Консультация для педагогов «Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста средствами LEGO конструирования»
консультация по конструированию, ручному труду

Коваль Ольга Владимировна

Консультация для педагогов «Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста средствами LEGO конструирования»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx15.7 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время происходит пересмотр основных принципов дошкольного образования. Дети стремятся к познанию окружающей их действительности, интересуются всем неизвестным, задают много вопросов, рассуждают, ищут разные способы решения проблемных ситуаций. Современные дети с легкостью осваивают компьютер и другие информационнокоммуникативные средства, сейчас традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Считаю, что педагог и сам должен обучаться современным методам и технологиям, используя это в процессе работы. К одному из таких современных методов относится - совместная (дошкольники, педагоги и родители)деятельность – LEGO конструирование. LEGO конструирование легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности. Перед собой поставила задачу – развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста средствами LEGO конструирования. Конструктор LEGO выбран не случайно, LEGO в переводе обозначает «умная игра», представляющий большие возможности для творчества. Работу начали со второй младшей группы с развивающим комплектом LEGO DUPLO «Дочки – матери» для обыгрывания бытовых сюжетов. В него входят куклы, изображающие детей разных национальностей, мебель и посуда, и другие детали. Для работы создали необходимые условия – это хорошее освещение, контейнеры для хранения деталей. Родители помогли в оформлении пособий. Появились яркие ширмы для игры с LEGO конструктором, красивое постельное белье, скатерти, одежда для кукол. Дети сами выбрали для кукол имена Таня, Маша, Петя, Саша и договорились называть двух маленьких пупсиков Малышами. Решая задачу развития коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни, разработала несколько игр и игровых ситуаций с использованием LEGO конструктора, которые использую в совместной деятельности с детьми. Дети продолжают узнавать названия новых предметов и объектов. В совместной деятельности с детьми использую ситуации, которые позволяют обеспечить достаточно богатый бытовой словарь ребенка младшего дошкольного возраста. Например, ситуация «Знакомство с куклой Таней», в которой кукла называет свое имя и свои имена называют дети. «Таня купается», «Таня умывается» через эти ситуации активизируется словарь детей, они учатся правильно называть туалетные принадлежности и действия с ними. «Саша убирает игрушки» в этой игровой ситуации закрепили название игрушек и действий с ними. Обыгрывание таких простых ситуаций помогло в решении вопроса помощи детей в уборке игрушек в группе. В ситуациях «Уложим Малыша спать», «Малыш проснулся», «Оденем Малыша на прогулку», «Научим Таню убирать одежду» закрепили знание предметов, одежды, обуви, способов их использования и действий с ними, аккуратного обращения с вещами, воспитание культурно – гигиенических навыков. В процессе работы с детьми по теме «Мебель» обыгрывали ситуацию «Семья переезжает на новую квартиру», в которой научились называть новые предметы мебели, повторили те, которые дети уже знают и называют. «У Пети день рождения» в этой игровой ситуации закрепили название предметов посуды. В данном возрасте дети осваивают видовые обобщения. Такие игровые ситуации помогают детям объяснять, почему игрушечную, и синюю, и большую чашки можно называть одним словом. Процесс освоения видового обобщения способствует развитию операции сравнения, обобщения, развивает способность к установлению причинно – следственных связей. Совершая обследовательские действия с предметами и куклами из конструктора LEGO DUPLO дети, узнают такие качества предметов, как твердость или мягкость, гладкость или шероховатость, тяжелый или легкий предмет. Наблюдается существенное обогащение и активизация словаря детей, активно развивается способность рассуждать. Для создания атмосферы живого и интересного общения, обогащения словаря, введения в словарь детей новых слов также использовали развивающие комплекты LEGO DUPLO «Дикие животные» и «Большая ферма». В наборы входят мини фигурки диких, домашних животных, людей, разные детали, позволяющие создать в игре реалистичную обстановку. С малышами, проигрывая ситуацию «Кто, где живёт?» познакомились с жизнью домашних и диких животных, научились описывать их. В упражнении «Кто, как кричит?», решила такую задачу как, развитие звукового восприятия. Ребята выбрали из конструктора понравившееся животное, обыграли его, имитируя звукоподражание. Словесные игры с использованием конструктора LEGO можно использовать для обогащения лексического запаса. Через них происходит актуализация пассивного словаря, объяснение новых слов и понятий, а также развитие словообразования. К таким играм я отношу игры «Большой – маленький», «Один – много», «Четвертый лишний», «Кто потерял хвостик?», «На улице большого города». Для формирования мотивации речевой деятельности детей использую такие приемы, как: создание проблемных ситуаций, беседы, рассказы, чтение художественной литературы, стихов, потешек, встречи со сказочными героями. Стимулируя развитие игровых ситуаций, очень часто даю детям речевой образец. Проговариваю вслух игровые действия. В группе установлено правило – все игровые действия с фигурками конструктора LEGO необходимо проговаривать для своих партнеров по игре: что делаю? Что хочу сделать? Как буду делать? В ходе игровых действий дети получают практические навыки ролевого диалога, учатся договариваться друг с другом. Придумываю сама сказки и загадки про животных, обыгрываю их совместно с детьми, затем дети сами обыгрывают понравившиеся сказки. Также в своей работе предусматриваю задания для совместной с родителями деятельности. Так, например родителям и детям было дано задание: придумать мини сказки про животных. Дети, используя конструктор LEGO, с большим желанием показали свои сказки ребятам в группе. LEGO конструктор использую с детьми и в театральной деятельности. Детали и фигурки привлекательные, лёгкие, прочные, выполнены из высококачественного материала. Их очень удобно держать в маленьких ручках, скреплять друг с другом. Игры - театрализации с LEGO персонажами очень нравятся детям, потому что можно безопасно строить, перестраивать и обыгрывать постройки, воплощая свои желания. Элементы конструктора и соединённые детали могут превращаться в сказочных персонажей на глазах у детей во что угодно: в теремок, замок принцессы, пещеру летучей мыши. В начале года чаще всего основой игр - театрализаций являлись народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", те которые с раннего детства знакомы детям. В конце года дети научились при помощи взрослого и самостоятельно придумывать новые небольшие сюжеты, обыгрывая их группами из трёх – четырёх человек, манипулируя персонажами LEGO конструктора. Накопленный за это время опыт позволяет сделать вывод о том, что значительно обогатился пассивный словарь и увеличился активный словарь детей. У детей появилось больше поводов для общения. Подтверждением тому является положительная динамика уровня развития связной речи. Дети научились пояснять и объяснять. Увеличилось количество детей – это 50%, которые в свободной деятельности умеют договариваться со сверстниками о предстоящей игре. 30% детей научились самостоятельно решать в игре конфликтные ситуации. У детей стала более развитой мелкая моторика, появились любимые персонажи сказок, которых они с удовольствием обыгрывают. Использование LEGO конструирования даёт благоприятную обстановку, ощущение радости от участия в игре, комфортные условия для усвоения различного материала, возможность научить детей работать вместе, помогает решать образовательные и воспитательные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, посредством театральной деятельности»

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.• Театральная деятел...

«Словесные дидактические игры как средство развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»

Методическая разработка включает комплекс дидактических игр подобраных с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, которую могут использовать воспитатели, педагоги-психологи, а также ...

Консультация для педагогов ДОУ : «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Театрализованная игра является средством развития общения детей дошкольного возраста. Она является хорошей возможностью раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленно...

Консультация для педагогов Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами моделирования

Консультация о том, как развивать речь детей с ппомощью моделей , предметов заместителей...

Мастер класс для педагогов "Арт-терапия как средство развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с элементами технологии ОТСМ ТРИЗ"

Мастер класс для педагогов на тему: "Арт-терапия как средство развития коммуникативных навыков  детей дошкольного возраста с элементами технологии ОТСМ ТРИЗ"...

Консультация для педагогов "Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста средствами подвижных игр"

В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. потребность в двигательной активности является врожденной. Е.П. Ильин отмечает, что в каждом ребенке заложена неуемная по...

Методическая разработка ОД с детьми по теме: "Игра как средство развитие коммуникативных навыки детей дошкольного возраста"

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника и основной формой проявления его активности, образовательная деятельность в области формирования коммуникативных навыков была построена мною в игро...