Особенности развития и формирования памяти у детей
статья (старшая группа)

Берестова Ольга Валерьевна

Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитие их памяти. Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок и т. д.

Запоминание часто происходит без заметных усилий, а объем запоминаемого увеличивается настолько, что некоторые исследователи считают, будто именно в дошкольном возрасте память достигает кульминационного пункта своего развития и в дальнейшем лишь деградирует (Эльконин Д. Б., 1960).

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах - восприятии и мышлении. Восприятие, хотя и становится более осознанным, целенаправленным, все же сохраняет глобальность. Так, ребенок преимущественно выделяет наиболее яркие признаки предмета, не замечая другие, нередко более важные. Поэтому представления, которые составляют основное содержание памяти дошкольника, нередко отрывочны. Запоминание и воспроизведение проходят быстро, но бессистемно. Дошкольник «перескакивает» с одного признака предмета или компонента ситуации на другой. В памяти он часто удерживает второстепенное, а существенное забывает. Развитие мышления приводит к тому, что дети начинают прибегать к простейшим формам обобщения, а это в свою очередь обеспечивает систематизацию представлений. Закрепляясь в слове, последние приобретают «картинность». Совершенствование аналитико-синтетической деятельности влечет за собой преобразование представления (Урунтаева Г.А., 2001).

Двигательная память. Ее работа в дошкольном возрасте становится все более сложной. Для занятий спортом, танцами, игрой на музыкальных инструментах необходимо такие умения ребенка, как запоминать, сохранять и воспроизводить в определенном порядке все более сложные движения.

Движения начинают осуществляться в соответствии с образцом, данным взрослым, на основе которого в памяти формируется зрительно-двигательный образ. По мере освоения движения или действия роль образца взрослого уменьшается, так как ребенок сравнивает их выполнение с собственными идеальными представлениями. Такое сравнение значительно расширяет его двигательные возможности.

Совершенствование действий с предметами, их автоматизация и выполнение с опорой на идеальный образец - образ памяти - позволяют малышу приобщиться к таким сложным видам трудовой деятельности, как труд в природе и ручной труд. Ребенок качественно выполняет орудийные действия, которые основаны на тонкой дифференцировке движений, специализированной мелкой моторике, - вышивает, шьет, наклеивает, сгибает и т.д. (Урунтаева Г.А., 2011).

Впечатления об отношениях и контактах с окружающим хранит эмоциональная память, она также предостерегает от возможных опасностей или же, наоборот, подталкивает к действиям. Например, если вдруг ребенок обжегся о горячий чайник или был исцарапан кошкой, то полученные таким образом впечатления будут ограничивать его любопытство в будущем лучше любых запретительных слов взрослых. Или же ребенок просит родителей о просмотре определенного мультфильма, который он уже много раз смотрел. Рассказать его содержание он не может, но зато помнит, что этот мультфильм очень смешной. Так действует память чувств.

В дошкольном возрасте в мнемические процессы все больше включается речь. Младшие дошкольники называют признаки объектов, что существенно влияет на эффективность образной памяти. А старшие дошкольники используют речь при запоминании, и это повышает продуктивность образной памяти.

Все больше объединяясь с мышлением и речью, память приобретает интеллектуальный характер.

Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи, при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Развитие словесной памяти тесно связано с развитием образной, поскольку язык ребенка развивается наглядным путем (Урунтаева Г.А., 2011).

У детей дошкольного возраста можно выделить два основных вида деятельности, внутри которых происходит запоминание словесного материала. Это прежде всего деятельность по активному овладению речью. В дошкольном возрасте ребенок особенно активно овладевает формами родного языка. В эту деятельность по овладению новыми формами слов и их сочетаний и включается запоминание, на этой же основе часто происходит и воспроизведение. (Эльконин Д. Б., 1960).

По Р. И. Жуковской, для запоминания дошкольниками стихотворений, потешек и т. д. большое значение имеют ритмичность, звучность и смежные рифмы. Интерес к самому содержанию способствует запоминанию стихотворений только тогда, когда они совершенны по форме.

У детей старшего дошкольного возраста хорошо развито механическое запоминание. Однако детям 6-7 лет доступны также элементы логического запоминания. Этот вид памяти проявляется тогда, когда содержание запоминаемого материала понятно детям. Ребенок 6-7 лет воспроизводит в среднем из 10 хорошо знакомых слов - 4-8, а из 10 незнакомых всего 1-2 слова.

В развитии логической памяти основную роль играет процесс обучения.

Старшие дошкольники могут овладеть такими приемами логического запоминания, как смысловое соотнесение и смысловая группировка. Такое обучение должно проводиться в три этапа, в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина:

1-й этап -- практического действия (дети учатся раскладывать картинки по группам);

2-й этап -- речевого действия (после предварительного ознакомления с картинками ребенок должен рассказать, какие из них можно отнести к той или иной группе);

3-й этап -- умственного действия (на этом этапе распределение картинок по группам осуществляется ребенком в уме, затем он называет группу).

Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было обращено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно (Мухина В.С., 2003).

П. И. Зинченко изучал влияние мотивов деятельности на эффективность непроизвольного запоминания. Детям старшего дошкольного возраста предлагались 10 слов; к каждому из них они должны были сами придумать другое слово: в одном случае связанное с заданным в смысловом отношении (например, молоток--гвозди, река--лодка), в другом случае придуманное слово должно было означать какое-либо свойство или действие предмета (например, петух--поет; дом--деревянный). Один раз это нужно было сделать при решении учебной задачи; в другой раз--в условиях соревновательной игры. Перед детьми не ставилась задача запоминания, и лишь после того, как они выполнили подбор слов, их спрашивали о тех словах, с которыми они действовали.

Полученные данные показывают, что в старшем дошкольном возрасте игровые мотивы (в данном случае мотивы соревновательной игры) оказывают положительное действие и повышают эффективность непроизвольного запоминания (Эльконин Д. Б., 1960).

Но механизмы памяти детей старшей дошкольной группы не исчерпываются непроизвольным запоминанием. К 6--7 годам в жизни ребенка появляется важное психологическое новообразование, дети овладевают собственно мнемической деятельностью, у них возникает произвольная память.

По степени развития произвольной памяти у детей 5 - 7 лет З.М. Истомина предлагает выделять три уровня:

1. характерно отсутствие вычленения цели запоминать или припоминать;

2. наличие данной цели, но без применения каких-либо способов, направленных на ее осуществление;

3. наличие цели запомнить или припомнить и применение мнемических способов для осуществления этого. Дети 6--7 лет достигают второго и третьего уровня развития памяти (Смирнова Е.О., 2003).

Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход. Возникновение произвольной памяти не случайно, оно связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия относительно отдаленным целям, а также со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности (Урунтаева Г.А., 2001).

Овладение произвольными формами памяти включает несколько этапов. Сначала ребенок начинает выделять только задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше, так как ребенок в первую очередь сталкивается с ситуациями, в которых от него ждут именно припоминания, воспроизведения того, что он раньше воспринимал или желал. Задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое (Мухина В.С., 2003).

Дошкольник начинает осознавать и использовать некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности, например, повторение, аналогии. Таким образом формируются предпосылки для превращения запоминания в особую умственную деятельность. Повторение может выступать в таких формах, как повторное восприятие предметов, их повторное называние, воспроизводящее повторение, осуществляющееся после восприятия всего материала. Благодаря использованию средств и приемов запоминания дети переходят от непосредственных форм памяти к опосредованным. Так, старшие дошкольники в два раза эффективнее, чем младшие, запоминают слова, когда опираются на картинки, которые они сами подобрали для помощи в последующем воспроизведении (А.Н. Леонтьев) (Урунтаева Г.А., 2011).

Специально следует указать, что важнейшей особенностью в развитии познавательной сферы дошкольника «является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функций ребенка, которая характеризуется... в первую очередь тем, что в центре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте принадлежит доминирующая роль».

Память сохраняет представления, которые в психологии интерпретируют как «обобщенное воспоминание». Переход к мышлению из наглядно воспринимаемой ситуации к общим представлениям «есть первый отрыв ребенка от чисто наглядного мышления». Таким образом, общее представление характеризуется тем, что оно способно «вырвать предмет мышления из конкретной временной и пространственной ситуации, в которую он включен, и, следовательно, может установить между общими представлениями связь такого порядка, которая в опыте ребенка еще дана не была» (Выготский Л.С., 1935).

Исходя и всего вышеизложенного и подводя итог, выделим особенности развития памяти у детей дошкольного возраста:

* преобладание непроизвольной образной памяти;

* память приобретает интеллектуальный характер, все больше объединяясь с мышлением и речью;

* словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание, расширяет познавательную деятельность ребенка;

* складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции процесса запоминания сначала со стороны взрослого, а затем и самого ребенка;

* формируются предпосылки для овладения логическими приемами запоминания;

* развитие памяти включается в развитие личности.

Таким образом, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Развитие произвольной памяти имеет большое значение для подготовки ребёнка к школьному обучению. Никакая учебная деятельность не будет возможной, если ребёнок будет запоминать только то, что его непосредственно интересует, не считаясь с требованиями учителя, с теми задачами, которые выдвигаются школьной программой. Отсюда следует, что развитию памяти в дошкольном возрасте следует уделять много внимания.

Память составляет основу всех психологических процессов человека. Это сложная психическая деятельность; запоминание, сохранение и воспроизведение информации; отражение прошлого опыта. Существуют различные классификации видов памяти. Важная роль в ее общем развитии принадлежит дошкольному возрасту. Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитие их памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития и формирования словаря у детей старшего возраста с нарушениями речи.

Именно процесс общения влияет на становление ребёнка как личности, растёт его самопознание, растёт умственное, речевое и нравственное развитие, формируются познавательные способности. Изучая свойства ...

Допматериал к консультации для педагогов Особенности восприятия сенсорных эталонов дошкольниками. Методы развития восприятия и памяти у детей 2-7 лет

   Презентация к консультации для педагогов "Особенности восприятия сенсорных эталонов дошкольниками. Методы развития внимания и восприятия детей 2-7 лет"...

Рекомендации по формированию памяти у детей.

Рекомендации для родителей по формированию памяти у детей...

Доклад на тему "Особенности развития и формирования памяти у детей"

Особенности развития и формирования памяти у детей.Дошкольный возраст — время бурного развития высших психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются...

Особенности развития и формирования памяти у детей

Дошкольный возраст — время бурного развития высших психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера. П...

Особенности развития и формирования памяти у детей.

Дошкольный возраст — время бурного развития высших психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера. П...

Особенности развитие внимания и памяти в старшем дошкольном возрасте. Что такое произвольность?

Знакомим родителей с понятиями произвольное и непроизвольное внимание, главная движущая сила развития внимания - интерес. Гаджеты , телевизор и внимание. Игры для развития памяти и внимания....