Сообщение на тему: «Как общаться с родителями, чтобы избежать конфликтов»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Хлебунова Адиля Фаритовна

Профессия обязывает воспитателя придерживаться социально приемлемых форм общения с родителями. Каждая ситуация, когда они чем-то недовольны, требует от воспитателя внимания. Родители хотят видеть заинтересованность и желание воспитателя разобраться в ситуации, помочь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty_s_roditelyami.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей № 8 "Росинка"

Сообщение на тему: «Как общаться с родителями, чтобы избежать конфликтов»

                                                                                                         

Хлебунова А.Ф.

   

г. Нягань 2019 г.

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Основными задачами взаимодействия воспитателя с родителями являются:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- объединить усилия для развития и воспитания детей;

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Известно, что жизнедеятельность любого социума невозможна без каких – либо противоречий, нередко приводящих к конфликтам. Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений педагога с семьей воспитанника. При этом с обеих сторон происходят многократные выбросы негативных эмоций, сопровождающиеся иногда враждой. Педагоги должны уметь предупреждать конфликты или, по крайней мере, гасить их в зародыше.

Сам по себе конфликт не является ни плохим, ни хорошим. «Плохим» или «хорошим» конфликт делают последствия, к которым он приводит. Родители, как правило, приходят уже готовые к конфликту, начинают с атаки на педагога т. к. у многих родителей, к сожалению, мнение о них складывается из общения с детьми и услышанного в средствах массовой информации. Причин таких конфликтов много:

это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

Из чего же складывается успех общения? Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Родители часто высказывают претензии воспитателям, не подбирая слов. Воспитатели понимают эти слова буквально, в результате чего может возникнуть конфликт. Всегда ли родители осознанно стремятся обидеть и задеть личность воспитателя, что на самом деле они хотят сказать и как воспитателю реагировать на их слова.

Когда родители приводят ребёнка в детский сад, они хотят, чтобы воспитатели уделяли ему максимум внимания. Если этого, на их взгляд, не происходит, родители высказывают претензии. Например, что воспитатель не надел свитер ребёнку на прогулку или разговаривает с ним повышенным тоном.

Для каждого родителя его ребёнок самый умный и талантливый. Бывает, что они не замечают трудностей ребёнка, ожидают от него большего. Отсюда появляются претензии к воспитателям, что ребёнок не участвует в праздниках.

Негативная реакция может возникнуть в ответ на замечание воспитателей по поводу внешнего вида ребёнка. Часто родители считают, что это обязанность воспитателей причёсывать и умывать их ребёнка.

Отдельную группу составляют претензии, которые касаются игрушек, - что их не хватает или воспитатели не дают с ними играть.

Как воспитателю реагировать в ответ

Профессия обязывает воспитателя придерживаться социально приемлемых форм общения с родителями. Каждая ситуация, когда они чем-то недовольны, требует от воспитателя внимания. Родители хотят видеть заинтересованность и желание воспитателя разобраться в ситуации, помочь.

В общении с родителями педагогу важно уметь выслушать собеседника, постараться понять, что он хочет сказать, и не давать волю эмоциям. Не всегда слова родителя относятся к личности воспитателя, его профессиональным навыкам.

Ситуация 1 «Мама недовольна, что ребенок не участвовал в утреннике»: А почему мой Миша стих не читал? Почему вы ему не дали роль? Он не танцевал, не участвовал в сценке. Это уже не первый раз.

Что на самом деле говорит родитель:

Маме Миши важно видеть успехи и достижения своего ребёнка. Тем более, когда речь идёт о таком публичном пространстве, как утренник в детском саду. Так же такая реакция мамы может быть связана с оценкой её как успешного родителя со стороны других родителей.

        Как воспитателю на это реагировать?

Рассмотрим ситуацию, когда воспитатели не настаивают на участии ребёнка в утренниках из-за его личностных особенностей. В этом случае необходимо аргументированно объяснить ситуацию родителю.

Ситуация 2 «Вечером мама замечает, что ее дочь играет с той же куклой»: Почему Настя каждый вечер играет с одной и той же куклой? У вас что, в группе других игрушек нет или вы их не даете детям, чтобы не разбрасывали?

        Что на самом деле говорит родитель?

На первый взгляд мама Насти обвиняет воспитателя в том, что её ребёнку не дают игрушки. На самом деле, она волнуется, что её дочка скучает в группе.

Мама оценивает ситуацию исходя из того, что видит, и, переживает, что воспитатели запрещают её дочери брать игрушки. А значит, девочке могжет быть плохо в детском саду, её обижают.

        Как воспитателю на это реагировать?

Чтобы успокоить маму ребёнка, воспитателю необходимо внимательно её выслушать и не перебивать. При этом важно определить, по какому поводу родитель волнуется больше всего. После этого обратиться спокойным тоном и пояснить:

Оснащение групп детского сада и содержание предметно-пространственной среды всегда волнует родителей, поэтому такие вопросы не редкость. Кроме того, родители имеют право знать, чем занимаются их дети в группе, во что играют. Просветительская работа, тематические консультации, в том числе по вопросам детских игр, выбору игрушек для ребёнка, помогут дать ответы на многие вопросы родителей воспитанников

Ситуация 3 «Утром мама привела ребенка в группу и возмущается»

Что же Ирина Петровна вчера Саше даже свитер не надела на прогулку? Все же в шкафчике лежит. Неужели трудно?

Что на самом деле говорит родитель

Мама Саши беспокоится о здоровье ребёнка и выражает своё беспокойство в форме некоторого требования. Она не думает о том, в курсе ли этой ситуации воспитатель, и, скорее всего, делает это не для того, чтобы претензию передали второму воспитателю.

Как воспитателю на это реагировать:

В зависимости от того, владеет ли воспитатель информацией о данной ситуации или нет, могут быть три варианта коммуникации.

Вашему вниманию предлагаю памятку

Памятка для воспитателей

«Как общаться с родителями, чтобы избежать конфликтов»

1. Не принимайте претензии родителей сразу на свой счет. Объективно оцените суть претензии, будьте готовы к критике. Если вы были не правы, извинитесь. Не бойтесь признавать свои ошибки.

2. Не давайте волю эмоциям. Выясните, по какому вопросу родитель волнуется. Сосредоточьтесь на проблеме, а не на эмоциях.

3. Не перебивайте родителей, дайте им высказаться. Даже если вы с чем-то не согласны, помните, что дослушать говорящего – простое правило вежливости. Возможно, родителям просто нужно выговориться. Обращайтесь к ним по имени отчеству и на Вы.

4. Не копируйте интонацию родителей, когда они раздражены. Говорите спокойно и корректно. Обдумывайте каждое слово. Будьте дружелюбны.

5. Следите за языком вашего тела. Сохраняйте непринужденную открытую позу, поддерживайте зрительный контакт с родителем. Не складывайте руки на груди и не отворачивайтесь.

6. Проявляйте неподдельный интерес к ребенку. Узнайте у родителей о его особенностях, любимых занятиях. Обговорите с родителями, что ребенок может брать из дома в группу.

7. Сделайте родителю косвенный комплимент. Похвалите ребенка. Это снимет напряжение при общении. И только потом тактично говорите о проблеме.

8. Будьте терпеливы. При необходимости обращайтесь к родителю несколько раз, если это касается здоровья или внешнего вида ребенка.

9. Поддержите родителей в их инициативах. Если они противоречат правилам, принятым в детском саду, постарайтесь вместе найти варианты решения.

Используемая литература:

1. Светлана Важнова «Что на самом деле говорят родители. Инструкция в картинках, которая поможет воспитателям избежать конфликтов», Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №10 октябрь 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для воспитателей "Как общаться с родителями, чтобы избежать конфликтов".

Памятка для воспитателей "Как общаться с родителями, чтобы избежать конфликтов"....

Как общаться с родителями, чтобы избежать конфликтов?

Сама сложная работа педагога, это работа с родителями. Бо этом знают все педагоги. Родители, они все разные. С разным пониманием и приниманием жизни. пролем в этой жизни. решения этих проблем. Некотор...

ПАМЯТКА для воспитателей «Как общаться с родителями, чтобы избежать конфликтов»

ПАМЯТКА для воспитателей «Как общаться с родителями, чтобы избежать конфликтов» ...

Как общаться с родителями, чтобы избежать конфликтов

В статье приведены причины появления конфликтных ситупаций  и  ранообразные способы выхода....

Как общаться с родителями, чтобы избежать конфликтов (памятка для воспитателей)

Несколько советов для позитивного и грамотного взаимодействия с родителями во избежание возниконовения конфликтов общения....

Памятка для воспитателей "Как обращаться с родителями, чтобы избежать конфликтов"

quot;Терпение – дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения. • Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам. • Великая миссия женщины – нес...

Памятка для воспитателей "Как общаться с родителями, чтобы избежать конфликтов"

Памятка для воспитателей "Как общаться с родителями, чтобы избежать конфликтов"...