Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
консультация

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno-patrioticheskoe.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и неразрывность с окружающими, желание сохранить, приумножить богатства страны.

Патриотические чувства надо прививать детям уже  с младшего  дошкольного возраста. Детство - это и деревья под окном, и родные напевы, и поразившие факты и события. С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, вселяют веру, надежду, добро. Сказки волнуют ребёнка, заставляют плакать и смеяться, показывают ему, что трудолюбие, дружба, взаимопомощь важны для человека. Загадки, пословицы, поговорки - это жемчужины народной мудрости, они воспринимаются ребёнком легко, естественно. Но в них юмор, грусть и глубокая любовь к человеку и Родине. Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной. Но, без помощи взрослого ребёнку, трудно выделить наиболее существенное. Взрослые выступают посредником между ребёнком и окружающим миром, направляют, регулируют восприятие им окружающего мира. Воспитание патриотических чувств у дошкольников происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, а затем к городу, стране.

Мы с первых лет жизни, учим ребёнка любить родителей, помогать им. Благодарное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним - важно для личности ребёнка. Для того чтобы чувства стали началом любви к Родине, надо чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников вносящих вклад в общее дело.

Работая с детьми дошкольного возраста, мы можем наблюдать, что в этом возрасте дети не проявляют должного интереса к своей Родине. А ведь чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Любить Родину - значит знать ее, прежде всего свою малую Родину.

Чувство нравственности и патриотизма формируется с раннего возраста (чувства к родным и близким людям, интереса к играм – забавам и т. д) Какие нравственно-патриотические чувства мы можем воспитать у ребёнка? Это любовь и привязанность к своей семье, природному окружению, народному искусству, малой Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство.

Какие задачи включает в себя нравственно - патриотическое воспитание в младшем дошкольном возрасте?

- Формируем первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые, девочки нежные, добрые)

- Проводим беседы о членах семьи, закрепляем умение называть их имена.

- Формируем представления о простейших взаимосвязях в природе, воспитываем доброе отношение к ней, привлекаем к посильному уходу за растениями.

- Формируем интерес к художественной литературе, народному творчеству.

- Знакомим с народной игрушкой (матрёшка, дымковская игрушка)

- Через вовлечение детей в жизнь группы воспитываем чувство общности, знакомим с работниками детского сада.

- Формируем первые представления о родной стране (название города) Побуждаем рассказывать и называть места, где они гуляли с родителями (сквер, парк, цирк, фонтан, детская площадка)

-Напоминаем название родного города.

В нравственно - патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста надо помнить о некоторых принципах:

- Давать детям материал нужно с учетом принципа от более близкого ребёнку, к менее близкому.

- Приобщать детей к культуре, истории природе родного города.

- Необходимо привлекать детей к участию к праздникам, чтобы они проникались общей радостью и весельем.

В своей работе можно использовать следующие приёмы:

  • беседы, способствующие воспитанию гордости за свою малую Родину: «Имя нашего города»; «Моя родная улица»;
  •  дидактические игры: «Моя семья», «Узнай по описанию», «Уроки доброты»,  «Профессии» , которые развивают  активность и любознательность детей, развивают  речь и другие психические процессы;
  •  сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки – матери», «Путешествие по городу», «Магазин сувениров»  и др;
  • чтение художественной литературы: «Гуси – лебеди», «Веретено», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Крошечка - Хаврошечка», пословицы, поговорки, потешки, заклички. Рассматривание буклетов, иллюстраций, открыток, фотографий, альбомов о городе и стране способствовали эмоциональному восприятию информации.
  • проведение праздников и спортивных развлечений, например,  «Наши папы»,  «День матери» и «8 марта» - эти мероприятия воспитывают любовь и уважение к своим родителям, способствуют созданию семейных традиций.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - процесс сложный и длительный, не может происходить от случая к случаю. Результата можно достичь только систематической работой, и эта работа в основном, происходит как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное от образовательной деятельности время.

Важным моментом является то, что сами взрослые должны  знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям младшего  дошкольного возраста. То, что может вызвать у детей чувство восторга. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 87»

Консультация для родителей:

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Воспитатели:

Бакушина Ю.В.

Рязань 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».

В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА «МУЗЫКА И ХОРЕОГРАФИЯ», А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Статья посвящена воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством образовательной деятельности на занятиях по физическому воспитанию, музыке и хореографии....