Консультация для воспитателей «Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»
консультация

Вера Юрьевна Горщинская

В любые времена, человек рождаясь, и взрослея, уже не мог представить себя без общества его окружающего. И во многом на становление личности всё же влияет социум, в котором он вращается.

Если раньше большую часть составляло речевое общение, то в наше время, следуя по пятам развития всевозможных современных технологий, снижается уровень речевого развития, как в его объёме, так и в качестве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»

Подготовила: Горщинская В.Ю.

В любые времена, человек рождаясь, и взрослея, уже не мог представить себя без общества его окружающего. И во многом на становление личности всё же влияет социум, в котором он вращается.

Если раньше большую часть составляло речевое общение, то в наше время, следуя по пятам развития всевозможных современных технологий, снижается уровень речевого развития, как в его объёме, так и в качестве.

Наши дети с младшего возраста испытывают недостаток в общении. Родным некогда поиграть, позаниматься, а иной раз и просто поговорить со своим ребёнком. Конечно же, проще включить компьютер, телевизор, поставить мультфильмы и пр. В некоторых семьях ситуация доходит до абсурда: члены семьи находясь в разных комнатах общаются друг с другом с помощью современных гаджетов, вместо того, чтобы подойти и просто пообщаться. А потом мы удивляемся, почему так беден словарь у наших детей, а откуда ему взяться?

Результаты печальны…  Дети зачастую,  не могут элементарно описать какой-либо даже знакомый предмет, не хватает словарного запаса, присутствуют многочисленные аграмматизмы. Дети не могут в полной мере выразить свои чувства, им трудно найти общий язык со сверстниками и взрослыми, тяжело объясниться. И выходом из конфликтных ситуаций всё чаще становится проявление агрессии. А всё почему? Как одна из  причин, так называемая подводная часть айсберга – это бедный, ограниченный словарь. Вспомним Эллочку-Людоедочку из замечательного произведения И.Ильфа и В.Петрова. В её активном словаре было всего несколько слов, и как она расстраивалась, когда её не понимали с первого раза. Хотя ей и этого небольшого запаса вполне хватало.

Но давайте не будем забывать, что речь – это одна из самых важных психических функций человека, это возможность развития собственной личности, своего внутреннего «Я», а так же возможность взаимодействия при помощи диалога с другими личностями, осознание себя в обществе.

Одни из самых главных задач речевого развития – стараться научить детей связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли. Учить умению рассказывать о происходящем вокруг используя многообразие речевых средств. Это всё имеет очень важное значение для формирования личностных качеств, а в дальнейшем и для успешного обучения в школе, позитивного общения со сверстниками и взрослыми.

2 Слайд

  • Одни из главных задач педагогов дошкольных учреждений – помочь ребёнку
  • адаптироваться в коллективе;
  • грамотно подавать и закреплять новые знания и умения;
  •  расширять активный словарь;
  • развивать связную речь.

 Все эти задачи можно решить посредством игры, как ведущей деятельности ребёнка в дошкольном учреждении.

3Слайд

В данной консультации я хочу уделить внимание словесным играм, используемым в ходе развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Пример таких игр: «Ладушки», «Коза рогатая», «Испорченный телефон», «Краски» и пр. Преимущество словесных игр в том, что они не требуют особой подготовки, наглядного материала, оформления; могут проводиться в любые режимные моменты. И помимо развития связной речи учат детей взаимодействовать в коллективе, общаться друг с другом в различных игровых ситуациях.

Теперь давайте коснёмся методики проведения словесных игр.

4 Слайд

 Можно выделить общие советы:

  • Прежде всего воспитатель должен быть хорошо подготовлен, ознакомлен с целью игры, её ходом, сопровождающим речевым материалом.
  • Перед началом необходимо настроить детей на игровой лад. Возможно использование сюрпризных моментов, считалок, вводных хороводов и пр.
  • Особое внимание нужно уделить объяснению правил данной игры детям.
  • Обязательно поощрять детей по ходу игры. А если в игре есть соревновательный момент, то можно заранее подготовить приятные детям награды.
  • Желательно, чтобы игры были интересны и занимательны, отличались от занятий и дидактических упражнений, соответствовали возрасту.
  • Необходимо отслеживать, чтобы все дети были вовлечены в процесс игры.
  • При использовании одной и той же игры неоднократно, возможно вводить варианты с усложнением задач.
  • Словесные игры могут проводиться в различные моменты педагогического процесса. Их можно использовать как часть занятия, в развлечениях, в свободной деятельности, на прогулке и пр.

5 Слайд

Теперь остановимся непосредственно на особенностях проведения словесных игр для каждой возрастной группы.

6 Слайд

-Для младших групп важен непосредственный контакт воспитателя и детей, а также опора на зрительные изображения. Воспитатель является руководителем игры. Основные игры для этого возраста – это рифмованные потешки. Например: «Ладушки», «Коза рогатая», «Гуси».

Учим детей слушать, повторять, участвовать в совместной деятельности.

 Перед началом игры воспитатель должен познакомить детей с наглядным изображением героев игры. Например: если это «Коза рогатая», то сначала знакомим детей с изображением козы. В ходе проведения игры желательно, чтобы воспитатель находился на одном уровне с детьми, так называемый эффект «Глаза в глаза». Текст воспитатель должен произносить наизусть. Воспитателю нужно активно использовать мимику, жесты, но только не стоит пугать детей, изображая волка или медведя. Всё должно быть хорошо продумано.

7 Слайд

- Средний дошкольный возраст ещё называют возрастом «почемучек». Дети более активно интересуются окружающим миром, более открыты к усвоению новых знаний. В этом возрасте добавляются словесные игры, в которых используются сравнения предметов («Что бывает широкое, высокое, низкое и пр.»), описательные признаки («Что подарили Наташе», «Чудесный мешочек»), формирование элементарных обобщений («Что сажают в огороде») и пр.

Учим детей сравнивать предметы, описывать их, опираясь на накопленный личный опыт, расширяем активный словарь, развиваем лидерские качества, ответственность.

В средней группе воспитатель ещё руководит ходом игры, но уже возможно вовлечение на роль, ведущих в известных играх и самих детей.

8 Слайд

 - У детей старшего дошкольного возраста активно развивается логическое мышление. Детям присуща любознательность, пытливость, наблюдательность, возрастает интерес к познанию нового, интересного. Дошкольникам уже доступны более сложные речевые задачи – самому отгадать загадку, обобщить группы предметов, возможность самостоятельно придумать рассказ или его часть и пр.

Учим детей правильно использовать словесные конструкции, пользоваться накопленным опытом. Обогащаем активный словарь. Развиваем связную речь. Учим взаимодействовать внутри коллектива, правильно распределять роли в ходе игры.

В данном возрасте меняется и роль воспитателя. При проведении словесных игр он отходит от роли руководителя, оставляя детям возможность самостоятельно участвовать в проведении игры. Чаще наблюдает, направляет, большее внимание уделяет индивидуальной работе с детьми более замкнутыми, стеснительными.

9 Слайд

Словесные игры для старших дошкольников можно условно разделить на 5 групп:

  1. Игры, воспитывающие умение выделять главные, существенные признаки предметов, явлений («Магазин», «Угадай-ка», «Что это за игрушка?»)
  2. Игры, развивающие у детей умение сравнивать, анализировать, выделять алогизмы. («Похож – не похож», Путаница», Придумай небылицу», Логический поезд»).
  3. Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам («Кому что нужно», «Вершки-корешки», «4-й лишний», «Кто больше назовёт»)
  4. Игры, развивающие внимание, сообразительность, быстроту мышления, воспитывающие самообладание («Испорченный телефон», Краски», Где мы были, мы не  скажем…», «Скажи наоборот», Было – будет»).
  5. Игры, направленные на развитие лексико-грамматических  категорий, развитие связной речи («Фразовый конструктор»,  «Мой город», «Моя семья»)

10 Слайд

 В заключение хотелось бы отметить, что показателем правильно организованной словестной игры детей является их хорошее настроение, разнообразное использование освоенных навыков, положительные взаимоотношения. Именно в игре, совместно с взрослыми, ребенок приобретает необходимые для жизни в обществе полезные навыки.

Раздаю картотеки (словестных игр).

11 Слайд

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников» Подготовила : учитель – логопед Горщинская В.Ю.

Слайд 2

З адачи педагогов дошкольных учреждений: помочь ребёнку адаптироваться в коллективе; грамотно подавать и закреплять новые знания и умения; расширять активный словарь ; развивать связную речь .

Слайд 3

Словесные игры, используемые в ходе развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Слайд 4

Общие советы по методике проведения словесных игр. Прежде всего воспитатель должен быть хорошо подготовлен, ознакомлен с целью игры, её ходом, сопровождающим речевым материалом . Перед началом необходимо настроить детей на игровой лад. Возможно использование сюрпризных моментов, считалок, вводных хороводов и пр. Особое внимание нужно уделить объяснению правил данной игры детям. Обязательно поощрять детей по ходу игры. А если в игре есть соревновательный момент, то можно заранее подготовить приятные детям награды. Желательно , чтобы игры были интересны и занимательны, отличались от занятий и дидактических упражнений, соответствовали возрасту. Необходимо отслеживать, чтобы все дети были вовлечены в процесс игры. При использовании одной и той же игры неоднократно, возможно вводить варианты с усложнением задач. Словесные игры могут проводиться в различные моменты педагогического процесса. Их можно использовать как часть занятия, в развлечениях, в свободной деятельности, на прогулке и пр.

Слайд 5

О собенности проведения словесных игр для каждой возрастной группы

Слайд 6

Младший возраст. Для младших групп важен непосредственный контакт воспитателя и детей, а также опора на зрительные изображения. Воспитатель является руководителем игры. Основные игры для этого возраста – это рифмованные потешки. Например: «Ладушки», «Коза рогатая», «Гуси». Учим детей слушать, повторять, участвовать в совместной деятельности. Перед началом игры воспитатель должен познакомить детей с наглядным изображением героев игры. Например если это «Коза рогатая», то сначала знакомим детей с изображением козы. В ходе проведения игры желательно, чтобы воспитатель находился на одном уровне с детьми, так называемый эффект «Глаза в глаза». Текст воспитатель должен произносить наизусть. Воспитателю нужно активно использовать мимику, жесты, но только не стоит пугать детей, изображая волка или медведя. Всё должно быть хорошо продумано.

Слайд 7

Средний возраст. Средний дошкольный возраст ещё называют возрастом «почемучек». Дети более активно интересуются окружающим миром, более открыты к усвоению новых знаний. В этом возрасте добавляются словесные игры, в которых используются сравнения предметов («Что бывает широкое, высокое, низкое и пр.»), описательные признаки («Что подарили Наташе», «Чудесный мешочек»), формирование элементарных обобщений («Что сажают в огороде») и пр. Учим детей сравнивать предметы, описывать их опираясь на накопленный личный опыт, расширяем активный словарь, развиваем лидерские качества, ответственность . В средней группе воспитатель ещё руководит ходом игры, но уже возможно вовлечение на роль ведущих в известных играх и самих детей .

Слайд 8

Старший возраст. У детей старшего дошкольного возраста активно развивается логическое мышление. Детям присуща любознательность, пытливость, наблюдательность, возрастает интерес к познанию нового, интересного. Дошкольникам уже доступны более сложные речевые задачи – самому отгадать загадку, обобщить группы предметов, возможность самостоятельно придумать рассказ или его часть и пр. Учим детей правильно использовать словесные конструкции, пользоваться накопленным опытом. Обогащаем активный словарь. Развиваем связную речь. Учим взаимодействовать внутри коллектива, правильно распределять роли в ходе игры . В данном возрасте меняется и роль воспитателя. При проведении словесных игр он отходит от роли руководителя, оставляя детям возможность самостоятельно участвовать в проведении игры. Чаще наблюдает, направляет, большее внимание уделяет индивидуальной работе с детьми более замкнутыми, стеснительными.

Слайд 9

Словесные игры для старших дошкольников можно условно разделить на 5 групп: 1.Игры , воспитывающие умение выделять главные, существенные признаки предметов, явлений («Магазин», «Угадай-ка», «Что это за игрушка?») 2.Игры, развивающие у детей умение сравнивать, анализировать, выделять алогизмы. («Похож – не похож», Путаница», «Придумай небылицу, Логический поезд»). 3.Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам («Кому что нужно», «Вершки-корешки», «4-й лишний», «Кто больше назовёт») 4.Игры, развивающие внимание, сообразительность, быстроту мышления, воспитывающие самообладание («Испорченный телефон», Краски», «Где мы были, мы не скажем…», «Скажи наоборот», Было – будет»). 5.Игры, направленные на развитие лексико-грамматических категорий, развитие связной речи («Фразовый конструктор», «Мой город», «Моя семья»)

Слайд 10

Показателем правильно организованной словесной игры детей является: Хорошее настроение, разнообразное использование освоенных навыков, положительные взаимоотношения . Именно в игре, совместно с взрослыми , ребенок приобретает необходимые для жизни в обществе полезные навыки .

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»

В данной статье я хочу уделить внимание словесным играм, используемым в ходе развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Пример таких игр: «Ладушки», «Коза рогатая», «Испорченный телеф...

Консультация для воспитателей «Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»

Консультация для воспитателей «Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»...

Консультация для воспитателей "Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников"

Задачи: повысить и расширить знания и навыки педагогов по овладению правильной речью дошкольников....

Консультация для воспитателей «Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»

laquo;Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»...

Консультация для воспитателей «Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»

Консультация для воспитателей «Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»...

Консультация для воспитателей: «Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»

Наши дети с младшего возраста испытывают недостаток в общении. Родным некогда поиграть, позаниматься, а иной раз и просто поговорить со своим ребёнком. Конечно же проще включить компьютер, телевизор, ...