Консультация учителя - дефектолога для родителей детей с ОВЗ. Тема консультации: «Вызывание звуков у «неговорящих» детей с моторной алалией». 2020 год.
консультация (подготовительная группа)

Володенкова Людмила Геннадьевна
 Тема консультации: «Вызывание звуков у «неговорящих» детей с моторной алалией».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_dlya_detey_s_ovz_2.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема консультации: «Вызывание звуков у «неговорящих» детей

 с моторной алалией».

 Автор: Володенкова Людмила Геннадьевна,

учитель–дефектолог, учитель–логопед.

Дорогие мамы и папы!

Эта консультация для вас. Ее задача – популярно объяснить методы вызывания звуков у неговорящих детей дошкольного возраста с моторной алалией. Она поможет вам, в этот период, самим помочь своему ребенку, разумеется, при желании, настойчивости и терпении.

Работая с ребенком над развитием речевой подражательной деятельности у детей с алалией, необходимо иметь наглядный материал и оборудование: медицинские перчатки, камешки, бусины, тазик с водой, воздушный шарик, деревянная игрушка «забиваем гвозди», юла, коробка, пластилин, книга Бакиевой Н.З. «Давай поговорим: звукоподражание». Картинки: паровозик, крышечка от чайника, дождик, часики, насос, рисунок с тучами. Старайтесь сделать занятия не скучными, а превратить в интересные игры. Чаще одобряйте и хвалите ребенка. В этом случае ему будет легче, он меньше будет уставать, сохранит интерес и желание заниматься.

        Подражательные речевые реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Поэтому, взрослому, необходимо создать условия, в которых бы у ребенка появилось желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно.  Какие приемы можно использовать, чтобы вызвать у ребенка желание подражать речи взрослого? Как отмечают большинство исследователей (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева) при работе с безречевыми детьми, неэффективно использовать слова «скажи», «повтори». Это вызывает у детей речевой негативизм.  Более продуктивный путь -  моделирование коммуникативных ситуаций, которые создают у ребенка потребность в речевом высказывании.  Особенно тяжело вызвать речевое подражание у детей с моторной алалией. На начальном этапе можно вызвать проговаривание слогов механическим способом.

Постановка слога МА механическим способом

Мама (папа) надевает медицинские перчатки и проводит демонстрацию приёма. Ребенок усаживается на стул, а мама (папа) слегка (выполнять осторожно!) запрокидывает его голову назад. Мама (папа) захватывает правой рукой нижнюю губу в виде «клювика», указательным пальцем левой руки зажимает верхнюю губу. Ребенку предлагают произнести звук «А», в этот момент мама (папа) начинает ритмично смыкать нижнюю губу (клювик) участника с верхней, слышится «МА..МА..МА..». Вызвав устойчивое произнесение слога «МА», мама (папа) вместе с ребенком начинает петь простую мелодию используя вместо слов слоги «МА..МА..МА..».

Постановка слога БА механическим способом

 Малыш сидит на стуле, его голова остаётся слегка запрокинутой назад. Мама(папа) зажимает указательным и средним пальцем левой руки нос ребенка, захватывает правой рукой нижнюю губу в виде «клювика». Ребенку предлагается произнести звук «А», в этот момент мама (папа) начинает ритмично смыкать нижнюю губу (клювик) с верхней, слышится «БА..БА..БА..». Вызвав устойчивое произнесение слога «БА», мама (папа) вместе с ребенком начинает петь простую мелодию, используя вместо слов слоги «БА..БА..БА..».

Авторы Пятница Т.В. и Башинская Т.В. предлагают методику графомоторной стимуляции речи у детей с моторной алалией.

Основная идея предлагаемой методики заключается в максимальном совмещении   движения плечевого сустава (размах, бросок, линия) с моментом начала речи (голосовой реакцией).  С этой целью для развития активной речи используются следующие игры и упражнения.

 За столом располагаются ребенок и мама (папа). Мама (папа) предлагает ребенку:

«Камешки»

 бросать мелкие камешки, крупные бусины в воду, произнося звук типа «булъ…».

«Шарик»

   подбрасывать воздушный шар со звуком типа «ух…».

«Гвозди»

 «забивать гвозди», сильно ударяя молоточком и произнося звук «бух…».

«Юла»

 запустить юлу и произносить на каждый толчок звук [у], затем петь его столько, сколько крутится юла.

«Цапли»

Локоть ребенка опирается на стол, на расстоянии длины его предплечья рассыпаны мелкие игрушки, крупные бусины или мелкие камешки. Ребенок опускает руку, не отрывая локтя от стола, захватывает игрушку пальцами, произнося (ц)ап, возвращает руку в исходное положение и переносит игрушку в коробочку, которая расположена левее или правее от захватываемых предметов, опускает руку и выпускает предмет со словом «ба(х)». 

«Паровоз» —  резко разжимать кулаки — со звуком: «п-п-п».

«Крышка на чайнике» —  стучать ладошкой по кулаку: «б-б-б».

 «Часики» —  покачать пальцем в разные стороны: «тъ-тъ-тъ».

«Насос» — руки поставить в замок и наклоняться со звуком: «с-с-с-с».

 «Отыщи игрушку»

Мама (папа) прячет в песке несколько мелких игрушек и предлагает ребенку нажимать на песок ладошкой.

На вопрос: «Где игрушка?». Ребенок определяет ее место и отвечает: «Тут!»

Затем ребенок разгребает песок указательным пальцем одной или обеих рук, полностью очищает игрушку от песка и достает ее большим и указательным пальцами, произнося: «Вот».

«Веревочки»

Ребенок раскручивает или закручивает на карандаш ленточку с игрушкой на конце, произнося протяжный звук: гласный или отрабатываемый согласный звук (ссс, ззз, ввв, хххх).

1. «Дождик» —  стучать пальцами по столу: «к-к-к».

2.  Нарисовать короткие вертикальные линии сверху вниз со словом «кап» на каждую черточку.

3.  Рисует (лепит из пластилина) маленькие кружочки со словом «буль».

Ладошка» (Т. Башинская)

 1. На листе формата А4 взрослый обводит свою правую руку, максимально раздвинув пальцы, большой палец вверху. Каждому пальцу соответствует свой звук-буква:

большой —А;

указательный — О;

средний — У;

безымянный — Ы;

мизинец — Э;

ладошка — И.

Ребенок плотно складывает ладошки и соединяет одноименные пальцы, произнося звуки.

 2. Одноименные пальцы «летят» друг к другу с расстояния 3—5 см и произносить звуки.

 3. Ударять 2 раза пальцами и произносить по два звука:

А, А;

О, О;

У, У;

Ы, Ы;

Э, Э;

И, И.

 Данные игровые упражнения способствуют развитию речевой подражательной деятельности детей.  Рекомендую вам книгу Бакиевой Н.З. «Давай поговорим: звукоподражание», которая поможет родителям вызвать речевое подражание у детей с моторной алалией.

Опыт работы показывает, что данные приемы по вызыванию звуков у не говорящих детей с моторной алалией универсальны и высокоэффективные. Они подходят для детей любого возраста. Первые устойчивые результаты формируются уже через четыре месяца, после начала системной работы. Индивидуальные работы с детьми проводятся 2-3 раза в неделю.

Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя-дефектолога для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна)

Для детей с синдромом Дауна общение так же важно, как и для всех! И они начинают общаться с самого раннего возраста – с помощью плача, улыбок и жестов. Конечно, в младенчестве они еще ...

Консультация учителя - дефектолога для родителей детей с ОВЗ. 2020 год.

Консультация учителя - дефектолога для родителей детей с ОВЗ....

Консультация учителя-дефектолога для родителей на тему: "Где же лево, а где же право?"

В консультации учитель-дефектолог затрагивает тему ориентировки ребенка в пространстве: когда он путает понятие, не может определить какая у него рука и т.д. Так же представлены некоторые приемы и игр...

Консультация учителя-дефектолога для родителей Рекомендации родителям детей с ЗПР по созданию условий для дистанционной формы бучения ребенка

Рекомендации родителям детей с ЗПР по созданию условий для дистанционной формы бучения ребенка...

Консультация учителя-дефектолога для родителей на тему: «Мелкая моторика-это интересно»

Консультация учителя-дефектолога для родителейна тему: «Мелкая моторика-это интересно»...

Консультация учителя-дефектолога для родителей детей с ОВЗ.

Вместо того чтобы искать повсюду недостатки, мы можем искать во всем любовь… Общие рекомендации родителям по оказанию ребенку помощи в развитии:...