План по самообразованию Тема «Конструирование из бумаги как средство развития для детей подготовительной к школе группе»
календарно-тематическое планирование по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Коржавых Ирина Юрьевна

Бумага — это наиболее простой, приемлемый и легкообрабатываемый материал, используемый для художественного творчества детей дошкольного возраста. В процессе знакомства с материалом, техникой и методами обрабатывания бумаги, дети овладевают навыками как графического, так и пластического изображения объектов, овладевают в объемной и силуэтной форме, фигурально, по-новому преобразовывать собственные эмоции, получаемые в процессе знакомства с окружающим миром. Конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом этой деятельности. Оно предполагает наличие у детей хорошо развитых пространственных представлений и не позволяет им действовать путем проб и исправлять неверные действия, так как складывание, разрезание и т. п. исправить уже нельзя, а значит, нельзя добиться и успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2023-2024.docx107.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 51

муниципального образования городской округ Люберцы

Московской области

(МОУ СОШ № 51)

Адрес: 140060, Московская область, г.о. Люберцы,

п. Мирный, мкр. Мирный, ул. академика Северина, д.5, к.2

E-mail: lbrc_school51@mosreg.ru 

Web-сайт: https://lubersch51.edumsko.ru/

ИНН/КПП 5027298288/502701001 ОГРН 1215000077170

Телефон: 8(498)643-84-80, 8(498)643-84-81

Дошкольное отделение Теремок

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2023-2024 уч.год

Тема «Конструирование из бумаги как средство развития для детей подготовительной к школе группе»

        

Подготовила и провела воспитатель

высшей квалификационной категории

Воспитатель:  Коржавых И.Ю.

г.о. Люберцы 2023-2024 уч.год

Визитная карточка

  1. Цели и задачи…………………………………..
  2. Актуальность…………………………………..
  3. Предполагаемые результаты…………………
  4. Методы и приемы…………………………….
  5. Базовые формы работы………………………………..
  6. План работы……………………………………
  7. План занятий…………………………………..
  8. Взаимодействие с семьями воспитанников….
  9. Список литературы……………………………

Цель: занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников.

Задачи:

- обучение детей различным приёмам работы с бумагой: как сгибание, складывание, надрезание, склеивание;

 - формирование умений следовать устным инструкциям;

- знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

 - развитие внимания, памяти, пространственного воображения, глазомера, мелкой моторики рук, художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;

- расширение коммуникативных способностей детей и создание игровых ситуаций;

- воспитание интереса к искусству оригами.

Актуальность

В современных условиях развития концепции и практики детского конструктивного творчества важную роль обретает обеспечение условий для реализации ребенком собственных задумок в работе с бумагой. Немаловажным фактором является то, что знания и умения, полученные детьми в процессе конструирования и моделирования из бумаги, активно ими применялись и интерпретировались в процессе формирования ярких образов. Конструирование и моделирование из бумаги — это один из видов конструктивно-пластического творчества, в основе которого лежит работа с различными видами бумаги, связанная с созданием пластических образов путем изменения плоскости листа с помощью разнообразных приемов (сгибания, скручивания, надрезания, обрывания и т. д.). В современном дошкольном учреждении конструирование и моделирование из бумаги стало достаточно распространенным видом изобразительного творчества. На этих занятиях развивается не только творческое мышление ребенка, но и мелкая моторика рук, необходимая и в других видах деятельности дошкольника. Конструирование и моделирование из бумаги позволяет взглянуть детям с иной точки зрения на простой лист бумаги, увидеть в нем выразительные возможности для реализации своих замыслов. А это является немаловажным для становления его как личности.

Бумага — это наиболее простой, приемлемый и легкообрабатываемый материал, используемый для художественного творчества детей дошкольного возраста. В процессе знакомства с материалом, техникой и методами обрабатывания бумаги, дети овладевают навыками как графического, так и пластического изображения объектов, овладевают в объемной и силуэтной форме, фигурально, по-новому преобразовывать собственные эмоции, получаемые в процессе знакомства с окружающим миром. Конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом этой деятельности. Оно предполагает наличие у детей хорошо развитых пространственных представлений и не позволяет им действовать путем проб и исправлять неверные действия, так как складывание, разрезание и т. п. исправить уже нельзя, а значит, нельзя добиться и успеха. Поэтому традиционная методика построена на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления каждой конкретной игрушки. В результате у детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить образец) и установка на воспроизведение уже хорошо знакомого, что не способствует развитию инициативного, самостоятельного конструирования творческого характера

Предполагаемые результаты

В результате обучения по данной программе дети:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

– научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомятся с искусством оригами;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе

Методы и приемы:

Словесный метод: игровой момент, беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные.

Информационно-рецептивный: рассматривание, напоминание, частичный показ, образец, объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры, устные инструкции по выполнению работы.

Репродуктивный: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми.

Эвристический: работа по схемам, выполнение работ с опорой на личный опыт,

Исследовательский: самостоятельная работа детей.

Данная программа интегрируется с образовательными областями («Познание. (Конструирование. Математическое развитие)», «Речевое развитие», «Художественно -эстетическое творчество», «Безопасность», «Социально – коммуникативное»).

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.

Беседы, чтение художественной литературы,

Индивидуальная работа, групповая работа;

Коллективно – творческая работа.

Базовые формы оригами для дошкольников схемы

План работы

1.Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы:

- Бычкова З. Н., Степанова Н. А. Конструирование из бумаг как средство развития творческих способностей у старших дошкольников // Международный студенческий научный вестник. — 2018. — № 5 — С. 1–8 (С. 6)

- Гурвиц В. Н. Развитие творчества в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста // Наука и школа. — 2012. -№ 3. — С. 121–124.

- Дамен, Й.–Х. Волшебные цветы–оригами / Й.–Х. Дамен. – Харьков : Книжный клуб семейного досуга, 2012. – 94 с.

- Агапова, И. А. 100 лучших оригами для детей / И. А. Агапова. – Москва : Лада, 2007. – 240 с

- Соколова, С. В. Оригами для дошкольников / С. В. Соколова. – Санкт–Петербург : Детство–Пресс, 2007. – 64 с.

2. Изучение интернет – ресурсов.

3. Разработка конспектов и проведение занятий по изготовлению оригами в подготовительной к школе группе.

4. Внедрение в практику:

1. Разработка рабочей программы на сентябрь – май по занятиям оригами в подготовительной к школе группе.

 2. Выставки детских работ для родителей.

 3.  Консультация для родителей «Оригами для детей».

 4. Отчёт по теме самообразования.

План занятий

Месяц

Тема

Цель

1

Сентябрь

1. «Знакомство с историей искусства оригами»

2.Коллективная работа «Клен»

3.«Стакан»

Познакомить с историей искусства оригами; заинтересовать детей изготовлением фигурок в стиле оригами; развивать воображение, воспитывать усидчивость. 

Портрет японского мастера Акиры Йошизавы, выставка фигурок из оригами.

Создать условия для закрепления навыков по изготовлению кленовых листьев из бумаги в технике сложения «гармошкой» и изготовлению групповой работы «Дерево

 Клен».

Формировать навык изготовления модели из бумаги с применением приемов оригами и действия с ними; совершенствовать точность мелких движений руки.

2

Октябрь

4.Кленовые листья(модуль)

 5. Овощи на тарелке

6. «Поросенок»

Ознакомление с технологией изготовления «листьев», используя базовые формы рыба, закрепление выполнения базовой формы змей

Закреплять базовые формы складывания на примере репы, моркови, помидора.

Закреплять прием складывания формы «Дверь». Учить работать по линиям, развивать мелкую моторику, воспитывать старание.

3

Ноябрь

7. «Волшебные превращения бумажного квадрата» (вертушка)

8. «Шапка-лодка»

9.«Корабль»

Закрепить умение следовать инструкциям воспитателя; познакомить с волшебным превращением бумажного квадрата; развивать фантазию и конструктивное воображение; упражнять в речевом дыхании.

Продолжать знакомить детей с историей оригами. Обучать художественному конструированию из бумаги, закреплять приемы складывания.

Закреплять умение следовать инструкциям . Развивать конструктивное воображение, глазомер.

4

Декабрь

  1. Рыбки

11. Символ года

12. Новогодние украшения

Учить складывать бумагу, используя разные базовые формы, объединяясь в пары создавать морскую композицию.

Учить детей у сгибать все углы равномерно. Продолжать учить оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза). Воспитывать радость от подарков, сделанными своими руками

Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение.

5

Январь

13. Елочка на снегу

14. «Как Заяц, Волк и Лиса встречали Новый год»

Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое, создавать композицию зимнего леса

Вспомнить технику работы по пооперационным картам; совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности; поощрять творческую инициативу детей.

6

Февраль

15. «Снегири на ветках» (коллективная работа)

16. Подарок папе

Учить складывать снегиря в технике оригами и киригами, уточнить окраску птиц. Развивать композиционные умения при создании зимней картины.

Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей, учить чётко, выполнять инструкции педагога

7

Март

17. Мамин праздник.

18. «Птицы прилетели»

19. Русская

красавица.

Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок выполненных в технике оригами, воспитывать аккуратность, усидчивость

Продолжать учить детей мастерить подели из базовой формы « воздушный змей», совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами.

Изучить национальные костюмы.

Изготовить композицию

«Русская красавица»

8

Апрель

20. «Астра»

21. Ёжик

22. Подставка для яиц «Пасхальный заяц»

Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук, использование готовых поделок в играх.

Продолжать учить детей складывать квадрат пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Развивать глазомер детей. Воспитывать бережное отношение к бумаге.

Развивать воображение и творческие способности, совершенствовать конструктивные умения.

9

Май

23.Пятиконечна звезда

24.Такие разные бабочки

Воспитывать уважение к событиям, ставшим основой к государственным праздникам через творческую деятельность на занятиях по оригами при изготовлении звезды к празднику Победы.

Научить изготовлять бабочек в технике оригами, совершенствовать творческие способности детей.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Сентябрь.

Консультация для родителей «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей »

Октябрь.

 Помощь в приобретении материалов: бумага различной фактуры и цвета, ножницы, краски и т. д.

Ноябрь

Оформление стенда «Виды оригами»;

Декабрь.

Оформление папки-передвижки для родителей: «Значение оригами для всестороннего развития ребенка»..

Январь.

Мастер-класс для родителей «Модульное оригами для начинающих»

Февраль.

Памятка для родителей «Влияние техники оригами на развитие мелкой моторики руки детей 6-7 лет».

Март.

Консультация для родителей   «Как воспитать творческую личность»».

Апрель.

Мастер-класс «Оригами – как одна из форм работы с детьми по развитию креативности у

Детей старшего дошкольного возраста».

Май.

Выставка совместных работ детей с родителями «Полет фантазии»

Список литературы:

1.Бычкова З. Н., Степанова Н. А. Конструирование из бумаг как средство развития творческих способностей у старших дошкольников // Международный студенческий научный вестник. — 2018. — № 5 — С. 1–8 (С. 6)

2. Гурвиц В. Н. Развитие творчества в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста // Наука и школа. — 2012. -№ 3. — С. 121–124.

3. Дамен, Й.–Х. Волшебные цветы–оригами / Й.–Х. Дамен. – Харьков : Книжный клуб семейного досуга, 2012. – 94 с.

4. Агапова, И. А. 100 лучших оригами для детей / И. А. Агапова. – Москва : Лада, 2007. – 240 с

5.Соколова, С. В. Оригами для дошкольников / С. В. Соколова. – Санкт–Петербург : Детство–Пресс, 2007. – 64 с.

6. Румянцева Е. Аппликация .Простые Поделки ,Москва АЙРИС ПРЕСС 2008 г.

7. Т. Б. Сержантова. Оригами для всей семьи. М, Айрис - Пресс, 2006г. С. Соколова. Школа оригами. М, ООО Издательство Эксмо, 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

План-конспект по художественно – эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группе Тема: «Как музыка помогла вернуть осенние краски осени».

План-конспектпо художественно – эстетическому  развитиюдля детей подготовительной к школе группеТема: «Как музыка помогла вернуть осенние краски осени»....

НОД по конструированию из бумаги в технике оригами с детьми подготовительной к школе группы "Лисенок и волчонок"

Задачи:-    учить детей конструировать из бумаги в технике оригами лисенка и волчонка;-    закреплять  умение  сгибать  лист  бумаги  в  раз...

Годовой итоговый отчет по самообразованию на тему: «Развитие речи детей подготовительной к школе группы, посредством дидактических игр».

     С сентября 2021 - по февраль 2022 года я работала в первой младшей группе, и взяла тему самообразования: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических н...

План по самообразованию «Развивающие игры на липучках как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности и познавательной  активности у детей.Задачи:1.Способствовать формированию целостной картины мира,...

План по самообразованию. Тема: «Использование технологии «Ежедневный рефлексивный круг» в социализации детей подготовительной группы» (автор – Н.П.Гришаева)

Актуальность: Технология «Ежедневный рефлексивный круг» способствует сплочению детского коллектива, формирует умения слушать и понимать друг друга, способствует формированию общей позиции ...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму детей подготовительной группы детского сада". Мониторинг

quot;Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму дете...