Методические рекомендации по использованию ИКТ в образовательной деятельности.
методическая разработка

Самаренкина Валентина Александровна

Использование информационных технологий в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rek_po_isp_ikt_samarenkina_v.a.docx15.37 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию ИКТ

в образовательной деятельности

(подготовила воспитатель МБДОУ № 244 Самаренкина В.А.)

1. Использование информационных технологий в работе с детьми должно осуществляться в полном соответствии с физиологическими нормами и санитарными требованиями.

2. Компьютерные занятия должны быть направлены на повышение эффективности образовательного процесса, способствовать сокращению процесса обучения и сохранению здоровья дошкольников.

 3. Современные информационные технологии необходимо гармонично вписывать в единое образовательное пространство ДОУ так, чтобы они не представляли собой отдельно взятые компьютерные занятия.

4. При составлении индивидуальной программы и плана занятий педагогу необходимо учитывать ведущие дидактические принципы дошкольной педагогики. Важно опираться на имеющиеся у ребенка знания, полученные в процессе выполнения основной образовательной программы, с целью их творческого и продуктивного развития с использованием современных ИКТ.

5. Тематическое планирование НОД с использованием ИКТ должно осуществляться в тесном сотрудничестве специалистов, воспитателей при непосредственном участии старшего воспитателя. Такой подход позволяет всем участникам педагогического процесса создать единый подход к решению воспитательно- образовательных задач, реализуемых различными способами. При таком подходе информационные технологии выступают не как самоцель, а как полноправные дидактические средства развития детей, направленные на активизацию их психических процессов, развитие творческих способностей.

 6. В планировании занятий важно учитывать взаимосвязь прохождения материала основной образовательной программы с содержанием используемых интерактивных продуктов, с целью обеспечения для ребенка единого образовательного пространства. Например, при проведении НОД «Животные севера» можно использовать интерактивную игру. «Животные севера. Выбор изображения

7. Непосредственно образовательная деятельность с использованием информационных компьютерных технологий является одним из этапов решения той или иной воспитательно-образовательной задачи: по развитию математических представлений, изобразительной деятельности, конструированию, развитию речи, ознакомлению с природным миром и др.

 8. Организация и методика проведения непосредственно образовательной деятельности с использованием современных информационных, компьютерных технологий идентична методике проведения традиционных занятий по основным видам детской деятельности. При подготовке к занятию педагог продумывает основные части занятия: - введение – создание мотивации, положительного эмоционального отношения к предстоящей работе, уточнение пройденного ранее материала; - подготовка к восприятию нового материала – беседа, рассматривание дидактического материала, моделирование задания, подготовка к самостоятельной компьютерной деятельности; - собственно деятельность на компьютере; - анализ результата, подведение итога занятия.

 9. Образовательная деятельность с использованием ИКТ должна содержать в себе не только непосредственную работу ребенка с ноутбуком или компьютером, интерактивной доской, документ-камерой, системой голосования, но и собственную продуктивную деятельность. Это может быть конструктивная, изобразительная, проективная и иная детская деятельность, направленная на оптимизацию воспитательно-образовательного процесса, активизацию детей, усвоение поставленных задач, формирование у детей целостного восприятия предложенного материала

10. Методика проведения компьютерного занятия включает в себя несколько частей, из которых только одна проводится при непосредственной работе ребенка на компьютере. Остальные части занятия несут на себе полноправную педагогическую нагрузку.

 11. Собственная продуктивная деятельность детей, согласованная по целям, задачам и тематическому содержанию с деятельностью на ноутбуке или компьютере проводится: - педагогом на занятии – как фрагмент НОД; - воспитателем в группе в параллельном или последовательном прохождении аналогичной темы по тому или иному виду деятельности;. - педагогом дополнительного образования (по театрализованной деятельности, изостудии и др.) или специалистом (педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем и др.)

 12. Ведущая роль отводится выбору используемого мультимедиа-продукта, так как именно в нем заложены основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы образовательного процесса, их соответствие целям, задачам и программному содержанию.

 13. Важность профессионального, грамотного подхода к этому вопросу обусловлена наличием в настоящее время большого количества компьютерных программ для детей, не отвечающих психолого-педагогическим требованиям.

 14. Большая роль в организации педагогического процесса с использованием ИКТ отводится выбору развивающей предметно-пространственной среды. Для оптимального раскрытия широких возможностей информационных технологий в развитии детей важно использовать их вместе с играми и игрушками.

15. Необходимо использовать традиционную развивающую предметно- пространственную среду: демонстрационный и раздаточный материал, иллюстрации, видео, мультипликацию и др.

16. Комплексное использование ИКТ с привычной для ребенка развивающей предметно - пространственной средой: строительным и природным материалом, красками и мозаикой, поможет сформировать у детей восприятие современных технологий как технологического средства для решения творческих, продуктивных задач, научит ребенка реальному созиданию, сохранит его от «ухода» в виртуальный компьютерный мир. Оптимальный результат достигается путем использования ведущих, традиционных средств и методов образовательной деятельности с активным внедрением эмоционально значимых приемов(проблемно-поисковые ситуации, игровые ситуации).

 17. Заключительным этапом работы ребенка с информационными технологиями должно быть создание собственного продукта. Это может быть книга речевого детского творчества с картинками, напечатанный рисунок, открытка «День матери», плакат, листовка «Берегите лес» составленный рассказ, иллюстрация к сказке, эскиз афиши «Внимание, конкурс!». Результат детской деятельности должен быть продиктован желанием ребенка придумывать, созидать, воплощать. Советы родителям дошкольников по выбору компьютерных игр и материал для родителей и педагогов «Полезные ссылки (интернет-ресурсы, посвященные проблемам воспитания и развития детей дошкольного возраста») можно разместить на официальном сайте МБДОУ или страничке группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию ИКТ в образовательном процессе дошкольников

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным о...

Доклад "Методические рекомендации по использованию макетов в игровой деятельности дошкольников"

В статье даны рекомендации по созданию и использованию макетов в работе с дошкольниками....

ЮЖНЫЙ ОСТРОВ «ГОВОРЛЯНДИЯ». Методические рекомендации к использованию универсального игрового образовательного модуля для речевого развития дошкольников

Методическое сопровождение для организации образовательного процесса с дошкольниками в рамках модуля представляет собой практический материал  (игры и упражнения) направленные на речевое , познав...

«Методические рекомендации по использованию ЭОР в образовательном процессе дошкольника»

В настоящее время в нашей стране реализуется стратегия развития информационного общества. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образовани...