Интегрированное комплексно-тематическое занятие "Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане" Н.Римского-Корсакова
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Елена Юрьевна Немчинова

Занятие предназначено для детей 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannoe_kompleksno.doc54.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированное комплексно-тематическое занятие "Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане" Н.Римского-Корсакова

(подготовительная группа)

Составила и провела

Немчинова Е.Ю

музыкальный руководитель высшей категории

Детский сад № 15 ОАО «РЖД»

2013г.

Задачи:

  • Развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, формировать интерес к музыкальной деятельности.
  • Формировать базовую культуру посредством приобщения детей к музыкальной культуре и художественной литературе..Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к классической музыке.
  • Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, эстетическую оценку, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, искусству и художественной деятельности. Продолжать формировать интерес к искусству музыкальному, как классическому, так и народному.

Цель:

  • Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
  • Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку.
  • Обучать игре на детских музыкальных инструментах. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями.

Тема: «Сказка в музыке».

Цель: Развивать основы музыкально-эстетического сознания в процессе восприятия классической музыки.

Задачи:

Образовательные: - закреплять знания о композиторах, поэтах, об опере,  познакомить с отрывком «Три чуда» из оперы Н.А. Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Развивающие: 

- продолжать развивать целостное и дифференцированное восприятие музыки;

- развивать творческое воображение детей средствами музыки, поэзии и изобразительного искусства; - закреплять умение соотносить свои действия с характером музыки в творческих проявлениях.

Воспитательные: - формировать ценностное отношение к культурному наследию; - развивать коммуникативные качества детей в процессе коллективных действий.

Методы: наглядные (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный: методы демонстрации и иллюстрации), словесные (рассказ, беседа, викторина), практические (импровизированное музицирование, пение)

Цель данных занятий – объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, сценических, литературных, к изобразительной деятельности).

Основными задачами занятий являются:

  • формирование эстетического восприятия окружающего мира;
  • приобщение к миру искусства;
  • воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, умения услышать, увидеть, почувствовать и переживать различные эмоциональные состояния, переданные в произведениях искусства;
  • развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства;
  • развитие детского творчества в изобразительной, музыкальной, речевой и театрализованной деятельности.

Предварительная работа:

Чтение и беседа по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане". Знакомство с композитором и с оперой Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". Подготовка наглядного  материала к опере Н.А. Римского-Корсакова. Заучивание детьми небольших обрывков и отдельных фрагментов: "Белка", "Тридцать три богатыря" и "Царевна-лебедь".

Обучение детей на музыкальных инструментах.

 

Звучит мелодия русской народной песни « Во саду ли в огороде», входят  три девочки в русских костюмах, садятся на скамейку у центральной стены, занимаются рукоделием.

Муз. руководитель:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.

1-ая девица :

Кабы я была царица

Муз. руководитель: Говорит одна девица.

1-ая девица:

То на весь крещенский мир
Приготовила б я пир.

2-ая девица:

Кабы я была царица

Муз. руководитель: Говорит ее сестрица, -

2-ая девица:

То на весь бы мир одна
Наткала я полотна!

3-ая девица:

Кабы я была царица,

Муз. руководитель: Третья молвила сестрица

3-ая девица:

Я б для батюшки царя
Родила богатыря!

Муз. руководитель:

Только вымолвить успела
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь
Стороны той государь.

Вы узнали, какая сказка начинается такими словами? (Дети отвечают). Правильно, это "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".

(показ  слайда 1)

Вспомнить, кто такие поэты и композиторы.

А  знаете ли вы автора  «Сказки о царе Салтане»?

Эту сказку написал А.С.Пушкин.  ( показ слайда 2)

А как вы познакомились с этой сказкой? Смотрели мультфильм?

А музыку к этой сказке  написал великий русский композитор Николай Андреевич Римский- Корсаков. (показ слайда 3)

.Римский- Корсаков сочинил много замечательной музыки. Он автор 15 опер среди которых опера «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка»,  «Сказка о золотом петушке».

Сегодня мы познакомимся с музыкой из оперы «Сказка о царе Салтане».

Кто напомнит, что такое опера?

Опера- это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют

Стихи А.С.Пушкина звучат как музыка. Композитору Римскому – Корсакову  очень понравилась сказка , и он решил сочинить  к ней музыку.

Тихо, тихо сядем рядом

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены,

Вся земля видна вокруг.

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой,

Это музыка торопит

И зовет нас за собой.

Я предлагаю отправиться в увлекательное путешествие в незабываемый прекрасный мир чудес и волшебства и послушать отрывки из оперы про три чуда.

В сказке о царе Салтане много волшебства. Какие чудеса вы можете вспомнить из этой сказки?

Послушайте отрывок из сказки о царе Салтане.

Читает отрывок ребенок.

«Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд;

Слуги белку стерегут»

О ком говорится в этом отрывке?

Послушайте, как Николай Андреевич Римский- Корсаков отобразил эти чудеса в музыке.

Звучит тема белочки.

Муз.рук.

Вы прослушали музыкальный отрывок «Белочка»

Какая это музыка по своему характеру? (танцевальная, веселая, грациозная, ласковая, озорная, теплая, светлая, игривая, задорная, бойкая, прыгучая)

(Показ слайдов 4,5,6,7)

Давайте послушаем эту же музыку на металлофонах в исполнении наших ребят.

(исполнение отрывка)

А мы знаем еще распевку на эту музыку.

Во саду ли, в огороде
Девица гуляла -
Невеличка, круглоличка,
Румяное личко.

( показ движения мелодии)

И снова вернемся в сказку, вспомним второе чудо.

Ребенок читает отрывок.

«Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

33 богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор»

О ком говорится в этом отрывке?

Детям предлагается  послушать  следующий отрывок из оперы

Сначала мы услышим голос трубы, он извещает о том, что идут богатыри. Музыка передает, как море бурлит, как приближаются богатыри: она будет звучать сначала тихо, потом все громче. А потом богатыри вновь уйдут в море - музыка постепенно станет тише.

Звучит тема «33 богатыря».

Этот музыкальный отрывок  называется «Богатыри»

 Как вы можете охарактеризовать это музыкальный образ? (грозный, торжественный, мужественная, величавый, гордый, напористый, широкий, взволнованный, решительный).

(Показ слайдов 8,9,10,11,12)

В музыке ясно слышатся напористые, бурные волны и тяжелые, грозные  шаги богатырей, выходящих из морской пучины.

И какое же третье чудо произошло в сказке?

Ребенок читает отрывок.

«За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь- то говорит,

Словно реченька журчит»

Царевна эта необычная волшебная.

Сначала мы услышим плеск воды, голос птицы, взмахи крыльев. Затем мелодия станет похожа на русскую песню – это лебедь превратилась в прекрасную девушку и вышла на берег.

Звучит тема «Царевна –Лебедь»

Как вы можете охарактеризовать это музыкальный образ? (спокойный, волшебный, ласковый, задумчивый, легкий,  светлый, прозрачный, мечтательный).

Музыка подчеркивает её необыкновенную грациозность, красоту и великолепие.

(Показ слайдов 13,14)

А какие еще превращения были в сказке?

В кого превращался молодой князь?

«И опять она его

Вмиг обрызгала всего.

Тут он очень уменьшился,

Шмелем князь оборотился,

Полетел и зажужжал;

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корму - и в щель забился».

Предлагает детям послушать сцену превращения князя в шмеля.

Звучит тема «Полет шмеля». Показ слайда-клипа.

На что была похожа эта музыка? Композитор написал музыку, удивительно похожую на жужжание шмеля.

А что вы можете сказать о характере музыки, которую вы прослушали? (стремительная, назойливая, привязчивая, осторожная, тихая)

Речевая подвижная игра
«Шмель»

 Еще раз звучит тема «Полет шмеля».

Тут князь очень уменьшился.  Дети приседают.

Шмелем он оборотился. Выполняют мелкие взмахи руками, жужжат.
Полетел и зажужжал. Бегут на носочках, взмахивая руками.

Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
Приседают.
На корму – и в щель забился.

Игра  «Вспомни сказку»
Игра с мячом.
- Я буду бросать мяч и задавать вопрос. Вы будете ловить мяч и отвечать на мой вопрос, при этом бросив мяч мне.
- Кто и в какой сказке Пушкина пел песенку «Во саду ли, в огороде»?
- У кого из героев и в какой сказке «месяц под косой блестит»?
- В какой сказке на берег выходят тридцать три богатыря и как зовут их дядьку?
- В какой сказке главный герой превращался в насекомых и в каких?

Но вот, подошло к концу наше увлекательное путешествие. Какое у вас настроение, после прослушанной музыки

У меня есть иллюстрации..  Кто  изображен на них? А что в этих рисунках не хватает?(красок)

Предлагает  пойти в группу и  раскрасить  рисунок  понравившихся героев и выразить свое настроение с помощью красок.

СОЛНЕЧНАЯ ПЕСНЯ

Мы словно маленькие солнечные зайчики,
У каждого всегда улыбка на лице.
Все любят солнышко, и девочки, и мальчики,
Светлее стало от улыбок на земле.

Припев: Над нашей голубой планетой
С рассветом солнышко встаёт,
И льётся солнечная песня,
И каждый эту песню ждёт.
Давайте за руки возьмёмся,
Давайте вместе песню петь,
Давайте просто улыбнёмся,
И жить нам станет веселей!

С восходом солнца скачут солнечные зайчики,
Помогут бабушке дорогу перейти
И не дадут в обиду старшим самых маленьких.
Но злоба, лень и ложь, с дороги уходи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование "Наши любимые сказки" интегрированные занятия

Одним из важнейших  условий развития положительных нравственных качеств личности ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. Малыш должен отдаваться радости с...

Реализация комплексно-тематического планирования в условиях интегрированного образования. Из опыта работы ГБДОУ. И.И. Голубева, Н.Ю. Малинина, О.В. Михайлова

В статье представлен опыт работы педагогического коллектива по разработке и реализации принципа комплексно-тематического планирования в интегративном детском саду.  Авторы делятся практическими н...

Интегрированное комплексно-тематическое занятие,посвященное Дню Победы

Военная композиция,состоящая из стихотворений,песен,сцен,посвященных празднику Победы...

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...

Конспекты комплексно-тематических занятий в группе раннего возраста интегрированный подход

Конспекты разработаны на основе требований федерального государственного образовательного стандарта . При организации образовательного процесса, в том числе занятий, все образовательные области реализ...

Комплексно - тематическое планирование. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на 2020-2025 учебный год.

Особенности традиционных событий. Комплексно - тематическое планирование.Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на...