Главные вкладки

    Методическая разработка совместной музыкально-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Музыкальный альбом"
    методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме

    Бессонова Лия Александровна

     

     В методической разработке  представлен опыт работы музыкального руководителя дошкольного учреждения по использованию информационно-коммуникационных технологий в совместной музыкально-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ  И ВИДАХ 

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА» 

    В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

                                                                                                                                         Л.А.Бессонова,                                                                                                                                                                                          

                                                                                            Музыкальный руководитель ГБДОУ № 65

                                                                                            Приморского района г.Санкт-Петербурга

     В статье представлен опыт работы музыкального руководителя дошкольного учреждения по использованию информационно-коммуникационных технологий в различных видах и формах  образовательной области «Музыка», описаны возможности разнообразных средств ИКТ, эффективность их применения.

     

                                                                                                                                                         

    Новые Федеральные государственные требования к условиям реализации общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают  такие  компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе.

    В образовательной области «Музыка» применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства  детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.

    К сожалению, пока нет специальной Программы и методических пособий, которые помогут педагогу-музыканту в дошкольном учреждении  грамотно и эффективно использовать компьютерные технологии, поэтому приходится самим осваивать этот новый вид деятельности педагога, и  я хочу поделиться собственным  опытом использования ИКТ в образовательной области «Музыка» в детском саду.

    Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности в детском саду: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах.

     Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности.  

     Так, в разделе «Слушание музыки» использую компьютерные презентации. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.

    В результате поисков готовых презентаций и видеороликов на различных сайтах Интернета, я пришла к выводу, что большинство найденного материала не подходит для детей дошкольного возраста: зачастую кадры музыкальных видеороликов меняются быстро, дети не успевают рассмотреть предложенную иллюстрацию,  по окончании авторской презентации или видеофильма идут кадры с текстом, дети начинают читать слова, отчего теряется общее впечатление от прослушанного музыкального произведения. В итоге появилось решение создать собственные видеофильмы, которые помогают детям понять содержание музыкального произведения,  почувствовать смену настроений в музыке. Видеофильмы я использую как итог знакомства с музыкальным произведением, чтобы не навязывать детям определённые ассоциации, а вначале дать возможность сформировать собственные представления о музыке.

    Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому я создала электронные  иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту. Например, в песне «Зима прошла» слова М.Клоковой, музыка Н.Метлова, детям неясен смысл слов «канавка», «овражки», поэтому я предлагаю посмотреть иллюстрации к песне, которые помогают уяснить значение  слов.  

    Работая над качеством исполнения песен, звукоизвлечением, использую видеоролики с участием детей: записываю на видеокамеру исполнение детьми песни, затем все вместе просматриваем записанное на большом экране через проектор и обсуждаем, оцениваем увиденное.

    Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения.

    Обучая детей ориентировке в пространстве, предшествующей исполнению танца, я создала коллекцию фотомодулей пространственной ориентировки – это электронные фотографии, на которых показаны ориентиры в музыкальном зале (плоскостные листочки, расположенные на полу по кругу на одинаковом расстоянии, плоскостные цветы по диагонали или в шахматном порядке и т.д.). Рассматривая фотомодули, дети быстрее усваивают понятия «ровный круг», «диагональ», «шахматный порядок», «колонна», «шеренга», «полукруг».

    Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специально созданных видеодисков «Ритмическая мозаика» автор А.И.Буренина, а также «Ку-ко-ша», авторы Е.Кутузова, С.Коваленко, И.Шарифуллина. Процесс разучивания танцев с использованием учебных  видеодисков становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям.

    Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл?» «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т.д. Принцип построения таких презентаций: первый слайд – задание, следующий – проверка правильности выполнения предложенного задания.

    При обучении игре на детских музыкальных инструментах я использую видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объясняю, что такое оркестр, группа инструментов, знакомлю с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах,  правильному звукоизвлечению.

    Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и вариативность форм музыкальной деятельности  детей. Это совместная музыкально-образовательная деятельность, праздники, развлечения, тематические вечера, концерты, инсценировки, вечер досуга и другое. Для любой формы музыкальной деятельности тоже существуют  презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные  учебные фильмы, детские мультфильмы. Всё это позволяет разнообразить досуговую деятельность, привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъём, создать радостное настроение.

    Использование ИКТ происходит не только в работе с детьми. Консультации и семинары для воспитателей тоже проходят с использованием презентаций, слайд-шоу. Так, при знакомстве с оформлением музыкального уголка в группе детского сада педагоги смотрят красочную фотопрезентацию, где показаны разнообразные варианты расположения музыкальных инструментов в группе, представлена видеовыставка музыкальных игрушек-самоделок для самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе.

    Становится традицией включать презентации и на родительских собраниях, демонстрируя фотографии детей в повседневной жизни детского сада. У родителей появляется представление о том, чем занимаются дети в течение дня, как увлеченно играют на прогулке, в игровых уголках группы, в совместной с педагогом деятельности рисуют, лепят из пластилина, конструируют, танцуют и поют. Консультации для родителей тоже можно разнообразить с помощью красочных презентаций.

    Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что новые информационно-коммуникативные технологии помогают осуществить самые разнообразные запросы педагогов, позволяют повысить эффективность  образовательного процесса.  

     

     



    Предварительный просмотр:

    Модель индивидуальной работы

    с художественно одарёнными детьми среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 7 лет)

         Задачи:

         1. Выявлять и вести мониторинг развития художественно одарённых детей;

         2.  Способствовать гармоничному развитию  одарённых детей в различных видах музыкальной деятельности;

         3.  Осуществлять  просвещение родителей на тему одарённости ребёнка.

         Важнейшим условием формирования гармоничной личности является индивидуальный подход к детям, а для одаренных детей этот аспект наиболее значим в силу их специфических особенностей.

         Индивидуальная работа с одарённым ребёнком проводится в течение каждого учебного года  в три этапа.

    1. Первый этап (один месяц) В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка, проявившего одарённость в каком-либо виде художественной деятельности: музыкальной, театральной, хореографической. Для этого проводится анкетирование родителей (выявляются интересы детей, учитывается посещение дополнительных кружков, студий), а также используется диагностика способностей ребёнка, определяется форма проявления одарённости: явная (проявляющаяся в деятельности ребенка ярко и отчетливо или  скрытая (проявлющаяся  в скрытой, завуалированной форме).

         Второй этап (два месяца) Консультации с психологом позволят определить  особенности характера одарённого ребёнка, так как при работе с этими детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, сложностью характера (часто одарённые дети бывают  обидчивы, ранимы, чувствительны). Высокий уровень самосознания одарённых детей сопровождается ранним пониманием своего отличия  от  других.   Это может

    Восприниматься    негативно,    проводить    к    самоизоляции    или   чувству

    2

    восприниматься негативно, приводить к самоизоляции или чувству отверженности, в результате страдает уверенность в себе и тормозится эмоциональное и личностное развитие. С другой стороны, восприятие ребёнком и окружающими одарённости как заслуги может формировать у него высокомерие и чувство превосходства над другими, что также ведёт к личностным и межличностным нарушениям.

    1.  На этом же этапе работы создаются условия для самореализации

    одарённых детей:

    1. Подбор особого музыкального репертуара
    2. Планирование индивидуальных занятий в течение учебного года.
    3. Разработка сценариев с участием талантливых детей)
    4. Создание для одарённых детей  интеллектуально-информационно-

    плотной   среды    (интерактивные    игры     по     музыкальному

    развитию ребёнка;  музыкальные  аудиоэнциклопедии;   познавательные презентации о творчестве композиторов, знакомство с музыкальными

    инструментами, шедеврами оперного и балетного искусства  и т.д.)

         Третий этап. (Один учебный год). Реализация форм обучения художественно одарённых детей: организация индивидуальных и коллективных занятий, праздников и развлечений, которые будут способствовать  раскрытию одарённости, проявлению индивидуальности детей. На этом  этапе  ведётся работа с родителями: индивидуальные беседы, консультации, рекомендации, размещение информации в родительских уголках, а также посещение родителями праздников и развлечений, театральных постановок в детском саду. Это даёт возможность родителям увидеть способности и достижения своих детей в различных видах музыкальной деятельности.

         Итак, модель индивидуальной работы с одарёнными детьми можно представить в виде схемы:

    1.      

         

         

                                             

     

     



    Предварительный просмотр:

    Совместная музыкально-образовательная деятельность

    с детьми

            Тема «Музыкальный альбом»

                                                                             Бессонова Лия Александровна,  

                                                                         музыкальный руководитель ГБДОУ

                                                                    Детский сад № 65 комбинированного вида

                                                                                      Приморского района

      «Музыкальный альбом»

     Задачи.  

          Продолжать   развивать  эмоциональную  отзывчивость  на  музыку, обращать внимание на её красоту и образность.

          Совершенствовать певческие навыки: умение петь естественным голосом, слаженно, выразительно. Петь хором и сольно.

         Закреплять умение исполнять  ритмический рисунок на детских музыкальных инструментах, обучать игре на металлофоне.

         Продолжать развивать навыки вождения хоровода, ориентироваться в пространстве: перестраиваться из нескольких кружков врассыпную.

         Применить информационно-коммуникационную технологию как средство обогащения процесса эмоционально-образного восприятия, развития познавательного интереса.

    Содержание. Звучит песня «Где же сказка?» муз. М.Минкова, сл. В.Коростылёва, дети заходят в зал.

    Музыкальное приветствие-импровизация.

    Муз. руководитель.  Сегодня вас встретила очень красивая песня «Где же сказка?». Дети, а кто скажет,  где живёт сказка? (Ответы детей). Я хочу добавить, что сказка живёт ещё в музыке, и сегодня мы эту сказку найдём.  Поможет нам в этом музыкальный альбом

    Слайд № 1.                                            

    Мы будем страничка за страничкой листать альбом, пока не встретим сказку в музыке. Вот открывается первая страничка

     Слайд № 2 .

     Что вы видите? (Ёлочку!)  Ёлочка, наверное, поможет найти сказку, но вначале споём ей песню, которую будем исполнять на новогоднем празднике!            

    Хоровод «Здравствуй, ёлочка лесная!» муз.и сл. А.Афанасьева

    (По окончании хоровода дети садятся на стулья, на слайде появляются слова: Вы пойдёте по дороге

    Мимо мишкиной берлоги,

    Мимо белки лесной

    Путь к сказке непростой…

    Муз. рук. Спасибо ёлочке, что подсказала нам путь к сказке! Наш музыкальный альбом открывает  новую страничку….

    Слайд № 3  

     ….и мы видим медвежью берлогу! Чтобы идти дальше, споём нашу красивую песню «Как на горке снег».

    Дети исполняют песню «Как на горке снег» муз. Н.Игнатьева, сл. И.Токмаковой  все вместе без музыки, затем под фонограмму, затем с солистом в микрофон.

    Муз. рук. Пусть мишка спит в своей берлоге и видит хорошие сны, а наш альбом уже открывает следующую страничку…

    Слайд № 4  

     …мы всё ближе и ближе к сказке! А здесь нас ждёт белка лесная, мы её развеселим нашей песенкой!

    (Дети рассматривают ритмический рисунок)

    Слайд № 5

    (Музыкальный руководитель предлагает проиграть ритмический рисунок на ложках и бубнах. Следующее задание – сыграть попевку  «Скачет белка»

    муз. Е.Тиличеевой на металлофоне.)

    Муз. рук. Альбом вновь открывает следующую страничку….

    Слайд № 6

       …   и вот мы в сказке. В какой? Узнайте, послушав музыку.

                        Просмотр видеоролика «Кикимора» музыка А.К.Лядова

    (Дети узнают музыкальное произведение по вступлению.)

    Муз. рук. Правильно, эта музыка называется «Кикимора», а какой композитор её написал? (Ответ детей). Какая музыка по характеру? (Дети побдирают слова, характеризующие характер музыки: сказочная, таинственная, осторожная, загадочная).  Вот видите, сказка попала в музыку и музыка рассказала нам эту сказку своим особым музыкальным языком.

    Муз. рук. Посмотрим, есть ещё странички в нашем альбоме?  

    Слайд №7

    Муз. рук. Есть ещё одна страничка! На ней наши знакомые снежинки, они предлагают поиграть в игру «Весёлые снежинки»! Вы должны встать по четырём углам зала и под спокойную музыку водить хоровод. На вторую часть музыки – быструю, вы разбежитесь врассыпную:

    Слайд № 8

    затем по окончании музыки встанете на свои места. Кто быстрее?

    (Дети рассматривают модули пространственной ориентировки и слушают музыку  и правила игры)

    Игра «Весёлые снежинки» латвийская народная музыка

    Муз. рук. Вот какая у нас была весёлая игра. Я хочу всех похвалить, все старались,  и всё у нас сегодня получилось замечательно.

    Жить на свете интересно,

    И волшебно, и чудесно,

    Если в сердце нашем – сказка,

    Сказка добрая живёт!

    Настало время попрощаться, споём нашу прощальную песню:

    Поют: Вот закончилась наша игра,

                Расставаться настала пора,

                Улыбнёмся мы всем на прощанье,

                 И друг другу споём: «До свиданья!»

    (Звучит песня о сказках в грамзаписи,  дети выходят из зала)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка совместной музыкально-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"Музыкальный альбом"

    "Музыкальный альбом" - методическая разработка совместной музыкально-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Цель данного мероприятия - выполнение детьми различных видов м...

    Методическая разработка проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Даже в сказке, без сомнения, полезны правила поведения»

    Данная методическая разработка предполагает интеграцию следующих образовательных областей – «социализация», «коммуникация», «чтение художественной литературы, «труд».При проведении НОД по теме...

    Методическая разработка. Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.С использованием мнемотехники и презентации. Тема: «Транспорт разный есть на свете»

    Цель: закрепить и систематизировать знания детей о видах транспорта.Задачи:I.Познавательные:1.      Продолжать учить классифицировать транспорт по видам (водный, воздушный, на...

    Методическая разработка проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Птицы нашего края»

    При проведении НОД по теме  «Птицы нашего края» решаются следующие задачи:          1. Развивать речевую  активность, зрительное восприятие и внимание, тво...

    Методическая разработка перспективного планирования образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Требуют особого уважения – Правила Дорожного движения!»

    Методическая разработка представлена в форме перспективного планирования образовательной деятельности с детьми старшей группы и  направлена на решение задач по совершенствованию и закреплению зна...

    Методическая разработка проведения непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Россия, Родина, Отечество"

    Данная методическая разработка предполагает интеграцию следующих образовательных областей: «социализация», «коммуникация», «чтение художественной литературы».П...

    Методическая разработка проведения непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Птицы - наши друзья"

    Проектно-исследовательская работа носит экологический характер. Работа актуальна тем, что воспитывает бережное отношение к природе, формирует эко культуру. Выбор темы «Покормите птиц зимой»...