Методическая разработка перспективного планирования образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Требуют особого уважения – Правила Дорожного движения!»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Иванова Екатерина Дмитриевна

Методическая разработка представлена в форме перспективного планирования образовательной деятельности с детьми старшей группы и  направлена на решение задач по совершенствованию и закреплению знаний Правил дорожного движения, развитие пространственной ориентации дошкольников и умений применять полученные знания в реальных ситуациях, воспитание внимания, ответственности, осторожности, уверенности, дисциплинированности.

Методическая разработка  включает  в себя дидактические, сюжетно-ролевые игры, детскую художественную литературу, загадки. А также диагностику усвоения знаний у детей о правилах дорожного жвижения.

Данная методическая разработка предназначена для воспитателей дошкольных учреждений. Весь подобранный и используемый материал направлен на уточнение и закрепление знаний детей о правилах дорожного движения, о поведении на дороге, о дорожных знаках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №69 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Красносельского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка перспективного планирования образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

«Требуют особого уважения –

Правила Дорожного движения!»


Санкт-Петербург

2019

Содержание

I.Введение____________________________________________________________ 3

II.Основная часть: Перспективного планирования образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Требуют особого уважения - Правила Дорожного движения!»________________________________________________   5

III.Диагностическая часть: Диагностика усвоения знаний у детей старшего дошкольного возраста по образовательной деятельности «Требуют особого уважения - Правил Дорожного Движени__________________________________12

IV.Заключение_______________________________________________________ 17

V.Список литературы_________________________________________________ 18

VI.Приложение______________________________________________________  20

Приложение 1: Дидактические игры____________________________________   20

Приложение 2: Сюжетно-ролевые игры__________________________________ 28

Приложение 3: Художественная литература______________________________  32

Введение

Актуальность:

Актуальность данной темы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на дорогах нашего города.

Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят проезжую часть дороги в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводит к этому элементарное незнание основ Правил Дорожного Движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на улице. Обучение детей правилам и безопасности дорожного движения — это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого обучаемые получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного движения. Полученные знания, умения и навыки будут развиваться и в дальнейшем сопровождать ребенка на протяжении всей жизни, обеспечивая его безопасность. Игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности важно использовать не только с учетом возраста детей, но и с учетом окружающих условий. Работа ведется комплексно, новый материал дается детям с опорой на уже имеющиеся знания. Новизной этой методической разработки является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик.

  Для реализации обучения детей необходимо проведение системной работы, охватывающей разные виды деятельности, поэтому нами было разработано перспективное планирование образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Требуют особого уважения – Правила Дорожного движения!» Деятельность по представленному планированию рассчитана на один год реализации и сопровождается методическим материалом, необходимым для проведения работы с дошкольниками.

Цель: способствовать воспитанию культуры правил безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

  • продолжать знакомить детей с Правилами Дорожного Движения, дорожными знаками, правилами поведения на улице и дороге;
  • уточнять и расширять представления детей обо всех участниках дорожного движения;
  • формировать желание соблюдать Правила Дорожного Движения.

Развивающие:

  • развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
  • развивать память, мышление, внимание.

Воспитывающие:

  • воспитывать у детей потребность быть дисциплинированными и внимательными на дороге, осторожными и осмотрительными;
  • воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.

    Ожидаемые результаты по итогам системной работы с детьми старшего дошкольного возраста:

  • у них будут сформированы навыки уверенного безопасного поведения на дорогах;
  • дошкольники будут знать Правила Дорожного Движения и уметь применять эти знания в дорожных ситуациях.

                 

Основная часть

Перспективное планирование образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

«Требуют особого уважения – Правила Дорожного движения!»

Сентябрь

ООД

 Познавательное развитие «Работа светофора».

Задачи: закрепить знания детей о сигналах светофора; воспитывать наблюдательность и дисциплинированность.

Наблюдение

«За транспортом» - показать сигналы поворота и действия транспорта в соответствии с ним.

Беседа

«Мчатся по проезжей части дороги автомобили» - продолжать знакомить с различными видами автомобилей (грузовые, легковые), их назначением, формировать понятие о том, что движение автомобилей на дороге может быть односторонним и двусторонним.

Дидактическая игра

«Угадай транспорт» - закреплять знания детей о транспорте, умение по описанию узнавать транспорт, развивать смекалку, быстроту мышления, речевую активность. [3]

Сюжетно-ролевая  игра

«На дорогах города» - по проезжей части дороги движутся разные автомобили, проезжают трёхсторонний перекрёсток, включают световой сигнал и совершают поворот в соответствии с сигналом. [4,5]

Чтение

Стихотворение О. Бедарева “Если бы…»[1.1]

Октябрь

ООД

Познавательное развитие « «Пешеходный переход».

Задачи: познакомить детей с видами пешеходных переходов, закрепить понятие «пешеход», правила поведения на проезжей части дороги, объяснить, что для пешеходов существуют свои правила, учить входить в зрительный контакт с другими пешеходами и водителями.

Целевая прогулка

По тротуару: познакомить с правилом, что нельзя подлезать под ограждения.

Беседа

«Проезжая часть» - закрепить знания о том, что проезжая часть дороги делится на две части: тротуар и проезжая часть, с их назначением. Довести до детей, чем опасна проезжая часть дороги для людей.

Дидактическая игра

«Играй, да смекай!» - развивать умственные способности и зрительное восприятие, учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением, воспитывать самостоятельность. [2

Чтение

А.Дорохов «Подземный ход» [1.2]

Ноябрь

ООД

Познавательное развитие «Путешествие по стране дорожных знаков».

Задачи: закреплять знания о правилах дорожного движения, развивать пространственную ориентацию.

Наблюдение

За движением автотранспорта: продолжать знакомить с сигналами поворота транспорта и их местоположением (впереди, сзади, сбоку).

Беседа

«Проходите, путь открыт» - закрепить знания о назначении светофора на дороге и всех его цветов, о том, как появился и каким был раньше светофор, о действиях водителя и пешехода по сигналам.

Дидактическая  игра

«Подумай и отгадай» - активизировать процессы мышления, внимания и речи у детей, уточнить представления о транспорте и правилах дорожного движения, воспитывать сообразительность и находчивость. [15]

Сюжетно-ролевая игра

«Водители» - продолжать знакомить с работой водителя (автомобиль заправляют бензином, ездят осторожно, чтобы не наехать на людей, возят разный груз), закрепить правила дорожного движения (сигналы светофора) [4]

Чтение

А.Дмоховский «Чудесный островок» [12]

Декабрь

ООД

Познавательное развитие «Школа перехода».

Задачи: закрепить знания о правилах дорожного движения, развивать память, мышление, связную речь.

Рассматривание

Картины, изображающие дорожное движение в зимний период – закрепить особенности передвижения автомобилей в зимний период.

Беседа

«Пешеходный переход» - закрепить представление о месте перехода проезжей части улицы по пешеходному переходу, о знаке «Пешеходный переход».

Дидактическая  игра

«Веселый жезл» - обобщить представления о правилах поведениях пешеходов на улице, активизировать знания детей, их речь, память, мышление, воспитывать желание выполнять правила ПДД в жизни. [9]

Сюжетно-ролевая игра

«Водители.Гараж» - учить действовать согласно взятой роли (водитель объявляет остановки, пассажиры заходят в автобус, оплачивают проезд, вежливы и внимательны с другими пассажирами) закрепить правила поведения в автобусе. [6]

Чтение

Сергей Волков «Про правила дорожного движения».

Часть 1. «Торопыжка – пешеход»[1.1]

Январь

ООД

Познавательное развитие «Мы – пешеходы».

Задачи: совершенствовать представления о безопасном поведении на проезжей части дороги, познакомить с обязанностями пешеходов, правилами движения пешеходов по тротуару и через проезжую часть группами и самостоятельно.

Целевая прогулка

К остановке транспорта: закрепить правила культуры поведения – посадка в общественный транспорт (не толкаться, заходить в порядке очереди).

Беседа

«Лучшие помощники» - расширять знания о назначении дорожных знаков. Познакомить со знаками «Подземный переход», «Наземный переход»

Дидактическая  игра

«Волшебные знаки» - закрепить знания детей о дорожных знаках, правилах дорожного движения, развивать внимание, логическое мышление, умение составлять рассказы. [11]

Сюжетно-ролевая игра

«Пешеходы» - закрепить правила поведения на дороги, в транспорте и общественных местах. [4,8]

Чтение

С. Михалков «Одна рифма». [14]

Февраль

ООД

Познавательное развитие «Правила поведения на  дороге».

Задачи: закрепить правила передвижения на проезжей части дороги; убеждать детей вырабатывать положительные привычки по выполнению правил безопасного поведения на дороге.

Наблюдение

Движение автотранспорта: упражнять в определении скорости движения автомобилей (быстро – медленно).

Беседа

«Лучшие помощники» - познакомить со знаками «Пункт первой помощи», «Пункт питания» их назначением, учить выделять их из других.

Дидактическая игра

«Волшебник» - закрепить знания детей о транспорте, дорожных знаках, их назначении, развивать творческие способности, ориентировку в пространстве. [8]

Сюжетно-ролевая игра

«Путешествие по городу» - помочь выбрать водителей, создать игровую обстановку, закрепить знания о разнообразии транспорта на дорогах города, закрепить правила дорожного движения. [4]

Творческая игра « Автобус» - развивать социальное поведение, навыки правильного общения в транспорте.

Чтение

Р. Фархади «Светофор». [17] 

Март

ООД

Познавательное развитие «Помни правила, это твои правила».

 Задачи: расширять правила поведения на проезжей части дороги, научить различать и понимать, что обозначают дорожные знаки.

Беседа

«Осторожно, перекрёсток» - дать представление о том, что место пересечения проезжей части дороги называется перекрёстком, знакомить с особенностями движения общественного транспорта на перекрёстке.

Дидактическая игра

«Водители» - продолжать знакомить детей с дорожными знаками, учить ориентироваться по схеме пути. [16]

Сюжетно-ролевая игра

«ГИБДД» - автомобили движутся по проезжей части дороги, останавливаются в соответствии со знаками «ГБДД», «Пункт питания», «Пункт первой помощи»[1,8]

Игровая ситуация

«Ушки – слушки» - побуждать слышать, различать и называть звуки улицы.

Чтение

Сергей Волков «Про правила дорожного движения».

Часть 2. «Торопыжка переходит дорогу» [1.1]

Апрель

ООД

«Наблюдение за городским транспортом».

Задачи: закрепить знания о правилах дорожного движения, о двустороннем движении, развивать умение различать пассажирский, грузовой, специальный транспорт, воспитывать уважение к людям разных профессий.

Целевая прогулка

Двустороннее движение транспорта - познакомить  со значением знака «Двустороннее движение».

Беседа

«Если ты пассажир» - дать знания о значении автобусной остановки. Уточнить знания об очерёдности посадки в транспорт детей и взрослых, правила поведения в общественном транспорте.

Дидактическая игра

«Собери знаки» - закрепить знания о дорожных знаках и правил поведения на дороге. [12]

Сюжетно-ролевая игра

«Пассажиры» - закрепить правила поведения в общественном транспорте (не шуметь, не мешать другим людям, не сорить, уступать место старшим, своевременно оплачивать проезд) [4]

Чтение

А.Берестов «Это еду я бегом» [1.4]

Май

ООД

Познавательное развитие «Транспорт нашего города».

Задачи: закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о светофоре, городском транспорте, его видах; развивать внимание, память, мышление.

Беседа

«Где должны играть дети» - объяснить детям, где им следует играть во время прогулки, чтобы обезопасить свою жизнь. Добиться осознанности понимания опасности игр на проезжей части.

Дидактическая игра

«Угадай транспорт» - развивать память, речь, воспитывать умение выслушивать своих друзей. [1.4,9]

Сюжетно-ролевая игра

«Водители» - по проезжей части дороги едут различные автомобили, светофор регулирует движение, водители и пешеходы выполняют правила дорожного движения. [4]

Чтение

 Я. Пишумов «Дорожная азбука».

Наблюдение

За движением людей в дождливую погоду: уточнить, что зонт должен держать взрослый, а не ребёнок.

Июнь-август

Целевые прогулки

К проезжей части - понаблюдать, как стоящий большой автомобиль закрывает маленький легковой, который находится за ним.

Беседы

«Где можно кататься на велосипеде» - уточнить правила.

«Как вести себя в транспорте» - закрепить правила.

«Как выходить из автобуса» - закрепить правила поведения в общественном транспорте.

Дидактические игры

Игры из предложенного годового планирования.

Сюжетно-ролевая игра

«Путешествие по городу» - включение в игру всего знакомого материала. [4]

Двигательная активность

Езда на самокатах, велосипедах.

Чтение

Н.Мигунов «Друг светофора»;

С.Михалков «Велосипедист». [14,1.1]

Диагностическая часть

Диагностика усвоения знаний у детей старшего дошкольного возраста по образовательной деятельности

«Требуют особого уважения - Правил Дорожного Движения»

Диагностическое обследование позволяет определить уровень знаний и умений правил дорожного движения, помогает планировать образовательный процесс, индивидуальную работу и проследить динамику знаний детьми правил дорожного движения.

Методы обследования: беседа, наблюдение, тестирование (тесты: «Подбери слово», «Проверь себя», «Продолжи предложение», «Пешеход на улице», словесная игра «Что? Где? Откуда?).

Приёмы: игровые, сюрпризные.

Тест “Подбери слова”

Цель: выявить знания детей по ПДД, уровень развития словарного запаса речи.

Инструкция: Воспитатель называет определение, например, воздушный транспорт. Ребенок должен перечислить слова, относящиеся к этому определению (самолет, вертолет, воздушный шар).

  1. Наземный транспорт
  2. Воздушный транспорт
  3. Предупреждающие знаки
  4. Запрещающие знаки
  5. Знаки сервиса
  6. Сигналы светофора
  7. Действия человека

Норма для детей старшего дошкольного возраста 15-20 слов из различных групп.

Тест “Проверь себя” (для детей от 6-7 лет).

Цель: определить уровень развития знаний и умений усваиваемые детьми по правилам дорожного движения в подготовительной группе.

Инструкция: Ребенок должен найти лишнее слово:

  1. Знаки сервиса включают в себя… (больницу, пост ГАИ, телефон, аптеку).
  2. В специальный транспорт входит… (автомобили: скорая помощь, пожарный, полиция, велосипед).
  3. В понятие “транспорт” входит…(автомобиль, автобус, велосипед, пешеход, трактор).
  4. Общественный транспорт включает в себя…(автобус, троллейбус, трамвай, прицеп, такси).
  5. У автомобиля есть…(колеса, руль, парус, педаль, фары).
  6. Пешеход имеет право…(переходить проезжую часть дороги, идти по тротуару, играть на проезжей части).
  7. Запрещающие знаки включают в себя…(поворот направо запрещен, разворот запрещен, остановка запрещена, круговое движение).
  8. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль, двигаться по крайней правой полосе в один ряд, двигаться по обочине дороги, если это не создает помех пешеходам).
  9. Дорожные знаки делятся на…(предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные, разрешающие).
  10. Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).

Норма для детей подготовительной группы 7-8 правильных ответов.

Тест “Продолжи предложение”

Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, умения правильно рассуждать, развитие логического мышления.

Инструкция: Дети должны продолжить предложение:

  1. Пешеходы всегда должны двигаться…….
  2. Я никогда не нарушаю………
  3. Светофор состоит из……..
  4. Я знаю, что знаки бывают……..
  5. Я помню случай, когда на дороге…….
  6. Плохо, когда взрослые…..
  7. Регулировщик, это человек, который…..
  8. Пассажирам автобуса запрещается…….
  9. Знать правила дорожного движения нужно для того, чтобы……

Проанализировать процесс обобщения, рассуждения ребенка, умения правильно рассуждать.

Тест «Пешеход на улице». 
Цель: организовать развлечение при индивидуальной работе с детьми; закрепить правила дорожного движения. 
Вопросы:
1. По какой части улицы должны ходить пешеходы? 
2. По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы? 
3. Почему надо придерживаться правой стоны? 
4. Почему на улице нужно ходить только по тротуару? 
5. Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом? 
6. Где нужно ждать троллейбус, автобус? 
7. Как нужно обходить автомобили, стоящие у тротуара? 
8. Где пешеходы обязаны переходить проезжую часть дороги и как? 
9. Что такое регулируемый перекрёсток? 
10. Как надо переходить улицу, если нет регулировщика? 
11. Когда можно переходить улицу на регулируемых перекрёстках? 
12. Какие сигналы светофора вы знаете? Что обозначает каждый сигнал? 
13. Почему нельзя играть на проезжей части дороги? 
14. Какие сигналы регулировщика вы знаете? 

Словесная игра «Что? Где? Откуда?» 
Цель: повторить и закрепить правила дорожного движения. 
Инструкция: Играют две команды. Ведущий задаёт вопросы. На круге со стрелкой расположены цифры. На какую укажет стрелка – тот номер вопроса и задаёт ведущий. За каждый правильный ответ присуждается одно очко. 

Вопросы 1 команде: 
1.Какое движение на вашей улице - одностороннее или двустороннее? 
2.Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомобили? 
3.Что такое перекрёсток? Где и как нужно переходить дорогу? 
4.Как обозначается пешеходный переход? 
5.Как регулируется движение на улице? 
6.Какие сигналы светофора вы знаете? 
7.Какие дорожные знаки есть на вашей улице? Для чего они нужны? 
8.Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди? 
Вопросы 2 команде: 
1.Как надо вести себя в автобусе? 
2.Как называется палочка, с помощью которой регулируется движение? 
3.Покажи положение регулировщика, которое соответствует красному, жёлтому, зелёному сигналам светофора. 
4.Когда надо начинать переход улицы? 
5.Как нужно идти по тротуару? 
6.Где на проезжей части можно переждать поток машин? 
7.Что помогает регулировщику управлять движением? 
8.Какие вы знаете правила поведения в транспорте? 


       Информация по выявлению знаний детей о правилах дорожного движения вносится в индивидуальную карту, с помощью условных обозначений:

- красный цвет (I) – низкий уровень;

- желтый цвет (II) – средний уровень;

- зеленый цвет (III) – высокий уровень.

Индивидуальная карта по выявлению знаний правил дорожного движения

Фамилия, имя ребёнка: _____________________________________________

Дата рождения: ____________________________________________________

Дата обследования:  ________________________________________________

                                                 

Показатели

Уровень

I

II

III

Знание разных видов транспорта, умение объяснить их назначение

Знание дорожных знаков

Имеет представление об основных Правилах Дорожного Движения

Имеет представление о правилах поведения в транспорте, на проезжей части дороги

Итог:

Анализ результатов обследования позволяет сделать подробную характеристику знаний правил дорожного движения каждого ребёнка, а также сделать корректировку в перспективной  педагогической  работе и продумать индивидуальную помощь ребёнку по обучению правил дорожного движения.

Заключение

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребёнка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города. Ребенок открывает для себя окружающий мир. Он хочет самостоятельно его познать не только целиком, но и частично. Узнать интересное о правилах дорожного движения, об истории возникновения дорожных знаков -  хочет почувствовать себя частичкой этого мира взрослых. Нам, взрослым, необходимо, как можно больше уделять внимание детям, помогать получить знания, развивать творческие способности и воображение, важно подвести ребенка к пониманию того, что дорога может быть опасной!

Мы пришли к выводу, что перспективное планирование  актуально и очень эффективно. Оно даёт возможность педагогу систематизировать, синтезировать полученные детьми знания, развивать умственные способности и коммуникативные навыки, творчество детей, что позволяет им успешно адаптироваться к окружающему миру.

Подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства ответственности за свою безопасность. У детей появляется интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повышается мотивационная составляющая: дети задают больше вопросов, интересуются познавательной литературой.

Таким образом, в результате проведенной работы у детей сформированы навыки безопасного поведения на дорогах. Дети старшего дошкольного возраста стали грамотными, дисциплинированными участниками дорожного движения. Они уверенно применяют полученные знания на практике, и ведут себя адекватно в любой дорожной ситуации.

Список литературы

1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. «Безопасность»: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. - СПб.: «Детство - Пресс», 2011

2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.: Сфера,  2010.

3. Баряева Л.Б., Жевнеров В.Л., Загребаева Е.В. Азбука дорожного движения. Программа и методические рекомендации. - М.: Дрофа,  2008.

4. Баряева Л.Б., Гиллямова Ю.С. Игра и игрушка: инновационная среда развития ребёнка: Учебно-методическое пособие / СПб., 2011

5. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Дети на дороге. Правила дорожного движения в играх и упражнениях – СПб.: Просвещение, 2008.

6. Вдовиченко Л.А. Ребёнок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. - СПб: «Детство-пресс» 2008.

7. Гарнышева Т П. Как научить детей ПДД? – СПб.: Просвещение, 2010.г

8. Галеева Г.А., Гаффарова С.М., Ишниязова З.Л. Цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дорогах: Сборник конспектов занятий / Сост.:– Казань, 2009.

9. Гудимов В.П. Сборник тематических загадок для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

10. Данилова Т.И. Программа «Светофор». – СПб: «Детство-пресс»,  2009.

11. Добрякова В.А., Борисова Н.В., Панина Т.А., Уклонская С.А.; Сост. Т Ф. Саулина. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Кн. Для воспитателя детского сада: М, 2015.

12. Добрая Дорога Детства. Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику. - М.,  2007-2008.

13. Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку. – М., 2006

14. Михалков  С. Лучшие стихи. – М., 2009.

15. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М.: «Мозаика-Синтез»,  2009.

16. Старцева О.Д. Школа дорожных наук. Программа развития. - М.: ТЦ    Сфера, 2008.

17. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. - М.: «Скрипторий 2003»,  2008.

18. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5 – 8 лет. – М., 2014.

Электронные ресурсы

1.Вишневская А., Стихи для малышей от 3-7 лет. [Электронный ресурс]: URL:http://www.razumniki.ru/stihi_anna_vishnevskay.html.

2.Загадки про дорожные знаки. [Электронный ресурс]:

URL:http://deti-online.com/zagadki/zagadki-po-pravilam-dorozhnogo-dvizhenija/zagadki-pro-dorozhnye-znaki/.

3.Погарский М.В., Стихотворения про транспорт. [Электронный ресурс]:

URL:http://www.moi-detki.ru/detyam/detskie_stihi/159-detskie_stihi_pro_transport.html.

4.«Всё для детского сада». [Электронный ресурс]:

URL: http://pochemu4ka.ru/load/vsjo_dlja_detskogo_sada/44

Приложение 1

Дидактические игры

          «Угадай  транспорт»

Цель: закреплять представления детей о транспорте, умение по описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность. [3]

Правила: называть транспорт можно только после того, как прозвучит загадка о нем. Выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов, т.е. получивший больше картинок с транспортом.

Описание игры: дети сидят полукругом.  Воспитатель: - Дети, мы с вами беседовали о транспорте, наблюдали за его движением по дороге, а сегодня поиграем в игру, которая называется «Угадай транспорт». Послушайте правила игры. Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно их отгадать. Кто первым отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победит.

Дом - чудесный бегунок

На своей восьмерке ног.

Бегает аллейкой

По стальным двум змейка

(Трамвай)

Что за чудо светлый дом?

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.         

(Автобус)

Что такое - отгадай:

Ни автобус, ни трамвай.

Не нуждается в бензине,

Хотя колеса на резине.     

  (Троллейбус)

Их видно повсюду, их видно из окон,

По улице движутся быстрым потоком.

Они перевозят различные грузы - кирпич и железо, зерно и   арбузы.

(Грузовики)

 Этот конь не ест овса,

 Вместо ног - два колеса.

 Сядь верхом и мчись на    нем! Только лучше правь рулем!    

(Велосипед)

 Длинной шеей поверчу,

 Груз тяжелый подхвачу.

 Где прикажут - положу,

 Человеку я служу.     

  (Подъемный кран)

К нам во двор забрался «крот»,

Роет землю у ворот.

Сотни рук он заменяет,

Без лопаты он копает.        

( Экскаватор)

Чтобы он тебя повез,

 Не попросит он овес.

 Накорми его бензином,

  На копыта дай резину.

  И тогда, поднявши пыль,

  Побежит…(Автомобиль)

Полотно, а не дорожка,

Конь не конь - сороконожка.

 По дорожке той ползет,

 Весь обоз один везет.   

 (Поезд)

Овсом не кормят,

кнутом не гонят,

А как пашет –

5 плугов тащит. 

(Трактор)

Мчится огненной стрелой,

Мчится вдаль машина.

И зальет пожар любой

Смелая дружина.   

( Пожарная машина)  

«Играй, да смекай!»

Цель: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку. [2]

Правила: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нем. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.    

Описание игры: в игре участвуют 4-6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры - лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице.

 Эй, водитель осторожно!

 Ехать быстро невозможно.

Знают люди все на свете-

В этом месте ходят дети!    

(Знак «Дети»)

Здесь дорожные работы-

Ни проехать, ни пройти.

Это место пешеходу

Лучше просто обойти.          

(Знак «Дорожные работы»)

Никогда не подведет

Нас подземный переход:

Дорога пешеходная

 В нем всегда свободная.  

(Знак «Подземный переход»)

У него два колеса и седло на раме,

Две педали есть внизу,

крутят их ногами.

В красном круге он стоит,

О запрете говорит.

 (Знак «Велосипедное

движение запрещено»)

Этой зебры на дороге

Я нисколько не боюсь

 Если все вокруг в порядке,

 По полоскам в путь пущусь.

 (Знак «Пешеходный переход»)

Я не мыл в дороге рук,

Поел фрукты, овощи.

 Заболел и вижу пункт

 Медицинской помощи.

(Знак « Пункт первой

медицинской помощи»)

«Подумай – отгадай»

Цель: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость. [15]

Правила: необходимо давать правильный ответ и  не выкрикивать его хором. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.

Описание игры: воспитатель: - Я буду задавать вам вопросы. Кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце игры посчитаем фишки и выявим победителя.

 - Сколько колес у легкового автомобиля? (4)

- Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)

- Кто ходит по тротуару? (пешеход)

- Кто управляет автомобилем? (водитель)

- Как называется место пересечения двух дорог? (перекресток)

- Для чего нужна проезжая часть? (для движения транспорта)

- По какой стороне проезжей части движется транспорт? ( по правой)

- Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (авария или ДТП)

- Какой свет верхний на светофоре?    (красный)

- С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице? (с 14 лет)

- Сколько сигналов у пешеходного светофора?  (три)

- На какое животное похож пешеходный переход? ( на зебру)

- Как пешеход может попасть в подземный переход? ( по лестнице вниз)

- Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (по обочине слева, навстречу транспорту)

- Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («скорая помощь», пожарная и милицейская машины)

- Что держит в руке инспектор ГИБДД? ( жезл)

- Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? ( во дворе, на детской площадке)

«Веселый жезл»

Цель: обобщить представления о правилах поведения пешеходов на дороге; активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни. [9]

Правила: слушать внимательно ответы товарищей и не повторяться. Выигрывает та команда, которая назовет больше правил для пешеходов. Давать ответ можно, только получив жезл.

Описание игры: воспитатель делит детей на две соревнующиеся команды, сообщает название игры и ее правила. - Тот, кому я в руки дам жезл, должен будет назвать одно из правил поведения пешехода на улице. Названные правила повторять нельзя, поэтому будьте очень внимательны! Победит та команда, которая назовет больше правил и не повторится.

Жезл переходит поочередно из одной команды в другую. Дети называют правила. Дети. Переходить дорогу можно по пешеходному подземному переходу или только на зеленый сигнал светофора. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам; если нет тротуара, можно двигаться по левой обочине навстречу движению транспорта. Нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом и переходить дорогу маленьким детям без взрослых. Прежде чем перейти проезжую часть дороги, надо посмотреть сначала налево, а дойдя до середины - направо и , убедившись в безопасности, переходить.

«Волшебные знаки»

Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках, правилах дорожного движения. Развивать внимание, логическое мышление, умение составлять рассказы и не большие сказки по карточке - схеме. [11]

Материал: карточки - схемы с рисунками различных значков размером 21 х 21 см.; карточки с пустыми клетками таких же размеров; значки соответствующие рисункам схем.

Методические указания. Количество карточек и значков зависит от числа играющих. На каждого игрока 3 карточки схемы, 11 значков и одна карточка с пустыми клетками.

Игру можно проводить индивидуально и с группой детей. Ведущий игры предлагает детям в течение минуты внимательно рассмотреть карточку - схему, запомнить все значки. По окончании времени ребёнок должен перевернуть карточку схему и заполнить карточку с пустыми клетками соответствующими значками. Среди значков дорожные знаки, транспорт, пешеход, светофор, здания и т.д. перевернув снова карточку схему, ребёнок проверяет правильность выполнения задания, исправляет свои ошибки.

Поиграв с одной карточкой - схемой, ребёнок берёт другую, на которой значки поменялись местами, а некоторые значки заменены на другие. Ребёнок должен заметить разницу и воспроизвести те же игровые действия, что и с первой карточкой - схемой. Аналогично действует и с третьей карточкой - схемой. Усложнение игры: составить рассказ или сказку по карточке - схеме, оживив значки.

Примерные варианты рассказов

Карточка № 1.

Девочка Маша решила навестить тётю, которая работала в детском саду. Вышла она из дома, а на дороге столько разных машин, тут и грузовые и легковые. Как же перейти дорогу? Неподалёку Маша увидела перекрёсток, на котором стоял милиционер - регулировщик. По пешеходному переходу Маша благополучно перебралась на другую сторону дороги. Тут она увидела телефон и решила позвонить маме. Предупредила её, что будет в детском саду.

Карточка № 2.

На перекрёстке «светофор» с помощью «пешеходного перехода» благополучно проводил Машу до детского сада. Кругом так много разных машин, что Маше даже стало немного страшно. Но всё уже позади. Она решила позвонить маме, которая работала на заправке.

Карточка № 3.

Детский сад расположен вблизи перекрёстка, по которому то и дело проезжают много разных машин, среди них легковые и грузовые. Маша внимательно посмотрела на светофор, потому что попасть в детский сад можно только через пешеходный переход, а потом и маме можно позвонить.

«Волшебник»

Цель:  закрепить знания детей о транспорте, дорожных знаках, их назначении. Упражнять в звукопроизношении. Развивать творческие способности, ориентировку в пространстве. [8]

Описание игры: 

Вариант № 1.

Роль волшебника выполняет воспитатель или ребёнок. Он жестом, мимикой, звуком изображает: транспорт, дорожные знаки, милиционера - регулировщика, светофор. Предлагает детям отгадать изображаемый предмет, пояснить его значение.

Вариант № 2.

В групповой комнате разместить игрушки по темам: «Транспорт»,«Дорожные знаки». Разъяснить детям, что волшебник спрятал игрушки, нужно найти их по указанному местоположению. Например: в правом углу комнаты лежит большой, длинный, прямоугольный, твёрдый, гладкий, красный... (грузовик). Впереди тебя - твердый, железный, круглый, на металлической ножке… (дорожный знак). Слева от первого окна, ближе к двери – железный ящик с тремя цветными глазами … (светофор).

После того, как угадали предмет, рассмотреть его и уточнить его название.

«Водители»

Задачи: Познакомить детей с дорожными знаками. Учить ориентироваться по схеме пути. Воспитывать культуру безопасного поведения детей на дороге [16]

Материал: Дорожные знаки (карточки), 4 игровых поля, на которых изображена система дорог с 5 дорожными знаками: 2 расположены на перекрёстке и указывают направление движения, 3 – указатели пунктов, которые нужно посетить. Маленькая игрушечная машинка, соразмерная дорожкам игрового поля.

Описание игры: дети рассаживаются за своими столами и рассматривают дорожные знаки. Воспитатель: -Это знаки для водителей, некоторые из них показывают, куда можно ехать, куда нельзя. Все водители обязаны им следовать. Белые стрелки в синих кружочках показывают, куда можно ехать, а куда нельзя. Так, прямая стрелка показывает, что ехать можно только прямо, стрелка, повёрнутая в правую сторону, показывает направление движения направо, а повёрнутая в левую сторону – налево. Двойные стрелки говорят о том, что ехать можно прямо и в ту сторону, куда показывает маленькая стрелочка. Уточнить, что знаки устанавливаются с правой стороны дороги, по которой движется машина.

Воспитатель: есть знаки, показывающие, в каком месте находится бензоколонка, больница, столовая и т.д. После пояснений можно приступать к игре. Педагог выкладывает перед детьми первый вариант игрового поля со знаками, даёт одному из детей машинку и объясняет правила игры:

«Ты – водитель автомобиля, тебе надо посетить 3 пункта: бензоколонку, станцию ремонта автомобилей, больницу, а затем вернуться в гараж. Порядок посещения пунктов ты выбираешь сам, при этом обязательно нужно смотреть на дорожные знаки и «слушаться» их. Ребёнок катит по дорожкам игрового поля машинку, а остальные дети наблюдают за его действиями. Если он нарушает предписания знака, или не посетил всех пунктов назначения, возвращается в гараж. Воспитатель объясняет ребёнку все допущенные ошибки, и ход передаётся другому. При выигрыше ребёнку предлагается другое игровое поле.

«Собери знак»

Задачи: закрепить знания детей о дорожных знаках и ПДД; развивать логическое мышление, внимательность; воспитывать культуру безопасного поведения детей на дороге и в общественных местах. [12]

Материал: в конвертах пазлы – дорожные знаки, фишки.

Описание игры: воспитатель рассаживает детей по экипажам и по общей команде (сигнал свистка) дети открывают конверты и складывают свои знаки из частей (пазлы). Через 5 - 7 минут игра прекращается. Сколько знаков собрано правильно, столько очков получает команда. Можно заработать и дополнительные очки, если игроки правильно ответят, как называется знак и какое он имеет значение. За правильный ответ воспитатель дает экипажу фишку.

«Угадай транспорт»

Задачи: закрепить представления детей о транспорте, умение по описанию узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность. [9,1.4]

Материал: картинки (карточки) с изображением транспорта.

Описание игры: воспитатель загадывает детям загадки о видах транспорта. Кто первым из детей отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победитель.

Приложение 2

Сюжетно ролевые игры

«Водители»

Задачи: Знакомить детей с работой транспорта, трудом транспортников: водитель, оператор, диспетчер, автослесарь и др. Дать знания о том, что водители перевозят большое количество пассажиров, доставляют различные грузы в города и села нашей большой страны; чтобы автомобили вышли в рейс и своевременно доставили грузы, их ремонтируют, чистят, смазывают, заправляют топливом. Расширить представления детей о труде транспортников, об общественной их значимости. Воспитывать интерес и уважение к труду транспортников, побуждать желание работать также добросовестно, ответственно, как и взрослые, заботиться о сохранности техники. Способствовать возникновению сюжетно-ролевых и творческих игр: «Уличное движение», «Водители», «Светофорчик», «Бензозаправочная станция» и других. [4]

Игровые действия: на автомобилях возят кукол, строительный материал. Водитель ведет автомобиль осторожно, чтобы не наехать на людей. Автомобили заправляют бензином, едут на стройку, сгружают строительный материал, засыпают песок. Водитель едет на зеленый свет светофора, на красный – стоит.

Водитель такси -  возит людей на работу, в театр, в кино. Водитель грузового автомобиля -  наливает бензин в машину, моет ее, ставит в гараж. Водитель автобуса -  ведет автобус осторожно, аккуратно, кондуктор продает билеты. Автобус развозит людей, куда им надо: в гости, на работу, домой. На перекрестке стоит постовой – регулирует движение. Пешеходы идут по тротуару. Дорогу переходят на зеленый свет. Для пешеходов специальный пешеходный переход

Водитель пожарного автомобиля привозит пожарных на пожар, помогает выдвигать лестницу, разворачивать пожарный рукав.

Водитель  «Скорой помощи» - помогает загружать больных в автомобиль, подает носилки, едет осторожно.

Игровые ситуации: «Веселое путешествие на автобусе», «Расчистим дороги города от снега» (снегоуборочные автомобили)

Игровой материал: дорожные знаки, кепки с трафаретами «такси», «молоко», «хлеб», «грузы», «стройка», «скорая помощь», «пожарная»,  рули разного диаметра – 5-10 шт., силуэты разных автомобилей  для одевания на шею, жезлы милицейские, автозаправочная станция из коробок, игрушки-заменители.

«На дорогах города»

Задачи: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик; воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге. [4,5]

Игровые действия: Детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место для постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим легко справятся водители на автомобилях. Дети берут автомобили и едут за стройматериалом. Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движением автомобилей управлял регулировщик. Выбираем Регулировщика. Он становится в кружок. В руках у него красный и зеленый флажки. Красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет движением.

Игровой материал:  игрушечные автомобили, флажки для регулировщика – красный и зеленый.

«ГИБДД»

Задачи: Развивать дружеское отношение друг к другу, умение распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью. Воспитывать уважение к труду работников инспекции безопасности движения, закреплять представление об их значении для жизни города, условиях труда и взаимоотношения «инспектор  — водитель», «инспектор — пешеход». Развивать диалогическую речь. [1,8]
Примерные игровые действия: определение места работы инспекторов, работа с планами; инспектор — водитель; инспектор — пешеход; оформление документов на машину; отчет инспекторов начальнику ГИБДД.
Оборудование: жезлы, свистки, дорожные знаки, светофоры, водительское удостоверение.

«Водители. Гараж»

Задачи: научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, отражать взаимоотношения между играющими. Воспитывать интерес и уважение к труду транспортников, пробуждать желание работать добросовестно, ответственно, заботиться о сохранности техники, закреплять знание правил дорожного движения. Развивать память, речь детей. [6]

Примерные игровые действия: диспетчер выдает путевые листы водителям;
водитель отправляется в рейс, проверяет готовность машины, заправляет машину;
при необходимости механиком производятся ремонтные работы; оказывает необходимую помощь товарищу; доставляет груз по назначению;
приводит машину в порядок; возвращается в гараж.
Оборудование: рули, планы, карты, схемы дорог, различные документы (права, технические паспорта автомобилей), наборы инструментов для ремонта автомобилей, дорожные знаки, светофор, страховые карточки, автомобильные аптечки, телефоны.

«Путешествие по городу»

Задачи: Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Знакомство с трудом постового. Закрепление представлений детей о труде взрослых. Воспитание уважительного отношения к труду [4]
Игровой материал: Строительный материал, игрушечные автомобили, теплоходы, набор «Дорожные знаки», рули, сумки.
Игровые роли: Полицейский, регулировщик, водители.
Описание игры: 

Начиная игру «Путешествие по городу», воспитатель прежде всего может провести экскурсию с целью ознакомления с достопримечательностями города, постройками, с работой полицейского и т. д. В группе обсудить виденное, обобщить знания, ответить на интересующие детей вопросы. Затем педагог может познакомить детей с произведениями М. Ильина, Е. Сегала «Машины на нашей дороге»; А. Соколовского «Здравствуйте, товарищ, полиционер!». Обсудить нравственный смысл деятельности людей, характер их взаимоотношений. Совместно изготовить атрибуты для игры: погоны милицейские, повязки дежурного, нагрудные (нарукавные) знаки, вывески «Полиция», «Пост ГИБДД».

Далее педагог может предложить детям соорудить постройки по представлению и образцу (рисунок, фотография, схема). Во время самостоятельной игры детей педагог учит подбирать нужный игровой и рабочий материал, договариваться о совместных играх, выполнять правила поведения в коллективной игре: делиться игрушками, играть дружно, помогать товарищу.

«Пешеходы»

Задачи: закреплять знания об обязанностях пешеходов; о том, где разрешается ходить; о правилах перехода в установленных местах; о том, что запрещается пешеходам; о классификации дорожных знаков (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные и др.) [4,8]
Игровой материал: набор дорожных знаков, пешеходных дорожек; накидки, обозначающие различные виды транспорта; иллюстрации по дорожным знакам.
Создание проблемной ситуации: 1.Дети отправились на экскурсию по городу.
Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения. 2.Что случится, если не будет дорожных знаков. Задача детей: вспомнить значение дорожных знаков.

                                                       «Пассажиры»
Задачи: Рассказать детям: о правилах поведения в общественном транспорте и обязанностях пассажиров; о том, где надо ожидать транспортное средство перед посадкой; правилах поведения в легковом автомобиле; познакомить с профессией кондуктора.
Игровой материал: шапочка кондуктора, таблички остановок.
Создание проблемной ситуации: Детей пригласили в музей.
Задача детей: подобрать безопасный способ передвижения.

Приложение3

Художественная литература

С.Михалков  «Шагая осторожно» 

Движеньем полон город:
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день и ночь горят.
Шагая осторожно,
За улицей следи —
И только там, где можно,
И только там, где можно,
И только там ее переходи!

И там, где днем трамваи.

Спешат со всех сторон,
Нельзя ходить, зевая!
Нельзя считать ворон!
Шагая осторожно,
За улицей следи —
И только там, где можно,
И только там, где можно,
И только там ее переходи!
 [14]

А.Дмоховский «Чудесный островок»

Как река, проспект широк, 
Здесь плывет машин поток. 
И хотя здесь нет ни моста, 
Ни парома на пути, 
Каждый может очень просто, 
Каждый может очень просто, 
Эту реку перейти. 

Собирается народ 
У таблички «Переход».
Пешеходов не тревожит 
Блеск огней, машин поток — 
Перейти им всем поможет, 
Перейти им всем поможет 
Пешеходный островок. 
Свет зеленый впереди — 
Не робей, вперед иди. 
Ты дошел до середины, 
Вдруг зажегся красный свет, 
Снова двинулись машины, 
Снова двинулись машины, 
И дороги дальше нет. 
Тут увидишь ты у ног, 
Этот самый островок. 
Подожди, постой до срока 
На чудесном островке, 
Он на улице широкой, 
Он на улице широкой 
Словно остров на реке. [12] 

Сергей Волков «Про правила дорожного движения».

Часть 1. «Торопыжка – пешеход»

Перед вами – Торопыжка, сорванец и шалунишка!
Он веселый, озорной, непоседливый, смешной.
Всем хорош, но вот беда – он торопится всегда!
Сидел дома Торопыжка и смотрел картинки в книжке.
Тут вдруг Машенька звонит, Торопыжке говорит:
У меня сегодня праздник, мне исполнилось шесть лет.
Приглашаю тебя в гости к нам на праздничный обед!
Мама торт мне испекла, я друзей всех позвала.
Торопыжка, приходи, не забудь - начало в три!"
Нарядился Торопыжка, надел новые штанишки.
И на день рожденья к Маше он отправился скорей,
Чтобы Машеньку поздравить самым первым из друзей!

Вот на улицу вприпрыжку выбегает Торопыжка.
По асфальту шуршат шины – едут разные машины

Есть машины легковые, по размерам небольшие.
Очень быстро они мчатся, даже птице не угнаться!

А вот это - грузовик. Он могуч, силён, как бык.
У него огромный кузов. Кузов - для различных грузов! 

Это что, велосипед? Нет дверей, кабины нет!
Лихо мчится, тарахтит, вдоль дороги он летит,

Быстрей всех машин несётся, мотоциклом он зовётся.
Сидит, как всадник на коне, водитель на его спине!

На колёсах едет дом, люди могут ездить в нём.
По бокам - большие окна, сверху - крыша, чтоб не мокнуть,
Дом автобусом зовут, у него есть свой маршрут.

Вот троллейбус, он с усами ,едет он под проводами.

Если ус вдруг соскользнёт, то троллейбус вмиг замрёт!

Дзинь-дзинь-дзинь! Что за звон? По рельсам катится вагон. 
Внутри креслица стоят, люди в креслицах сидят.
Такой вагон, запоминай, называется трамвай.

 Растерялся Торопыжка: как по улице пройти?
Пешеходы и машины у мальчишки на пути.
Он торопится, спешит и вдоль улицы бежит.
А вокруг него народ по своим делам идёт.
Тротуар - для пешеходов, здесь машинам нету хода!
Чуть повыше, чем дорога, пешеходные пути,
Чтобы все по тротуару без забот могли идти,
Чтоб машины не въезжали, пешеходов не пугали! 
И скорей по тротуару Торопыжка побежал,
По пути всех пешеходов задевал он и толкал!
Почему он всех толкает, всех локтями задевает?
Торопыжке говорят: "Перейди-ка в правый ряд!
Другим людям дай пройти, не мешайся на пути!"
Извинился Торопыжка, в правый ряд он перешёл.
И теперь идти мальчишке стало очень хорошо:
Он теперь со всеми вместе в одну сторону шагает,
Никого из пешеходов Торопыжка не толкает!
Там где движутся машины, люди не должны ходить,
Потому что очень просто под машину угодить.
На улице такое место проезжей частью называется,
И по проезжей части людям ходить строжайше запрещается!
Видишь белую полоску? Что она обозначает?
Она полосы движенья друг от друга отделяет.
Для машин есть правил много - знать их нужно на дороге!
Но есть правило одно, очень важное оно:
Все водители должны держаться правой стороны!

Возле края тротуара Торопыжка наш стоит,
На высокий дом красивый через улицу глядит.
Там цветочный магазин, на всей улице - один!
Очень хочет Торопыжка Машеньке цветы купить,
Чтоб потом, на дне рожденья, всех приятно удивить!
Как пройти через дорогу Торопыжке в магазин?
Очень, очень, очень много на его пути машин!
Может, стоит расспросить, где и как переходить?
Торопыжка не такой! Он на всё махнул рукой,
И через дорогу прямо к магазину побежал... 
В это время на дороге появился самосвал!
Шофёр мальчика увидел, самосвал остановил,
А не то бы Торопыжка под колёса угодил.
Торопыжка испугался, Торопыжка растерялся.
Говорит ему шофёр: Паренёк, ты больно скор!
Без оглядки ты бежишь - под машину угодишь!
Вот послушай, объясню я, как тебе себя вести,
Чтоб ты мог дорогу эту безопасно перейти!

Есть подземный переход - он тебя переведёт.
Видишь - знак вон там висит? Этот знак всем говорит:
"Чтоб в беду не угодить нужно здесь переходить!"
Под землёю, это ясно, идти людям безопасно.
Но дорожку под землёю не везде можно построить!

Вот обычный переход. По нему идёт народ.
Здесь специальная разметка, "Зеброю" зовётся метко!
Белые полоски тут через улицу ведут!
Знак "Пешеходный переход", где на "зебре" пешеход,
Ты на улице найди и под ним переходи!

Не дослушал Торопыжка, сразу к зебре он спешит,
Чтобы перейти дорогу... - Стой! - шофёр ему кричит.

- Ты куда так побежал? Я не всё тебе сказал:
К зебре подошёл - и жди, не спеши вперёд идти:
Ты налево погляди, если нет машин - иди.
Полдороги перейди - и немного подожди.
Вправо смотришь - нет машин, всё, шагай в свой магазин!
По дороге не несись, ты вначале оглядись,
Не спеша иди вперёд, как нормальный пешеход! 
Если будешь ты бежать, то беды недолго ждать:
Вдруг споткнёшься, упадёшь, под машину попадёшь!
А машина быстро мчится, вмиг ей не остановиться!
С добрым дядею шофёром Торопыжка попрощался,
И скорее снова к зебре он вдоль улицы помчался.
Как шофёр его учил, Торопыжка поступил:
Не бежит через дорогу, возле зебры он стоит,
И налево и направо вдоль всей улицы глядит.
Слева нет машин - вперёд Торопыжка наш идёт.
Полдороги позади, Полдороги впереди.
Торопыжка вправо смотрит, Продолжает переход.
Появляется машина и не замедляет ход!
Что же делать Торопыжке? Постоять? Назад идти?
Как с машиной разминуться и дорогу перейти? 

Вдруг он видит: на асфальте островочек нарисован.
Для спасенья пешеходов островочек этот создан.
К островочку поскорее Торопыжка подбежал,
Пока путь освободится, он спокойно подождал.
Вот, закончив переход, к магазину он идёт.

Здесь цветов красивых много - и мимоза-недотрога, 
И фиалки, и тюльпаны, и чего тут только нет!
Торопыжка выбрал Маше замечательный букет!
Но еще подарок Маше Торопыжка не купил,
И про магазин «Игрушки» он у продавца спросил.
Улыбнулся продавец: - Ах, какой ты молодец!
Чтобы в магазин «Игрушки» поскорей тебе пройти,
Через шумный перекресток тебе надо перейти!

 - Что такое "перекрёсток"? -Торопыжка размышляет.
Он с букетиком для Маши вдоль по улице шагает.
Смотрит - улица с другою впереди пересекается.
А пересеченье это перекрёстком называется! [1.1]

Сергей Волков «Про правила дорожного движения».

Часть 2. «Торопыжка переходит дорогу»

Чтобы возле перекрёстка ты дорогу перешёл,
Все цвета у светофора нужно помнить хорошо
Загорелся красный свет - пешеходам хода нет!
Жёлтый - значит подожди, а зелёный свет - иди!

Торопыжка торопился, он про правила забыл
И на красный свет помчался, побежал что было сил.
Закричали пешеходы: - Мальчуган, куда бежишь?
Ты же так легко и просто под машину угодишь!
Чтобы время перехода мог ты правильно узнать,
У большого светофора надо маленький искать.
Посмотри-ка, у него есть два глазика всего:
Если красный глаз горит, человечек в нём стоит.
Значит, надо переждать, у дороги постоять.
Светофор свой цвет меняет, глаз зелёный зажигает.
Человечек в нём идёт - всё, свободен переход! 
Вот зелёный человечек загорелся впереди.
Торопыжка перекрёсток наконец-то смог пройти.
В детский магазин «Игрушки» Торопыжка забегает.
Надо поспешить мальчишке, а не то он опоздает!
И купил там Торопыжка Машеньке в подарок мишку! 
И с цветами, и с подарком он по улице идёт.
Правил много теперь знает образцовый пешеход! 
Вдруг какая-то машина замигала огоньком,
Ход замедлила, свернула в переулок за углом.

Торопыжка удивился, вовремя остановился,
Дал машине повернуть, а  потом продолжил путь.
Если сбоку у машины огонёк мигать начнет,
Это значит, что машина в эту сторону свернёт!

Видит новый перекрёсток Торопыжка впереди.
Знает он теперь что делать, легко сможет перейти.

Только возле перекрёстка Торопыжка увидал:
Светофор здесь почему-то  жёлтым глазиком мигал!  
Значит, сломан светофор? Значит, будет здесь затор?
Нет, не сломан, всё в порядке! -Торопыжке объясняют.
Просто светофор отключен, жёлтым светом он мигает!

Здесь машин немного ездит, но ты всё же не забудь:
Переходишь перекрёсток - повнимательнее будь!
Перекрёсток Торопыжка переходит, не спешит,
А потом он что есть духу вдоль по улице бежит.
Очень медленно пешком мы по улице идем.
Хочешь двигаться быстрей - так в автобус сядь скорей!
Вот автобус показался, видно, что места в нём есть,
Но не знает Торопыжка, где ему в автобус сесть.

У дороги Торопыжка замечает павильон
Без дверей, зато есть крыша, от дождя спасает он.
Это место - остановка, люди здесь автобус ждут.

А когда придёт автобус, остановится он тут.

Ну а рядом знак висит, этот знак всем говорит:
«Хочешь ехать - подходи! Нет? Тогда пешком иди!»
Торопыжка к остановке торопливо подошёл
И в поъехавший автобус в дверь открытую вошёл!
Вот закрыл автобус двери и по улице несётся.
Кто в его салоне едет, пассажиром тот зовётся!
А для пассажиров тоже правил всяких есть немало.
Соблюдать их каждый должен, а не ездить как попало!
Надо проходить вперед, не задерживать народ,
Возле двери не стоять, выходящим не мешать.
И за поручни держаться, стоять прямо, не кривляться,
Старшим место уступать - старших нужно уважать!
Весело автобус ехал, а потом остановился.
- Что такое? Что случилось? - Торопыжка всполошился.
Впереди на перекрестке вдруг затор образовался.
Торопыжке интересно, он к окошку перебрался.
Видит: множество машин, в центре дяденька один.
Он в фуражке, в сапогах, держит палочку в руках.
Своим жезлом полосатым быстро крутит, ну и ну!
Пешеходы и машины подчиняются ему!
Для чего движенья эти? Торопыжка их не знает.
Старичек с седой бородкой Торопыжке объясняет:
- Вот смотри: регулировщик может руки опустить,
Значит, спереди и сзади можно нам переходить!
Правая рука вперед - за спиной народ идет,
А вверх правая рука - надо постоять пока!
Тут автобус перекрёсток переехал, и опять
За окном дома, деревья стали весело мелькать. 
Неожиданно автобус снова замедляет ход.
В чём же дело? Что случилось? Торопыжка не поймёт.

Видит - сбоку знак висит, знак шофёрам говорит:
«Тут помедленней езжайте, школа здесь, не забывайте!»
Самый главный знак на свете - «Осторожно, рядом дети!»

Вдруг автобус очень резко на дороге тормозит,
Кое-кто из пассажиров Просто кубарем летит!
На дороге впереди - два мальчишки лет пяти!
Посреди проезжей части они в мяч играть решили.
Просто чудо, что машины сорванцов не задавили!
Из автобуса сердито шалунам кричит шофёр:
- Ну-ка, марш с проезжей части!
В парк идите, в сквер, во двор!
Торопыжка теперь знает - на дороге не играют!
Это всем должно быть ясно - здесь играть очень опасно!
У метро большой автобус завершает свой маршрут.
Торопыжка идёт к двери - он, как все, выходит тут.
Теперь к метро ему идти, но вот преграда на пути:
Автобус надо обойти, через дорогу перейти.
На тротуаре Торопыжка стоит, не знает, как же быть.
Тут из школы первоклассник, решил помочь и научить:

- Чтобы не попал в беду ты,ты запомни так пока:
Обходи трамвай - как лошадь, а автобус - как быка!
Чтобы лошадь не лягнула, чтобы бык не забодал,
Чтобы ты вдруг под колеса, под машину не попал!

Торопыжка свой автобус сзади смело обошёл
И к метро с большою буквой «М» на входе подошёл.

Вот у доброй тёти в кассе он один билет купил
И, зажав его в ладошке, к турникету поспешил!
Чтобы турникет пройти, в него билетик опусти.
Потом слева обойди, к эскалатору иди.

Что такое эскалатор? Нет, совсем не экскаватор!
Это - чудо-лестница, лестница-чудесница!
На лестнице стоит народ, и всех та лестница везет!
Эскалатор Торопыжку вниз на станцию отвёз,
Уже слышит Торопыжка  шум вагонов и колес.

Словно в сказочный дворец входит Торопыжка!
Очень станция красива, нравится мальчишке!

Вот и поезд подъезжает. Торопыжка поспешил
И в последнее мгновенье  в двери лихо заскочил!
Ему люди говорят: - Это что за детский сад?!
Вдруг бы дверь тебя прижала? Ведь тебе бы больно стало!

Если ты не успеваешь в двери поезда войти, 
Ты постой одну минутку, другой поезд подожди!
Тут до нужной остановки Торопыжка доезжает,
Эскалатор Торопыжку вверх, на землю, поднимает.
Да, сегодня Торопыжка много нового узнал
Про дороги, перекрёстки, мотоцикл и самосвал.
Подарил он Маше мишку и цветы ей подарил.
Вежливо поздравить Машу Торопыжка не забыл.
И потом на дне рожденья Торопыжка не молчал,
Он про правила движенья всем подробно рассказал!
Чтобы правила движенья все детишки знали,
Чтоб на улице они все их выполняли! [1.1]

С.Михалков « Велосипедист»

На двух колесах

Я качу.

Двумя педалями

Верчу.

За руль держусь,

Гляжу вперед -

Я знаю:

Скоро поворот.

Мне предсказал

Дорожный знак:

Шоссе

Спускается в овраг.

Качусь

На холостом ходу,

У пешеходов

На виду.

Лечу я

На своем коне.

Насос и клей

Всегда при мне.

Случится

С камерой беда -

Я починю ее

Всегда!

Сверну с дороги,

Посижу,

Где надо -

Латки положу,

Чтоб даже крепче,

Чем была,

Под шину

Камера легла.

И я опять

Вперед качу,

Опять

Педалями верчу.

И снова

Уменьшаю ход -

Опять

Налево поворот[14]

С.Маршак  «Пострадал он не в атаке»

Правил уличных не зная,

 Бойкий и весёлый

 Ехал мальчик на трамвае

 Из 20-й школы.

Подкатил к своим воротам

 Он без пересадки.

 И пред самым поворотом

 Соскочил с площадки.

Спрыгнул с ловкостью матроса,

 Но попал с разгона

 Под передние колёса

 Заднего вагона.

Пострадал он не в атаке,

 Не в огне сражения.

 Пусть запомнит школьник каждый

 Правила движения.

- Ребята, чтобы не случилось с вами такого, помните!

Если ты спешишь в пути

 Через улицу пройти

 Там иди, где весь народ

 Где есть надпись «переход».

Если ты спешишь домой

 Не беги по мостовой

 Не цепляйся за трамвай

 И другим не разрешай.

Если ты спешишь в пути

 Через улицу пройти

 Не ступай на дорогу смело,

 Посмотри сперва налево.

Как дойдёшь до середины,

 А отсюда с половины

 Помни Таня, Юра, Слава,

 Что смотреть надо на право.

Ты спешишь на стадион,

 Не цепляйся за вагон.

 За машиной не гонись

 От увечья берегись![1.2]

Я. Пишумов «Постовой»

Посмотрите:
Постовой
Встал на нашей мостовой.
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
Вы видали? Вы видали?
Все автомобили сразу встали, 
дружно встали в три ряда
и не едут никуда.
Не волнуется народ, через улицу идёт.
И стоит на мостовой, как волшебник, постовой.
Все автомобили одному
Подчиняются ему. [1.4]

С.Михалков «Бездельник светофор»

В лесу, где все без правил
Ходили до сих пор,
Однажды появился
Дорожный светофор.
Откуда-то с дороги
Принёс его Медведь.
И звери прибежали
На технику смотреть.

И первым начал Ёжик:
– Какая ерунда!
Нужны для светофора
И ток, и провода.
А если он не будет
Как следует гореть,
То нам на эту штуку
Не стоит и смотреть!

– Я с Ёжиком согласен! –
Сказал зевая Волк. –
– А если б он работал,
Какой в нём был бы толк?
Когда гоню я зайца,
Мне просто смысла нет
Бежать на свет зелёный,
Стоять на красный свет!

– И я, – сказал Зайчишка, –
Когда уже бегу,
Следить за светофором,
Простите, не могу!

– У нас, – Лиса сказала, –
Порядки здесь свои,
И нам на перекрёстке
Не нужен пост ГАИ!

– Мне тоже он не нужен! –
Сказал из норки Крот, –
Я сам себе пророю
Подземный переход!

Услышав под собою
Разумные слова,
– Я вообще летаю! –
Прогукала Сова. –
И мне совсем не нужно
На красный свет глядеть,
Когда я перекрёсток
Могу перелететь.

Осталось всё, как было.
Шумит дремучий бор.
Качается на ёлке
Бездельник-светофор…

Но мы с тобой не зайцы,
Не волки и кроты –
Хожу я на работу,
И в школу ходишь ты.
А мимо мчат машины,
Стальные муравьи.
И нам на перекрёстках
Нужны посты ГАИ!
Они нам помогают,
Нас учат с малых лет
Шагать на свет зелёный,
Стоять на красный свет.
 [14]

Стихотворение О. Бедарева “Если бы...”

Идет по улице один

Довольно странный гражданин.

Ему дают благой совет,

– На светофоре красный цвет.

Для перехода нет пути

Сейчас никак нельзя идти!

–Мне наплевать на красный цвет!

Промолвил гражданин в ответ.

Он через улицу идет

Не там, где слово “Переход”,

Бросая грубо на ходу:

– Где захочу, там перейду!

Шофер глядит во все глаза:

Разиня впереди!

Нажми скорей на тормоза –

Разиню пощади!..

А вдруг бы заявил шофер:

“Мне наплевать на светофор!”

И как попало ездить стал?

Ушел бы постовой с поста?

Трамвай бы ехал, как хотел?

Ходил бы каждый, как умел?

Да... Там была бы улица,

Где ты ходить привык,

Невероятные дела произошли бы вмиг!

Сигналы, крики, то и знай:

Машина – прямо на трамвай.

Трамвай наехал на машину,

Машина врезалась в витрину...

Но нет, стоит на мостовой

Регулировщик – постовой. [1.1]

А. Дорохов «Подземный ход»

В самом центре Москвы есть большая площадь. Она называется площадью Дзержинского. С трех сторон площади — выходы из метро. Народ оттуда валом валит. Тут же и громадный универмаг «Детский мир», в котором всегда полно покупателей.

Целый день не прекращается поток людей от метро к универмагу и обратно. Подсчитано: за один только час здесь проходит больше двадцати тысяч человек. Но ведь площадь не пустая — на ней полно автомобилей. За тот же час их здесь проезжает иной раз больше четырех тысяч.

Когда-то   не   этой   площади   непрерывно   возникали   заторы   и   пробки.   Весь день  не  умолкали  свистки  регулировщиков.  То  автомобили   не  давали   пешеходам  пересечь  площадь,   то  вереницы  пешеходов  задерживали  автомобили. А   сейчас   люди   и   машины   друг   другу   не   мешают.   По   правде   говоря, людей на площади и вовсе не видно. Где же они?

Для пешеходов под площадью прорыли несколько подземных ходов, несколько туннелей. С любого тротуара можно спуститься в просторный светлый туннель и пройти по нему в метро или в «Детский мир».

В Москве уже множество таких подземных ходов, и приходится строить все новые и новые. Уж очень много в столице автомобилей, а скоро будет гораздо больше.

Пешеходные туннели прокладывают и в других городах страны: в Ленинграде, Киеве, Минске, Тбилиси, Баку. [1.2]

Берестов «Это еду я бегом»

Мчат колеса по дороге. 
Над дорогой мчатся ноги. 
Это еду я бегом! 
Это я бегу верхом! 
Я и сидя бегу! 
И сижу на бегу! 
И машину качу, и качусь, 
Куда хочу! [1.4]

Я.Пишумов «Дорожная азбука»

Город, в котором с тобой мы живем,

Можно по праву сравнить с букварем.

Вот она азбука, над головой

Знаки развешены над мостовой

Азбука улиц, проспектов, дорог –

Город все время идет на урок.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда!

                                       Сергей Михалков «Одна рифма»

Шел трамвай десятый номер
По бульварному кольцу.
В нем сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Пионеру Николаю
Ехать очень хорошо.
Он сидит на лучшем месте -
Возле самого окна.
У него коньки под мышкой:
Он собрался на каток.
Вдруг на пятой остановке,
Опираясь на клюку,
Бабка дряхлая влезает
В переполненный вагон.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Николай сидит скучает,
Бабка рядышком стоит.
Вот вагон остановился
Возле самого катка,
И из этого вагона
Вылезает пионер.
На свободное местечко
Захотелось бабке сесть,
Оглянуться не успела -
Место занято другим.
Пионеру Валентину
Ехать очень хорошо,
Он сидит на лучшем месте,
Возвращается с катка.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Валентин сидит скучает,
Бабка рядышком стоит.
Этот случай про старушку
Можно дальше продолжать,
Но давайте скажем в рифму:
- Старость нужно уважать!
 [14]

Р. Фархади «Светофор»

У любого перекрёстка
Нас встречает светофор
И заводит очень просто
С пешеходом разговор.
Свет зелёный проходи!
Жёлтый – лучше подожди.
Если свет зажёгся красный,
Значит двигаться опасно!
Стой!Пускай пройдёт трамвай,
Наберись терпения
Изучай и уважай
Правила движения! [17]

Загадки

Близко – широка,
издалека – узка. 
(Дорога)
Три разноцветных круга
Мигают друг за другом.
Светятся, мигают –
Людям помогают. 
(Светофор)

Железная сова 
На ветке, у дороги,
Три глаза разноцветных
Смотрят очень строго. 
(Светофор)
Ночь темна. Уж солнца нет.
Чтобы ночь пришла без бед,
Нужен людям маячок –
Одноногий светлячок. (Фонарь)

Там, где сложный перекресток,
Он – машин руководитель.
Там, где он, легко и просто,
Он для всех – путеводитель. 
Кто это? 
(Регулировщик)
Что за лошадь, вся в полоску,
На дороге загорает?
Люди едут и идут,
А она – не убегает. 
(Пешеходный переход)
Железные звери 
Рычат и гудят.
Глаза, как у кошек,
Ночами - горят. 
(Автомобили)
Его работа – пять колёс,
Другого не дано:
Под ним четыре колеса,
В руках – ещё одно. 
(Водитель) 

Полосатая указка,
Словно палочка из сказки. 
(Жезл)
Что за зебра без копыт:
Не под нею пыль летит,
А над нею вьюга пыли
И летят автомобили. 
(Пешеходный переход) 

Впереди и сзади,
И по бокам - окошки.
Что за странный домик
На округлых ножках? 
(Автомобиль) 
Полосатые лошадки 
Поперёк дорог легли- 
Все авто остановились, 
Если здесь проходим мы. 
(Наземный пешеходный переход) 
Какой свет нам говорит: 
«Проходите – путь открыт» 
(Зеленый) 

Какой свет нам говорит: 
«Вы постойте – путь закрыт!» 
(Красный) 

Эту ленту не возьмешь

И в косичку не вплетешь.

На земле она лежит,

Транспорт вдоль по ней бежит.

(Дорога)

Никогда я не сплю,

На дорогу смотрю.

Подскажу, когда стоять,

Когда движенье начинать.

(Светофор)

Тут машина не пойдет.

Главный здесь – пешеход.

Что друг другу не мешать,

Нужно справа путь держать.

(Тротуар)

Что за транспорт такой

Что везет тебя домой.

Он бежит туда-сюда,

 Упираясь в провода.

(Троллейбус)

Под ногами у Сережки

Полосатая дорожка.

Смело он по ней идет,

А за ним и весь народ.

(Наземный пешеходный переход) 

На обочинах стоят,

Молча с нами говорят.

Всем готовы помогать.

Главное – их понимать.

 (Дорожные знаки)

Две дороги долго шли

И друг к дружке подошли.

Ссориться не стали,

Пересеклись и дальше побежали.

Что это за место, Всем нам интересно.

(Перекресток)

Наш автобус ехал-ехал,

И к площадочке подъехал.

А на ней народ скучает,

Молча транспорт ожидает.

(Остановка)

Двух колес ему хватает,

И мотор не подкачает.

Нужно только завести –

И счастливого пути!

(Мотоцикл)

Это что за магазин?

Продается в нем бензин.

Вот машина подъезжает,

Полный бак им заливает.

Завелась и побежала.

Чтоб другая подъезжала.

(Заправочная станция)

У строителей в почете

Этот умный грузовик.

Он почти всегда в работе,

Отдыхать он не привык.

Привезет и сам разгрузит

Щебень, гравий и песок,

А потом спешит обратно

Как бы не был путь далек.

(Самосвал)

Рядышком с шоссе лежит,

По ней транспорт не бежит.

Ну а если вдруг беда,

То съезжают все сюда.

(Обочина) [1.2,1.3]



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной музыкально-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Музыкальный альбом"

В методической разработке  представлен опыт работы музыкального руководителя дошкольного учреждения по использованию информационно-коммуникационных технологий в совместной музыкально-...

Методическая разработка совместной музыкально-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"Музыкальный альбом"

"Музыкальный альбом" - методическая разработка совместной музыкально-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Цель данного мероприятия - выполнение детьми различных видов м...

Методическая разработка проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Даже в сказке, без сомнения, полезны правила поведения»

Данная методическая разработка предполагает интеграцию следующих образовательных областей – «социализация», «коммуникация», «чтение художественной литературы, «труд».При проведении НОД по теме...

Методическая разработка. Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.С использованием мнемотехники и презентации. Тема: «Транспорт разный есть на свете»

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о видах транспорта.Задачи:I.Познавательные:1.      Продолжать учить классифицировать транспорт по видам (водный, воздушный, на...

Методическая разработка проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Птицы нашего края»

При проведении НОД по теме  «Птицы нашего края» решаются следующие задачи:          1. Развивать речевую  активность, зрительное восприятие и внимание, тво...