Информационные компьютерные технологии в обучении детей дошкольного возраста.
статья

Пусеп Евгения Владимировна

ИКТ в обучении дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ИКТ в обучении дошкольников67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационные компьютерные технологии

в обучении детей дошкольного возраста.

В последнее время наблюдается массовое внедрение компьютерных технологий не только в школьное, но и в дошкольное образование. Определяющей тенденцией современного обучения является переход к личностно-ориентированной системе образования, что можно обеспечить с помощью информационных и коммуникационных технологии (ИКТ). Компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин — «компьютерная технология обучения». Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и коммуникаций.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения — это процессы подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютера. Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Компьютерные технологии можно классифицировать по области методического назначения:

  • обучающие (сообщают знания, формируют умения и навыки учебной или практический деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения);
  • тренажеры (для отработки умений и навыков, повторения и закрепления пройденного материала);
  • информационно-поисковые и справочные (сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации);
  • демонстрационные (визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения);
  • имитационные (представляют определённый аспект реальности для изучения его структурных и функциональных характеристик);
  • моделирующие (позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения);
  • учебно-игровые (предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность учащихся реализуется в игровой форме);

Компьютерные технологии можно классифицировать в соответствии с поставленной дидактической задачей – например:

  • Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения.
  • Повышение продуктивности самоподготовки воспитанников.
  • Индивидуализация работы самого педагога.
  • Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики.
  • Усиление мотивации к обучению.
  • Активизация процесса обучения, возможность привлечения детей к исследовательской деятельности.
  • Обеспечение гибкости процесса обучения.

Создание  педагогических  условий  для  развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств – главная цель коррекционного воспитания и обучения. Развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Богатейшие возможности  для  этого  предоставляют  современные информационные  компьютерные  технологии. Применение электронных учебных материалов на занятиях не только знакомит детей с предметным миром, но и способствует развитию их информационной компетентности и коррекции познавательной сферы. Использование  мультимедийных  презентаций,  интерактивных досок  целесообразно  на  любом  этапе  изучения  темы  и  на любом  этапе  занятия.  Данная  форма  позволяет  представить учебный  материал  как  систему  ярких  опорных  образов,  что позволяет  облегчить  запоминание  и  усвоение  изучаемого материала. Наглядность материала  повышает  его  усвоение  детьми,  так  как задействованы все каналы восприятия информации – зрительный,  механический,  слуховой  и  эмоциональный. Информационные технологии очень эффективны для проведения индивидуальной работы,  поскольку  выполнение практических  заданий  может  осуществляться  в индивидуальном темпе, упражнения могут быть разного уровня сложности с учетом психофизических особенностей ребёнка, кроме  того,  презентационный  экран  можно  использовать  для подачи  яркого,  запоминающегося  демонстрационного материала. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования информационных технологий в работе педагога. Применение компьютерных технологий позволяет сделать образовательный проесс привлекательным, современным, осуществлять индивидуализацию обучения.

Организация занятий с дошкольниками с использование ИКТ предполагает организацию этапов:

1. Предварительная подготовка к занятию. Она включает в себя отбор КТ по обогащению познавательной сферы дошкольника.

2. Перед освоением компьютерной игры дошкольнику необходимо объяснить правила пользования клавиатурой, функциональное назначение обозначенных клавиш.

 3. Раскрыть примерное содержание игровой программы и определение способов решения поставленной в игре задачи.

4. Закрепить знания в продуктивных видах деятельности (конструктивная, изобразительная).

Занятия на компьютере должны быть комплексными. Они включают в себя 3 этапа.

I этап - подготовительный.

Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.

II этап - основной.

Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. Используется несколько способов "погружения" ребенка в компьютерную программу:

1 способ. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.

2 способ. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами, их назначением.

3 способ. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.

4 способ. Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, в дальнейшем самостоятельно "читают" схемы.

III этап - заключительный.

Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, точечный массаж, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

***

Использование презентаций позволяет педагогу привнести эффект наглядности в занятие и помогает ребенку усвоить материал в полном объёме. Создание мультимедийных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, поскольку с её помощью можно  учесть специфику и детей, и темы, и дидактическую задачу. Эта программа дает педагогу неограниченные возможности для творчества в использовании информации в любой форме представления, в компоновке материала в соответствии с целями, задачами конкретного занятия.

Для создания дидактической игры в PowerPoint педагог должен:

1. Разработать понятные для дошкольников правила и увлекательный сюжет игры (обеспечить возможность выбора вариантов содержания изучаемого материала, выбора режима работы).

2. Составить конспект, где должен описать алгоритм действий (все действия показывать стрелками, мигающими значками, выделением, увеличением размера объекта. Это позволит ребенку сосредоточить внимание на нужном объекте, запомнить порядок действий)

3. Определить цель и обучающие задачи игры.

4. Определить действия дошкольника в игре, направленные на решение обучающей задачи.

5. Задать игровую мотивацию (что будем делать, для кого и для чего).

6. Показать дошкольникам способ выполнения задания (как это делать).

Для ребенка, хорошо усвоившего правила игры, желающего повторить игру, должна быть предоставлена возможность перехода к слайду начала игры.

Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Использование современных графических и мультимедиа средств, диагностических датчиков и приборов позволяет создавать выразительные и эффективные динамические модели, позволяющие не только определить состояние той или иной функции ребенка, но и увидеть объективные трудности, возникающие у ребенка, преодолеть их доступными средствами. Дидактические компьютерные игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

На сегодняшний день существует множество обучающих компьютерных программ для дошкольников, среди них и программы, помогающие развивать математические способности. Большинство компьютерных обучающих программ для детей сделаны в форме игр, ведь именно игровая деятельность для дошкольника является ведущей.

В настоящее время на современном рынке программные средства для дошкольного образования представлены в широком многообразии. Из их числа необходимо выбрать компьютерные программы для дошкольников, которые должны иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия. Очень многие развивающие игры, такие как  серии дисков «Супердетки», «Новый диск», «Мир информатики»,  педагог может использовать в своей работе.  

 Так, для развития речи можно рекомендовать следующие компьютерные игры: пакет игр «КИД/Малыш», серии «Русский язык в картинках», «Режиссерские игры», электронные энциклопедии «Мир насекомых», «Энциклопедия животного мира», интерактивные игры «Кузя: Новый год», «Волшебные истории Тутти», «Золушка», «500 самых интересных игр», «В поисках заколдованных игр», «Баба Яга учится читать», «Уроки тетушки Совы, «Веселая азбука с самым умным котом на планете» и др.

Компьютерные игры для развития памяти: игры пакета «КИД/Малыш», серии «Комбинаторика», «Ориентация в пространстве», «Уроки тетушки Совы. Уроки осторожности», «Букварики-смешарики», «Мой дом. Умный малыш», «Волшебные шахматы», «Пятачок в волшебном лесу», «Пятачок и разные звери», «Приключение Пятачка», «Волшебный сон» и др.

Для развития внимания: «Тренировка внимания», «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010», «Логико-Малыш. Учимся считать до 10 с Мафаней», «Трое из Простоквашино: Матроскин учит музыку», «Том и Джерри. Развивайка для дошколят», «Боулинг», «Шашкодром», «Новые приключения колобка», «Гарфилд дошкольникам. Основы чтения», «Гарфилд дошкольникам», «Основы лексики и орфографии», игры пакета «КИД/Малыш», серии «Мир природы», «Ориентация в пространстве» и др.

Компьютерные игры для развития моторики: электронные энциклопедии «Изобретения», «Lego Leaning», компьютерные флеш-игры, игры на развитие моторики можно найти на сайтах «Кошки-Мышки», «Логозаврия», на детском портале Солнышко», в разделе «Мозаика» (http www. solnet. ee/), иры пакета «КИД/Малыш», серии «Конструирование», лего-конструкторы серии «Lego racers» и др.

Многие дидактические задачи  как индивидуальной так и фронтальной работы в том числе и по математике помогают решить mimio-презентации, размещённые на сайте «MIMIO в России». Особая роль компьютерной дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. Использование учебно-игровых средств и тренажёров в педагогической работе открывает новые возможности использования педагогических приемов в традиционной методике:

1. Возможность подобрать материал разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения.

2. Сформировать у ребенка процесс осмысливания собственных навыков.

3. Занятие на компьютере  создает более комфортные условия для успешного выполнения упражнений.

4. Появляется возможность освоить обучающимся модели коммуникации с вымышленными героями компьютерной программы, как основные для освоения межличностной коммуникации.

5. Обучающийся стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.

6. Во время игр-занятий с использованием компьютерной программы у обучающихся исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных правил, формул. Появляется уверенность в своих силах и желание продолжить свое обучение, повышается мотивация в трудной для него работе.

7. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.

8. Глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы.

Таким образом, использование компьютерной программы повышает мотивацию не только за счет игровой стратегии, на которой программа базируется, но и потому, что ребенок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера. Дети чувствуют большую уверенность в себе, осваиваются наглядно-действенные операции мышления.

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом условием при подготовке детей к обучению школе, так  как одной из важнейших характеристик компьютерных игр является обучающая функция. Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может получить себе не единичное понятие или конкретную учебную ситуацию, но получит обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него формируются столь важные операции мышления, как обобщения классификация.

Организация образования детей дошкольного возраста на основе внедрения информационных технологий связана с реализацией следующих основных принципов компьютерного обучения:

Занятия на компьютере являются отличным стимулом для развития памяти ребенка, оптимизации и ускорения процессов мышления. Ведь в компьютерных

играх необходимо запоминать уровни, имена героев, ориентироваться по карте и быстро принимать решения. Ребенок не только хорошо запоминает, но и запоминает осмысленно и надолго. Важно наблюдать за ребенком в процессе выполнения заданий игры и в случае необходимости повышать или понижать уровень сложности упражнений. Если же игра пока не по силам малышу, то лучше отложить ее до лучших времен. Прежде чем предложить игру детям, педагогу (родителю) необходимо хорошо знать ее цели и содержание.

Таким образом, использование современных компьютеров позволяет проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений речи, а также общего психического развития детей.

Введение компьютера в педагогический процесс детского сада позволяет делать обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Компьютер не заменяет традиционное занятия, а дополняет его.

Чтобы компьютер стал ребенку другом, нужно соблюдать следующие правила:

1. Игры должны соответствовать возрасту ребенка.

2. Время проведения за компьютером не должно превышать 15-20 минут для детей до 4-х лет, 30 минут для детей 6 - 7 лет 2 раза в неделю.

3. Компьютер должен быть ниже уровня глаз на 10 – 12 см.

4. Расстояние от глаз до монитора 70 см.

5. Необходимо предусмотреть дополнительный источник света, но расположить его так, чтобы свет не давал блики на экран.

6. Ежедневно в комнате, где находится компьютер проводить влажную уборку.

7. Использовать компьютерные развивающие игрыможно использовать для детей  не ранее  чем с 5 лет. Потому что знаковая функция мозга созревает именно к этому возрасту и  только к этому возрасту ребенок начинает различать «знак» и реальный объект.

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере дошкольного обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. В отличие от обычных технических средств обучения компьютер позволяет не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном возрасте - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Список использованной литературы

2.   Васильева, И.А. Психологические аспекты применения информационных технологий / И.А. Васильева, Е.М. Осипова, Н.Н. Петрова //

Вопросы психологии. – 2002. – №3.

  1. Венгер, Л.А. Виды компьютерных игр // Готов ли ваш ребенок к школе. - М., 1994.
  2. Калинина, Т.В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М.Сфера, 2008.;
  3. Новоселова, С.Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. - 1997. № 3
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. № 64 "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10" (с изменениями от 27 декабря 2010 г.)
  5. Смирнова, Е. О Право на игру Ж. Современное дошкольное образование, №1, 2011, С.28-31 
  6. http://psyjournals.ru/psyedu/2012/n2/51842_full.shtml [Компьютерные игры в жизни дошкольников - Психологическая наука и образование - 2012/2]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль компьютерных технологий в воспитании детей дошкольного возраста

Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий. Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшк...

Использование информационно-коммуникативной технологии при обучении Детей дошкольного возраста

С детьми ИКТ можно использовать в процессе ООД в любой образовательной деятельности в качестве современного наглядного материала.ООД с использованием ИКТ может быть:- фронтальной;- индивидуальной;- гр...

"Возможности информационно- коммуникационных технологий при обучении детей дошкольного возраста рисованию"

laquo;Возможности информационно-коммуникационных технологий при обучении детей  дошкольного возраста рисованию»Цель: формирование компетентности педагогов ДОО в области использования мульт...

Консультация для родителей по теме: «Плюсы и минусы применения информационно-коммуникативных технологий в обучении детей дошкольного возраста в ДОУ»

Что такое информационно-коммуникационные технологии?ИКТ – это технологии обмена информации, коммуникации.Подразумевается использование:информации в электронном формате (видео-файлы, аудио-записи...