Познавательно-исследовательская деятельность"Свойства дерева и металла"
план-конспект занятия (старшая группа)

Безменова Олеся Евгеньевна

Конспект познавательно-исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svoystva_dereva_i_metalla.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 комбинированного вида»

Конспект

познавательно-исследовательской деятельности

в старшей группе

Тема: «Свойства дерева и металла»

                                                                                                   Подготовила и провела

                                                                                                   Воспитатель:

                                                                                                   Безменова О. Е

г. Петропавловск-Камчатский

2019 г.

Программное содержание.

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах дерева и металла через организацию совместной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

 1. Расширять и закреплять знания детей о предметах, сделанных из разных материалов.

 2. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла: гладкий-шершавый, теплый-холодный, прочный-хрупкий, мягкий-твердый, тяжелый-легкий, металл нагревается, дерево горит.

 3.  Учить сравнивать предметы по характерным признакам.

 4.  Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем.

 5.  Закрепить правила обращения с горячими предметами.

 Развивающие:

1. Вырабатывать навыки полного ответа на вопрос воспитателя.

2. Продолжать развивать у детей внимание, память, логическое мышление, умения сравнивать, анализировать и делать выводы.

3. Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.

 4. Способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности, развивать способность сравнения и классификации.

 5. Продолжать развивать интерес к экспериментированию, учить высказывать свои предположения.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей стремление узнавать новое.

2. Воспитывать умение слушать взрослых и выслушивать ответы товарищей.

3. Воспитывать любознательность и самостоятельность детей. Повышать остроту зрения, зрительное внимание.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная.

 Методические приемы: Сюрпризный момент, загадки, действия с предметами, дидактическая игра, элементарные опыты, наблюдение опыта, рассказ-беседа, рассматривание предметов, имитация действий, выполнение действий по словесной инструкции, объяснение педагога, оценка действий и деятельности детей.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: 2 коробки, большой гвоздь, карандаш, молоток, металлическая пластина, деревянный брусок, 2 гвоздя, таз с водой, металлическая ложка, деревянная ложка, миска с горячей водой.

Раздаточный: гвоздики и деревянные палочки, металлические пластины, деревянные бруски и миска с водой по количеству детей, картинки с изображением предметов сделанных из разных материалов.

                                                               


1.  Организационный момент.

Сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

- Ребята, сегодня утром я нашла в группе вот эти коробочки. Кто их сюда положил, я не знаю.

А вот и записка, наверное, это подсказка. Надо отгадать загадки, и мы узнаем, что в них лежит.

Цветной Ивашка

Деревянная рубашка,

Где носом проведёт

Там след кладёт.  (Карандаш)

Металлический Антошка

На очень тонкой ножке,

По головке постучишь

Что-нибудь да смастеришь.  (Гвоздь)

Молодцы ребята загадки отгадали.

Проблемная ситуация.

- А как нам узнать в какой коробке гвоздь, а в какой карандаш.

Если мы пошумим коробками, узнаем, в какой лежит гвоздь, а в какой карандаш.

Давайте откроем и посмотрим. (достаю по очереди)

- Из чего сделан гвоздь? (Ответ детей – Гвоздь сделан из металла)

- Если гвоздь из металла, про него можно сказать какой он? (Ответ детей – гвоздь металлический)

- Из чего сделан карандаш? (Ответ детей – Карандаш сделан из дерева)

- Если карандаш из дерева, про него можно сказать какой он? (Ответ детей – карандаш деревянный)

- Молодцы ребята. Сегодня мы познакомимся с металлом и деревом. И узнаем, чем они отличаются друг от друга. А сейчас предлагаю вам узнать немного важного и интересного о металле. Пройдите, пожалуйста, на стулья. Спина прямая, ноги вместе и слушайте внимательно.

Презентация

2 слайд.  Когда- то давным-давно люди еще не знали, что такое металл. И многие нужные вещи делали из других материалов.

3 слайд.  Например, иголки - из костей рыб, а топоры - из камня и дерева, но эти изделия были очень непрочные, часто ломались. Человеку нужен был новый материал.

4 слайд.  Однажды человек увидел таинственную гору, которая извергала огонь и раскаленные камни. Как называются такие горы?

5 слайд. Когда извержение заканчивалось, камни остывали.

6 слайд. И тут человек понял, что существуют такие камни, которые при нагревании могут расплавиться, а затем, когда остынут, стать прочными и твердыми.   И самые смелые люди стали искать такие камни.

7 слайд. Камни, которые находят глубоко под землей и приносят пользу человеку, называются полезными ископаемыми. (давайте повторим все вместе). И из таких полезных ископаемых добывают металл.

8 слайд. Металл не разрезать, как ткань ножницами, не распилить, как дерево. Если металл очень сильно разогреть, то он станет мягким и даже жидким, тогда его можно переливать, смешивать с другими металлами. А когда эта масса застынет – получится снова твердый сплав. Вот какое удивительное свойство у металла.

    На заводах работают с металлом люди разных профессий.

 9 слайд.  Металлург – это специалист, который работает на металлургическом заводе, плавит металл. Сначала металл плавится в большой печи, затем из ковша выливается в специальные формы. Металлург берет пробу, чтобы узнать какого качества металл. После этого металл охлаждается. Металлург одет в специальную одежду: на голове защитная каска, толстая куртка и брюки, на ногах сапоги.

Как вы думаете, зачем металлургу каска? А зачем брюки и куртка? (Одежда сшита из специальной ткани, которая защищает от брызг и высокой температуры.  

10 слайд. Токарь - специалист который на токарном станке занимается механической обработкой деталей из металла.

11 слайд.  Сварщик - рабочий, который с помощью электричества соединяет металлические части предметов, как бы приваривая их к друг другу. Давайте повторим все вместе эту профессию.

    Ребята, молодцы. Итак, скажите мне:

1. Где человек добывает полезные ископаемые (камни), для изготовления металла?  (в природе)

2. Что нужно сделать, чтобы металл стал мягким и даже жидким? (сильно разогреть)

3. Кто такой металлург?

2.  Основная часть

1. Дидактическая игра «Из чего сделано»

- Сейчас мы поиграем с вами в игру «Из чего сделано». Пройдите, пожалуйста к столу, встаньте вокруг него. Уберите салфетку и посмотрите, перед вами лежат предметы, сделанные из металла и дерева. Сейчас я проверю ваши знания. Будьте внимательны. Вы должны определить из дерева или металла сделан ваш предмет, и отнести (положить) его к соответствующей картинке, положить возле карандаша или гвоздя.

- Какой ты предмет принес? Из чего сделана ложка.

- Почему ты положила матрешку к карандашу?

- Назовите, а какие еще предметы делают из дерева? (Из дерева делают стол, стул, кровать, диван, дверь)

- А ты какие знаешь предметы, сделанные из металла. (Из металла делают ложка, вилка, кастрюля, плита)

- Из дерева и металла делают много очень нужных предметов.

2. Физкультминутка

- Давайте с вами поиграем.

Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (потягиваются, руки в стороны)

Каждое старается, к небу солнцу тянется. (руки вверх)

Вот подул веселый ветер, закачались тут же ветки (машут руками)

Даже толстые стволы наклонились до земли (наклоны вперед)

Вправо-влево, назад-вперед, так деревья ветер гнет (наклоны)

Он их вертит, он их крутит, да когда же отдых будет (вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина.

3. - Я предлагаю провести исследования. Садитесь на свои места, спина прямая, ноги вместе. У вас на разносах – все необходимое для занятия.

 Сравнение дерева и металла.

- Давайте узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла?

Сначала сравним их на ощупь.

Возьмите металлическую гайку.

- Какая поверхность у гайки? (поверхность у металлической гайки гладкая)

- А какая поверхность у бруска? (Правильно, здесь гладкая, потому что покрыта специальным материалом, а с боку посмотрите. (сбоку поверхность у деревянного бруска шероховатая).

- Какой вывод можно сделать? (металл гладкий, дерево шероховатое).

Молодцы ребята.

4.  - Теперь приложите к одной щеке гайку, а к другой брусок.

- Что ты чувствуешь? (Гайка – холодная, брусок – теплый)

- Какой вывод можно сделать? (металл – холодный, а дерево – теплое)

Все металлы обладают еще одним свойством, которое называется теплопроводность - от слов «проводить тепло».

- Сейчас вы убедитесь в этом.

Я очень осторожно положу в чашку с горячей водой деревянную и металлическую ложки.

- Как вы думаете, что произойдёт? (Металлическая ложка нагрелась, а деревянная нет).

- Правильно. (Дать потрогать каждому).  Это свойство называется теплопроводность. Давайте повторим все вместе.

- Какой вывод можно сделать? (дети: вывод такой, что металл проводит тепло).

Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл» (показ воспитателя)

- Давайте определим, что тверже, а что мягче? Смотрите за моими действиями. Что это за инструмент? (дети: молоток). Я возьму гвоздь и попробую вбить его в металлическую пластину. Получается? Почему нет? (потому что металл твердый)

- Я попробую  забить гвоздь в деревянный брусок. Что происходит? (гвоздь входит в деревянный брусок). Почему? (потому что дерево мягче).

- Какой вывод: дерево мягче металла. Или металл тверже дерева.

5. Определение «Тяжелое – легкое».

– Возьмите в правую руку брусок, а в левую гайку. Определите на вес, что легче, тяжелее? (дети: по весу металл тяжелый, а дерево легче).

- Вывод какой? Металл тяжелее дерева, или дерево легче металла.

7. - Посмотрите у вас на столе лежит гвоздь и ветка. Возьмите в руки гвоздь и попробуйте сломать его. Не получилось! Значит, он какой? (дети: гвоздь прочный) Теперь попробуйте сломать ветку. Что можно сказать? (ветка хрупкая).

- Какой можно сделать вывод? (дети: вывод такой, что дерево хрупкое, металл – прочный, металл прочнее дерева).

- Вот и хорошо.

8. Опыт «Тонет-плывет» (дети опускают в таз с водой гвоздь и палочку)

- А сейчас ребята в таз с водой кладем гайку и брусок.

-Какой можно сделать вывод? (дети: вывод металл тяжелее дерева (он тонет), дерево легче металла (не тонет).

9. Опыт «Что звонче»

-Давайте послушаем, как звучат деревянные и металлические предметы. Возьмите в руки деревянные ложки, и постучите одну ложку о другую. Возьмите металлические ложки и постучите. Какой можно сделать вывод? (вывод металл звонче, чем дерево).

3. Заключительная часть

- Я предлагаю подойти ко мне. Вам понравилось проводить исследования?

- У меня есть волшебная палочка. Передавая ее друг другу, назовите какие свойства дерева или металла вы сегодня узнали.

Дерево: шероховатое, легкое, теплое, мягкое, хрупкое, не нагревается.

Металл: гладкий, тяжелый, холодный, прочный, твердый, нагревается.

- За то, что вы активно работали, я вам вручаю медали знатоков. И хочу, чтобы вы помнили о свойствах дерева и металла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства дерева и металла.

ГБОУ АО «Сольвычегодский детский дом №2»      НОД «Познание» (интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Безопасность», «Музыка», «Труд»)в подготовительной к ш...

Конспект занятия.Тема:"Знакомство со свойствами дерева и металла"(средняя группа)

Конспнкт занятия в средней группе по ознакомлению дошкольников с окружающим и социальной действительностью....

Открытое занятие средняя группа Воспитатель Морозова О.А Область: Познание Исследовательская деятельность; Тема: Сравнение свойств дерева и металла

Открытое занятие средняя группа Воспитатель Морозова О.А Область: Познание " Исследовательская деятельность" Тема: " Сравнение свойств дерева и металла"....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство со свойствами дерева и металла» (старшая группа).

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство со свойствами дерева и металла» (старшая группа)....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Свойства дерева и металла»

Цель:               - Уточнить и обобщить представления детей о свойствах дерева и металла. Задачи:...