Тренинг с педагогами развитие коммуникативных навыков
консультация

Варюхина Людмила Алексеевна

Одним из способов взаимодействия взрослого и ребёнка в самостоятельной деятельности является организация игр, направленных на развитие его коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_s_pedagogami_razvitie_kommunikativnyh_navykov.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 53 комбинированного вида

ДОКЛАД

на тему:

 «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников»

(тренинг с педагогами)

Подготовила:

                          Воспитатель Варюхина Л.А.

Одним из способов взаимодействия взрослого и ребёнка в самостоятельной деятельности является организация игр, направленных на развитие его коммуникативных навыков.

Вопрос развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста кажется мне на сегодняшний момент сверхактуальным и вот почему… Наблюдая изо дня в день общение детей в группах детского сада, я поняла всю важность проблемы их межличностных отношений. Развитие коммуникативных навыков у детей. С чем это связано?

Современное воспитание носит не общественный характер, а индивидуальный. Личностно-ориентированный подход, применяемый без ограничений, приводит к формированию бескультурного поведения, которое доставляет много проблем как окружающим, так и самому ребёнку.

Индивидуализм мешает ребёнку научиться строить гармоничные отношения с окружающими людьми. Без понимания другого, без учёта его интересов и потребностей невозможна совместная деятельность, полноценное общение со сверстниками.

Всё чаще дети любят играть самостоятельно, изолированно от других, многих сверстники не принимают в свои игры, есть дети, которые умеют общаться только с взрослыми. Воспитанный «для себя» ребёнок остаётся сам с собой и страдает от этого.

Среди проблемных форм межличностных отношений выявлены следующие формы:

- агрессивность;

- обидчивость;

- застенчивость;

- замкнутость;

- демонстративность.

Все формы объединяют свойства – неумение видеть и понимать другого, неумение общаться, порою даже просто вступить в контакт с другими детьми, с взрослым.

В связи с этим мне бы хотелось построить наше общение в виде тренинга таким образом, чтобы всё, о чём здесь будет говориться, вы могли бы пережить и прочувствовать сами с позиции ребёнка.

За основу своей работы я взяла систему игр, разработанную известным детским психологом Еленой Олеговной Смирновой. Программа проста и не требует специальных условий. Состоит из семи этапов, каждый из которых имеет свои цели и задачи. Предлагаю рассмотреть её в действии.

1 этап: общение без слов

Задача: перейти к непосредственному общению, отказаться от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило для всех игр – запрещение разговоров между детьми.

Для активизации внимания и сосредоточенности друг на друге предлагаю выполнить упражнение «Хлопок». Представим себе, что у каждого в ладони ваше приветствие. Выбирая глазами того, кому хотите подарить ваше приветствие, вы передаёте ему хлопок. Ваш партнёр должен поймать хлопок и передать его другому.

Игры: «Волны», «Жизнь в лесу», «Ожившие игрушки».

2 этап: внимание к другому

Задача: отвлечь детей от фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников.

Игра «Зеркало»

Дети встают в круг, берутся за руки, водят хоровод, пока играет музыка. Выбирается водящий. Водящий подходит к одному из участников игры и показывает любое движение, которое тот должен повторить. Если всё выполнено правильно и точно, водящий меняется местами с игроком и игра продолжается.

Игры: «Эхо», «Испорченный телефон», «Передай движение», «Разговор сквозь стекло», «Радио».

3 этап: согласованность действий

Задача: научить ребёнка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

Игра «Клеевой дождик»

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия: подняться и сойти со стула, обогнуть «широкое озеро», пробраться через «дремучий лес», прятаться от «диких животных». На протяжении всей игры дети не должны отцепляться друг от друга.

Игры: «Сороконожка», «На тропинке», «Мостик», »Лабиринт», «Путанка».

4 этап: общие переживания

Задача: ощущать единство с другими, разрушать отчуждение, снимать защитные барьеры, поддерживать друг друга.

Игра «Шторм»

Для игры необходим большой кусок ткани, чтобы им можно было накрыть детей. Взрослый собирает детей вокруг себя и говорит: «Беда тому кораблю, который окажется в море во время шторма: огромные волны грозят перевернуть его, а ветер швыряет корабль из стороны в сторону. Зато волнам в шторм – одно удовольствие: они резвятся, гудят, соревнуются между собой, кто выше поднимется. Давайте представим, что вы – волны. Вы можете радостно гудеть, зловеще шипеть, поднимать и опускать руки, поворачиваться в разные стороны, меняться местами… Но следите за тем, чтобы вы все остались под водой». Взрослый вместе с детьми забирается под ткань, прыгает, шумит, гудит, машет руками.

Игры: «Верхолазы», «Актёры», «Курица с цыплятами».

5 этап: взаимопомощь в игре

Задача: создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости; развитие взаимопомощи, проявление сопереживания и сорадования.

Игра «Бабушки и дедушки»

Взрослый делит детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Бабушки и дедушки очень старенькие и ничего не видят и не слышат. Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого – перейти улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести бабушек и дедушек через дорогу так, чтобы их не сбила машина.

Улицу изображают мелом на полу. Несколько детей играют роль машин и бегают по улице туда-сюда. «Поводырям» нужно перевести «старичков» через дорогу, показать доктору (роль доктора исполняет один из детей, купить лекарство, привести по той же дороге домой.

Игры: «Живые куклы», «День помощника».

6 этап: добрые слова и пожелания

Задача: научить детей видеть и отмечать положительные качества и достоинства других детей, радоваться вместе с ними, делать сверстникам комплименты, говоря им свои пожелания.

Игра «Комплименты»

Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно! » Затем он делает комплимент другому соседу. Игра проводится по кругу.

Игры: «Пожелания», «Я хотел бы быть таким (умным, красивым, радостным, как ты», «Царевна Несмеяна».

7 этап: помощь в совместной деятельности

Задача: воспитывать умение делиться со сверстниками, помогать ему в совместной деятельности, способность принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху.

Игра «Закончи рисунок»

Дети сидят в кругу. У каждого набор фломастеров или карандашей, листок бумаги. Воспитатель говорит: «Сейчас все вы начнёте рисовать свою картинку. По моему хлопку прервёте рисование и отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервётся и отдаст её своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начали рисовать, не вернётся к вам». После того, как картинки обошли полный круг, можно обсудить, что в результате получилось, и кто что рисовал.

Таким образом, в результате моей работы я надеюсь, что дети научатся не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и приобретут умение внимательно и активно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей, а также научатся осознавать свои особенности и особенности других людей, и будут учитывать их в ходе общения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг с родителями "Развитие коммуникативных навыков у детей"

Тренинг для развития коммуникативных навыков у дошкольников....

Консультация для педагогов «Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста средствами LEGO конструирования»

Консультация для педагогов «Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста средствами LEGO конструирования»...

Тренинг для педагогов «Развитие коммуникативных умений воспитателя»

Цель:1.Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении. 2.Проверка уровня развития профессионально значимых свойств...

Тренинг педагога-психолога для педагогов: «Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов»

Освоение педагогами приемов эффективного общения через игровые методы обучения и технику активного слушания, отработка навыков понимания себя, других людей, а также взаимоотношений между людьми....

Мастер-класс для педагогов «Развитие коммуникативных навыков с использованием технологии ТРИЗ».

Мастер-класс для педагогов «Развитие коммуникативных навыков с использованием технологии ТРИЗ»....

тренинг с педагогами "Развитие коммуникативно-речевых умений у дошкольников"

laquo;Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения»....