«Использование дидактических игр в познавательном развитии дошкольников».
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Опыт работы.
«Использование
дидактических игр
в познавательном развитии
дошкольников».
Оглавление
Часть I. Введение....………………………………………………………………… 3
1.1.Условия возникновения опыта……....……………………………………. 3
1.2.Актуальность опыта………….…...…………………………….…………... 4
Часть II. Основная часть………………………………...……………………...4
2.1. Описание средств достижения цели………………………………………..5
2.2. Работа с родителями………………………………………………………...7
2.3.Эффективность дидактических игр…………………………………………7
Часть III. Заключение………………………………………………………………8
3.1. Анализ проведённой работы………………………………………………8
3.2.Выводы………………………………………………………………………10
I. Введение.
1.1 Условия возникновения опыта.
Всем известен постулат детской психологии, что игра – ведущий вид деятельности дошкольника, а с помощью дидактических игр детям передаются и закрепляются определенные знания, полученные ими при обучении, формируются представления об окружающем мире. В дидактических играх развиваются мышление, память, внимание, наблюдательность - необходимые компоненты для полноценного развития детей дошкольного возраста
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Проведенный анализ литературы свидетельствует о том, что проблема условий и средств познавательного развития дошкольников остается во многом нерешенной и выявляет ряд противоречий между высокими требованиями современной системы образования к развитию логического мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста с одной стороны и недостаточным вниманием педагогической науки к использованию потенциала дидактической игры и поиску условий её использования в познавательном развитии детей дошкольного возраста с другой стороны.
Наличие противоречий и большая практическая значимость их разрешения подчёркивают важность и актуальность рассматриваемой проблемы.
Притча о мудреце: «Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка? » воскликнул я. Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной! »
«Игра - это прекрасный метод развивающего обучения» (Л. Выготский)
Таким образом, обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном виде деятельности для ребенка – игре.
Считаю, что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
Дидактические игры использую в организованной образовательной деятельности, в свободной и самостоятельной деятельности, в групповой и индивидуальной работе, как закрепление на прогулках и режимных моментах, то есть они пронизывают весь процесс развития, воспитания и обучения дошкольников. Это позволяет обеспечить оптимальные условия познавательного развития детей.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к образовательной деятельности, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.
Так проблема обучения детей в игровой деятельности стала определяющей темой моего опыта: «Использование дидактических игр в познавательном развитии дошкольников».
1.2 Актуальность опыта.
Многие отечественные и зарубежные педагоги считают актуальной проблему недостаточного использования дидактических игр в развитии дошкольников. По утверждению ряда исследователей, дети, лишенные совместной игровой деятельности со сверстниками, вырастают с низким уровнем самооценки, притязания и самоуважения. Поэтому перед нами, педагогами, стоит задача организовать работу с детьми так, чтобы детские взаимоотношения в процессе проведения дидактических игр складывались положительно. Задача педагога - выбрать наиболее эффективные методы и приемы организации дидактических игр, которые позволили бы максимально использовать влиятельное положение лидеров, создать ситуацию успеха для каждого ребенка. И я, изучив их теории, методическую литературу, тоже пришла к такому выводу, что многие педагоги практически перестали использовать в своей работе дидактические игры. Анализ практики работы дошкольных учреждений, научно – методической литературы по данной теме, свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста и явным перевесом педагогического процесса в сторону обучения детей на занятиях и их раннего вовлечения в систему дополнительного образования. Таким образом, игровая деятельность перестаёт быть источником самореализации ребёнка – дошкольника, и это приводит к необратимым потерям в развитии детской психики. Наш детский сад реализует познавательное развитие дошкольников в рамках содержания программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, одна из основных задач которой – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей в наиболее близких и естественных для ребёнка – дошкольника видах деятельности: игре, общении со взрослыми и сверстниками. Научно – методической основой опыта являются работы под редакцией А. И. Сорокиной «Дидактические игры в детском саду»
Виды дидактических игр: Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Эти признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные. В разных сборниках указано множество (около 500) дидактических игр, но четкой классификации, группировки по видам еще нет. Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений и другие. Иногда игры соотнесены с материалом: игры с народными дидактическими игрушками, настольно - печатные игры. Существуют еще и другие виды игр: игры - путешествия, игры - поручения, игры - загадки, игры - беседы.
Принципы дидактической игры: При проведении дидактических игр я придерживаюсь следующих принципов:
Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);
Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки дидактических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);
Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).
Структура дидактической игры: Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, то есть основные элементы, которые характеризуют игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из элементов игры - дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия, познавательное содержание черпается из программы. Следующий элемент - это игровые правила, их основная цель - организовать действия, поведение детей, правила могут запрещать, разрешать, предписывать детям что-то в игре, делать игру занимательной, напряженной. Еще один элемент игры - это игровые действия, они контролируют выполнение игровых правил. Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.
Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Цель моей работы: показать эффективность дидактических игр в познавательном развитии дошкольников.
Задачи:
1.Создать в группе предметно-развивающую среду для развития познавательной активности.
2.Создать картотеку дидактических игр для развития познавательных процессов у дошкольников
3. Организовать работу с родителями по вопросу воспитания активного и успешного ребёнка.
Предполагаемый результат: в процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллект.
Работая в детском саду, я твердо убеждена, что основу всей работы в ДОУ должно составлять именно развитие познавательных способностей детей. Ведь то, что сумеешь заложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь.
II. Основная часть.
2.1 Описание средств достижения цели
Полноценное познавательное развитие детей с использованием дидактических игр должно быть организовано в трех основных компонентах образовательного процесса:
1) познавательных занятиях:
-Интегрированная деятельность
-Комбинированные занятия
-На сюжетной основе: занятия-сказки.
-Фронтальные, групповые, индивидуальные.
2) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем: Такая форма предполагает: игры на закрепление и знакомство с новым материалом, индивидуальная работа и предварительная работа. В совместной деятельности, взрослый это партнер по игре, в процессе которой идет живая беседа, создается атмосфера творчества, самостоятельности и определенной свободы.
-Включение в сюжетно-ролевую игру, драматизацию.
-Игры-соревнования.
-Конкурсы, игровые турниры.
-Игры в уголке познавательной активности.
3) в самостоятельной познавательной деятельности детей:
Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка. В самостоятельных играх ребенок закрепляет самостоятельно полученные знания, навыки, тренирует умения, совершенствует мелкую моторику, развивает интеллект, а самое важное появляется неограниченная возможность придумывать и творить.
- Использование развивающих игр в уголках разной тематики.
- Использование игрового материала как строительно-конструктивного
Система работы по познавательному развитию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
- обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
- создание условий для познавательного развития (учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);
- организация образовательного процесса (работа с детьми и партнёрские отношения с родителями).
Изучив необходимую методическую литературу, я
- сформировала пакет документов для диагностики
- разработала перспективные планы для младшей, средней и старшей групп
- подобрала дидактические игры, упражнения и пособия
Работая с детьми, использую:
1.Игры для ознакомления с окружающим миром: « Времена года», лото « Кто где живёт», лото « Мир животных», игра « Что к чему», игра «Назови одним словом», «Найди пару», «Чей хвост».
2.Игры на развитие мелкой моторики рук: «Укрась коврик», « Фигурки из палочек», «Мозаика», «Игры на прищепках», пазлы «Овощи», «Фрукты»
3. Дидактические пособия: «Времена года», «Домашние и дикие животные», «Времена суток».
4.Игры, способствующие развитию восприятия цвета: « Паровоз», « Найди пару».
5.Игры на развитие восприятия величины: «Отгадай предмет по названию его частей», «Какой, какая, какие».
Систематически усложняя материал с учётом требований программы, я через дидактические игры сообщаю доступные знания, формирую необходимые умения, совершенствую психические процессы.
Одно из главных условий успешной организации познавательной деятельности - это создание предметно-развивающей среды в группе. Предметно - развивающая среда в моей группе представлена разнообразными мелкими предметами (пуговицы, бусины, камешки, орехи, горох, фасоль и др.); наборами счетных палочек; наборами цветных спичек; пробками от пластиковых бутылок разного цвета; мячами; прищепками бельевыми, разного цвета и размера. Кроме того, я разработала и изготовила многофункциональные пособия, которые позволяют мне в игровой форме решать познавательные задачи. (Многофункциональные дидактические пособия «Времена года», «Волшебное дерево», «Волшебный коврик», пособие на развитие представлений о труде взрослых «Умный паровозик» способствует также развитию мелкой моторики, речи, обогащению словаря)
В моей группе создан уголок познавательной игровой активности, где собраны материалы и картотеки по конструированию, экспериментированию и ознакомлению с миром природы, развитию логики и математических представлений.
Дети работают в уголке не только в процессе специально организованной деятельности, но и действуют самостоятельно. В разделе программы «Ознакомление с окружающим» определены задачи:
- расширение представлений об окружающем мире;
- закрепление знаний о труде взрослых;
- уточнение представлений о предметах и их признаках.
В соответствии с этими задачами мною разработана картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром, которые можно разделить на три блока:
1. Игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных.
2. Игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем нас мире.
3. Игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление с взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Каждый этап дошкольного возраста имеет свои способы и приёмы взаимодействия взрослого и ребёнка по познавательному развитию, которые я учитываю в своей работе.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я поддерживала детское любопытство через экспериментирование, развивала интерес детей к совместному с взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
В среднем возрасте продолжаю обогащать опыт детей через специально организованные задания – познавательные задачи, предполагающие наличие поисковых знаний, совершенствую восприятие ими окружающих предметов с опорой на разные органы чувств, знакомлю с новыми способами обследования.
Учу детей замечать не только ярко представленные в предмете свойства, но и менее заметные, скрытые.
В старшем дошкольном возрасте поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов предполагаю через проектную деятельность.
В том, что я делаю, нет ничего нового, любой воспитатель планирует работу по познавательному развитию, используя дидактические игры. Но я в своей работе большой упор делаю на игры, которые сделаны своими руками, в этом особенность моего подхода к познавательному развитию.
2.2. Работа с родителями.
Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали моими помощниками, я убедила их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее дела, чем учиться понимать своего ребенка, быть терпеливым, деликатным, и тогда все получится.
Мне трудно обойтись без поддержки родителей. Гораздо дешевле изготовить игру из подручных материалов, чем приобрести готовую в магазине. Именно поэтому многое в группе сделано руками наших родителей. Они помогали в изготовлении дидактических игр по познавательному развитию, используя самые простые и доступные материалы:
- пробки от пластиковых бутылок (разные по цвету и размеру);
- колпачки фломастеров (для нанизывания бус);
- разноцветные шнурки;
- бельевые прищепки разного цвета (для развития координации движений пальцев рук);
- «сухие бассейны» - ёмкости, наполненные цветными пробками, шишками и т.д.;
- ленточки цветные атласные (для выработки вращательных движений);
- цветные крышки – для продевания шнурков.
Но прежде чем предложить родителям изготовить игру, через анкетирование были выявлены интересы и знания родителей по вопросам познавательного развития дошкольников, я узнала, в какие игры любят играть их дети. На родительских собраниях проводила тематические консультации: «Какие игры необходимы детям», «Развитие познавательных способностей детей раннего возраста». Многие консультации предполагали проведение мини – практикума по обучению родителей изготовлению дидактических игр, проведения интеллектуальных игр дома или демонстрацию работы.
Совместно с родителями обсуждали, чем будет полезна ребёнку игра, сделанная своими руками, подбирали такие предметы, которые смогли развить у ребёнка сенсорные навыки, мелкую моторику, интеллект и речь.
2.3. Эффективность дидактических игр.
Наиболее эффективны эти игры при организации образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и элементарных математических представлений.
Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, подчиняться правилам. В играх ребёнок вынужден проявлять умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение ставить цель и добиваться её решения
III. Заключение.
3.1. Анализ проведённой работы.
В процессе работы у детей сформировались следующие целевые ориентиры: стремление к самостоятельности; проявление познавательного интереса в процессе общения со взрослыми и сверстниками; задавать вопросы поискового характера; контроль собственной деятельность и действия партнера; использование элементов планирования в познавательной деятельности; умение строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в случаях возникновения конфликтов; самостоятельность в применении полученных знаний для решения новых задач; испытывать удовольствие от результатов самостоятельной познавательной деятельности; контролировать отрицательные проявления эмоций, радоваться успехам сверстников.
Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности ребёнка. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций. Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения.
Для проверки эффективности использования дидактических игр в развитии познавательных способностей дошкольников я провела сравнительный анализ, используя
- диагностические методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной и Э.А. Барановой, адаптированные к возрасту диагностируемых детей,
- наблюдение,
- метод математической обработки данных.
Выявление уровней познавательного интереса к окружающему миру у дошкольников осуществлялось с помощью этих методик, адаптированных к возрасту детей:
1) Дидактическая игра «Отгадай предмет».
2) Дидактическая игра «Два домика».
3) Задание «Опиши картинку».
Данные диагностики и целевые ориентиры, прописанные в ФГОС ДО, позволяют оценить эффективность применения дидактических игр в познавательном развитии дошкольников.
Воспитанники моей группы уже в раннем возрасте интересуются окружающими предметами, активно действуют с ними и с игрушками, проявляют настойчивость в достижении результата.
В средней группе дошкольники овладевают некоторыми культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в игре, познавательной деятельности, конструировании.
У них более развито воображение, они интересуются причинно-следственными связями, любят экспериментировать, принимают самостоятельные решения в разных видах деятельности.
Таким образом, результаты работы доказали эффективность целенаправленного применения дидактических игр, поэтому целесообразно их дальнейшее использование в практической деятельности воспитателей детских садов при условии соблюдения возрастных, индивидуальных и психических возможностей и способностей детей.
Мой опыт легко трансформируем, это доказывает использование его в своей работе педагогами нашего дошкольного учреждения.
Также распространяю свой опыт через выступления на практико – ориентированных семинарах, мастер – классах, открытых показах образовательной деятельности для педагогов нашего детского сада.
За последние годы провела:
Консультацию для педагогов «Роль дидактических игр в развитии дошкольников».
Консультация для родителей «Дидактические игры в детском саду и дома».
Круглый стол для родителей детей средней группы «Я говорю, играю, или как развивать речь ребёнка»
3.2. Выводы.
Дошкольное детство - первая ступень в психическом развитии ребёнка, его подготовке к участию в жизни общества. Этот период является важным подготовительным этапом для следующей ступени - школьного обучения.
Становится очевидным, что роль дидактической игры в познавательном развитии дошкольников несомненна.
Создавая условия для формирования познавательного развития, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребёнка.
В дальнейшем планирую работать над следующими задачами:
- Более глубоко изучить теоретические основы познавательного развития.
- Изготовить более сложные игры для познавательного развития.
- Продолжить работу по созданию в группе прочной базы для развития интеллекта ребёнка посредством практического дидактического материала.
IV. Литература.
С. Л. Новоселова «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста», пособие « Игры и игровые упражнения для развития речи детей» Г. С. Швайко, пособие А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»,
Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр и упражнений по ознакомлению с окружающим миром».
«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников». Л.В. Артемова, Москва «Просвещение» 2002г, «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Москва «Просвещение» 1999г, «Чего на свете не бывает?». О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева, Москва «Просвещение» 2001г, Богуславская З.М. Развивающие игры. М.: 1991г.
Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М.: 1982г.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: 1985г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта на тему: «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»
Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...
Обобщение педагогического опыта на тему: «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»
Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...
Доклад на тему:Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников.
Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников...
Опыт работы. «Использование дидактических игр в познавательном развитии дошкольников».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» г. Цимлянска...
«Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольника»
Стремительное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности человека затронуло и систему образования. Новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют повысить уровень инф...
Опыт работы: "Использование дидактических игр в познавательном развитии дошкольников"
Значение использования дидактических игр в познавательном развитии дошкольников...