Тренинг для педагогов «Развитие коммуникативных умений воспитателя»
методическая разработка

Богданова Ольга Станиславна

Цель:

1.Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.

 

2.Проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя: направленность знания, способности, техника.

 

3.Тренировка профессионально-педагогических особенностей внимания, наблюдательности, воображения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_kommunikatsiya_dlya_pedagogov.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Богданова Ольга Станиславна

 Педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 9» Энгельсского муниципального района Саратовской области

 

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

 «Развитие коммуникативных умений воспитателя».

Цель:

1.Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.

2.Проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя: направленность знания, способности, техника.

3.Тренировка профессионально-педагогических особенностей внимания, наблюдательности, воображения.

СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГА.

   Психологическая настройка на умение управлять своим творческим самочувствием. Группе предлагается два упражнения, которые выполняются коллективно всеми воспитателями в быстром темпе.

   Упр.№1. «УДОБНОЕ СРЕДСТВО».

Прослушать магнитофонную запись музыкального оформления, свои мысли и чувства выразить в рисунке, написать короткий рассказ или разыграть.

   Упражнение активизирует внимание, фантазию, воображение.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА.

   Управление своим эмоциональным миром (состоянием).

   Упр.№1. «ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА».

Войти в группу (зал) в образе заведующей, методиста. Проследить, как меняется внутренний настрой.

   Упр.№2. «МИКРОПРЕПОДАВАНИЕ».

Управление собой в ситуации «Дети поговорим о…………»

В ходе проведения микропреподавания слушателям необходимо записать, какое состояние испытывает выступающий воспитатель перед аудиторией. Выступавшему воспитателю описать свое физическое и психическое состояние во время микропреподавания.

Сравнивается самоотчет выступавшего и отчет слушателей.

РАЗВИТИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ.

   Упр.№1. «ПЕРЕДАЕМ ПРЕДМЕТЫ».

Невербально по кругу воображаемый передать предмет. Тот, кому это передается, должен соответственно принять его и передать далее.

   Упр.№2. «ВОЙДИ В КРУГ».

Все воспитатели стоят в кругу. Один вне круга. С помощью невербальных средств надо попытаться войти в круг. Упражнение выполняется быстро. Испробовать предлагается всем.

   Упр.№3. «СДЕЛАЙ ПОДАРОК».

Все сидят в кругу. По очереди предлагается сделать подарок кому-то из членов коллектива. Выполняется невербально.

   Упр.№4. «ПРОДЕМОНСТРИРУЙТЕ ВАШ ВЗГЛЯД НА РЕБЕНКА»:

- с укоризной;

- с настойчивым запретом;

- с безмерным удивлением;

- с гневом;

- с ожиданием дальнейших действий.

РЕЧЬ И КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ.

   Упр.№1. «ПРОИЗНЕСИ ТЕКСТ».

«ОДНАЖДЫ В СТУДЕНУЮ ЗИМНЮЮ ПОРУ………………………»:

- шепотом;

- с максимальной громкостью;

- волнообразно;

- как будто вы страшно замерзли;

- как будто у вас горячая картошка во рту;

- как 5-ти летняя девочка.

   Упр.№2. «ПРИВЕТСТВИЕ».

Поприветствуйте ребят словом «ЗДРАВСТВУЙТЕ!» с 10-ю оттенками:

- страха;

- удовольствия;

- дисциплинированности;

- удивления;

- упрека;

- радости;

- неудовольствия;

- достоинства;

- иронии;

- безразличия.

«СЧАСТЬЕ - КОГДА ТЕБЯ ПОНИМАЮТ».

   Упр. «Проведение беседы с родителями или ребенком».

Воспитателям предлагаются карточки с педагогическими ситуациями для решения, которых необходима беседа или с родителями или с ребенком.

СИТУАЦИЯ:

- РЕБЕНОК ВАШЕЙ ГРУППЫ УДАРИЛ ДРУГОГО, С КОТОРЫМ ИГРАЛ. ВЫ ВОСПИТАТЕЛЬ. ВАШИ ДЕЙСТВИЯ.

СИТУАЦИЯ:

- ВЫ СТАЛИ ВОСПИТАТЕЛЕМ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ. ВЫ ПЕРВЫЙ РАЗ В ЖИЗНИ ИДЕТЕ В СЕМЬЮ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА С УСЛОВИЯМИ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА. ВАШИ ДЕЙСТВИЯ.

   Упр. «Родились три ребенка».

Необходимо 3 участника. Родились 3 ребеночка. Дети растут, начинают сначала ползать, затем ходить, бегать. Взрослые начинают запрещать: «Не бегай»- участникам завязываем ноги (платком, шарфом). Дети начинают говорить, кричать и т.д.- взрослые: «Не кричи, помолчи»- завязываем рот. Дети начинают исследовать окружающий мир: брать, хватать предметы, вещи и др.- взрослые: «Не хватай, не трогай»- завязываем руки. Дети начинают смотреть телепередачи, слушать музыку и т.д.- взрослые: «Не смотри, не слушай»- завязываем уши. И еще установка «Не чувствуй»- завязываем сердце. А ТЕПЕРЬ ИДИТЕ- ЖИВИТЕ ТАК. Наблюдение за происходящим: кто-то начинает выпутываться, бороться, кто-то стоит на месте и т.д. Постараться почувствовать, что происходи. Выслушать, что чувствовали участники, пока были связаны и что чувствовали наблюдатели, что хотелось сделать?

Необходимо использовать методику «Я - высказывание». Выказывать чувства спокойно, без особых претензий. Не употреблять отрицательных утверждений.

Я - ВИЖУ………

Я - ЧУВСТВУЮ………

Я - ХОЧУ………

Пример. «Я вижу, вы здесь повеселились и оставили посуду не вымытой. Я чувствую обиду и раздражение, так как я устала и хотела бы отдохнуть, а не мыть сейчас посуду. Я хочу, чтобы ты через 5 минут вымыла посуду».

 

  Упр. «25 УДОВОЛЬСТВИЙ».

В течение 3, максимум 5 минут необходимо перечислить то, что доставляет вам удовольствие.

   Упр. «О КОМ ВЫ ЗАБОТИТЕСЬ?»

Перечислить тех, о ком вам приходиться заботиться.

Вспомнить, что понравилось, что запомнилось, какие чувства испытывали.

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ.

Список используемой литературы:

  1. Монина Г.Б., Лютова- Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СП б.: Издательство «Речь», 2007.
  2. Психогимнастика в тренинге/ Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.:Речь; Институт Тренинга, 2001.
  3. Рабочая книга практического психолога / Н. Н. Ежова. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 196 с.: ил. – (Психологический практикум).
  4. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологический тренинг "Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями"

Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями....

Тренинг для педагогов Тема: «Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов»

Цель нашего занятия - тренинга: саморазвитие, развитие умения слышать других, ведь эффективное взаимодействие зависит именно от умения слышать друг друга....

Тренинг "Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями"

Традиционные собрания не могут в достаточной степени создать условия для полной вовлеченности родителей в педагогический процесс.  Назрела пора создать новую философию взаимодействия ДОУ с семьей...

Тренинг с педагогами развитие коммуникативных навыков

Одним из способов взаимодействия взрослого и ребёнка в самостоятельной деятельности является организация игр, направленных на развитие его коммуникативных навыков....

Тренинг педагога-психолога для педагогов: «Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов»

Освоение педагогами приемов эффективного общения через игровые методы обучения и технику активного слушания, отработка навыков понимания себя, других людей, а также взаимоотношений между людьми....

тренинг с педагогами "Развитие коммуникативно-речевых умений у дошкольников"

laquo;Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения»....