Главные вкладки

    Семинар-практикум "Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
    методическая разработка на тему

    Мищанин Марина Геннадьевна

    Целью семинара - практикума "Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста" является актуализация знаний педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Особенности Нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста Мищанин Марина Геннадьевна

    Слайд 2

    Цель: Актуализировать знания педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Задачи: Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации работы в области нравственно-патриотического воспитания дошкольников; углубить теоретические и методические знания педагогов по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников; обобщить знания педагогов об этапах, современных формах, методах и средствах патриотического воспитания; вызвать интерес педагогов к данной теме.

    Слайд 3

    «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине... Родина - это всё: и, прежде всего язык, природа, древняя история своей страны, её праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям, а главное - труд, творческий созидательный труд своего народа» . Виктора Петровича Астафьева

    Слайд 4

    В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина .

    Слайд 5

    В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что « C истема образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость» . Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края . В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств.

    Слайд 6

    Понятие «Патриотизм» включает в себя: чувство ответственности перед обществом; чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе; толерантное отношение к другим людям.

    Слайд 7

    Привязанным к чему-то, кому-то. Любовь к Родине Опыт сопереживания. Умение видеть красоту вокруг себя. Умение добросовестно и ответственно выполнять любое дело.

    Слайд 8

    Базой патриотического воспитания является: нравственное воспитание; эстетическое воспитание; трудовое воспитание; умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки патриотических чувств.

    Слайд 9

    Этапы Нравственно-патриотического воспитания дошкольников: предварительный; базовый ( формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств); художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством); когнитивно – эмоциональный (развитие интереса к своей стране, к родному краю); эмоционально – действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).

    Слайд 10

    Средства нравственно-патриотического воспитания: окружающая среда; художественная литература и искусство; фольклор; практическая деятельность. Методы нравственно- патриотического воспитания: повышение познавательной активности; эмоциональное восприятие дошкольников. Формы нравственно-патриотического воспитания: непосредственно образовательная деятельность; игры; беседы; экскурсии.

    Слайд 12

    Группа №5 «Анютины глазки»

    Слайд 13

    Группа№5 «Анютины глазки» Мини-музей ДОУ

    Слайд 14

    Группа№5 «Анютины глазки» Памяти Великой Отечественной воны Мини-музей ДОУ

    Слайд 15

    Младший дошкольный возраст Основное направление работы - ознакомление с ближайшим окружением Тематический материал: Взрослые люди (родовые характеристики, профессии, внешний вид, тематические папки, дидактические игры и т.п.); Семья (иллюстрации, изображающие семью, ее членов, фотоальбомы и т.п.); Дом, в котором ты живешь (фотографии, иллюстрации разных архитектурных строений и т.п ); Ребенок и сверстники (тематические папки о детях - мальчики и девочки, игры детей, дети в разных ситуациях, дети трудятся и др.); Эмоциональные состояния (тематические папки, иллюстрации, показывающие различные эмоциональные состояния, пиктограммы); Поведение детей(тематические папки, иллюстрации о правилах поведения детей).

    Слайд 16

    Младший дошкольный возраст Основное направление работы - ознакомление с ближайшим окружением 2. Материал для ознакомления детей с «малой родиной»: с детским садом(фотоматериалы, иллюстрации, макет группы детского сада и др.); с близлежайшими улицами(иллюстрации, фотоматериалы, подбор открыток, альбомов, тематических папок, макет улицы, микрорайона, на котором расположен детский сад и т.п.); с родным городом(фотографии, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, тематических папок, макет улиц города и т.п ).

    Слайд 17

    3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы старины; русские игрушки (различные куклы-закрутки из соломы, ткани различных видов, ниток, кожи и т.д.; куклы из деревянных чурбачков, обереги); предметы народного декоративно-прикладного творчества (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работы по дереву и пр.); куклы в национальных костюмах. Младший дошкольный возраст Основное направление работы - ознакомление с ближайшим окружением 4. Художественная литература по фольклору: песенки; потешки ; сказки и др ;

    Слайд 18

    1. Тематический материал: Семейные праздники Средний дошкольный возраст Основное направление работы - ознакомление с ближайшим окружением 2. Материал для ознакомления детей с «малой родиной»: со знаменитыми жителями города; с достопримечательностями своего города; с природой своего города; с транспортом; с архитектурой своего города; с профессиями, характерными для жителей своего города; 3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: различные макеты (крестьянской избы, комнаты – горницы, крестьянского подворья); дидактические игры по теме.

    Слайд 19

    Средний дошкольный возраст Основное направление работы - ознакомление с ближайшим окружением 4. Произведения устного народного творчества: пословицы; поговорки и т.д. 5. Элементы символики: государственной (флаг и герб России); краевой (флаг, герб Красноярского края); муниципальной (флаг, герб города, промышленных предприятий). 6. Материал для ознакомления с защитниками Отечества: иллюстрации, тематические папки и т.п.

    Слайд 20

    Старший дошкольный возраст Основные направления работы – краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю 1. «Моя семья»: семейные фотоальбомы; самодельные книги на темы: «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо» и пр. 2. Произведения устного народного творчества: сказки; былины; предания.

    Слайд 21

    Старший дошкольный возраст Основные направления работы – краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю 3. «Родной город»: «История возникновения города»; «Промышленность города»; «Наука, образование и культура»; «Знаменитые земляки»; «Наше духовное наследие»; «Достопримечательности»; «Архитектура»; «Спорт»; карта города; символика города; макеты (микрорайона, улиц, архитектурных сооружений города).

    Слайд 22

    Старший дошкольный возраст Основные направления работы – краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю 4. «Мой край»: символика Красноярского края; карта Красноярского края; материал, знакомящий детей со славой и достижениями Красноярского края (города Красноярского края, чем знамениты, промышленность и сельское хозяйство). 5. «Родная страна»: символика России (герб, флаг, гимн); карта России; природные зоны страны; народы, населяющие страну; промышленность и сельское хозяйство; различные макеты (достопримечательности, архитектура и т.п.).

    Слайд 23

    Старший дошкольный возраст Основные направления работы – краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю 6 . «Защитники Отечества»: «Наши предки - славяне» (иллюстрации, тематические папки, художественная литература и дидактические игры); «Богатыри земли русской» (иллюстрации, тематические папки, художественная литература и дидактические игры); «Великая Отечественная война»;(иллюстрации, тематические папки, художественная литература и дидактические игры); «Война 1812 года» (иллюстрации, тематические папки, художественная литература и дидактические игры); «Российская армия»; фотоматериалы «Памятники воинской славы»; Макеты (древняя крепость, военная техника и т.п.).

    Слайд 24

    Старший дошкольный возраст Основные направления работы – краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю 7. «Приобщение к истокам русской народной культуры»: «Как жили люди на Руси; «Предметы старины»; «Из истории русского народного костюма»; «Народные праздники и гуляния»; «Народный календарь»; русские игрушки (различные куклы-закрутки из соломы, ткани различных видов, ниток, кожи и т.д.; куклы из деревянных чурбачков, обереги); предметы народного декоративно-прикладного творчества (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работы по дереву и пр.); различные макеты (крестьянской избы, комнаты – горницы, крестьянского подворья); куклы в национальных костюмах.

    Слайд 25

    Старший дошкольный возраст Основные направления работы – краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю 8. «Великие соотечественники»: портреты; художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию. 9. «Наша планета - Земля»: глобус; детская карта мира; художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны.

    Слайд 26

    Рекомендуемая литература: Дегтярь О.В., Дмитрюк Е.В. Работа ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников//Воспитатель ДОУ. 2012. №2. С.10-13. Зацепина М.Б. Дни воинской славы: патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 112с. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 96с. Красова Т.Д. Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников//Воспитатель ДОУ. 2012. №4. С.43-46. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2005.-72с. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-изд.-М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 80с. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128с. ШаламоваЕ.И . Смотры-конкурсы по патриотическому воспитанию//Управление ДОУ. 2011.№4. С. 59-66. Юченкова Л.А. Дидактические игры в нравственно-патриотическом воспитании//Управление ДОУ. 2001. №12. С.53-62.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».

    В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност...

    Примерный перспективный план работы с родителями воспитанников по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста

    Примерный перспективный план работы с родителями воспитанниковпо воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста№п/пТемаЗадачиДатаОтветственные1.Родительские собр...

    СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ при воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста

    СОДЕРЖАНИЕ  ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ  СРЕДЫСредний  возрастСтарший  возрастПодготовительная к школе группаКарта  ХМАОФотоальбом «Мой любимый город»Альбомы:«Мы живем н...

    Педсовет «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

    Педсовет включает в себя рассмотрение проблем нравственно патриотического воспитания, анализ анкет для педагогов, деловую игру....

    Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста

    Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...