Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Свойства дерева и металла»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Щербакова Алина Валерьевна

Цель:

               - Уточнить и обобщить представления детей о свойствах дерева и металла.

 Задачи:

               -Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем;

               -Развивать познавательные способности детей в практических опытах с деревом и металлом.

                -Развивать логическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_svoystva_dereva_i_metalla.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

познавательно-исследовательской деятельности

в средней группе

Тема: «Свойства дерева и металла»

Цель:

               - Уточнить и обобщить представления детей о свойствах дерева и металла.

 Задачи:

               -Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем;

               -Развивать познавательные способности детей в практических опытах с деревом и металлом.

                -Развивать логическое мышление.

Организационный момент

 В утренний отрезок времени воспитатель, не обращая внимания детей  вносит в группу небольшую коробочку, на которой подвешен воздушный шарик.

Воспитатель, звеня в колокольчик, говорит:

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

 (Дети заходят и становятся кружком)

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

– Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.  (Дети здороваются)

Основная часть.

Воспитатель:- Сегодня утром к нам в группу залетели воздушные шарики с коробкой. ( Воспитатель показывает детям коробку.). Давайте откроем ее и посмотрим что там. (Дети открывают коробку и достают от туда сверсток, разворачивают его и видят на нем нарисованную карту.)

Воспитатель:- Ребята, посмотрите что это?  (ответ детей это карта)

Воспитатель:- Кто знает, для чего нужна карта? (варианты ответов детей)

Воспитатель:- Значит, нам надо что–то по ней искать? Вам интересно узнать , что же спрятано на этой карте? Посмотрите на карту и скажите , что вы тут видите? (Воспитатель вместе с детьми рассматривают карту, выясняет, стрелки показывают в каком направлении нам нужно двигаться от какой цифры надо начать движение и в каком направлении двигаться ( например: от 1 надо идти по красным стрелкам до красного крестика).

Воспитатель:- Найдите в группе цифру 1. (дети находят цифру, подходят к ней и от нее начинают свой путь по красным стрелкам и доходят до крестика, и находят там красный мешочек)

Воспитатель:- Что вы там нашли? (дети показывают мешочек)

Воспитатель:- Давайте откроем и посмотрим что там? ( дети достают из мешочка игрушки и называют их).

Воспитатель: Из чего сделаны эти предметы? ( Из дерева)

Воспитатель: Если они из дерева, про них можно сказать, что они какие?.

Воспитатель:- Назовите предметы из дерева которые есть у нас в группе.  (Дети отвечают)

Воспитатель: Давайте соберем эти игрушки обратно в мешочек. (Воспитатель предлагает детям посмотреть на карту и уточнить куда им двигаться дальше. Дети приходят к выводу что им нужно найти цифру 2 и начать путь от нее по синим стрелкам). (Передать мешочек одному из ребенка в руки чтоб он его нес)

Воспитатель:- Пойдемте по ним. ( Дети находят синий мешочек)

Воспитатель:- Что вы там нашли? (дети показывают мешочек)

Воспитатель:- Давайте откроем и посмотрим что там? ( дети достают из мешочка игрушки и называют их).

Воспитатель:- Из чего сделаны эти предметы?  ( из металла.)

Воспитатель: Если они из металла, про них можно сказать, что они какие?

Воспитатель:- Назовите предметы из металла которые есть у нас в группе.  (Дети отвечают)

Воспитатель: Давайте соберем эти игрушки обратно в мешочек. (Воспитатель предлагает детям посмотреть на карту и уточнить куда им двигаться дальше. Дети приходят к выводу что им нужно найти цифру 3 и начать путь от нее по зеленым стрелкам). (Передать мешочек одному из ребенка в руки чтоб он его нес)

Воспитатель:- А куда это мы попали?. (Дети пожимают плечами, все столы закрыты простынями и детям не видно что там.)

Воспитатель:- Стрелки привели нас сюда, давайте тогда найдем зеленый крестик , и узнаем сто же здесь спрятано.?  (Дети находят зеленый мешочек, в нем кубик с запиской, воспитатель читает ее.)

Глазки все закрыли вместе

И покружимся на месте.

Покружились, покружились,

А теперь остановились, присели

И тихонечко сидим

Глазки открываются.

(В это время воспитатель быстро переодевается в ученого и открывает все столы.)

Профессор:- Здравствуйте. (Дети здороваются)

Профессор:- Здравствуйте, я младший профессора  . Я так рад, что вы пришли ко мне в гости. А вы знаете куда вы попали?.  (ответы детей).

Профессор:- А вы знаете, что такое лаборатория. (ответы детей)

Профессор:- Правильно, лаборатория-это помещение, где проводят опыты.

Профессор:- А что это у вас в руках? (Обращает внимание на мешочки которые дети держат в руках. Дети рассказывают, что они их нашли)

Профессор:- Покажите мне что лежит в них? (дети соглашаются и выкладывают на стол  и рассказывают что нашли деревянные и металлические предметы)

Профессор:- Ребята, вы же в лаборатории? Давайте проведем опыты и поближе познакомимся со свойствами дерева и металла?

Профессор:- Ребята, а вы  знаете, что в лабораторию нельзя входить в обычной одежде и без защиты? Почему?  (эксперимент может не состоятся из-за бактерии, которые человек может занести с собой с улицы)

Профессор:- Я вам предлагаю одеть специальные шапочки и стать настоящими учеными. (одевают дети). Вот теперь вы похожи на настоящих ученых

Профессор:- В моей лаборатории все сотрудники должны соблюдать правила поведения в лаборатории, я вам их сейчас покажу: ( Показывает детям правила в картинках)

Правило № 1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило № 2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило № 3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило № 4. Бережно обращаться с оборудованием.

Правило № 5. Помни — опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Профессор Ну, что исследователи вы готовы к экспериментам? (ДА)

Профессор:- Молодцы, все правила рассказали правильно.

 (Дети соглашаются)

Профессор приглашает детей к первому столу

Опыт № 1 «Теплый- холодный»

Профессор:- Дети у вас на столе лежат предметы. Рассмотрите их и скажите, из какого материала они сделаны.  ( Из дерева бруски из металла ложки)

 Профессор:- Возьмите в левую руку деревянный брусок, а в правую руку- ложку.

Приложите деревянный брусок к одной щеке, а металлическую ложку - к другой. Что вы почувствовали, где холоднее?

Профессор:- В:-Следовательно, какой вы можете сделать вывод? (Ответ детей. Металл холоднее, а дерево теплее)

Опыт № 2. «Плавает – тонет»

Профессор: Как вы думаете, что тяжелее дерево или металл. (Варианты ответов детей). А как мы это можем проверить?. (Варианты ответов детей) Ученый подводит их к тому что это можно проверить с помощью воды)

Профессор: У меня как раз есть емкости с водой. Давайте проверим, что тяжелее, а что легче? ( все подходят к столам где стоят контейнеры с водой, в руках у них остаются ложки и брусочки)

Профессор: Опустите в воду деревянные бруски и посмотрим, что с ними произойдёт.. Что делают бруски  в воде? (Дети: Плавают.)

Профессор: А теперь ложки опустите в воду, что произошло с ними? (Дети: Утонули.)

Профессор: Как вы думаете, почему деревянные брусочки плавают, а металлические ложки утонули? (Дети: Деревянные - лёгкие, поэтому они держатся на воде, а металлические предметы утонули, потому что они тяжелее.)

Профессор: Правильно. Из этого опыта можно сделать вывод: предметы из металла тяжелее, а из дерева легче.

Опыт №3 - «Притягивание магнита»

Профессор:- Ребята, а как же нам достать предметы из воды? (варианты ответов детей, подводим их к тому что их можно достать магнитом)(Если детям тяжело, можно из под стола достать поднос с магнитами)

Профессор:- У вас на подносах лежат магниты. Поднесите магнит к деревянному бруску, Что произошло?  (Ничего)

Профессор:- А теперь к металлическому, Что произошло? (притягивает, и дети достают ложки со дна контейнера и кладут их на отдельный поднос)

Вывод: Из этого опыта можно сделать вывод:  металлический предмет притягивает к себе магнит, а деревянный нет.

Профессор:-  Ребята мы провели с вами опыты. Скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей) (звенит колокольчик) 

Профессор - Ну что ж ребята мне пора возвращаться в лабораторию, а вам возвращаться в детский сад. Я вам помогу вернуться в детский сад.

Снова мы глаза закроем

И подсматривать не будем

В детский сад мы вернемся

Мир волшебный не забудем.

(В это время воспитатель быстро снимает с себя халат)

Воспитатель:- Вот мы и вернулись в наш любимый детский сад!

Воспитатель:- Ребята, где мы сегодня побывали? Вам понравилось наше путешествие? Что нового и интересного мы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе Тема: «Свойства и признаки воды»

Непосредственная образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста в форме экспериментирования....

Исследовательская деятельность в средней группе "Удивительные свойства дерева"

Исследовательская деятельность  в средней группе "Удивительные свойства дерева"...

Конспект познавательного занятия в старшей группе. Тема: «Свойства дерева и металла»

Дать знания о свойствах дерева и металла (дерево – тонет, хрупкое, горит, менее теплопроводное, металл – тонет, тяжелое, прочное, теплопроводное)....