Интегрированное занятие по произведениям К. Айвазовского и Н. Римского-Корсакова
материал (подготовительная группа)

Цель: Воспитание гармоничного высоконравственного человека.

 

Задачи:

Воспитывать интерес и желание познавать культурное  наследие страны

             через  музыкальное и изобразительное искусство.

Совершенствовать музыкальное восприятие детей, их музыкальный слух.

Расширять знания, связанные с пониманием  специфического

            музыкального языка  и языка изобразительного искусства

            посредством сравнительной характеристики   контрастных

            произведений.

Расширять словарный запас детей, их творческий потенциал.

 

Данные задачи реализуются посредством работы со следующими произведениями:

Н.А.Римский-Корсаков. Вступление к опере «Садко» («Океан-море») -

И.К.Айвазовский.           «Облака над морем. Штиль».

Н.А.Римский-Корсаков. «Шехеразада» (эпизод «Корабль Синдбада-морехода

                                           разбивается о скалу с Медным Всадником») –

И.К.Айвазовский.           «Девятый вал».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ayvazovskiy_-_rimskiy-korsakov.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие:

Н.А.Римский-Корсаков. Вступление к опере «Садко» («Океан-море») -

И.К.Айвазовский.           «Облака над морем. Штиль».

Н.А.Римский-Корсаков. «Шехеразада» (эпизод «Корабль Синдбада-морехода

                                           разбивается о скалу с Медным Всадником») –

И.К.Айвазовский.           «Девятый вал».

Цель: Воспитание гармоничного высоконравственного человека.

Задачи:

Воспитывать интерес и желание познавать культурное  наследие страны

             через  музыкальное и изобразительное искусство.

Совершенствовать музыкальное восприятие детей, их музыкальный слух.

Расширять знания, связанные с пониманием  специфического

            музыкального языка  и языка изобразительного искусства

            посредством сравнительной характеристики   контрастных

            произведений.

Расширять словарный запас детей, их творческий потенциал.

-  Сегодня у нас в гостях не одна, а сразу две интересные картины.

(показ картины «Облака над морем. Штиль.»)

- Что вы видите на этой картине?

(море, небо, облака)

- Да, мы видим бескрайнее море, бесконечное небо. Наше внимание привлекают облака – легкие, воздушные, похожие на сладкую вату.

- Какие цвета использует художник?

(Колорит картины построен на множестве оттенков голубого, серого, синего, белого цветов)

- Как вы думаете, дует ли ветер?

(Нет, потому что море спокойное. Нет волн. Его поверхность гладкая, ровная.)

- Да, картина поражает своим спокойствием, умиротворением. Она так и названа «Облака над морем. Штиль». Слово «штиль» означает полное безветрие.

- Посмотрите на вторую картину!

  (показ картины «Девятый вал»)

- Что вы видите на этой картине?

(Бушующее море, огромные волны, облака, солнце).

- Кого видите на переднем плане?

(Несколько обессиленных штормом людей, спасшихся на обломках корабля)

- Что мы видим в руке одного из них?

(Кусок  красной ткани)

- Да, это сигнал бедствия. Погибающие люди надеются, что таким образом их, может быть, заметят и спасут).

   Какое время суток?

  (Рассвет)

- Как вы думаете, что же произошло ночью?

(Произошла трагедия, беда. Случился сильный шторм. Огромные волны разбили корабль. Погибло много людей. Они были снесены ураганным ветром в бушующее море. Изображенным людям повезло – они спаслись на обломке мачты корабля).

- Живописец изобразил рассвет на море после сильного ночного шторма. Едва поднявшееся солнце разрывает завесу облаков и пронизывает своим золотым сиянием воду, пену, водяную пыль. Огромные волны, подобные горам, неистово бушуют на бесконечном водном просторе, сливаясь с небом, по которому мчатся гонимые ветром облака…

«…Я изобразил рассвет на море после сильного ночного шторма. Едва

      поднявшееся солнце разрывает завесу облаков и пронизывает своим

      золотым сиянием воду, пену, водяную пыль…

      Огромные волны, подобные горам, неистово бушуют на бесконечном

      водном просторе, сливаясь с небом, по которому мчатся гонимые ветром

      облака…»

      В этой картине яркий розово-желтый свет зари заливает небо. В воде – тончайшая игра желтых и синих, лиловых и изумрудных тонов. Буря еще не утихла: самая высокая волна – девятый вал – подняла к небу свою гриву, грозя потопить горстку путешественников, переживших ужасную ночь и спасшихся на обломке корабля.

Несмотря на случившуюся беду, само море изображено  красивым! Краски взяты художником самые разнообразные: синие, зеленые, золотисто-желтые, оранжевые, красновато-серые, сиреневые, фиолетовые…)

Подобная ситуация случилась с самим художником, когда он однажды путешествовал на пароходе. Пароход, на котором он плыл, попал в сильный шторм. Шторм был настолько сильным, что все уже сочли судно утонувшим. В газетах даже появилось сообщение о гибели всех пассажиров. Но корабль не утонул, и все пассажиры остались живы.

Написаны обе эти картины одним художником – Иваном Константиновичем Айвазовским. Величественную красоту морской стихии воспевал он в своих картинах. Это художник-маринист. Так называют живописцев, в своем творчестве изображавших морские пейзажи.

Давайте сравним эти картины.

На картине, изображающей спокойное море, мы видим мягкие линии, светлые краски, округлые силуэты. На нее глядим со спокойным интересом, любуемся морским пейзажем.

На другой же картине – линии изломанные, много красок темных, мрачных. Глядя на нее, мы переживаем, волнуемся о судьбе попавших в беду людей. Смотрим на теплые яркие краски восходящего солнца как на возможность спасения этих несчастных людей.

Эти картины, по-вашему, молчат или звучат?

(звучат)

- Что мы слышим, глядя на первую картину?

(плеск маленьких волн, негромкие крики летающих над водой чаек…)

- А какую музыку слышим?

(спокойную, тихую, небыструю)

- Что мы слышим, глядя на вторую картину?

(грохот волн, завывание ветра, громкие крики людей)

- А какую музыку слышим?

(взволнованную, громкую, быструю)

Слушание:

Фрагмент вступления к опере «Садко» «Океан-море».

Разбор средств выразительности:

Тихая громкость, спокойный темп, неторопливая мелодия, «качающийся» аккомпанемент рисует  небольшие волны – набежала и отхлынула…

Слушание:

Эпизод  симфонической картины «Шехеразада» 4 части «Корабль Синдбада-морехода разбивается о скалу».

Разбор средств выразительности:

Музыка громкая, темп быстрый, мелодия иногда «бурлящая», звучащая в низком регистре, иногда «кружащаяся» как завывание ветра, звучит весь оркестр (тутти)  очень громко в момент гибели корабля Синдбада.

- Который из этих фрагментов озвучивает картину «Облака над морем. Штиль»?

Почему?

- Который из этих фрагментов озвучивает картину «Девятый вал»?

Почему?

Да. Посмотрите на картину. Так все и было…

…На море разыгралась страшная буря. С ревом несутся волны, ветер

       рвет парус, трещат и ломаются мачты…Музыка бурлит и клокочет, как

      сама морская стихия. Грозный тревожный возглас – фанфары труб, а

       затем мощный аккорд всего оркестра вместе с гулким ударом тамтама

       возвещают: корабль  разбился о скалу…К утру затихло, почти

       успокоилось море…

Повторное слушание.

Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Музыкальные способности проявились очень рано. Ему не было еще 2-х лет, а он безошибочно различал все мелодии, которые напевала мама. В 3 годика он уже бил в игрушечный барабан в такт музыке, когда папа играл на пианино. В 6 лет начал обучаться игре на фортепиано. А в 11 лет сочинил свое первое произведение. Читать и считать научился самостоятельно и очень рано. Память у него была превосходная. Он мог наизусть прочитать целые страницы сказок, рассказов слово в слово!

Была у маленького Ники (так звали его близкие) заветная мечта – мечта о морской службе, о путешествиях и далеких землях… Его отец и родной брат служили на флоте и часто рассказывали ему о красоте морей и дальних стран. Под впечатлением всего услышанного Николай поступил в Морской корпус и по окончании проплавал в течение 3-х лет в кругосветном путешествии на корабле «Алмаз». Именно в это время он понял, что больше моря он все же любит музыку. Став композитором, он много своих сочинений посвятил морской стихии, изображая море красками музыки. Любимые темы его произведений – сказки.  Самые известные: «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже».

(Кстати, свои «морские» произведения он писал в тональности ми-мажор. Для него эта тональность виделась в синей краске. Преподавал в Санк-Петербургской консерватории, не имея музыкального образования. Имел 7 детей).

Иван Константинович Айвазовский.

Иван Константинович – самый известный, непревзойденный  маринист в мире. Кто же такой «маринист»? Имя «Марина» значит «морская». Художников, изображаюших морские виды, называют маринистами. Писать пейзажи с изображением моря очень трудно. Ведь море бывает разным: тихим, спокойным и страшным, пугающим…

Море… Таинственная и властная стихия с бесконечно набегающими на берег волнами. Стихия, меняющая цвет от прозрачного бирюзового во время штиля   до густого черного в штормовые дни. Оно всегда манило маленького Ованеса, притягивало к себе, всегда было рядом. И мальчику не надоедало следить за его движением и жизнью…

Ованес Гайвазовский – таково настоящее имя художника. Родился он на окраине древнего крымского города Феодосия « у самого синего моря». Моря, которое за темный цвет в его глубине  называют  Черным.  Больше всего он в детстве любил рисовать, но бумаги и карандашей у него не было. Поэтому рисовал он углем на белых стенах крымских домиков.  Незаурядное дарование Ованеса проявилось очень рано. Он самостоятельно научился играть на скрипке, прекрасно рисовал, проводя много времени на море, любуясь прибоем и величественными кораблями. Большую роль в жизни мальчика сыграл случай. Однажды у калитки своего дома он изобразил в полный рост стоящего в карауле солдата. Случайно попав на глаза градоначальника А. Ив. Казначеева, этот рисунок изменил ход всей  жизни  живописца. Казначеев принял горячее участие в судьбе талантливого мальчика. Он подарил ему целый ящик с красками и огромную стопу рисовальной бумаги. С его помощью Ованес закончил Феодосийское училище, Симферопольскую гимназию, Императорскую Академию художеств. В 1833 году Ованес оказался в столице Российской империи, где изменил свое имя на «Иван Айвазовский». Его педагог Максим Никифорович Воробьев, известный талантливый художник, рано заметил склонность Айвазовского к изображению морской стихии, которую впоследствии поддерживал и развивал. Закончил Императорскую Академию художеств  с большой золотой медалью. Отправился в свою родную Феодосию и вдохновенно работал, утверждая в своих полотнах мысль о совершенстве и превосходстве природы. Долго жил и работал в Италии (Венеция, Флоренция, Сорренто, Неаполь, Рим), где создал 40 крупноформатных картин.

Иван Констатинович любил писать картины под музыку. Она помогала ему найти нужный ритм работы.  Кстати, гениальный художник и сам прекрасно играл на скрипке – любил импровизировать, сочинять. Многих поражала быстрота его работы. Часто на глазах изумленной публики он мог написать пейзаж всего за несколько часов, в один прием. Никто лучше Айвазовского не изображал борьбу человека с беспощадной морской стихией. Свист ветра, разорванные в клочья паруса, страшный треск мачт и громадные волны…

 Будучи совсем молодым и позже уже известным художником, Иван Константинович главным объектом изображения всегда избирал  море. Художник при этом никогда не повторялся. Всю жизнь он искал новые выразительные средства, оттенки освещения волн, облаков, кораблей…

«Кораблекрушение», «Ночь в Крыму», «Вид на Аюдаг», «Венеция», «В бурю», «Чесменский бой», «Аул в Дагестане», «Ураган на море», «Черное море», «Радуга», «Морской вид при луне», «Среди волн» …