Опыт работы "Художественное конструирование из бумаги, как средство самоутверждения ребенка в своих возможностях "
материал по конструированию, ручному труду на тему

Трушина Светлана Алексеевна

 

Цель : помочь ребенку через художественное конструирование сформировать базовую, глубинную убежденность в собственной компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы

Художественное конструирование из бумаги,

как средство самоутверждения ребенка в своих возможностях

В каждом ребенке – солнце,

только дайте ему светить.

                                   Сократ

Актуальность

На современном этапе развития нашего государства целью учебно-воспитательного процесса является всестороннее развитие ребенка.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

На сегодняшний день эта проблема имеет всеохватывающий характер, поэтому педагоги ищут новые методологические подходы к становлению индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. Формировать личность и художественно-эстетическую культуру, как отмечают многие писатели, педагоги (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Л. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества.

Работая по программе «Из детства – в отрочество» третий год я поняла: чтобы у ребенка было своевременное и полноценное художественное развитие, нужно действовать с ребенком вместе, пробуждать его творческую активность, помогать ее реализовывать.

Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами. Психолог А.В. Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы.

Высокий художественный уровень творческого освоения всех доступных форм материала позволяет утверждать, что сегодня ручной художественный труд рассматривается, как необходимый элемент нравственного, умственного, эстетического воспитания детей.

Для того чтобы сформировать у ребенка положительное отношение к труду, чрезвычайно важно, чтобы он стал на позицию созидателя, ощутил удовольствие и гордость от результата своего труда.  Поэтому труд ребенка обязательно должен быть направлен на изготовление реального, ощутимого продукта, который может быть использован им по своему усмотрению. Именно этим требованиям отвечает художественный ручной труд. Формирование у ребенка определенной позиции «Я сделал это сам» важно для его развития. Получение результата становится для ребенка критерием, по которому он может судить о себе, своих возможностях.

А если ситуация противоположна? Если продукт, созданный ребенком, не оценен, естественно, формируется глубинное осознание собственной неустойчивости, и порой настолько прочно, что оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь.

Следствие этого – нежелание заниматься ручным трудом, недостатки в развитии пространственно-моторной координации в системе «глаз – рука» (без чего в школе «не идет» обучение письму), в развитии координации (от чего страдает двигательная саморегуляция), в развитии внимания, умения контролировать и регулировать свою деятельность (что в дальнейшем – в период обучения в школе – обязательно низкий уровень самостоятельной учебной деятельности).

Анализируя все это, я пришла к выводу, что необходимо у дошкольников формировать творческие умения и положительную мотивацию к трудовой деятельности, позволяющих самоутвердиться ребенку в своих возможностях.

И тогда, во взрослой жизни ребенок, обладающий внутренней убежденностью, сталкиваясь с проблемой, думает не о сложности, а о том, как ее решить. И, как правило, достигает успеха.

Идея: использовать художественное конструирование из бумаги, в развитии детей.

Цель: помочь ребенку через художественное конструирование сформировать базовую, глубинную убежденность в собственной компетентности.

Для повышения эффективности работы по художественному конструированию из бумаги  для себя определила следующие задачи:

  1. Развивать способности к творческой деятельности;
  2. Развивать познавательные процессы, образное мышление любознательность, воображение;
  3. Формировать эстетический вкус;
  4. Формировать личностную позицию ребенка, желание самовыразиться;
  5. Сформировать детско-взрослое сообщество (дети – родители - педагоги) с целью развития детей через совместную творческую деятельность.

Обоснование.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

Главное – воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой-либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Художественно-эстетическое воспитание вносит вклад во всестороннее развитие ребенка. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе.

Мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребенке с рождения.

Чтобы помочь ребенку открыть себя наиболее полно, надо создать условия для динамики творческого роста, поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его красках и проявлениях.

Эти вопросы помогает решить художественное конструирование из бумаги.

Это увлекательные занятия для детей дошкольного возраста, которые имеют большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления. В процессе этой деятельности совершенствуются трудовые умения ребенка, связанные с необходимостью овладеть разными приемами и способами обработки бумаги, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. При этом происходит развитие глазомера, точности движений и координированная работа обеих рук, умение детей подбирать и целенаправленно использовать материалы и инструменты.

В.А. Сухомлинский писал:

«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Основные направления деятельности

Работая по программе Т.Н. Дороновой «Из детства – в отрочество» пришла к выводу, что художественное конструирование из бумаги развивает самосознание, побуждает к творчеству, самостоятельности и повышает уверенность в себе.

Огромное значение в работе имеют отношения воспитателя с детьми, занятие строится на основе сотрудничества, уважения, принятия его права на самовыражение в творчестве.

Главное в работе не научение что-либо сделать, а открытие перед ребенком возможности самореализоваться в творческой деятельности, помочь стать успешным, самоутвердиться в своих возможностях.

Дети дошкольного возраста очень чувствительны, у них проявляется быстрая утомляемость, малая устойчивость внимания, поэтому при отборе методов, форм и приемов я учитывала такие критерии как:

  • комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;
  • целостное развитие личности ребенка;
  • игровая организация обучения;
  • актерские способности воспитателя.

Особое место на занятии занимают такие формы работы как:

  • групповые;
  • парные;
  • совместно-индивидуальные (дети работают индивидуально, с учетом общего замысла и лишь на завершающем этапе работа каждого ребенка становится частью общей композиции);
  • коллективные (создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом  и  взрослыми).

При проведении занятий считаю придерживаться следующих принципов:

  • принцип самоценности детского творчества, проявления понимания, деликатности и такта по отношению к ребенку, уважение его точки зрения.
  • принцип развития и саморазвития всех участников образовательного процесса: ребенок, воспитатель, родитель.
  • принцип оптимального соотношения известного и неизвестного.
  • принцип «от удивления – к пониманию, от понимания – к творчеству».

На занятиях по художественному конструированию мои дети с удовольствием работают с бумагой, поскольку она легко поддается обработке. Предлагая ребенку различные сорта бумаги, я даю представление о том, что бумага бывает мягкой, жесткой, различной толщины и прочности, блестящей и матовой, всевозможной окраски, значит с ней можно по-разному действовать.

Детям я предлагала бумагу для выполнения поделок способом сминания и разрывания. При этом ребенок узнавал не только свойства бумаги, но учился согласовывать вои действия и усилия. Работая с плотной бумагой, детям приходилось затрачивать значительно большее напряжение, что положительно сказывается на моторных функциях руки. Я предлагала детям тонкую и толстую бумагу, и наблюдала, как дети сминали ее в комочки, бросали, катали, складывали, собирали. Постепенно я включалась в игру и предлагала им смять бумагу в шарики и разложить в конфетницы.

Маленькими цветными комочками мы украшали шапочку кукле, красивую бумажную птицу или овечку.

В старшей группе путем сминания бумаги дети создают определенные формы: хвост бумажного змея, силуэт человека, животного.

Применяли фольгу. Она легко сминается и красивая. Делали интересные игрушки для новогодней елки. Сворачивая, сминая и переплетая более крупные куски фольги, делали разнообразных животных. Для развития у детей слухового внимания, чувствительности проводили игру «Что шуршит»:  сминали сильно шуршащие сорта бумаги (калька, папиросная бумага) и слабо шуршащие  и дети по шуму определяли сорт бумаги.

Но бумагу можно не только мять, ее можно разрезать на полоски разной длины и ширины, и выполнять различные композиции. Делая эти поделки, я сначала учила детей скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединять одну с другой, в результате чего получались всевозможные овалы и угловые неправильные формы. Но дети радовались возникновению этих форм и пытались многократно это повторить. Повторяя, приходили к новым открытиям, и радости не было предела. У детей получались колечки, треугольники, сердечки, змейки. Я старалась лишь косвенно помочь, чтобы ребенок пришел самостоятельно к довольно оригинальным идеям в создании поделок. При сворачивании бумаги более широкой полосы у нас получился цилиндр. Мы украшали его полосками бумаги. И вот у нас уже скачут кони, ослики, зайчики, и дети с удовольствием играют со своими поделками.

Изготавливаем поделки способом «Оригами». Сложенный лист превращается в автобус, в коврик с разноцветными тюльпанами, в собачку, лодочку и многое другое.

Ценность этих работ заключается в их оригинальности и функциональности использования, поскольку дети применяют их в своих играх, при украшении помещения.

Художественное конструирование формирует у ребенка положительное отношение к труду, он ощущает удовольствие и гордость от результата своего труда. Получение результата становится для ребенка критерием, по которому он может судить о себе, своих возможностях. Если результат успешен, ребенок утверждается в своих возможностях, начинает верить в свои силы, уверенно берется за новую, более сложную работу. Поэтому я в своей работе стараюсь подбирать посильные по объему и сложности выполнения различные задания, чтобы у ребенка не пропал интерес к деятельности, чтобы он не разочаровался в своих возможностях. Стараюсь поддержать у него уверенность в своих силах, одобряя и поощряя настойчивость, терпение, желание довести работу до конца.

Работа с бумагой тесно связана и с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, т.е. производят умственные действия.

Одним из условий умственного творческого развития ребенка является хорошо развитая мелкая моторика и координация движений рук, поэтому чтобы достичь наибольшего эффекта по развитию мелкой моторики рук, регулярно провожу с детьми упражнения:

- запускать пальцами мелкие волчки;

- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

- завязывать узлы на толстой веревке или шнуре;

- застегивать пуговицы, крючки, молнии, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками;

- игры с конструктором, мозаикой, кубиками;

- игры с песком, водой и другие.

Работа по художественному конструированию из бумаги строится на основе результатов мониторинга развития детей.

Используемые диагностики («Обследование мелкой моторики руки» Т.И. Гризик, «Пакет диагностик» Л.Г. Карпова) позволяют своевременно выявить проблемы и отследить динамику в развитии детей, провести необходимую коррекцию (см. приложения 1, 2).

Чтобы поддерживать интерес к художественному конструированию из бумаги, важную роль играет предметно-развивающая среда.

В уголке по ручному труду находятся в достаточном количестве квадраты разного размера и цвета; обрезки цветной бумаги, таблицы, схемы по изготовлению поделок, которые дети уже научились делать и новые, чтобы они могли, глядя на схему, самостоятельно сделать ту или иную поделку. Здесь же есть образцы различной бумаги, чтобы  дети могли убедиться, в чем отличие и сходство бумаги.

Подобраны различные игры: «Волшебное полено», «В гости к солнышку», «Подбери картинки» и др. (см. приложение 3)

Работа с родителями

Программа «Из детства – в отрочество», программа для родителей и педагогов.

Задачи этой программы решаются в тесном сотрудничестве с родителями.

Чтобы полнее открыть жизнь ребенка в детском саду, чтобы у взрослого с ребенком были доверительные хорошие отношения, искреннее желание участвовать в его делах, радостях и горестях, мы организовали детско-взрослый клуб «Мастерим вместе», где родители не гости, а полноценные участники творческого процесса. На занятиях клуба (заседания проводятся раз в месяц) воспитатель, родитель и дети – равноправные партнеры в творчестве. Возможность, предоставляемую ребёнку, научить маму или папу сделать ту или иную поделку, невозможно переоценить с точки зрения повышения самооценки, приобретения уверенности в своих силах.

По отзывам родителей, совместные занятия повышают педагогическую компетентность родителей в развитии ребенка, а так же повышают самооценку детей, приносят ребенку уверенность в своих силах (см. приложение 4).

Занятия клуба просто приносят массу удовольствия и радости и родителям и детям.

Показатели успешной работы

По отзывам воспитателей, родителей, по результатам диагностики заметна устойчивая динамика в развитии детей.

Воспитанники моей группы принимают активное участие в различных традиционных мероприятиях, конкурсах детского сада («Чудо-шляпа», «Бумажные фантазии», «Новогодний подарок», «Необычная осенняя буква» и др.), так и в муниципальных конкурсах («Красота спасет мир», «Бумажная вселенная», «Веселые старты», «01 спешит на помощь» и др.). (см. приложение 6)

Анализируя свою работу, я с уверенностью могу сказать, что через занятия по художественному конструированию из бумаги дети учатся преодолевать трудности, приобретают ручную умелость, которая позволяет им считать себя самостоятельными, верят в себя и свои возможности.

Трушина Светлана Алексеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование из бумаги как средство формирования представлений у детей о размере, количестве, числе, части и целом.

В математической деятельности предусмотрено развитие логической мыслительной деятельности и математических представлений посредством создания познавательной игровой ситуации. Одной из задач воспитания...

Художественное конструирование из бумаги, как средство подготовки детей к школе.

Конструирование из бумаги – одно из направлений моделирования. Магия превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставляют равнодушным не только детей, но и взрослых. Доступность матер...

Конструирование из бумаги как средство развития мелкой моторики в младшей группе

Данная работа является консультацией для педагогов и родителей и отражает значение такого вида совместной деятельности с детьми младшего возраста, как конструирование для развития мелкой моторики паль...

План по самообразованию Тема «Конструирование из бумаги как средство развития для детей подготовительной к школе группе»

Бумага — это наиболее простой, приемлемый и легкообрабатываемый материал, используемый для художественного творчества детей дошкольного возраста. В процессе знакомства с материалом, техникой и м...

Консультация «Конструирование из бумаги как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Оригами (в переводе с яп. «сложенная бумага») – старинное искусство складывания из бумажных квадратов различных фигурок: животных, птиц, цветов, машин и др. предметов....