Круглый стол "Школа начинающего педагога"
план-конспект занятия

Макаршева Екатерина Викторовна

В начале образовательной деятельности многие специалисты оказываются перед проблемой «С чего начать». Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы провели круглый стол «школа начинающего педагога», в рамках которого мы постарались обсудить несколько проблемных моментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_nachinayushchego_pedagoga.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Школа начинающего педагога

"Твое оригинальное начало образовательной деятельности" "Факторы, влияющие на качество образовательного процесса"

        В начале образовательной деятельности многие специалисты оказываются перед проблемой «С чего начать». Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы провели круглый стол «школа начинающего педагога», в рамках которого мы постарались обсудить несколько проблемных моментов:

  1. Проектирование образовательного процесса:

Проектирование   образовательного  процесса осуществляется в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями и предполагает:

·         решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

·        построение воспитательно-образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др.

·        комплексно-тематический подход в построении образовательного процесса с учетом реализации принципа интеграции образовательных областей.

  1. Принципы организации образовательного процесса:

Принципы  организации образовательного  процесса соотносятся с ценностно-целевыми ориентирами, подходами в деятельности дошкольного образовательного учреждения:

- Принцип психологической комфортности, предполагающий психологическую безопасность, защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта,  создание  условий  для  активности, самореализации  дошкольника   (ценность жизни и здоровья, здоровьесберегающие технологии).

- Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка (развивающий, личностный, деятельностный подход).

- Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка (индивидуальный, личностный, деятельностный подход)

- Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению (личностный подход, здоровьесберегающие технологии).

       3. Планирование образовательной деятельности:

Планирование ежедневной организации образовательного процесса включает время, отведенное на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,  познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, самостоятельную деятельность детей, взаимодействие с семьями воспитанников  и  учитывает  равнодолевое  соотношение  основных  направлений  развития  ребенка: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое  и художественно-эстетическое.

Организация  деятельности  взрослых  и детей  по  реализации  и  освоению  Программы  осуществляется  в  двух  основных  моделях  организации  образовательного  процесса:

- ¾      совместная  деятельность  взрослого  и  ребенка,  которая  осуществляется  в  ходе  режимных  моментов  (решение  задач  сопряжено  с  одновременным  выполнением  функций  по  присмотру  и уходу  за  детьми)  и  организации различных видов детской деятельности  (игровой,  коммуникативной,  познавательно-исследовательской, трудовой,  продуктивной  и  т.п.),  а  также  создание  условий  для  самостоятельной  деятельности    детей  в  группе;

- ¾      непосредственно-образовательная  деятельность   (не  сопряжена  с  выполнением   функций  по  уходу  и  присмотру  за  детьми).

        Общий  объем  самостоятельной  деятельности  детей  соответствует  требованиям  действующих  СанПиН (3-4  часа  в  день  для  всех  возрастных  групп  10,5  часового пребывания  детей в ДОУ).

     Непосредственно образовательная  деятельность  реализуется  через  организацию различных  видов   детской  деятельности  и  их  интеграцию  с  использованием  разнообразных  форм  и методов  работы,  выбор  которых  осуществляется  педагогами  самостоятельно    в  зависимости  от  контингента  детей,  уровня  освоения  Программы  и  решения  конкретных  образовательных  задач.

При планировании совместной деятельности педагога с детьми, для предупреждения заорганизованности образовательного процесса, учитывается  ранее рассчитанный объем времени, включающий образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности  и  режимных  моментов.

Организация непосредственно образовательной деятельности

в группах общеразвивающей направленности

/ в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010/

Виды организованной образовательной деятельности

 

Кол-во

 

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

 

Познание

 Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность

-

-

-

1

1

 

 Формирование элементарных математических представлений

-

1

1

1

2

 

 Формирование целостной картины мира

 

1

1

1

1

1

Коммуникация

1

0,5

0,5

1

1

Чтение художественной литературы

1

0,5

0,5

1

1

Художественное творчество                                Рисование

1

1

1

2

2

Лепка

1

0,5

0,5

0,5

0,5

Аппликация

 

-

0,5

0,5

0,5

0,5

Физическая культура

3

3

3

3

3

Музыка

2

2

2

2

2

Общее количество

10

10

10

13

14

 

4.Формы проведения занятий в ДОУ

Виды занятий

Содержание заданий

1

Комплексное занятие

На одном занятии используются разные виды детской деятельности и искусства: художественное слово, музыка, изобразительная деятельность и другие

2

Тематическое занятие

Занятие посвящено конкретной теме, например, «Что такое хорошо и что такое плохо». Вполне может быть комплексным

3

Экскурсия

Организованное целевое посещение отдельных помещений детского сада, библиотеки, ателье, других объектов социальной инфраструктуры района

4

Коллективное занятие

Коллективное написание письма другу, сочинение сказки по кругу и другое

5

Занятие-труд

Помощь дворнику в уборке участка, посадка лука, цветов

6

Интегрированное занятие

 

Занятие, включающее разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием. Оно может состоять из двух-трех классических занятий, реализующих разделы образовательной программы, объединенных одной темой, или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного.

7

Занятие – творчество

Словесное творчество детей в специально созданной «Сказочной лаборатории» или «Мастерской художника»

8

Занятие – посиделки

Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности

9

Занятие – сказка

Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказкой

10

Занятие – пресс-конференция журналистов

Дети задают вопросы «космонавту», героям сказок и другим

11

Занятие – путешествие

Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами дети

12

Занятие – эксперимент

Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом

13

Занятие – конкурс

Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами КВН, «Что? Где? Когда?» и другими

14

Занятие – рисунки-сочинения

Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам

15

Занятие – беседа

Беседы с детьми о труде взрослых, на этические и другие темы

16

Комбинированное занятие

В процессе проведения занятия сочетается несколько видов детской деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная и т.д.) и используются методы и приемы из разных педагогических методик (методики р/р, методика развития ИЗО, методика музыкального воспитания и т.д.)

5. Факторы, влияющие на качество образовательного процесса в ДОУ

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий.

 Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. Реформирование дошкольного образования было связано с учетом специфики развития дошкольников, самоценностью этого периода жизни ребенка. При этом показателем эффективности образования стала считаться не «обученность» детей (сумма усвоенных знаний), а уровень их психического развития, наличие условий для полноценного проживания детьми этого уникального периода.

Все программы дошкольных учреждений делятся на комплексные и парциальные. Комплексные (или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально- личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.). Парциальные (специализированные)- включают одно или несколько направлений развития ребёнка.

        Помимо образовательной программы не менее важная роль отводится самому педагогу. В данном случае рассматривается не только уровень его подготовленности (уровень образования), но и личностные качества, которые помогут наладить доверительные отношения с детьми.

        

        Соблюдение всех перечисленных особенностей образовательного процесса поможет правильно выстроить начало деятельности, а следовательно создать наилучшие условия для полноценного развития ребенка в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа молодого педагога – одна из форм повышения мастерства начинающего педагога

Организация работы заместителя заведующего по воспитательной и методической работе по раскрытию творческого потенциала начинающего педагога...

План работы педагога наставника по сопровождению начинающего педагога на 2018-2019 уч.год

План работы педагога наставника по сопровождению начинающего педагога на 2018-2019 уч.год...

Тренинг для начинающих педагогов "Я - успешный педагог"

Одной из эффективных форм психологической помощи начинающим педагогам по предупреждению их профессиональной дезадаптации являются тренинговые занятия, цель которых является «разви...

Консультация для начинающих педагогов "Самообразование педагогов в ДОУ"

Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для ...

План работы педагога-наставника с начинающим педагогом

Для того, чтобы повысить профессиональное мастерство молодых педагогов, используются разные формы работы. Выбор форм работы зависит от этапа реализации программы, от личностных качеств педагогов, от у...

Мировое кафе с педагогами "Наставничество - разновидность индивидуальной работы с молодыми и начинающими педагогами"

Как интересно провести тематический педагогический совет с педагогами в формате "Мирового кафе".Представляю вашему вниманию материал педагогического совета.Мировое кафе проводилось с педагог...