Семинар-практикум "Агрессия: самоутверждение или саморазрушение?"
методическая разработка

Панина Наталья Сергеевна
Немудрено, что немалое количество людей, воспитанных в идее «плохости» агрессии и пытающихся быть хорошими, теряются, когда агрессию проявить хочется, но нет опыта.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-praktikum.docx36.1 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы: вырезанные картинки с агрессивными людими (кричащие,бьющие ,плпчущие ,картинка «психолог»,картинка «гештальтерапевт»  и др.),магниты,маркер,губка

 Как Вы видите определяете человека агрессивен или нет? (ответы участников)Ученые ,котроры занимались данной тематикой ,каждый из них в своем подходе свое изобретал,то что он видел…

 ПОНЯТИЕ.  КЛАССИФИКАЦИЯ.ВИДЫ. АГРЕССИИ.

    Проявлениями агрессии являются как драка, так и поцелуй, как потребление пищи, так и просьба уступить место в транспорте. Прежде чем определиться, что именно делать с агрессией своей и чужой, необходимо понять, с каким феноменом мы имеем дело.

    «Агре́ссия (от лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт».

     В Википедии приведено такое определение агрессии - "мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт".

     Открываю «Краткий психологический словарь», нахожу статью «агрессия». Читаю: «агрессия - целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д. Агрессия объединяет такие разнообразные акты поведения, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения».

    Хоть бы одно доброе слово про агрессию…  Нет. Немудрено, что немалое количество людей, воспитанных в идее «плохости» агрессии и пытающихся быть хорошими, теряются, когда агрессию проявить хочется, но нет опыта.  Такое ощущение, что хороший – это беспомощный. Если попытаться последовательно воплотить в жизнь «безагрессивное поведение», учитывая все выданные в «Кратком психологическом словаре» условия агрессивности, то необходимо срочно покончить с собой, то есть агрессию направить на себя. Третьего не дано: или во внешний мир, или на себя, так как агрессия - это процесс, запускаемый теми или иными эмоциями или потребностями, а любой процесс куда-то обязательно направлен.  Агрессия - процесс, а не чувство: нельзя «чувствовать агрессию», можно чувствовать, например, злость, которая запускает агрессивное поведение.

В гештальт-терапии агрессия не имеет изначально никакой оценочной нагрузки и выступает лишь как активность, направленная на изменение окружающего мира. Т.е. это любая активность живого существа – начиная от физического занимания места в пространстве, дыхания, потребления ресурсов извне (вода, еда), до вывода отходов этого потребления из организма. Пока человек живет, он контактирует со средой, изменяет границы, отстаивает их или нарушает.

      В психолого-педагогической и специальной литературе описаны различные ведущие типы агрессии. Анализ исследований, в которых они представлены, позволяет выделить такие наиболее общие основания классификации, как направленность, форма проявления, длительность агрессивного действия, его соответствие социальным нормам.

Наиболее распространено выделение типов агрессии по ее направленности. В частности, Э. Фромм на этом основании рассматривает агрессию доброкачественную и злокачественную.

1. Доброкачественная агрессия - это биологически адаптивная форма действия, которая способствует поддержанию жизни и связана с защитой витальных интересов, представляя собой реакцию на угрозу этим интересам. Ее следствием является устранение либо угрозы, либо ее причины.

2. Злокачественная агрессия, по мнению Э. Фромма, не является биологически адаптивной. Она не связана с сохранением жизни, не является защитой от нападения или угрозы, то есть, не сопряжена с защитой витальных интересов. Злокачественная агрессия рассматривается как вредная, а ее синонимами являются слова: «деструктивность», «жестокость».

    В отличие от Э. Фромма, Дж. Доллард различает агрессию, направленную на живые существа, и агрессию, направленную на неодушевленные предметы. В первом случае агрессия принимает вид физической или словесной атаки; во втором - она преследует цель уничтожения неодушевленных предметов. Такого рода поведение называют деструктивным (вид физической или словесной атаки).

М. Мендель выделяет агрессию, направленную наружу агрессию, направленную на неодушевленные предметы и направленную наружу и направленную внутрь (то есть самоагрессию), которая проявляется в атаках лично на себя и заключается в причинении себе боли или самоунижении (пример самоагрессии - самоубийство).

В зависимости от цели агрессии Г. Паренс характеризует недеструктивную и враждебную деструктивную агрессии. Д. Майерс, Р. Бэрон и Д. Ричардсон выделяют агрессию враждебную (главной целью агрессора является причинения страданий жертве) и инструментальную (агрессоры нападают на других людей, преследуя цели, не связанные с причинением вреда).

    Вторым из выделенных оснований классификации агрессии является форма ее проявления. 

    Так, А. Басе и другие исследователи выделяют активную (действия, вредящие другим людям или предметам) и пассивную (воздержание от определенных действий, приводящих к вредящим последствиям для являющегося объектом агрессии лица), речевую (используются вредящие атакуемому лицу вербальные раздражители, вызывающие у него страх, чувство обиды или эмоциональное отвержение) и физическую (проявляется в ударах или побоях, в повреждении или уничтожении общественной или личной собственности) агрессию.

    В зависимости от длительности агрессивного действия 3. Скорны выделяет простое и сложное агрессивное поведение.

-«Простое агрессивное поведение принимает форму различных кратковременных движений различных частей тела: рук, ног или соответствующих мышц лица».

-Агрессия также может иметь форму сложного агрессивного поведения. «Оно состоит из форм простого агрессивного поведения. В нем участвуют разные части тела, оно длится дольше, чем простое агрессивное поведение. Моторным формам такого поведения также неоднократно сопутствуют агрессивные злобные высказывания».

Физическая агрессия может проявляться в косвенной форме, которая заключающейся в атаке, направленной непосредственно на определенное лицо (агрессивное поведение) или предмет (деструктивное поведение), косвенная агрессия проявляется в агрессивном поведении, которое причиняет вред или неприятность лицу, являющемуся объектом агрессии, однако не принимает формы атаки, направленной непосредственно на это лицо. Здесь агрессор обычно действует анонимно, а лицо, являющееся жертвой агрессии, не знает, кто был настоящим виновником. Косвенная физическая агрессия включает в себя агрессивное и деструктивное поведение.

Вторым, наряду с физической агрессией, типом агрессивного поведения является речевая (словесная) агрессия, которая может принимать вид непосредственной и косвенной агрессии. Непосредственная речевая (вербальная) агрессия может иметь форму вредящих или унизительных агрессивных высказываний. К ним относятся такие высказывания как обзывание, высмеивание и подвержение неоправданным сомнениям.

    Речевая агрессия, по мнению 3. Скорны, может принимать также и косвенную форму (высказывания направлены непосредственно на третьи лица).

    Агрессивные высказывания, имеющие своей целью причинение вреда и неприятностей, в этой ситуации не направлены непосредственно на конкретное лицо, а на третьи лица; они имеют место в ситуациях и условиях, в которых не принимает участия являющееся объектом агрессии лицо.    

    Подобным образом, как и в случае непосредственной словесной агрессии, формами косвенной агрессии являются агрессивные, вредящие и унизительные высказывания. Разница заключается в том, что они относятся не к подверженному атаке лицу, а «за его спиной» к третьим лицам.

К косвенным агрессивным высказываниям автор относит угрозы и поощрение агрессии. Высказывания вредящего характера проявляются в виде обвинения и недоброжелательных отзывов. Косвенные унизительные высказывания направлены на создание негативного мнения о лице, которое атакуется, и на уменьшение его значимости в глазах других. Такие высказывания «за спиной» сводятся чаще всего к прерыванию, высмеиванию или необоснованным сомнениям.

Агрессию с точки зрения соответствия или несоответствия поведения человека социальным нормам рассматривает Н. Д. Левитов, разделяя общественно и этически оправданные поступки (например, социально одобряемая спортивная злость) и недопустимую грубую форму обращения с человеком, а иногда - с неодушевленным предметом.

  Агрессия в гештальте рассматривается как важнейшая движущая сила жизни, сила выживания и роста. С точки зрения Гештальта, если человек агрессивен, это как-то связано с фрустрацией его потребностей.

 Практически Гештальт рассматривает два разных цикла контакта, связанных с переживанием агрессии. Двигаться, ходить - бить ногами землю - это агрессивное действие; есть, жевать, разрывая зубами пищу - агрессивное действие (я уже молчу о пище животного происхождения...), да что там - просто дышать - тоже агрессивное действие ("каждый вдыхает кислород, а норовит выдохнуть какую-то гадость (с) Константин Райкин). Сложно с этим спорить, но почему-то некоторым людям очень трудно принимать собственную агрессию, признавать свою агрессивность.

Но беда в том, что не признавать свою агрессию можно, но избавиться от нее нельзя. Эта базовая энергия найдет выход, как бы кто ни старался. Более того, непрямое выражение агрессии - куда более опасно и разрушительно для отношений, более того: прямая агрессия вообще редко бывает разрушительна, кроме случаев долгого сдерживания, а затем резкого выплеска с большой силой. "Не бойся собаки брехливой, а бойся молчаливой" - гласит народная поговорка, когда знаешь, чего ждать от человека, можно к этому приготовиться, достойно встретить его агрессию и ответить на нее. Все сложнее, когда не знаешь на что отвечать...

Еще один важный момент: агрессия не равно злость. Не стоит путать эти понятия. Злость - одно из примитивных чувств, и само по себе ничего не способно изменить, кроме как слить энергию. (Примитивное - не значит плохое, опять же!). Просто злиться, пусть даже открыто и прямо, в ответ на раздражитель - достаточно ранний (младенческий) способ реагирования, снятия напряжения... Агрессия же - это конструктивное (или деструктивное?) воздействие на среду с целью изменить ситуацию для себя.

  Человек, способный свободно проявлять свою агрессию - большая редкость. Но к этому, пожалуй, стоит стремиться, по крайней мере, в близких отношениях. Если у вас с виду все хорошо, но при этом "топор лежит под сукном" - далеко в отношениях не уедете. Настоящая близость возможна только при достаточной степени откровенности и свободы в проявлении своего недовольства, защите своих границ.

Про секс я вообще молчу - это агрессия в чистом виде, только другой ее полюс. Сексуальным становится и остается человек, который может свободно "толкаться на границе контакта", когда каждую секунду есть риск его потерять, который не боится быть оставленным, но при этом и не убивающий своей агрессией (вот именно поэтому пошла эта идиотская волна "стервомании", но там подмена понятий...).

  Человек создает свой мир с помощью агрессии - изменяет среду под себя (аллопластический способ взаимодействия со средой, в отличие от аутопластического, когда организм приспосабливается под среду), человек узнает о границах собственного Я с помощью агрессии, любит - как ни странно - тоже с помощью агрессии... стоит ли отрицать эту силу внутри себя?? На мой взгляд, "по-хорошему не агрессивный человек" ( здесь - "не разрушительный") - это только тот, кто признает все свои побуждения и может свободно и без особых усилий их контролировать. Но для этого должен быть пройден долгий путь, и уже другая история..

Агрессию в гештальт подходе по способу проявления можно разделить на следующие виды: активная и пассивная.

   Если с активной все более-менее ясно – человек обозначает свои намерения или берет то, что ему нужно тем или иным образом (покупает, получает в дар, добывает в дикой природе или из недр) или дает другим людям (или животным) то, считает нужным дать или отказывается от ненужного, то с пассивной дело обстоит несколько сложнее – в данном случае человек не обозначает свои потребности (осознаваемые или нет), но пытается их удовлетворить неявно – саботируя чужие действия или отказываясь от своих, не отказывается от подарков, но обесценивает их, храня в самом дальнем углу кладовки, при этом не выражая своего истинного отношения к дарителю или другому источнику благ, например, работодателю (в этом случае деньги могут быть потеряны или спущены в азартные игры).

    Фриц Перлз (основатель гештальт-терапии) предложил «пищевую метафору» для описания цикла удовлетворения потребностей: преконтакт («кажется, я голоден, надо бы что-то съесть»), контактирование («где-то было яблоко, а, в холодильнике, идем к холодильнику, достаем яблоко»), контакт («вгрызаемся в яблоко, съедаем его, пережевываем, наслаждаясь вкусом»), постконтакт («наслаждаемся воспоминаниями о вкусе яблока, чувствуем сытость»).

     По результату проявления (удовлетворению потребностей) агрессию можно разделить (на примере «пищевой метафоры) на:

- дентальную: у среды берется то, что нужно, и потребности удовлетворяются (от яблока откусывается кусок, пережевывается, переваривается, мы наслаждаемся сытостью). В отношениях между людьми проявляется, как ясное выражение своих желаний и удовлетворение своих потребностей, отстаивание своих границ и уважение к чужим границам, способность свободно общаться с теми, с кем хочется и не общаться с теми, с кем не хочется.

- аннигиляционную: объект удовлетворения потребности уничтожается (яблоко раздавливается в кулаке, голод не утоляется), потребность не удовлетворена, ищем другие объекты для уничтожения, питаемся лапшой быстрого приготовления. В отношениях с людьми, за исключением крайних случаев, типа убийства, проявляется, как обесценивание людей, отказ от общения с важными людьми с помощью скандалов, ссор, оскорблений и прочих способов испортить себе жизнь. Нельзя сказать, что этот способ однозначно плох – если человека кусает комар, то прихлопывание этого комара удовлетворит потребность в комфорте (не о Шопенгауэре же с ним беседовать?)-одна из самых разрушительных связей.

- деструктивную – потребности не удовлетворяются, но и контакт не прерывается (яблоко тщательно пережевывается до потери вкуса и продолжает пережевываться дальше). В отношениях с людьми проявляется, как зависимые отношения, например, совместное проживание с химически зависимым партнером.

   Прямая агрессия - ясное и четко направленное действие, выражение эмоций, в котором есть "Я" и "хочу, не хочу, думаю, чувствую, люблю, злюсь и другое". Прямой агрессией будет: "Я хочу эту конфету"! Дальше, если кто-то еще проявит свое желание, мы будем договариваться кто съест конфету.

   Пассивная агрессия - действие и выражение переживаний непрямое, скрытой формы, но при этом все так же направленное на удовлетворение потребности. Пример: на столе лежит вкусная конфета. Если я беру ее и съедаю, то я уже совершаю по отношению к ней прямую агрессию. Пассивной формой будет: "а никто не хочет эту конфету"? Риск не получить возрастает в разы, в этой форме нет ясного собственного желания и намерения. Это самый простой пример.

   При пассивной агрессии на бессознательном уровне есть запрет на прямое выражение своих чувств и желаний, зачастую мы ощущаем такой запрет на выражение злости и своего мнения. Я не буду детально останавливаться на разных формах пассивной агрессии, таких как манипулирование, удержаний эмоций, игнорирование, саботирование, избегание и т.д.    

   Заблокировав агрессию, мы обрекаем себя на зависимые отношения, в которых всегда прав другой, а себе оставляем вину – агрессию, развернутую на самих себя. Способность высвободить дентальную агрессию – это один из первых шагов к выходу из зависимости, и необходимое условие партнерских отношений, в которых будет уважаться право каждого быть в этом мире, и право занимать в нем свое место.

Агрессия-это реакция, это импульс ,который мы вырабатываем.Мы должны обработать его и дать на него ответ .В этом нам поможет ,например сила личности, ценности на которые мы можем опереться  и дать ответ. А где мы почем это получить как на сессиях у терапевта, так сказать натренироваться.

КОГО СЧИТАТЬ АГРЕССИВНЫ?ПРИЧИНЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

РАБОТА С АГРЕССИЕЙ. 

    Агрессия - трудная тема для психотерапевтов. Тем более странным может показаться рассуждение о «правильной» агрессии..Часто агрессия понимается как форма социального поведения, которое содержит угрозу или наносит ущерб другим людям. Достаточное внимание в психотерапии уделяется как раз преобразованию пассивной формы в прямую. Задачей будет замечание и реализация своих желаний, чувств, выражение удерживаемых эмоций. Но это не означает что пассивную агрессию необходимо уничтожить или поддать анафеме. Она в какой-то мере была сформирована как единственный способ "выжить", сохранить собственную психическую или физиологическую целостность. Похожие ощущения могут переживаться при психической травме, где страх и ужас дают возможность только замереть и "прикинуться мёртвым", как в животном мире.

     Работая с клиентом в психотерапии на эту тему, при однозначном негативном трактовании (особенно на ранних этапах), может привести к усилению стыда или вины в этой зоне. Повторюсь, что иногда пассивная агрессия - это единственный известный и знакомый способ обеспечить сохранность организму, бывает, что и самый верный в определенном контексте. Скорее важно замечать при каких условиях я выбираю пассивную форму и для чего это делаю. Т.е. вывод на уровень осознавания. А дальше есть возможность находить другие способы взаимодействия с окружающими, т.е. творчески приспосабливаться. Таким образом, в терапии агрессию убрать нельзя. Но можно выработать те способы проявления агрессии, которые будут способствовать здоровому удовлетворению потребностей человека.

РАБОТА ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ ВЫГОРАНИЮ

(По этому поводу – анекдот: Молодой психолог спрашивает у пожилого:

- Скажите, как вам удается уберечься от эмоционального выгорания? У вас ведь столько клиентов, всех нужно выслушать...

- А кто их слушает?.. )

   С точки зрения гештальттерапии, у такого клиента, чаще всего, нарушены функции self и цикл контакта, потребности (фигура) не формируются. И, прежде всего, необходимо, чтобы «пораженный выгоранием» зафиксировал две активные позиции:

признание существования синдрома эмоционального выгорания («Я – человек, который…» - «включение» функции Personaliti) и взятие на себя ответственности за свое собственное переживание стресса.

признание необходимости изменения и принятие решения  измениться («включение» функции Ego, а затем Id).

   Другими словами говоря, результат как раз избегания клиентом собственных чувств, сведения профессиональной деятельности к жестким стереотипам и неумения играть и творчески самовыражаться. Проигрывание привычных для профессионала стереотипов общения с клиентом или коллегами и осознание и проживание связанных с ними чувств позволяет изменить нетворческие паттерны поведения, понять смысл своей тревоги.

   На всем пути работы с эмоционально выгоревшим профессионалом гештальттерапевт в фокусе работы имеет то, каким образом клиент выстраивает психологические защиты, какие способы срыва контакта использует, блокируя свои потребности. Обязательная работа – с интроектами.

    Кроме двух типов агрессии, терапевту  необходимо учесть  проблему формы действия в плане выражения агрессии.  Часто  под агрессией понимается грубое  поведение, хамство, оскорбительные крики. Однако в ситуации конфликта  недостаточно  просто «выплеснуть» негодование или агрессию вовне. Для того,  чтобы организовать контакт с окружающим миром, нужна подходящая форма контакта и действия. Форма выделения агрессии должна стать поступком и она в этом смысле совершенно однозначно предопределяет тот результат, который будет следовать за этой выразительностью.  Есть ситуации, когда нужно, чтобы человек  «сказал словами» другому человеку об агрессии и недовольстве. В других типах ситуации необходимо физическое действие.  Выбрать слово или поступок необходимо в соответствии с ситуацией. Именно правильный выбор действии, адекватный ситуации. Дело в том, что при одной и той же степени заряженности ( интенсивности) форма поведения , выбранная для реализации агрессии, может быть разной.   Человек, экспериментирующий со своей агрессией, обязательно должен учитывать обратную связь от среды.

Потому что сначала клиент должен присвоить свою агрессию (какой бы она ни была), потом разделить — где среда ядовитая (и заслуживает быть посланной в любую сторону), а где сам подкачал (и надо разбираться в том — где и как теряю верность себе, своей потребности), а потом ещё искать разнообразные, уникальные способы выражения агрессии, направленной на продвижение своих желаний: "Я слышу, что вам не нравится, но я так хочу строить свою жизнь".

В основном,когда мы разворачиваем агрессию на прямую ,она увеличивается. Например, если Вы на кого-то громко кричите тем выше накал.

   Давайте попробуем на себе технику ,которую можно применять в работе с агрессивным клиентом ,она называется «3-Шага»

-Первый шаг. Возьмите ситуацию, где Вы именно Вы были агрессивны,где у Вас была агрессия (на кого то хотелось напасть ,зарезать убить).

-Выскажите в круг,кто хочет что у Вас получилось?

Затем рассказываем терапевту ,но в данном случае самим себе  и понять на кого агрессия ваша направлена ваша сила,например на мировоздание,люди и т.д) В этот момент делается мыслительная операция.Мы смотрим реакцию клиента,не контролируя его агрессии и предлагаем в клиенту виде фантазий  выразить ее .Например говорим:на что похожа твоя агрессия?кто эти люди? Можем предложить предложить показать силу агрессии,например : стукни по быльцу кресла ?И тд.Этим действие фантазией и вопросами) мы снимаем социальный стыд.И еще раз повторяем для клиента,что это фантазия и что никого уничтожать не надо..Человеку с неврозом как правило трудно сдержать агрессивный импульс и трансформировать его в социально приемлемую форму. Агрессия –это всегда адресная вещь. Т.е направлена на кого или на что-то.

Если выпросите клиента выразить свою агрессию через какой –либо предмет (побить батаками ,порвать газету и др.) что бы выразил свою агрессию возможно проблемы у клиента если такая ситуация на которую он дал такую реакию может повториться за пределами сессии.Поэтому мы предупреждаем клиентолв  ,что данная схема используется только в присутствии терапевта так мы учим здесь не токо выражать свою агрессию ,но инрансформироваить ее.Например психологи,терапевты к-ые ориентированные на тело человека –«телесники» они используют различные техники на расслабление.

-2 Шаг.Мы смотрим какую реакция дал нам клиент из сходя из первого шагав. По реакции можно диагностировать –ЭТО ЯРОСТЬ,ГНЕВ ИЛИ НЕНАВЕСТЬ.

-Вот тут пригодятся Ваши примеры,(примеры студентов)

Наример (берем фразу из круга)обращаем внимание какие фразы сказаны Чтобы было больно (я вышебу ему мозги,я хочу,чтобы он мучался и тд.) такого рода агрессия называется ярость. (ущепнуть ,трясти человека,ривязать к стулу).Суть ее-есть желание чтобы отношения стали горячими(он делает мне больно уесть отношения)

Если мы говорим или клиент такие фразы как «что он\она сдох ,исчез,расстрелять ,в горобу сжечь-это форма агрессии –ненависть.

Это означает,что я не могу больше, мне невыносимо на этой планете с этим человеком(то что меня пошатнуло,я не могу выдерживать это человека)либо он \либо я .В диалоге нет сил оставаться .Ненависть связана всегда с делемой.Ненависть связана со многими реакциями:опусташения, «держи меня» и тд.

Гнев-это оскорбление,высмеивание.Гнев связан с желанием сделать человека ниже,унизить его,также фантазии владеть этим человеком.Например ценизм, Ценизм –это потеря ценностей у человека

3 Шаг.Что я могу тогда ответить.

В ответе уже нет реакции,появляется сила,которая не лишена диалога.Как как меня клиента есть способы приемлемого выражения .

КАК РАБОТАТЬ С АУТОАГРЕССИЕЙ  КЛИЕНТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние самовоспитания на выбор путей самоутверждения

В статье дается опеределие понятиям самовоспитание, профессионально - нравственное самовоспитание, самоутверждение педагогов в ДОУ....

Опыт работы "Художественное конструирование из бумаги, как средство самоутверждения ребенка в своих возможностях "

Цель : помочь ребенку через художественное конструирование сформировать базовую, глубинную убежденность в собственной компетентности....

Задания для творческого самоутверждения

Цель подобных игр: Развитие творческого потенциала детей, речевой активности, развитие творческого мышления и воображения, преодоление нерешительности, застенчивости, воспитание доброжелательности....

Игры для творческого самоутверждения

Цель подобных игр: Развитие творческого потенциала детей, речевой активности, развитие творческого мышления и воображения, преодоление нерешительности, застенчивости, воспитание доброжелательности....