Проект " Вулкан"
проект (старшая группа)

Семина Наталья Александровна

проект "Тайны вулкана" для старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vulkan.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

проект является исследовательским, кратковременный (1 неделя).

Участниками проекта были дети старшей и подготовительной к школе группы, воспитатель.

Как зародилась идея создания такого проекта(Проблема:)Я заинтересовалась данной темой после того как  однажды подошел  ко мне мой воспитанник и спросил Наталья Александровна вы знаете, что такое вулкан? -я ответила что знаю. Зайдя в группу я спросила у других ребят знают ли они о вулканах.  Как оказалось желание узнать что такое вулкан присутствовало у всех ребят,  поняв что дети заинтересовались, мною было принято решение провести исследовательскую деятельность.

Актуальность проекта:

В природе все взаимосвязано, жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Знания о вулканах помогают ребёнку осмыслить, что в мире в том числе и в нашей стране есть такие природные объекты как – вулканы, которые влияют на климат земли, на живые организмы, на изменения рельефа земли.

Была определена Цель проекта формирование у детей интереса к опытно - экспериментальной деятельности через ознакомление с природным явлением – вулкан. 

Отсюда можно выдвинуть  Гипотезу: умение создать искусственный вулкан в группе.

 Поставлены Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с природным явлением – извержением вулкана, его причиной;

- обогащать сознание детей содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире, расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы;

-активизировать в речи детей слова: очаг, жерло, кратер, лава.

Развивающие:

- развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опыта;

- развивать активность, инициативность в познавательной деятельности;

- развивать аккуратность, взаимопомощь.

Воспитательные: 

-воспитывать интерес и стремление к познанию окружающего мира;

-поддерживать стремление ребенка активно выступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

-формулировать равноправие, доброжелательные отношения между сверстниками.

Которые вы видите на слайде

 

Мною было разработано перспективное планирование на неделю, о котором я  расскажу  подробней: как протекала наша исследовательская деятельность

сначала

 В  первый день   я познакомила детей с легендой «О вулкане», дети узнали откуда появилось название горы. Затем загадала загадки,  которые ребята разгадывали с большим интересом.

На следующий день

 Мы с ребятами изучили схему «Строение вулкана», и чтобы закрепить знания я предложила посмотреть интересный  фильм о том, что такое вулкан, какой формы бывают вулканы, и какие типы вулканов существуют в природе. Ребята смотрели очень внимательно.

В среду в ходе непосредственно-образовательной деятельности по аппликации  дети изобразили извержение вулкана на картоне из пластилина.

Четверг

Совместно с детьми в группе был создан познавательный уголок «все о вулканах»,

Пятница

 Завершающим этапом нашей исследовательской деятельности был этап

создание макета вулкана, где дети работали коллективно в группе. У каждого ребенка была своя роль. Каждый нес ответственность за свое дело. Как вы видите на слайде ребята работают над проектом, защищают его.

 Проект это 5-П. Я считаю что все эти пункты мои ребята выполнили успешно.

Выводы: в ходе исследовательской деятельности гипотеза подтвердилась: можно создать искусственный вулкан путем опытно-экспериментальной деятельности. Проведение таких нетрадиционных мероприятий, вызывает у детей много позитивных эмоций, более ярких, запоминающихся впечатлений, формирует стремление познавать много нового, интересного, наглядно – представлять то или иное явление. В результате дети отметили, что извержение вулканов очень страшное и опасное явление, но в то же время очень красивое и завораживающее.

Я хочу закончить словами Конфуция «Скажи мне –и я забуду. Покажи мне-и я запомню. Дай мне действовать самому-и я научусь.»

 На этом все! Спасибо за внимание!

Мне нравится работать с детьми, потому что каждый ребенок индивидуален и в каждом есть своя изюминка. Для того чтобы найти подход к ребенку, необходимо изучить его, любить и уважать его настолько, чтобы отдавать ему все самое лучшее, что имеешь в душе.

потому что в детском саду никогда не бывает скучно. Что ни день, то новость, новое открытие и ни одного дня не проходит без приключений. Здесь, в детском саду, для наших воспитанников мы становимся вторыми мамами.


Беседы с воспитанниками

Как образуются вулканы?

Чтобы разобраться в природе вулканов нужно знать строение Земли. Земля состоит из нескольких слоев, образованных разными горными породами. Мы живем на наружном, самом тонком слое, который называется земной корой. Кора такая тоненькая, как если бы на мячик (представьте, что это Земной шар) прилепили наклейку, вернее много наклеек рядом друг с другом. Ведь кора состоит примерно из 20 больших и малых плит, которые называются тектоническими. Плиты как бы плавают на поверхности вязкого, пастообразного расплавленного вещества, которое называется магма.

Слово магма и переводится с греческого как тесто или паста.
Места, где самые большие плиты соприкасаются друг с другом, называются разломами. Большинство действующих вулканов сосредоточено на границах этих плит. Самая активная зона на Земле называется Огненным кольцом и находится она по краям Тихого океана. В этих местах много гор и островов, которые образовались на месте древних вулканов.

Что происходит при извержении?

         Иногда раскаленная магма просачивается сквозь разломы наружу. Если мощному потоку магмы путь наверх преграждают породы земной коры, давление стремящейся наружу магмы возрастает. Когда оно становится слишком большим, магма прорывается сквозь кору. Тогда происходит вулканическое извержение, сопровождающееся мощным выбросом магмы, пепла, газов и кусков горных пород.

Магма, вырвавшаяся из вулкана, называется лавой. Она вытекает из жерла вулкана в виде потока. В начале лавовый поток имеет температуру 1000 градусов и течет по склонам вулкана со скоростью до 50 километров в час. Но на воздухе лава остывает и затвердевает, образуя вокруг отверстия в земной коре вулканическую гору. Кусочки застывшей лавы — пемза. Внутри этого камешка пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.

Вулканический пепел похож на обыкновенный, но если посмотреть на него под микроскопом, то станет хорошо видно, что это осколки вулканического стекла. Извержение выбрасывает пепел на очень большую высоту, иногда даже на несколько километров. Громадные серые тучи пепла ветер разносит на большие расстояния от места извержения, и потом они оседают на Землю толстым слоем.

Вулканические газы - это горячие газы. Во время извержения их температура достигает 800-1000 градусов. Раскаленные тяжелые газы несутся вниз по склону вулкана со скоростью свыше 300 километров в час, уничтожая деревья, дома и людей. В состав вулканических газов входит водяной пар, углекислый газ и газы, содержащие серу, аммиак и хлор.

Какие бывают вулканы?

         Извержения вулканов происходит по-разному. Характер извержения зависит от многих причин — в основном это вязкость магмы и количество вулканических газов.

Есть вулканы — их называют Щитовыми — они предсказуемы, редко сопровождающиеся взрывами. Лава постоянно извергается на поверхность.
Другие вулканы — Стратовулканы - самые высокие. При извержении образуется много пепла, камней, лавы.

Самые страшные вулканы Кальдеры — эти вулканы взрываются так сильно, что разрушают сами себя, и на их месте остается лишь большая воронка.

Какой вред приносят вулканы?

         На нашей планете более тысячи вулканов. Большая часть из них потухла, и. казалось бы навсегда. Но они только спят и каждую минуту могут проснуться. Одни вулканы просыпаются очень редко. Один раз в 100 или даже в 1000 лет. Есть вулканы, которые и не думают притворяться спящими, они дымят не переставая. Каждые десять минут из них вылетают камни, пепел, пар и вытекает лава.

Одно из самых мощных извержений на Земле произошло в 1883 году. В Индонезии проснулся вулкан Кракатау. Голос вулкана разнесся на тысячи километров. От воздушных взрывов пошли воздушные волны такой силы, что они три раза обогнули Земной шар. В воздух взлетели камни на высоту 55километров. В море поднимались волны до 40 метров. Вулкан выплюнул столько пепла, что туча закрыла солнце, а потом с неба посыпалась черная грязь. Это облако пыли облетело всю планету. На время по всей Земле наступили сумерки. Ничто не в силах удержать вулкан. Под пеплом и лавой погибают города, острова и даже страны.

В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предугадать извержение заранее и жители могут покинуть города и спастись. Но вот когда проснулся дремавший на протяжении многих веков вулкан Везувий, сейсмологов еще не было и беда застала людей врасплох. Жители искали укрытия в домах, пытались убежать, но спастись никому не удалось. Когда извержение закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица земли. Прошло почти семнадцать столетий, когда под слоем спрессовавшегося вулканического пепла были случайно обнаружены остатки погибших городов. Начались раскопки. От пепла очистили почти весь город Помпеи. Перед изумленными археолагами предстали дома с предметами быта, храмы, памятники. Все осталось так, как было в день, когда проснулся Везувий.

Страшная трагедия, случившаяся в далеком прошлом, произвеле огромное впечатление на русского художника Карла Брюллова, который изобразил ее на своем полотне Последний день Помпеи.

Есть ли польза от вулканов?

Извержение вулкана — это катастрофа для людей. Ежегодно на Земле происходит 10000 извержений, из которых примерно 150 оказываются очень сильными. Разрушаются города, гибнут люди. Однако польза от вулканов для людей тоже есть. Благодаря им образуются горные порды, из которых состоит земная кора. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды. Из затвердевшей лавы строят дома. А еще вулканы доставляют нам из земных недр углерод, азот и другие газы, без которых жизнь на Земле невозможна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Вулкан"

Проект "Вулкан"...

Детско-взрослый проект "Вулкан"

Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума....

детско-взрослый проект "Вулкан"

После просмотра с детьми видео фильма о земле, вулканах, лаве, дети захотели наглядно увидеть как все происходит.. И мы решили сделать вулкан своими руками. целую неделю мы лепили, выкладыали вулкан с...

Познавательно-исследовательский проект "Вулкан"

Человек должен продолжать верить, что непонятное может быть понятно. Иначе он перестал бы исследовать....

Проект «Вулкан»

Проектно - исследовательская деятельность «Вулкан». ...

Проект "Вулкан" в старшей группе детского сада

Пояснительная запискаБаза внедрения проекта: воспитанники старшей группы, родители воспитанниковСроки реализации проекта: 1 неделяОбразовательная область:«Социально – коммуникативное разви...