«Память, виды памяти, особенности памяти, характеристика непроизвольной памяти у детей»
презентация

Денисова Лариса Владимировна
•Память ребенка - это его интерес, поэтому на протяжении всего дошкольного детства очень важно сделать для детей интересным все то, что они должны запомнить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Память303.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПСИХОЛОГИЯ Выполнил: Денисова Лариса Владимировна

Слайд 2

Задачи: 1. Изучить из разных источников теоретический материал по теме «Память, виды памяти, особенности памяти, характеристика непроизвольной памяти у детей» 2. На основе полученных знаний провести предложенные в задании контрольной работы эксперименты и определить особенности непроизвольной памяти у детей младшей группы МДОБУ Тындинский детский сад «РАДУГА» 3.Изучить материал об использовании игр на развитие памяти у детей. Подобрать игровой материал способствующий диагностике и коррекционной работе с детьми.

Слайд 3

Память – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли. Это процессы организации прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Слайд 4

При характеристике памяти выделяют следующие ее процессы: Запоминание - процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах : запечатление - кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд; непроизвольное запоминание – непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала; преднамеренное запоминание (заучивание) – целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти. .

Слайд 5

2. Сохранение - процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. 3. Забывание - это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала.

Слайд 6

4. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроизведение имеет несколько уровней: узнавание , которое возникает при повторном восприятии объекта; воспоминание , которое осуществляется в отсутствие объекта восприятия; припоминание , представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от четкости поставленных задач; реминисценция – непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого.

Слайд 7

ВЫВОД: Таким образом, память – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли. Существуют четыре процесса памяти, а именно: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение. Процессы памяти очень важны и играют значимую роль в развитии памяти человека.

Слайд 8

виды памяти Оперативная память Сенсорная память. Это самый первый этап процесса запоминания информации, который можно назвать физиологическим или рефлекторным уровнем. Сенсорная память зрительная слуховая Кратковременная память . Это первый этап обработки предназначенной для хранения информации Долговременная памят ь. На уровень долговременной памяти поступает и долго хранится только: включенная в деятельность; осмысленная; – обработанная информация, привязанная смысловыми и ассоциативными связями к уже там имеющейся. Образная память - самый большой объем информации в нашей памяти хранится в виде чувственных образов. Моторная или двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение движений – основа для формирования практических и трудовых навыков , навыков ходьбы, письма и т. д Эмоциональная память имеет ярко выраженный ассоциативный характер, то есть воспоминания активизируется в процессе установления связи – ассоциации с каким-то явлением или событием. Словесно-логическая память считается исключительно человеческим и носит смысловой, осознанный характер. Непроизвольная память- запоминается непроизвольно , то есть без волевых усилий Произвольная память - это прежде всего специальные приемы запоминания. Их еще называют приемами мнемотехники по имени древнегреческой музы памяти Мнемозины.

Слайд 9

Особенности памяти детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная Развитие памяти идет от непроизвольной и непосредственной к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию В основном у всех детей раннего дошкольного возраста преобладает непроизвольная, зрительно-эмоциональная память , только у лингвистически или музыкально одаренных детей превалирует слуховая память . У многих детей младшего и среднего дошкольного возраста хорошо развита непосредственная и механическая память .

Слайд 10

Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырехлетнем возрасте . Память ребенка приобретает элементы произвольности . В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность , которая подчиняется специальной цели запомнить . В возрасте 5–6 лет отмечаются первые перцептивные действия, направленные на сознательное запоминание и припоминание . К ним относится простое повторение . К 6–7 годам процесс произвольного запоминания практически завершается .

Слайд 11

«У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непро­извольное воспроизведение — единственная форма работы памяти. Ре­бенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или при­помнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специаль­ных приемов», — замечает В. С. Мухина

Слайд 12

Выполнение практической части контрольной работы, проводимой в течении октября – ноября 2019 г. по выявлению особенностей непроизвольной памяти у детей младшей группы (3-4 года) МДОБУ Тындинский детский сад №3 1 задание Н еобходимо поочередно показывать ребенку 4-5 игрушек, убирая каждую из них не сразу после демонстрации. Убрав последнюю игрушку, попросить назвать увиденное. Ребенку больше всего запомнилась последняя игрушка, ребенок описал ее в красках, подробно, первую игрушку, которую показывали ребенку не запомнилась вовсе. 2 задание Н еобходимо разложить перед ребенком 4-9 других игрушек и предложить поиграть ими в течение 5-10 минут. Убрав их, спросить, с какими игрушками он играл. Ребенку понравилась играть с большими, яркими игрушками, функциональными игрушками, где можно их разобрать и собрать. 3 задание Н еобходимо было разложить перед ребенком 6-9 картинок (2-3 картинки с изображением мебели, 2-3 с изображением посуды. 2-3 с изображением транспорта). Предложить в течение 3 минут посмотреть на них. Убрав картинки, попросить ребенка назвать изображенные предметы . Ребенку запомнились, те картинки, которые он встречал в своей жизни и часто контактировал с ними, больше всего назвал картинки с мебелью. По данным ответам ребенка можно сделать следующий вывод, что память у ребенка носит избирательный характер: лучше запоминается то, что привлекательно, забавно, выразительно, интересно, то, что произвело впечатление.

Слайд 13

Для развития памяти можно различные игры: Игра «Запомни и расскажи». Цель: развивать внимание, память. Описание : рассмотреть с ребенком картинку с простым сюжетом, например: изображение нескольких цветов или деревьев. Убрать картинку и попросить ребенка рассказать то, что он запомнил: сколько было цветов, какого они цвета, где они росли, чем они отличаются друг от друга. По мере адаптации ребенка к игре задать вопросы, побуждающие к большей детализации рассказа, подбирать картинки с большим количеством элементов.

Слайд 14

Для развития памяти можно различные игры: Игра «Запомни — положи» Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать последовательность картинок (игрушек). Оборудование: 4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 4 игрушки. Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. После этого картинки (игрушки) смешиваются, а ребенок должен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку.

Слайд 15

Для развития памяти можно различные игры: Игра «Посмотри — запомни — нарисуй» Задача: развить у детей зрительную и двигательную память, мелкую моторику. Оборудование : карточка с 2-3 нарисованными на ней геометрическими фигурами, знакомыми ребенку в этом возрасте. Описание. Взрослый показывает ребенку карточку с фигурами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд и запомнить. Затем карточка убирается, а ребенок должен нарисовать увиденные фигуры в том же порядке, как на образце.

Слайд 16

Память ребенка - это его интерес, поэтому на протяжении всего дошкольного детства очень важно сделать для детей интересным все то, что они должны запомнить.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЯ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности памяти и ее развитие у детей с задержкой психического развития»

Что такое ЗПР? ЧТо страдает?Можно ли помочь ребенку с ЗПР и как? Примеры дидактических игр  с описанием...

Память.Виды памяти.

Память человека включает запоминание информации, её сохранение, извлечение и воспроизведение....

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОНСКОГО;Картотека игр на развитие памяти у детей старшего дош.возрас

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОН...

Особенности развития и формирования памяти у детей

Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитие их памяти. Ребенок относительно легко запомина...

Доклад на тему "Особенности развития и формирования памяти у детей"

Особенности развития и формирования памяти у детей.Дошкольный возраст — время бурного развития высших психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются...

Особенности развития и формирования памяти у детей

Дошкольный возраст — время бурного развития высших психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера. П...

Особенности развития и формирования памяти у детей.

Дошкольный возраст — время бурного развития высших психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера. П...