«Организация работы ДОУ по речевому развитию в различных видах деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
методическая разработка

Буруян Наталья Леонидовна

Существует множество форм работы с педагогами: семинары, дискуссии, деловые игры, мастер-классы и многое другое. Наряду с данными формами, в нашем детском саду мы применяем практические семинары, где воспитатели знакомятся не только с теоретическими аспектами образования дошкольников, но и с практическим применением методик и технологий в ходе просмотров фрагментов образовательной и воспитательной деятельности с детьми. Практический семинар – это хорошая возможность показать накопленный опыт работы по определенной теме через доклады, мастер-классы, презентации, образовательной деятельности с детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum._razvitie_rechi_doshkolnikov.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Практический семинар для педагогов дошкольного образования

 «Организация работы ДОУ по речевому развитию в различных видах деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

Автор: Буруян Наталья Леонидовна, старший воспитатель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 40» г. Уссурийск Уссурийского городского округа

Существует множество форм работы с педагогами: семинары, дискуссии, деловые игры, мастер-классы и многое другое. Наряду с данными формами, в нашем детском саду мы применяем практические семинары, где воспитатели знакомятся не только с теоретическими аспектами образования дошкольников, но и с практическим применением методик и технологий в ходе просмотров фрагментов образовательной и воспитательной деятельности с детьми. Практический семинар – это хорошая возможность показать накопленный опыт работы по определенной теме через доклады, мастер-классы, презентации, образовательной деятельности с детьми.

Цель данного семинара-практикума – предоставление опыта работы дошкольного учреждения по речевому развитию дошкольников.

Семинар состоит из теоретической части, где дается информация по теме «Развитие речи дошкольников в различных образовательных областях и образовательных видах деятельности», а также практической части, где воспитатели представляют свой опыт работы по развитию речи дошкольников:

  • Фрагмент НОД по развитию речи в старшей логопедической группе (учитель-логопед);
  • Фрагмент НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе (воспитатель);
  • Комплекс дидактических игр по сенсорному развитию и мелкой моторики для индивидуальной работы с детьми 2-3 лет (воспитатель);
  • Презентация «Развитие речи у дошкольников посредством инновационных и традиционных методов и технологий» (воспитатель).

На такие семинары-практикумы мы приглашаем не только педагогов нашего учреждения, поэтому это хорошая возможность распространять свой педагогический опыт среди педагогов других дошкольных учреждений.

Ход семинара-практикума.

Ведущий (старший воспитатель). Добрый день говорим мы всем нашим гостям. Очень рады видеть вас в нашем красивом, осеннем зале. На календаре ноябрь, и в связи с этим хочется поздравить всех с окончанием бабьего лета и началом ноябрьского предзимья. А.С.Пушкин написал об этом времени такие строки:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу. Приближалась

Довольно скучная пора:

Стоял ноябрь уж у двора.

        Но нам некогда скучать, и от поэзии мы плавно переходим к прозе жизни, и приглашаем Вас принять участие в нашем семинаре-практикуме «Организация работы по речевому развитию в различных видах деятельности в условиях реализации ФГОС ДО».

        В современном мире, на фоне активного воздействия на сознание ребенка через средства массовой информации пропаганды агрессии, зла, насилия актуальной проблемой дошкольной педагогики является духовное воспитание детей и развитие родной речи. Речь – удивительный дар, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребёнка трудно переоценить. Родная речь постоянно окружает детей, очень рано входит в их жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею еще до того, как произносит первые слова, сделает первые шаги, откроет первую книгу.

        Исследования педагогов, психологов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития.

        Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства.

        Уникальную роль играет родной язык в становлении личности ребёнка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

        К сожалению, очень часто мы можем услышать от родителей фразу в адрес «разговорившегося малыша»: «Сядь, молчи и не болтай!». А ведь именно дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

        Учитель-логопед представляет фрагмент непрерывной образовательной деятельности в старшей логопедической группе «В гости к Осени» (применение артикуляционной и дыхательной гимнастики). Цель занятия: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях. Задачи: расширять и активизировать словарь по теме «Осень»; продолжать учить согласовывать движения с речью, развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание; развивать мелкую моторику через пальчиковую гимнастику; воспитывать самостоятельность, контроль над собственной речью.

Ведущий (старший воспитатель). Тесная связь окружающего мира и речевого развития очень заметна в обучении и воспитании дошкольников. Ознакомление с окружающим миром обогащает чувственный опыт ребёнка – учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Формируя адекватные представления об окружающем, мы создаем чувственную основу для слова и подготавливаем ребёнка к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений.

На занятиях, в процессе ознакомления с окружающим, природой, воспитатель подводит детей к пониманию того, что слова обозначают предметы и явления этого мира и имеют определенное значение, что для точного выражения мыслей нужно подбирать наиболее подходящие по смыслу слова.

Ознакомление детей с природой – способствует осознанию важности окружающего мира. Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но побудить в себе эмоционально-чувственное отношение к природе родного края.

Через общение с природой возможно обогатить речь ребёнка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.

Воспитатель с детьми старшей группы представляют фрагмент непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с природой «Птицы родного края» (формирование представлений о птицах родного края, как об объектах живой природы). В ходе занятия у детей расширяются представления о перелетных и зимующих птицах родного края; дети знакомятся с кочевыми птицами – расширяется и активизируется словарь; рассуждают и устанавливают причинно-следственные связи о том, как похолодание и уменьшение продолжительности дня влияют на жизнь птиц; продолжается развиваться речь, как средство общения.

Ведущий (старший воспитатель). Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». «Рука – это инструмент всех инструментов» - заключал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант.

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Взрослые стараются научить ребёнка выполнять точные движения руками и пальцами (брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и др.), открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.

Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Воспитатель младшей группы представляет комплекс дидактических игр по сенсорному развитию для индивидуальной работы с детьми младшего возраста. Цель – создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом; а также обогатить словарный запас детей по теме, учить называть предмет, делая акцент на определенный звук.

Ведущий (старший воспитатель). В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – это условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

Дети зачастую шагают впереди педагогов, опережая их в информационных знаниях. Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации.

Наряду с использованием развивающих компьютерных игр педагоги создают компьютерные презентации, которые используют на своих занятиях в соответствии с требованиями реализуемой программы.

Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно используя их в работе, мы можем выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами – всем участниками образовательного процесса.

Таким образом, задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество.

Презентация воспитателя «Развитие речи у дошкольников посредством инновационных и традиционных методов и технологий», в ходе которой, педагог знакомит с такими технологиями как «Мнемотехника» и «Синквейн».

Ведущий (старший воспитатель). Говоря о развитии речи, нельзя не сказать о значении художественной литературы. Я хочу высказать свои пожелания всем вам:

  • Развивайте у детей интерес к художественной литературе, к художественному слову.
  • Учите детей внимательно слушать, понимать содержание произведений, сопереживать героям.
  • Рассказывайте о своих любимых детских книгах; выясняйте симпатии и предпочтения детей.
  • Обращайте внимание на оформление книг и иллюстрации.
  • Ежедневно пополняйте литературный багаж детей новыми сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками.
  • Читать!!! В любую свободную минуту!!!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в современных условиях реализации ФГОС»

ДОКЛАДк педагогическому советутема: «Организация образовательной деятельностипо речевому развитию детей дошкольного возрастав современных условиях реализации ФГОС»...

Речевое развитие через различные виды деятельности в образовательном пространстве ДОО

Все образовательное пространство ДОУ служит средством речевого развития дошколят и необходимо грамотно его использовать, тогда результат не заставит себя ждать....

Интеграция различных видов деятельностей в условиях реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в ДОО.

Статья из опыта работы по вопросу интеграции продуктивных видов детской деятельности и музыки в условиях дошкольного учреждения....

ПЛАН РАБОТЫ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ПЕДАГОГА «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»»

Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.Задачи:Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методи...

Методические рекомендации на тему: «Формирование первичного представления об окружающем мире у детей раннего возраста в различных видах деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

Формировать представление детей об окружающем мире у детей раннего возраста посредством игровой деятельности. Развивать познавать познавательную активность детей раннего возраста за счёт при...