Опыт работы. «Использование дидактических игр в познавательном развитии дошкольников».
занимательные факты (средняя группа)

Романовская Наталья Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Светлячок» г. Цимлянска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт работы.

«Использование

дидактических игр

в познавательном развитии

дошкольников».

 

 

Воспитатель

Романовская

Наталья

Владимировна

 

 

 

2016 год

 

 

Оглавление

Часть I. Введение....………………………………………………………………… 3

1.1.Условия возникновения опыта……....……………………………………. 3

1.2.Актуальность опыта………….…...…………………………….…………... 4

Часть II. Основная часть………………………………...……………………...4

2.1. Описание средств достижения цели………………………………………..5

2.2. Работа с родителями………………………………………………………...7

2.3.Эффективность дидактических игр…………………………………………7

Часть III. Заключение………………………………………………………………8

3.1. Анализ проведённой работы………………………………………………8

3.2.Выводы………………………………………………………………………10

IV. Литература…………………………………………………………………….10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение.

1.1 Условия возникновения опыта.

Всем известен постулат детской психологии, что игра – ведущий вид деятельности дошкольника, а с помощью дидактических игр детям передаются и закрепляются определенные знания, полученные ими при обучении, формируются представления об окружающем мире. В дидактических играх развиваются мышление, память, внимание, наблюдательность - необходимые компоненты для полноценного развития детей дошкольного возраста

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Проведенный анализ литературы свидетельствует о том, что проблема условий и средств познавательного развития дошкольников остается во многом нерешенной и выявляет ряд противоречий между высокими требованиями современной системы образования к развитию логического мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста с одной стороны и недостаточным вниманием педагогической науки к использованию потенциала дидактической игры и поиску условий её использования в познавательном развитии детей дошкольного возраста с другой стороны.

Наличие противоречий и большая практическая значимость их разрешения подчёркивают важность и актуальность рассматриваемой проблемы.

Притча о мудреце: «Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка? » воскликнул я. Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной! »

«Игра - это прекрасный метод развивающего обучения»  (Л. Выготский)

Таким образом, обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном виде деятельности для ребенка – игре.

Считаю, что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

Дидактические игры использую в организованной образовательной деятельности,  в свободной и самостоятельной деятельности, в групповой и индивидуальной работе, как закрепление на прогулках и режимных моментах, то есть они пронизывают весь процесс развития, воспитания и обучения дошкольников. Это позволяет обеспечить оптимальные условия познавательного развития детей.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к образовательной деятельности, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Так проблема обучения детей в игровой деятельности стала определяющей темой моего опыта: «Использование дидактических игр в познавательном развитии дошкольников».

1.2 Актуальность опыта.

Многие отечественные и зарубежные педагоги считают актуальной проблему недостаточного использования дидактических игр в развитии дошкольников. По утверждению ряда исследователей, дети, лишенные совместной игровой деятельности со сверстниками, вырастают с низким уровнем самооценки, притязания и самоуважения. Поэтому перед нами, педагогами, стоит задача организовать работу с детьми так, чтобы детские взаимоотношения в процессе проведения дидактических игр складывались положительно. Задача педагога - выбрать наиболее эффективные методы и приемы организации дидактических игр, которые позволили бы максимально использовать влиятельное положение лидеров, создать ситуацию успеха для каждого ребенка. И я, изучив их теории, методическую литературу, тоже пришла к такому выводу, что многие педагоги практически перестали использовать в своей работе дидактические игры. Анализ практики работы дошкольных учреждений, научно – методической литературы по данной теме, свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста и явным перевесом педагогического процесса в сторону обучения детей на занятиях и их раннего вовлечения в систему дополнительного образования. Таким образом, игровая деятельность перестаёт быть источником самореализации ребёнка – дошкольника, и это приводит к необратимым потерям в развитии детской психики. Наш детский сад реализует познавательное развитие дошкольников в рамках содержания программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, одна из основных задач которой – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей в наиболее близких и естественных для ребёнка – дошкольника видах деятельности: игре, общении со взрослыми и сверстниками. Научно – методической основой опыта являются работы под редакцией С. Л. Новоселовой «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста», пособие « Игры и игровые упражнения для развития речи детей» Г. С. Швайко, пособие А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр и упражнений по ознакомлению с окружающим миром».
Виды дидактических игр: Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Эти признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные. В разных сборниках указано множество (около 500) дидактических игр, но четкой классификации, группировки по видам еще нет. Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по  формированию математических представлений и другие. Иногда игры соотнесены с материалом: игры с народными дидактическими игрушками, настольно - печатные игры. Существуют еще и другие виды игр: игры - путешествия,  игры - поручения, игры - загадки, игры - беседы.

Принципы дидактической игры: При проведении дидактических игр я придерживаюсь следующих принципов:

Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);

Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);

Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки дидактических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;

Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);

Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);

Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).

Структура дидактической игры: Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, то есть основные элементы, которые характеризуют игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из элементов игры - дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия, познавательное содержание черпается из программы. Следующий элемент - это игровые правила, их основная цель - организовать действия, поведение детей, правила могут запрещать, разрешать, предписывать детям что-то в игре, делать игру занимательной, напряженной. Еще один элемент игры - это игровые действия, они контролируют выполнение игровых правил. Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.

Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Цель моей работы: показать эффективность дидактических игр в познавательном развитии дошкольников.

Задачи:

1.Создать в группе предметно-развивающую среду для развития познавательной активности.

2.Создать картотеку дидактических игр для развития познавательных процессов у дошкольников

3. Организовать работу с родителями по вопросу воспитания активного и успешного ребёнка.

Предполагаемый результат: в процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллект.

Работая в детском саду, я твердо убеждена, что основу всей работы в ДОУ должно составлять именно развитие познавательных способностей детей. Ведь то, что сумеешь заложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь.

II. Основная часть.

2.1 Описание средств достижения цели

Полноценное познавательное развитие детей с использованием дидактических игр должно быть организовано в трех основных компонентах образовательного процесса:

1) познавательных занятиях:

-Интегрированная деятельность

-Комбинированные занятия

-На сюжетной основе: занятия-сказки.

-Фронтальные, групповые, индивидуальные.

2) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем: Такая форма предполагает: игры на закрепление и знакомство с новым материалом, индивидуальная работа и предварительная работа. В  совместной деятельности, взрослый это партнер по игре, в процессе которой идет живая беседа, создается атмосфера творчества, самостоятельности и определенной свободы.

-Включение в сюжетно-ролевую игру, драматизацию.

-Игры-соревнования.

-Конкурсы, игровые турниры.

-Игры в уголке познавательной активности.

3) в самостоятельной познавательной деятельности детей:

Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка. В самостоятельных играх ребенок закрепляет самостоятельно полученные знания, навыки, тренирует умения, совершенствует мелкую моторику, развивает интеллект, а самое важное появляется неограниченная возможность придумывать и творить.

- Использование развивающих игр в уголках разной тематики.

- Использование игрового материала как строительно-конструктивного

Система работы по познавательному развитию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

- обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

- создание условий для познавательного развития (учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);

- организация образовательного процесса (работа с детьми и партнёрские отношения с родителями).

Изучив необходимую методическую литературу, я

- сформировала пакет документов для диагностики

- разработала перспективные планы для младшей, средней и старшей групп

- подобрала дидактические игры, упражнения и пособия

 

Работая с детьми, использую:

1.Игры для ознакомления с окружающим миром: « Времена года», лото « Кто где живёт», лото « Мир животных», игра « Что к чему», игра «Назови одним словом», «Найди пару», «Чей хвост».

2.Игры на развитие мелкой моторики рук: «Укрась коврик», « Фигурки из палочек», «Мозаика», «Игры на прищепках», пазлы «Овощи», «Фрукты»

3. Дидактические пособия: «Времена года», «Домашние и дикие животные», «Времена суток».

4.Игры, способствующие развитию восприятия цвета: « Паровоз», « Найди пару».

5.Игры на развитие восприятия величины: «Отгадай предмет по названию его частей», «Какой, какая, какие».

Систематически усложняя материал с учётом требований программы, я через дидактические игры сообщаю доступные знания, формирую необходимые умения, совершенствую психические процессы.

Одно из главных условий успешной организации познавательной деятельности  - это создание предметно-развивающей среды в группе. Предметно - развивающая среда в моей группе представлена разнообразными мелкими предметами (пуговицы, бусины, камешки, орехи, горох, фасоль и др.); наборами счетных палочек; наборами цветных спичек; пробками от пластиковых бутылок разного цвета; мячами; прищепками бельевыми, разного цвета и размера. Кроме того, я  разработала  и изготовила многофункциональные пособия, которые позволяют мне  в игровой  форме решать  познавательные  задачи. (Многофункциональные  дидактические  пособия «Времена года», «Волшебное дерево», «Волшебный коврик», пособие на развитие представлений о труде взрослых «Умный паровозик»  способствует также развитию мелкой моторики, речи, обогащению словаря)

В моей группе создан уголок познавательной игровой активности, где собраны материалы и картотеки по конструированию, экспериментированию и ознакомлению с миром  природы, развитию логики и математических представлений.

Дети работают в уголке не только в процессе специально организованной деятельности, но и действуют самостоятельно. В разделе программы «Ознакомление с окружающим» определены задачи:

- расширение представлений об окружающем мире;

- закрепление знаний о труде взрослых;

- уточнение представлений о предметах и их признаках.

В соответствии с этими задачами мною разработана картотека  дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром, которые можно разделить на три блока:

1. Игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных.

2. Игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем нас мире.

3. Игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление с взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Каждый этап дошкольного возраста имеет свои способы и приёмы взаимодействия взрослого и ребёнка по познавательному развитию, которые я учитываю в своей работе.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я  поддерживала детское любопытство через экспериментирование, развивала интерес детей к совместному с взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

В среднем возрасте продолжаю обогащать опыт детей через специально организованные задания – познавательные задачи, предполагающие наличие поисковых знаний, совершенствую восприятие ими окружающих предметов с опорой на разные органы чувств, знакомлю с новыми способами обследования.

Учу детей замечать не только ярко представленные в предмете свойства, но и менее заметные, скрытые.

В старшем дошкольном возрасте поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов предполагаю через проектную деятельность.

В том, что я делаю, нет ничего нового, любой воспитатель планирует работу по познавательному развитию, используя дидактические игры.  Но я в своей работе большой упор делаю на игры, которые сделаны своими руками, в этом особенность моего подхода к познавательному развитию.

2.2. Работа с родителями.

Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали моими помощниками, я убедила их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее дела, чем учиться понимать своего ребенка, быть терпеливым, деликатным, и тогда все получится.

Мне трудно обойтись без поддержки родителей. Гораздо дешевле изготовить игру из подручных материалов, чем приобрести готовую в магазине. Именно поэтому многое в группе сделано руками наших родителей. Они помогали в изготовлении дидактических игр по познавательному развитию, используя самые простые и доступные материалы:

- пробки от пластиковых бутылок (разные по цвету и размеру);

- колпачки фломастеров (для нанизывания бус);

- разноцветные шнурки;

- бельевые прищепки разного цвета (для развития координации движений пальцев рук);

- «сухие бассейны» - ёмкости, наполненные цветными пробками, шишками и т.д.;

- ленточки цветные атласные (для выработки вращательных движений);

- цветные крышки – для продевания шнурков.

Но прежде чем предложить родителям изготовить игру,  через анкетирование были выявлены интересы и знания родителей по вопросам познавательного развития дошкольников, я узнала, в какие игры любят играть их дети. На родительских собраниях  проводила тематические консультации: «Какие игры необходимы детям», «Развитие познавательных способностей детей раннего возраста». Многие консультации предполагали проведение мини –  практикума по обучению родителей изготовлению дидактических игр, проведения интеллектуальных игр дома  или демонстрацию работы.

Совместно с родителями обсуждали, чем будет полезна ребёнку игра, сделанная своими руками, подбирали такие предметы, которые смогли  развить у ребёнка сенсорные навыки, мелкую моторику, интеллект и речь.

2.3. Эффективность дидактических игр.

Наиболее эффективны эти игры при организации образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и элементарных математических представлений.

Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, подчиняться правилам. В играх ребёнок вынужден проявлять умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение ставить цель и добиваться её решения

III. Заключение.

3.1. Анализ проведённой работы.

В процессе работы у детей сформировались следующие целевые ориентиры: стремление к самостоятельности; проявление познавательного интереса в процессе общения со взрослыми и сверстниками; задавать вопросы поискового характера; контроль собственной деятельность и действия партнера; использование элементов планирования в познавательной деятельности; умение строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в случаях возникновения конфликтов; самостоятельность в применении полученных знаний для решения новых задач; испытывать удовольствие от результатов самостоятельной познавательной деятельности; контролировать отрицательные проявления эмоций, радоваться успехам сверстников.

Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности ребёнка. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций. Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения.

 

Для проверки эффективности использования дидактических игр в развитии познавательных способностей дошкольников я провела сравнительный анализ, используя

- диагностические методики Г.А. Урунтаевой,  Ю.А. Афонькиной и Э.А. Барановой, адаптированные к возрасту диагностируемых детей,

- наблюдение,

- метод математической обработки данных.

Выявление уровней познавательного интереса к окружающему миру у дошкольников осуществлялось с помощью этих методик, адаптированных к возрасту детей:

1) Дидактическая игра «Отгадай предмет».

2) Дидактическая игра «Два домика».

3) Задание «Опиши картинку».

 

 

 

 

Данные диагностики и целевые ориентиры, прописанные в ФГОС ДО, позволяют оценить эффективность применения дидактических игр в познавательном развитии дошкольников.

Воспитанники моей группы уже в раннем возрасте интересуются окружающими предметами, активно действуют с ними и с игрушками, проявляют настойчивость в достижении результата.

В средней группе дошкольники овладевают некоторыми культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в игре, познавательной деятельности, конструировании.

У них более развито воображение, они интересуются причинно-следственными связями, любят экспериментировать, принимают самостоятельные решения в разных видах деятельности.

Таким образом, результаты работы доказали эффективность целенаправленного применения дидактических игр, поэтому целесообразно их дальнейшее использование в  практической деятельности воспитателей детских садов при условии соблюдения возрастных, индивидуальных и психических возможностей и способностей детей.

Мой опыт легко трансформируем, это доказывает использование его в своей работе педагогами нашего дошкольного учреждения.

Также распространяю  свой опыт через выступления на практико – ориентированных семинарах, мастер – классах, открытых показах образовательной деятельности для педагогов нашего детского сада.

За последние годы провела:

Консультацию для педагогов «Роль дидактических игр в развитии дошкольников».

Консультация для родителей «Дидактические игры в детском саду и дома».

Круглый стол для родителей детей средней группы «Я говорю, играю, или как развивать речь ребёнка»

 

 

3.2. Выводы.

Дошкольное детство - первая ступень в психическом развитии ребёнка, его подготовке к участию в жизни общества. Этот период является важным подготовительным этапом для следующей ступени - школьного обучения.

Становится очевидным, что роль дидактической игры в познавательном развитии дошкольников несомненна.

Создавая условия для формирования познавательного развития, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребёнка.

В дальнейшем планирую работать над следующими задачами:

1.     Более глубоко изучить теоретические основы познавательного развития.

2.     Изготовить более сложные игры для познавательного развития.

3.     Продолжить работу по созданию в группе прочной базы для развития интеллекта ребёнка посредством практического дидактического материала.

IV. Литература.

С. Л. Новоселова «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста», пособие « Игры и игровые упражнения для развития речи детей» Г. С. Швайко, пособие А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»,

 Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр и упражнений по ознакомлению с окружающим миром».

«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников». Л.В. Артемова, Москва «Просвещение» 2002г,  «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Москва «Просвещение» 1999г, «Чего на свете не бывает?». О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева, Москва «Просвещение» 2001г,   Богуславская З.М. Развивающие игры. М.: 1991г.

 Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М.: 1982г.

 Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_romanovskaya.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Светлячок» г. Цимлянска

Опыт работы.

«Использование

дидактических игр

в познавательном развитии

дошкольников».

Воспитатель 

Романовская

Наталья

Владимировна

2016 год


Оглавление

Часть I. Введение....………………………………………………………………… 3

1.1.Условия возникновения опыта……....……………………………………. 3

1.2.Актуальность опыта………….…...…………………………….…………... 4

Часть II. Основная часть………………………………...……………………...4

2.1. Описание средств достижения цели………………………………………..5

2.2. Работа с родителями………………………………………………………...7

2.3.Эффективность дидактических игр…………………………………………7

Часть III. Заключение………………………………………………………………8

3.1. Анализ проведённой работы………………………………………………8

3.2.Выводы………………………………………………………………………10

IV. Литература…………………………………………………………………….10

I. Введение.

1.1 Условия возникновения опыта.

Всем известен постулат детской психологии, что игра – ведущий вид деятельности дошкольника, а с помощью дидактических игр детям передаются и закрепляются определенные знания, полученные ими при обучении, формируются представления об окружающем мире. В дидактических играх развиваются мышление, память, внимание, наблюдательность - необходимые компоненты для полноценного развития детей дошкольного возраста

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Проведенный анализ литературы свидетельствует о том, что проблема условий и средств познавательного развития дошкольников остается во многом нерешенной и выявляет ряд противоречий между высокими требованиями современной системы образования к развитию логического мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста с одной стороны и недостаточным вниманием педагогической науки к использованию потенциала дидактической игры и поиску условий её использования в познавательном развитии детей дошкольного возраста с другой стороны.

Наличие противоречий и большая практическая значимость их разрешения подчёркивают важность и актуальность рассматриваемой проблемы.

Притча о мудреце: «Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка? » воскликнул я. Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной! »

«Игра - это прекрасный метод развивающего обучения»  (Л. Выготский)

Таким образом, обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном виде деятельности для ребенка – игре.

Считаю, что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

Дидактические игры использую в организованной образовательной деятельности,  в свободной и самостоятельной деятельности, в групповой и индивидуальной работе, как закрепление на прогулках и режимных моментах, то есть они пронизывают весь процесс развития, воспитания и обучения дошкольников. Это позволяет обеспечить оптимальные условия познавательного развития детей.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к образовательной деятельности, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Так проблема обучения детей в игровой деятельности стала определяющей темой моего опыта: «Использование дидактических игр в познавательном развитии дошкольников».

1.2 Актуальность опыта. 

Многие отечественные и зарубежные педагоги считают актуальной проблему недостаточного использования дидактических игр в развитии дошкольников. По утверждению ряда исследователей, дети, лишенные совместной игровой деятельности со сверстниками, вырастают с низким уровнем самооценки, притязания и самоуважения. Поэтому перед нами, педагогами, стоит задача организовать работу с детьми так, чтобы детские взаимоотношения в процессе проведения дидактических игр складывались положительно. Задача педагога - выбрать наиболее эффективные методы и приемы организации дидактических игр, которые позволили бы максимально использовать влиятельное положение лидеров, создать ситуацию успеха для каждого ребенка. И я, изучив их теории, методическую литературу, тоже пришла к такому выводу, что многие педагоги практически перестали использовать в своей работе дидактические игры. Анализ практики работы дошкольных учреждений, научно – методической литературы по данной теме, свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста и явным перевесом педагогического процесса в сторону обучения детей на занятиях и их раннего вовлечения в систему дополнительного образования. Таким образом, игровая деятельность перестаёт быть источником самореализации ребёнка – дошкольника, и это приводит к необратимым потерям в развитии детской психики. Наш детский сад реализует познавательное развитие дошкольников в рамках содержания программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, одна из основных задач которой – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей в наиболее близких и естественных для ребёнка – дошкольника видах деятельности: игре, общении со взрослыми и сверстниками. Научно – методической основой опыта являются работы под редакцией С. Л. Новоселовой «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста», пособие « Игры и игровые упражнения для развития речи детей» Г. С. Швайко, пособие А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр и упражнений по ознакомлению с окружающим миром».
Виды дидактических игр: Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Эти признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные. В разных сборниках указано множество (около 500) дидактических игр, но четкой классификации, группировки по видам еще нет. Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по  формированию математических представлений и другие. Иногда игры соотнесены с материалом: игры с народными дидактическими игрушками, настольно - печатные игры. Существуют еще и другие виды игр: игры - путешествия,  игры - поручения, игры - загадки, игры - беседы.

Принципы дидактической игры: При проведении дидактических игр я придерживаюсь следующих принципов:

Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);

Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);

Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки дидактических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;

Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);

Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);

Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).

Структура дидактической игры: Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, то есть основные элементы, которые характеризуют игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из элементов игры - дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия, познавательное содержание черпается из программы. Следующий элемент - это игровые правила, их основная цель - организовать действия, поведение детей, правила могут запрещать, разрешать, предписывать детям что-то в игре, делать игру занимательной, напряженной. Еще один элемент игры - это игровые действия, они контролируют выполнение игровых правил. Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.

Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Цель моей работы: показать эффективность дидактических игр в познавательном развитии дошкольников.

Задачи:

1.Создать в группе предметно-развивающую среду для развития познавательной активности.

2.Создать картотеку дидактических игр для развития познавательных процессов у дошкольников

3. Организовать работу с родителями по вопросу воспитания активного и успешного ребёнка. 

Предполагаемый результат: в процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллект.

Работая в детском саду, я твердо убеждена, что основу всей работы в ДОУ должно составлять именно развитие познавательных способностей детей. Ведь то, что сумеешь заложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь.

II. Основная часть.

2.1 Описание средств достижения цели

Полноценное познавательное развитие детей с использованием дидактических игр должно быть организовано в трех основных компонентах образовательного процесса:

1) познавательных занятиях:

-Интегрированная деятельность

-Комбинированные занятия

-На сюжетной основе: занятия-сказки.

-Фронтальные, групповые, индивидуальные.

2) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем: Такая форма предполагает: игры на закрепление и знакомство с новым материалом, индивидуальная работа и предварительная работа. В  совместной деятельности, взрослый это партнер по игре, в процессе которой идет живая беседа, создается атмосфера творчества, самостоятельности и определенной свободы.

-Включение в сюжетно-ролевую игру, драматизацию.

-Игры-соревнования.

-Конкурсы, игровые турниры.

-Игры в уголке познавательной активности.

3) в самостоятельной познавательной деятельности детей:

Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка. В самостоятельных играх ребенок закрепляет самостоятельно полученные знания, навыки, тренирует умения, совершенствует мелкую моторику, развивает интеллект, а самое важное появляется неограниченная возможность придумывать и творить.

- Использование развивающих игр в уголках разной тематики.

- Использование игрового материала как строительно-конструктивного

Система работы по познавательному развитию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов: 

- обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

- создание условий для познавательного развития (учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);

- организация образовательного процесса (работа с детьми и партнёрские отношения с родителями).

Изучив необходимую методическую литературу, я

- сформировала пакет документов для диагностики

- разработала перспективные планы для младшей, средней и старшей групп

- подобрала дидактические игры, упражнения и пособия

Работая с детьми, использую:

1.Игры для ознакомления с окружающим миром: « Времена года», лото « Кто где живёт», лото « Мир животных», игра « Что к чему», игра «Назови одним словом», «Найди пару», «Чей хвост».

2.Игры на развитие мелкой моторики рук: «Укрась коврик», « Фигурки из палочек», «Мозаика», «Игры на прищепках», пазлы «Овощи», «Фрукты»

3. Дидактические пособия: «Времена года», «Домашние и дикие животные», «Времена суток».

4.Игры, способствующие развитию восприятия цвета: « Паровоз», « Найди пару».

5.Игры на развитие восприятия величины: «Отгадай предмет по названию его частей», «Какой, какая, какие».

Систематически усложняя материал с учётом требований программы, я через дидактические игры сообщаю доступные знания, формирую необходимые умения, совершенствую психические процессы.

Одно из главных условий успешной организации познавательной деятельности  - это создание предметно-развивающей среды в группе. Предметно - развивающая среда в моей группе представлена разнообразными мелкими предметами (пуговицы, бусины, камешки, орехи, горох, фасоль и др.); наборами счетных палочек; наборами цветных спичек; пробками от пластиковых бутылок разного цвета; мячами; прищепками бельевыми, разного цвета и размера. Кроме того, я  разработала  и изготовила многофункциональные пособия, которые позволяют мне  в игровой  форме решать  познавательные  задачи. (Многофункциональные  дидактические  пособия «Времена года», «Волшебное дерево», «Волшебный коврик», пособие на развитие представлений о труде взрослых «Умный паровозик»  способствует также развитию мелкой моторики, речи, обогащению словаря)

В моей группе создан уголок познавательной игровой активности, где собраны материалы и картотеки по конструированию, экспериментированию и ознакомлению с миром  природы, развитию логики и математических представлений.

Дети работают в уголке не только в процессе специально организованной деятельности, но и действуют самостоятельно. В разделе программы «Ознакомление с окружающим» определены задачи:

- расширение представлений об окружающем мире;

- закрепление знаний о труде взрослых;

- уточнение представлений о предметах и их признаках.

В соответствии с этими задачами мною разработана картотека  дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром, которые можно разделить на три блока:

1. Игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных.

2. Игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем нас мире.

3. Игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление с взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Каждый этап дошкольного возраста имеет свои способы и приёмы взаимодействия взрослого и ребёнка по познавательному развитию, которые я учитываю в своей работе.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я  поддерживала детское любопытство через экспериментирование, развивала интерес детей к совместному с взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

В среднем возрасте продолжаю обогащать опыт детей через специально организованные задания – познавательные задачи, предполагающие наличие поисковых знаний, совершенствую восприятие ими окружающих предметов с опорой на разные органы чувств, знакомлю с новыми способами обследования.

Учу детей замечать не только ярко представленные в предмете свойства, но и менее заметные, скрытые.

В старшем дошкольном возрасте поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов предполагаю через проектную деятельность.

В том, что я делаю, нет ничего нового, любой воспитатель планирует работу по познавательному развитию, используя дидактические игры.  Но я в своей работе большой упор делаю на игры, которые сделаны своими руками, в этом особенность моего подхода к познавательному развитию.

2.2. Работа с родителями.

Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали моими помощниками, я убедила их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее дела, чем учиться понимать своего ребенка, быть терпеливым, деликатным, и тогда все получится.

Мне трудно обойтись без поддержки родителей. Гораздо дешевле изготовить игру из подручных материалов, чем приобрести готовую в магазине. Именно поэтому многое в группе сделано руками наших родителей. Они помогали в изготовлении дидактических игр по познавательному развитию, используя самые простые и доступные материалы:

- пробки от пластиковых бутылок (разные по цвету и размеру);

- колпачки фломастеров (для нанизывания бус);

- разноцветные шнурки;

- бельевые прищепки разного цвета (для развития координации движений пальцев рук);

- «сухие бассейны» - ёмкости, наполненные цветными пробками, шишками и т.д.;

- ленточки цветные атласные (для выработки вращательных движений);

- цветные крышки – для продевания шнурков.

Но прежде чем предложить родителям изготовить игру,  через анкетирование были выявлены интересы и знания родителей по вопросам познавательного развития дошкольников, я узнала, в какие игры любят играть их дети. На родительских собраниях  проводила тематические консультации: «Какие игры необходимы детям», «Развитие познавательных способностей детей раннего возраста». Многие консультации предполагали проведение мини –  практикума по обучению родителей изготовлению дидактических игр, проведения интеллектуальных игр дома  или демонстрацию работы.

Совместно с родителями обсуждали, чем будет полезна ребёнку игра, сделанная своими руками, подбирали такие предметы, которые смогли  развить у ребёнка сенсорные навыки, мелкую моторику, интеллект и речь.

2.3. Эффективность дидактических игр.

Наиболее эффективны эти игры при организации образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и элементарных математических представлений.

Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, подчиняться правилам. В играх ребёнок вынужден проявлять умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение ставить цель и добиваться её решения

III. Заключение.

3.1. Анализ проведённой работы.

В процессе работы у детей сформировались следующие целевые ориентиры: стремление к самостоятельности; проявление познавательного интереса в процессе общения со взрослыми и сверстниками; задавать вопросы поискового характера; контроль собственной деятельность и действия партнера; использование элементов планирования в познавательной деятельности; умение строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в случаях возникновения конфликтов; самостоятельность в применении полученных знаний для решения новых задач; испытывать удовольствие от результатов самостоятельной познавательной деятельности; контролировать отрицательные проявления эмоций, радоваться успехам сверстников.

Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности ребёнка. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций. Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения.

Для проверки эффективности использования дидактических игр в развитии познавательных способностей дошкольников я провела сравнительный анализ, используя

- диагностические методики Г.А. Урунтаевой,  Ю.А. Афонькиной и Э.А. Барановой, адаптированные к возрасту диагностируемых детей,

- наблюдение,

- метод математической обработки данных.

Выявление уровней познавательного интереса к окружающему миру у дошкольников осуществлялось с помощью этих методик, адаптированных к возрасту детей:

1) Дидактическая игра «Отгадай предмет».

2) Дидактическая игра «Два домика».

3) Задание «Опиши картинку».

Данные диагностики и целевые ориентиры, прописанные в ФГОС ДО, позволяют оценить эффективность применения дидактических игр в познавательном развитии дошкольников.

Воспитанники моей группы уже в раннем возрасте интересуются окружающими предметами, активно действуют с ними и с игрушками, проявляют настойчивость в достижении результата.

В средней группе дошкольники овладевают некоторыми культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в игре, познавательной деятельности, конструировании.

У них более развито воображение, они интересуются причинно-следственными связями, любят экспериментировать, принимают самостоятельные решения в разных видах деятельности.

Таким образом, результаты работы доказали эффективность целенаправленного применения дидактических игр, поэтому целесообразно их дальнейшее использование в  практической деятельности воспитателей детских садов при условии соблюдения возрастных, индивидуальных и психических возможностей и способностей детей.

Мой опыт легко трансформируем, это доказывает использование его в своей работе педагогами нашего дошкольного учреждения.

Также распространяю  свой опыт через выступления на практико – ориентированных семинарах, мастер – классах, открытых показах образовательной деятельности для педагогов нашего детского сада.

За последние годы провела:

Консультацию для педагогов «Роль дидактических игр в развитии дошкольников».

Консультация для родителей «Дидактические игры в детском саду и дома».

Круглый стол для родителей детей средней группы «Я говорю, играю, или как развивать речь ребёнка»

3.2. Выводы.

Дошкольное детство - первая ступень в психическом развитии ребёнка, его подготовке к участию в жизни общества. Этот период является важным подготовительным этапом для следующей ступени - школьного обучения.

Становится очевидным, что роль дидактической игры в познавательном развитии дошкольников несомненна.

Создавая условия для формирования познавательного развития, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребёнка.

В дальнейшем планирую работать над следующими задачами:

  1. Более глубоко изучить теоретические основы познавательного развития.
  2. Изготовить более сложные игры для познавательного развития.
  3. Продолжить работу по созданию в группе прочной базы для развития интеллекта ребёнка посредством практического дидактического материала.

IV. Литература. 

С. Л. Новоселова «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста», пособие « Игры и игровые упражнения для развития речи детей» Г. С. Швайко, пособие А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»,

 Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр и упражнений по ознакомлению с окружающим миром».

«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников». Л.В. Артемова, Москва «Просвещение» 2002г,  «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Москва «Просвещение» 1999г, «Чего на свете не бывает?». О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева, Москва «Просвещение» 2001г,   Богуславская З.М. Развивающие игры. М.: 1991г.

 Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М.: 1982г.

 Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: 1985г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

Опыт работы "Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"...

Опыт работы на тему "Развивающая книжка как дидактический материал по познавательному развитию дошкольников"

Опыт работы на тему "Развивающая книжка как дидактический материал по познавательному развитию дошкольников" будет полезен не тольк педагогом ДОУ , но и родителям....

Опыт работы "Использование напольных игр в познавательном развитии»

quot;Использование напольных игр в познавательном развитии»...

Опыт работы: "Использование дидактических игр в познавательном развитии дошкольников"

Значение использования дидактических игр в познавательном развитии дошкольников...

Опыт работы "Использование дидактических игр как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста с ТНР"

В настоящее время родители большое внимание уделяют интеллектуальному развитию детей. При этом всё большее количество детей испытывают трудности в общении со сверстниками. Дети часто не могут правильн...