьбы и любят на своей свадьбе покричать. Ближайший родственник павлина – обыкновенная курица, но стоит ему раскрыть свой великолепный, переливающийся всеми цветами радуги хвост, все с замиранием глядят на эту красоту.

До чего красив  павлин!

У него порок один:

Вся павлинья красота,

Начинается с хвоста!

Б.Заходер.

Педагог показывает детям слайды (виды павлинов, оперение).

Видите, какой красотой наградила природа павлина. Но такой великолепный хвост есть только у самцов – мальчиков, а девочка-пава серенькая и невзрачная. Когда самец-павлин выбирает себе пару, он распускает перед самочкой свой хвост веером и начинает кланяться, чтобы ей понравиться. Павлины бывают разные и отличаются по цвету оперения. Давайте сравним обыкновенного синего павлина и яванского павлина. У яванского павлина - зеленая шея и на голове не такой пышный хохолок. У них и характеры разные. Синие павлины спокойные, а у яванского павлина  скверный характер, они дерутся друг с другом, могут покусать людей. Этих зеленых птиц мы не видим в зоопарках. Узоры на хвосте отпугивает хищников. Самец распускает веерообразный пучок перьев, многочисленные глаза, которые смотрят на врага, сбивают его с толку.

Но было время, когда этих птиц убивали из-за красивого оперения. Со временем павлинов осталось очень мало. Красавице-птице грозило исчезновение с лица нашей планеты, поэтому защитники природы настояли на том, чтобы ее занесли в «Красную книгу», которая запрещает охотиться на редких животных и птиц, подлежащих защите и охране, а тех, кто нарушает законы, строго наказывают.

Физкультминутка «Павлины».

И.П.-стоя около своих мест.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки вверх, наклоны вправо - влево.

Руки согнули, кистями

Встряхнули-

Постепенно расслабить руки, опустить вниз и поднять вверх, потрясти кистями.

Это ветер сбивает росу.

Повторить расслабление рук.

В стороны руки,

Плавно помашем- Это павлины летят.

Руки в стороны, взмахи – волны с поворотами туловища налево-направо.

Как они сядут, мы тоже

Покажем,

Расслабить руки, опустить вниз и назад за спину, кисти в «замок», лопатки соединить, держать 3-4 секунды.

Крылышки сложим назад.

Сесть на свои места.

2.Практическая часть. 

Педагог - «Ребята, скоро праздник «День матери». Чем мы можем порадовать мам? А мы сможем показать им таких чудесных, сказочных птиц? Каким образом? (нарисовать, сфотографировать, сходить вместе в зоопарк) Посмотрите, что у нас на столах? (пластилин).  Как вы думаете, что мы будем делать? (лепить). Какую цель мы поставим  перед собой? (слепить павлина). Каким методом? (пластилинографией) Что такое пластилинография? (рисование пластилином)».

Педагог предлагает детям выполнить композицию с павлином. Показывает готовый образец, называет основные внешние признаки птицы: овальное туловище, маленькая голова с хохолком из перьев, каплевидное крылышко и сложный по форме и окраске хвост, напоминающий веер.        


Этапы выполнения работы:

1.Туловище. Скатать шарик из пластилина фиолетового (или зеленого) цвета, слегка раскатать его прямыми движениями рук, придать овальную форму. Расположить на основе, расплющить.

2.Шея. Из пластилина того же цвета скатать длинную колбаску, приложить ее к верхнему краю туловища, слегка изогнуть шею сначала в направлении хвоста, а затем загнуть верхнюю часть шеи вперед, прижать к основе и пальчиками сгладить место соединения шеи и туловища.

3.Голова. Скатать небольшой шарик-голову, наложить на верхнюю часть шеи и расплющить. Сделать глаз (черная горошина внутри белого шарика) и заостренный клюв красного цвета.

4.Хвост. Скатать четыре колбаски, одинаковые по толщине, один конец колбасок слегка заострить пальчиками. Острые кончики закрепить у основания туловища, а округлые концы расположить веером. Скатать шарики фиолетового цвета, расплющить их на концах перьев хвоста. Скатать шарики желтого цвета меньшего размера, положить их в нижней части фиолетовых кружков (дисков). Раскатать шарики-горошины красного цвета, расположить их в нижней части желтых кружков и слегка расплющить. Стекой нарисовать прожилки на каждом крылышке в виде веточки.

5.Хохолок. Делается по той же схеме, что и хвост.

6. Крыло.  Скатать шарик красного цвета, преобразовать в небольшой овал, заострить с одной стороны, чтобы крыло стало похоже на капельку, расположить крыло заостренной стороной в направлении хвоста. Оформить крыло по принципу хвоста и хохолка.

7.Ноги. Скатать колбаску красного цвета, разделить ее пополам, расположить ноги под туловищем, отогнув нижнюю часть в одну сторону.

8. Дополнения в общую композицию:

Ветка яблони – колбасками коричневого цвета выложить основную ветку с отходящими боковыми ветками;

Яблочки – шарики красного цвета с серединками-горошинами черного цвета;

Листья – овалы с заостренными концами с нарисованными стекой прожилкам.

Разминка для пальчиков во время работы «Павлин».

Погляди, павлин какой!

Хвост – как веер расписной.

Не гордись, павлин, хвостом-

Прослывешь большим глупцом.

Ф.Бобылев.

(Поднять ладонь и раздвинуть пальцы – это «хвост» павлина. Слегка покачивать ладонью. Упражнение проводится поочередно обеими руками.)

3.Заключительная часть.

Педагог: « Какую цель вы поставили перед собой?

- Как вы думаете, вы справились с работой?

- В какой технике выполняли работу?

- Что такое пластилинография?»  

Самооценка: «Выберите перышко: белое - все понравилось, с работой справился сам;

Серое - все понравилось, нужна была помощь;

черное – не понравилось, не справился.»

- «У вас получились необыкновенно красивые работы, их по праву можно назвать жар-птицами. Думаю, что ваши работы порадуют ваших мамочек, близких и друзей, а также украсят ваш дом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной музыкально-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Музыкальный альбом"

В методической разработке  представлен опыт работы музыкального руководителя дошкольного учреждения по использованию информационно-коммуникационных технологий в совместной музыкально-...

Методическая разработка совместной музыкально-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"Музыкальный альбом"

"Музыкальный альбом" - методическая разработка совместной музыкально-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Цель данного мероприятия - выполнение детьми различных видов м...

Методическая разработка. Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.С использованием мнемотехники и презентации. Тема: «Транспорт разный есть на свете»

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о видах транспорта.Задачи:I.Познавательные:1.      Продолжать учить классифицировать транспорт по видам (водный, воздушный, на...

Методическая разработка использования технологии "Игровой стретчинг" с детьми старшего дошкольного возраста.

Материал подходит к применению физинструкторам и воспитателям дошкольных организаций. Содержит методику обучения, упражнения из разных исходных положений, подвижные игры и двигательные сказки....

Методическая разработка "Игры-головоломки в работе с детьми старшего дошкольного возраста".

В настоящее время из-за перенасыщенности современного ребёнка информацией, повышается актуальность использования игр развивающего характера. Телевидение, радио, интернет увеличили и разнообразили пото...

Методическая разработка "Использование загадок в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

laquo;Русский фольклор – богатейшая сокровищница народной мудрости и загадка – одна из ее ярчайших жемчужин»....