Особенности историко - краеведческого воспитания детей дошкольного возраста
презентация

Иванова Маиря Сергеевна

Консультация для педагогов

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особенности историко – краеведческого воспитания детей дошкольного возраста Подготовила: воспитатель Иванова Мария Сергеевна

Слайд 2

Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к родному краю, Родине, чувства гордости за нее. Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к своей малой родине имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны детям и вызывают у них познавательный интерес. В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.

Слайд 3

Краеведение одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого к далёкому, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Условия, способствующие приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края. Вопросы приобщения детей к культуре различных народов поднимались в трудах Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Выдвигая идеи воспитания детей в новых условиях, они призывали педагогов внедрять в практику воспитания прогрессивные народные традиции - пропаганду национального искусства, эстетику национальной одежды, игрушек, народных танцев, праздников; наполнять новым содержанием традиции народного воспитания, ибо настоящей считали ту педагогику, которая повторяет педагогику всего общества. При этом должны соблюдаться условия: 1. Непосредственное участие в краеведческой деятельности и взрослых, и детей. 2. Использование народного опыта непосредственно в жизни детей (сбор лекарственных трав, работы на садово-огородном участке) ; 3. Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.

Слайд 4

4. Немаловажную роль в развитии патриотизма и любви к родине должна играть семья. Именно здесь должны закладываться базовые ценности и прививаться любовь к родному краю. Основная идея краеведческой деятельности заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного края, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее. В основу этой идеи легли следующие принципы: 1. Принцип историзма. Он реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сведения их к трем временным измерениям: прошлое – настоящее – будущее. Так, изучая с детьми историю родного края, знакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления. 2. Принцип гуманизации . Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Слайд 5

3. Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др. 4. Принцип интегративности . Предполагает сотрудничество с семьёй, центральной детской библиотекой, музеями города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями края. 5. Принцип наглядности. Заключается в изготовлении пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала для того, чтобы донести до детей информацию интересно и доступно. В процессе формирования основ краеведения ребенок: • приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого; • овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода;

Слайд 6

• определяет свою социальную роль; • имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях; • обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение; • приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом; • развивает самостоятельность, творчество, инициативность; • учится самоорганизации, взаимопомощи. Немаловажным фактором при ознакомлении детей с родным городом и краем является предметно-развивающая среда. Именно в определенном предметно-развивающем пространственном окружении ребенок приобретает идеалы, овладевает культурой и приобретает эстетический вкус. Предметно-развивающая среда выполняет две важные функции: информационную и развивающую. Следует отметить различные приемы приобщения детей дошкольного возраста к культуре и истории родного края. К первой группе методов Е. С. Бабунова , кандидат педагогических наук, относит следующие приемы: объяснение, напоминание, сравнение, сопоставление, проблемные вопросы, выдвижение гипотез, загадок, обучение детей постановке вопросов, аргументации, рассуждениям ( «если, то» , доказательствам. Ко второй группе методов относятся приемы: сюрпризные моменты, введение народных и сказочных персонажей, разыгрывание ролей, создание ситуации успеха, постановка детей в позицию воображаемого героя.

Слайд 7

К третьей группе методов относятся творческие задания, составление коллажа, «родового дерева» ; коллекционирование атрибутов народного быта. Таким образом, разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Целью семинара - практикума "Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста" является актуализация знаний педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей ...

Особенности социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Особенности социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста...

Особенности организации правового воспитания детей дошкольного возраста

Цель  работы -  создание условий для формирования у дошкольников положительного самоощущения; развитию положительного отношения к окружающим людям; создание возможности для приобщения детей ...

Особенности и методы воспитания детей дошкольного возраста

статья адресована родителям, но будет интересна и педагогам дошкольных учреждений...

Задержка психического развития. Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством художественной литературы

Задержка психического развития. Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством художественной литературы...

Консультация для воспитателей «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством художественной литературы»

laquo;Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством художественной литературы»...