Интегрированное занятие по произведению А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Интегрированное занятие по произведению А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."

ЦЕЛЬ: развивать восприятие музыки и прививать детям любовь к классическому наследию через синтез искусств (музыки, поэзии, изобразительного искусства).

ЗАДАЧИ:

-Знакомить детей с творчеством А.С. Пушкина на примере «Сказки о царе Салтане...».
- На примере музыкальных фрагментов  «Сказка о царе Салтане»  русского композитора Н.А. Римского – Корсакого познакомить детей со способами передачи музыкой характеров героев, природных явлений и эмоций.
- Учить воспринимать музыку - как живое образное искусство рожденное жизнью.
- Обогащать словарный запас детей музыкальными терминами.  
- Развивать образную речь дошкольников, творческое воображение, способность к художественному взаимодействию с музыкой. 

- Воспитывать у детей устойчивый интерес к искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin_stsenariy.docx149.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  интегрированного занятия

по произведению А.С. Пушкина

"Сказка о царе Салтане…"

для детей старшего дошкольного возраста

                                          Подготовил        

музыкальный руководитель

Ахмедова Н.А.

        

Москвы Центр Образования 2045 "Путешествие по сказкам А. С. …

Интегрированное занятие по произведению

 А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане…"

для старшего дошкольного возраста.

ЦЕЛЬ: развивать восприятие музыки и прививать детям любовь к классическому наследию через синтез искусств (музыки, поэзии, изобразительного искусства).

ЗАДАЧИ:

-Знакомить детей с творчеством А.С. Пушкина на примере «Сказки о царе Салтане...».
- На примере музыкальных фрагментов  «Сказка о царе Салтане»  русского композитора Н.А. Римского – Корсакого познакомить детей со способами передачи музыкой характеров героев, природных явлений и эмоций.
- Учить воспринимать музыку - как живое образное искусство рожденное жизнью.
- Обогащать словарный запас детей музыкальными терминами.  
- Развивать образную речь дошкольников, творческое воображение, способность к художественному взаимодействию с музыкой. 

- Воспитывать у детей устойчивый интерес к искусству.

Материалы и оборудование: выставка книг А.С. Пушкина, иллюстрации к сказкам, портреты А.С. Пушкина и Н.А. Римского – Корсакого, бумага для рисования, карандаши и краски по количеству детей, оборудование для презентации. Зал украшен по мотивам сказок А.С. Пушкина.

ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети свободно проходят в зал, рассматривают украшения, рассаживаются.

Музыкальный руководитель: Добрый день! Сегодня я рада приветствовать вас снова в нашем музыкальном зале. Музыка - язык чувств и сегодня она нас унесет далеко-далеко в волшебный мир звуков. Мы с вами  побываем в сказке, да не в простой, а в музыкальной! Но у любой сказке, даже у музыкальной, есть авторы. Попробуйте угадать о чьей сказке мы будем сегодня говорить?

Дети рассматривают убранство зала, отвечают.

Музыкальный руководитель: Правильно, ребята! Автор нашей сказки А.С.Пушкин великий русский поэт (Слайд №1).Он родился 6 июня 1799 года в районе Немецкой слободы на окраине Москвы в семье дворянина, потомка знатного боярского рода. Начальное домашнее воспитание получил от гувернантов - французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила Сашу писать и читать по-русски, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту множество замечательных русских сказок. Уже в пять лет написал первые  стихи и оставил вам большое наследие своего творчества (Слайд 2).

Музыкальный руководитель: Ребята, а кто пишет музыку для сказок?

ДЕТИ:  Композитор

Музыкальный руководитель: А я исполняю эту музыку, кто я?

ДЕТИ: Исполнитель.

Музыкальный руководитель: А кто вы, ребята?

ДЕТИ: Слушатели.

Музыкальный руководитель: И вас я считаю благодарными слушателями.

Великий русский композитор  (Слайд 3) Николай Андреевич Римский – Корсаков написал сказочную оперу  "Сказка о царе  Салтане…" на пушкинский текст  в год столетия со дня рождения А.С. Пушкина.

Опера - это музыкальное произведение, в котором герои поют в сопровождении оркестра. Вы слышите призывные звуки трубы? Они зовут нас,  приглашая к началу сказки. Теперь я предлагаю вам прослушать музыкальный отрывок (Слайд 4, 5).

Шмелем князь оборотился,

Полетел и зажужжал;

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корму — и в щель забился.

( звучит фонограмма "Полет шмеля")

Музыкальный руководитель: Я вижу, вы узнали эту музыку. Слушая ее легко, наверное, представить маленького и юркого шмеля.

ДЕТИ: Музыка кружится мелодия забавная (Рукой показывают траекторию полета шмеля - спираль)

Музыкальный руководитель: Скажите, в исполнении какого инструмента вы услышали это произведение.

Дети: скрипка.

Музыкальный руководитель: как называется одновременное звучание разных инструментов?

ДЕТИ: оркестр.


Музыкальный руководитель: Первое чудо  города Леденец –  белочка. Музыка белочки очень светлая,  прозрачная, хрупкая. Песенка белки – это русская народная песня "Во саду ли, в огороде" (Слайд 6).

В музыке белки есть  «присвисточка». Её исполняет музыкальный инструмент с  забавным  названием: «флейта – пикколо», что в переводе  с итальянского языка означает  маленькая флейта. Голос  у флейты – пикколо тонкий, высокий и немножко свистящий, прозвучала музыка очень светлая прозрачная. (Звучит фонограмма «Белка»).

Музыкальный руководитель: А сейчас мы с вами немного разомнемся (проводится физкультминутка под фонограмму «Белка»)

 Белки

Белки прыгают по веткам.

Прыг да скок, прыг да скок!

Забираются нередко

Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)

Будем в классики играть

Будем в классики играть,

На одной ноге скакать.

А теперь ещё немножко

На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)

Музыкальный руководитель: Следующее чудо "Сказки о царе Салтане" – вы угадаете сами (звучит фонограмма «Богатыри»)

Дети отгадывают.

 Музыкальный руководитель: Правильно! Тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором. Это храбрые  витязи, защитники волшебного города  Леденца. Море вскипает, бушует, плещет,  и постепенно из него появляются богатыри. Музыка их мужественная,  торжественная,  похожа на марш (Слайд 7, 8). Она рисует гордую поступь богатырей.

Каждый день идет там диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в скором беге —

И останутся на бреге

Тридцать три богатыря,

В чешуе златой горя,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор;

Старый дядька Черномор

С ними из моря выходит

И попарно их выводит,

Чтобы остров тот хранить

И дозором обходить —

И той стражи нет надежней,

Ни храбрее, ни прилежней.

(Звучит фонограмма «Богатыри»). 

(Звучит фонограмма "Царевна лебедь")

Музыкальный руководитель: О чем  рассказала музыка? (обратить внимание - на плавную, напевную мелодию, похожую на взмахи крыльев сказочной птицы) (Слайд 9, 10). Она - то взлетает в воздух, то падает вниз. На тихом море, плещущие под легким ветерком. Следующее чудо города  Леденца – прекрасная Царевна – Лебедь. Обратите внимание:  как переливаются цвета, как появляется из перьев лицо царевны, как  она  на глазах превращается из птицы  в  девушку. Царевна эта необычайная, волшебная. Это и человек,  и птица. Лебедь – это удивительно красивая и грациозная птица, и музыка её тоже грациозная, изящная, сказочная.  Мелодия похожа  на взмахи крыльев сказочной птицы.  А когда птица  превращается в девушку,  в её музыке звучит русская народная мелодия «На море утушка купалася».

Тут она, взмахнув крылами,

Полетела над волнами

И на берег с высоты

Опустилася в кусты,

Встрепенулась, отряхнулась

И царевной обернулась:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

(Снова звучит фонограмма "Царевна лебедь")

Музыкальный руководитель: Мы с вами сегодня познакомились со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» и оперой Н.А. Римского – Корсакого. А вы знаете, что музыку можно не только услышать, но и увидеть, нарисовать. Я предлагаю вам сейчас превратиться в художников и нарисовать тот эпизод сказки, который вам больше всего понравился и запомнился.

Дети рисуют картины, фоном звучит симфоническая сюита «Три чуда». 

Музыкальный руководитель: вам понравилась сказка? И мне с вами было очень интересно. А все сказки заканчиваются добром, весельем.  Я уверена, что вас не оставит равнодушным увиденное и услышанное. А если дружат музыка и дети - ничего прекрасней нет на свете.

До свидания!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по произведению В.Катаева "Дудочка и кувшинчик"

Не случайно обратилась к проблеме выбора в любой жизненной ситуации.В соответствии с требованиями ФГТ и ФГСО  ребенок должен уметь осознанно и самостоятельно делать свой выбор, в перспективе- стр...

Интегрированное занятие на тему "Ветер по морю гуляет..."(Отрывок из сказки А.С.Пушкина "сказка о царе Салтане"Море)

Занятие проводиться с использованием игровых и электронно-образовательных технологий с элементами рисования...

Интегрированное занятие по произведениям К. Айвазовского и Н. Римского-Корсакова

Цель: Воспитание гармоничного высоконравственного человека. Задачи:Воспитывать интерес и желание познавать культурное  наследие страны...

Интегрированное занятие по произведению П.И.Чайковского "Баба Яга"

Конспект интегрированного занятия по произведению П.И.Чайковского "Баба Яга" для детей подготовительной группы...

Интегрированное занятие по произведениям Н.Носова

На этом итоговом занятии мы  обобщаем и систематизируем знания детей о произведениях Н.Носова. которые изучали в течении длительного времени...

Конспект занятия по рисованию "Три чуда" по произведению А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане".

Конспект может быть использован  воспитателями старших групп при знакостве с произведением А.Пушкина "Сказка о царе Салтане", а также при знакомстве с творчеством композитора Н.А.Римско...